Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.



Специальная педагогика- это наука, изучающая закономерности, процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных методах воспитания и обучения.

Основная цель — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Плюс это и коррекция и социальизация и тд.

Задачи специальной педагогики:

  • изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
  • определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
  • определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
  • изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
  • разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
  • изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
  • исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

Помощь родителям детей с ограниченными возможностями

 

  1. Какие вам известны классификации лиц с ограниченными возможностями здоровья? Какая из них используется в специальном образовании?

1. Медицинская;

2. Спортивная;

3.Педагогическая(она используется в специальном образовании):

  • Глухие;
  • Слабосшышащие и позднооглогшие дети;
  • Слепые;
  • Слабовидящие и поздноослепшие дети;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • Дети с поражением ОДА;
  • Дети с ЗПР;
  • Уместенно-отсталые дети.

 

 

26.В чем различия в «социальной» и «медицинской» модели инвалидности? Как это различие влияет на систему специального образования?

Медицинская модель инвалидности. Эта модель исходит из определения медицинской патологии, согласно которой инвалид – это лицо, имеющее те или иные нарушения. Медицинская модель утверждает, что люди являются инвалидами, т.к. они имеют ту или иную патологию, нуждаются в посторонней помощи и уходе, зависимы от окружающих. Эта модель исходит из ведущей роли медицины в лечении заболевания или дефекта, рассматривая инвалида как пациента.

С точки зрения медицинской модели люди являются инвалидами, потому что они не могут выполнять привычные функции: ходить, слышать, видеть, говорить и т.д. Инвалиды всегда больны, они вечные пациенты. Они не подпадают под определение «нормы» и поэтому:

· не могут работать,

· не могут посещать обычные учебные заведения,

· не должны иметь семью,

· являются иждивенцами и обузой для общества.

Социальная модель инвалидности представляет собой альтернативу медицинскому подходу. Если с точки зрения мед. модели человек является инвалидом потому, что у него есть те или иные нарушения, то с точки зрения социальной модели, человек – инвалид потому, что в обществе не созданы условия для его нормальной полноценной жизни, потому, что существуют барьеры, которые изолируют людей с инвалидностью, не позволяют им нормально функционировать.

С точки зрения соц. модели люди являются инвалидами:

ü из-за барьеров окружающей среды, недоступного жилья, недоступного транспорта;

ü из-за отсутствия доступа к информации и общению;

ü из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы;

ü из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы;

ü из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью.

Соц. модель была разработана самими инвалидами и позволяет взглянуть на инвалидность с другой точки зрения, более позитивной. Соц. модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что их не надо рассматривать как объекты медицинского вмешательства. Важным здесь считается привлечение самих инвалидов к решению их проблем. Таким образом, мед. модель гласит, что изменять надо самих инвалидов, а соц. модель говорит что надо изменять отношение общества к таким людям.

 

27. Сравните понятие «здоровье» и «качество жизни».

Качество жизни населения определяется экономическими, социальными, в том числе и демографическими, а также экологически­ми показателями. В их числе уровень заработной платы, безработица, доступность и качество медицинского обслуживания, образования. Обратимся к рассмотрению одного из самых важных показателей — здоровью населения.

Здоровье человекаэто состояние и чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта.

 

  1. Охарактеризуйте социальные задачи специальной педагогики

- Изучение и осуществление социальной интеграции, социализации и адаптиции человека с ограниченными возможностями в общество.

- Психологическая и социальная поддержка детей и родителей.

 

 

  1. Как происходит развитие детской речи в норме? Каковы предпосылки и условия ее успешного развития?

ЕСЛИ В 4 МЕСЯЦА РЕБЕНОК НЕ ГУЛИТ, ТО ЭТО МОЖЕТ ГОВОРИТЬ О ПАТОЛОГИИ, ПОЭТОМУ СРОЧНО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ!!!!!

Развитие речи ребенка

Возраст ребенка Нормы развития речи
4 (начинает гулить) - 6 месяцев
  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 месяцев
  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
  • Осознает социальное значение слова (т. е. Слова используемые для коммуникации). Пример: «Будешь конфетку?»
18 месяцев
  • Имеет активный словарь около 5-20 слов
  • Словарь состоит в основном из существительных
  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
  • Способен выполнять простые команды
24 месяцев
  • Называет целый ряд объектов из своего окружения
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
  • Активный словарь примерно 150-300 слов
  • Объем и высота голоса плохо контролируются
  • Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают
  • Начинают появляться понятия “Я” и “мои”
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
  • Задает вопросы “Что это?”
36 месяцев
  • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
48 месяцев
  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
60 месяцев
  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
  • Может считать до десяти
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
  • Знает все гласные и согласные буквы
  • Повторяет предложение до девяти слов
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
  • Речь в целом грамматически правильная
6 лет
  • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
  • Речь полностью понятна и общественно полезна
  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
  • Активный словарный запас более 2000 слов
  • Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”
  • Активное расширение словарного запаса

Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.

 

30. Какие формы речевой патологии вам известны? Дайте подробную характеристику одной из форм.

Нарушения внешнего высказывания:

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата.

Заикание– нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание обычно возникает в критические периоды развития ребенка.

Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением.

Тахилалия – нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Нарушения внутреннего оформления высказывания:

Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться средствами языка. При этой форме речевой патологии, ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. Таким образом, происходит утрата уже сформированной речи.

Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуски букв.

Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Нарушен процесс чтения. Ребенок не может правильно распознать буквы, в результате чего, неверно их воспроизводит. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного.

 

 

  1. Какие формы обучения используют для лиц с особыми образовательными потребностями? Раскройте их

Обучение на дому - форма образования, где ребенок получает образование в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной системы. С использованием компьютера и тд в режиме онлайн в общении с преподавателем.

Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.

Коррекционный класс и группы при ОУ общего типа - классы, в которых обучаются дети с проблемами в развитии.

 

 

  1. В каких случаях в специальном образовании предусмотрена индивидуальная форма обучения.

В самом начале пути обучения детей с нарушениями развития применялась только индивидуальная форма обучения.

Сейчас такой подход используется у :

  • детей с глубокими нарушениями интеллекта
  • дети с нарушениями слуха
  • или возраста (ранний возраст) ребенок не способен обучаться в коллективе
  • или же в случае, когда ребенок обучается на дому.

 

При достижении положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма

 

  1. Что такое индивидуально-групповая форма работы?

Индивидуально-групповая форма это проведение уроков с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода.

  1. Особенности использования средств обучения для детей из различных нозологических групп в системе специального образования

То есть с помощью чего?

В физ.культуре это будет упражнения, солнце, воздух и вода.

А в педагогике — технические средства.

Они бывают общие и индивидуальные; непосредственные (основные) и вспомогательные.

Общие: мониторы, экраны и так далее.

Индивидуальные: слуховые аппараты, индивидуальные коляски, очки и так далее.

Непосредственные (основные) — с помощью, которых происходит процесс обучения (аппараты слуховые). То есть от чего зависит обучение!

Вспомогательные — пандус и т. д. Это функциональные ограничения, то есть обучаться могут, но на дому (не может доехать и тд). Пример вспомогательного: у детей с ДЦП руки могут фиксировать, так как писать не может.

 

Так же печатная продукция отличающая для каждой назологической группы, так как и учебные пособия, методички и тд.

Особое внимание уделяем речи, в соответствии с отклонением у ребенка. Если ребенок глухой, то может использовать дактильную речь, т. е. с использованием ручной азбуки.

Так же можно использовать аудио-визуальные средства и компьютеры; арт-терапию и тд.

 

  1. Охарактеризуйте особенности дидактических материалов в специальном образовании различных нозологических групп

Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.

Дидактический материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

В создании и использовании дидактического материала выделяют следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению.

Как «лестница» по которой ребенко поднимается вверх.

 

37. Дайте характеристику техническим средствам обучения в специальном образовании.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации.

Разделяют на: информационные, контролирующие и обучающие.

Технические средства.

Они бывают общие и индивидуальные; непосредственные (основные) и вспомогательные.

Общие: мониторы, экраны и так далее.

Индивидуальные: слуховые аппараты, индивидуальные коляски, очки и так далее.

Непосредственные (основные) — с помощью, которых происходит процесс обучения (аппараты слуховые). То есть от чего зависит обучение!

Вспомогательные — пандус и т. д. Это функциональные ограничения, то есть обучаться могут, но на дому (не может доехать и тд). Пример вспомогательного: у детей с ДЦП руки могут фиксировать, так как писать не может.

Пример: аудио-визуальные средства, диафильмы (с субтитрами); компьютеры.

 

38. Система медико-социально-педагогического патронажа.

Медико-социально-педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Цели, реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребенка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д.

МПС-патронаж включает:

· диагностику;

· информационный поиск;

· помощь в выборе образовательного маршрута;

· проектирование индивидуальных реабилитационных программ;

· первичную помощь в реализации планов.

МПС-патронаж осуществляется как государственными ПМПК так и негосударственными службами (общественными объединениями, благотворительными фондами).

 

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики инвалидности:

· это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня)

· или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь – важнейшая составляющая процесса МПС-патронажа.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.015 с.)