Кредитная система, ее роль в национальной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кредитная система, ее роль в национальной экономике.



Кредитная система – это сов-ть разл. кред-фин. институтов, дей-щих на рынке ссуд. кап-лов и осущ-щих аккумуляцию, и мобилизацию ден. кап-а.

Элементы кредитной системы: 1) ЦБ, гос. и полугос. банки. 2) Банк. сектор: КБ; Сбер. банки, инвест., ипотеч., Специализир. торговые банки, банкирские дома. 3) Страх сектор (страх. компании, пенс фонды). 4) Специализ. небанк. кредитно-финанс. институты: Инвестиционные, Фин компании; Благотвор фонды; Трастовые отделы КБ; Ссудо-сберегат. ассоциации; Кредитные союзы. Такая схема явл-ся типичной для большинства промышленно развитых стран – в основном для США, Японии, Западной Европы. Ее обычно называют 4-х ярусной или 3-х ярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с 4). Однако, по степени развитости, тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развитая КС США. Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании КС. В КС стран Западной Европы получили широкое развитие банковск. и страхов. секторы. В КС Японии наиболее развит банк. сектор, базирующийся на КБ и сбер. банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов получили страховые инвестиционные компании.

Кредитная система РФ состоит из 3 ЗВЕНЬЕВ: ЦБ, банк.система (КБ, ипотечные, СБ) и специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.

Кредитно-финансовые. учреждения осуществляют свои функции в эк-ке по направ-ям: 1) Предоставление ссудного кап-а промышл-ти и гос-ву; 2) Аккумуляция своб. денеж. капитала и ден. сбережений нас-я; 3) Владение фиктивным капиталом.

Характерная черта ЦБ-его независимость. Законодательно установленное право гос. органов на вмешательство в денежно-кред. политику - один из факторов оценки независимости ЦБ. БР по этому параметру находится в одном ряду с такими странами, как Великобритания, Нидерланды и Швеция, в которых государственные органы имеют право инструктирования ЦБ по проведению денежно-кредитной политики в стране. ЦБ предоставляет банкам внутридневные кредиты и кредиты "овернайт", а также осуществляет нормативное закрепление процедуры установления лимита внутридневного дебетового сальдо по к/с банка для создания универсальной общенациональной системы рефинан-я банков, основанной на принципах централизованного управления. ЦБ выполняет функции надзора, контроля, управления над кред.системой. В праве выполнять весь спектр банк.услуг. Неэмиссионые учреждения т.е.универсальные и специализированные КБ также выполняют весь спектр услуг.

К небанковским кред.учреж-ям м/отнести: ломбарды, факторинговые компании, лизинговые, ипотечные, инвестиционные, клиринговые - выполняют некоторые банк.операции. Главное назначение банка - выполнение функций расчетно-денеж. процесса. При его содействии происходит образование платежных средств для наличного и безналичного денеж. обращения, а также изъятие ден.массы из обращения и ее выпуск - это отличает банк.деят-ть от небанк-й.

Кредитно-банковская система - важный инструмент регулирования экономики на макроуровне. Она призвана решать следующие задачи: 1.Обеспечение стабильности национальной денежной единицы и стабильности цен; 2.Обеспечение стабильных темпов экон-го роста; 3.Равновесие платежн. баланса; 4.Обеспечение занятости; 5.Экологическое равновесие;

Для обеспечения роста экономики необходимо сохранить и развить направления, позволяющие кредиту занять то место, которое он объективно должен иметь в системе обеспечения экономики и решения социальных проблем в предстоящем периоде.

Эволюция кредитной системы: До 1917 3 звена: 1. Гос. Банк 2. Банковский сектор:а. Сбер. Банк;б. Ком. Банки 3. Спец. кредитные институты (страховые компании, кредитные тов-ва) В Российской Империи 3-е звено было развито очень слабо, т.к. его назначение – для развития фондового рынка. 1925 Звенья: 1) Гос. Банк; 2) Банковский сектор (акционерные, кооперативные, коммунальные, с/х банки); 3) Спец. кредитно-финансовые учреждения (сберкасса, кредитная кооперация, об-во взаимного кредита, об-во с/х кредита). 1930 1) Гос. Банк; 2) Строй-банк; 3)Внешторгбанк; 4) Сбер- касса; 5) Гос. страх-е и Ингосстрах (страх-е между народных операций). 1985 1. Гос. банк СССР 2. Пром- стройбанк СССР 3. Агро- промбанк СССР 4. Жилсоц-банк СССР 5. Сбер- банк СССР 6. Внеш- эконом-банк СССР. 1992 3 звена: 1. ЦБ 2. Банк-ая система: а. Ком. Банки б. Сбер. Банки 3. Спец. небанк-ие кредитные институты (страховые компании, инвестиции-онные фонды). 1995 – настоящее время 1) ЦБ; 2) Банковская система:а. ком банки б. сбербанк в. спец. Банки 3) Спец. небанковские кредитные институты – внебюджетные фонды, финансово-строительные компании, инвестиционные фонды

Основными направлениями ГОС.РЕГУЛИР -Я являются: политика ЦБ в отношении кр.-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правит-ва; законодательные мероприятия испол-ой и законод-ой власти, регулирующие деят-ть различных институтов кр.системы. Политика ЦБ распространяется главным образом на КБ и СБ и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулир. нормы обяз-ных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика ЦБ состоит в учете и переучете ком.векселей, поступающих от КБ, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. ЦБ выдает кредит.ресурсы на оплату векселей и устанавливает учетную ставку. Учетн.политика обычно сочетается с гос.регулир.м %ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самост-но определяют %по вкладам и ссудам, но они ориентир-ся на учет.ставку ЦБ. Следующей формой регулирования ЦБ является определение нормы обяз-ных резервов для КБ. КБ обязаны хранить часть своих кред.ресурсов на беспроцентном счете в ЦБ. Норма резерва м/уменьшаться или увеличиваться в завис-ти от конъюнктуры на рынке кап-ов. Ее увеличение ведет к ограничению кред.экспансии КБ и, наоборот, снижение - к расширению кр.ресурсов. Политика регулирования нормы резервов распространяется на все виды банков, которые определяют %ставки по кредитам. Также формой регулирования ЦБ кр.системы являются опер-и на открытом рынк е c гос.облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая гос.облигации, ЦБ уменьшает ден.ресурсы банков и других кред.-финансовых инс-тов и таким образом способствует повыш-ю %ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кред.институты, покупать определ-ную часть гос.облигаций, финансируя, дефицит бюджета и гос.долг. Формой регулирования является также прямое гос.воздействие ЦБ на кред.систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев ЦБ осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банк.кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Методы прямого воздействия в основном распространяются на КБ и СБ.. Участие гос-ва в деят-ти кредитно-финансовых учреждений выражается в 3 основных направлениях: приобретение части кр.институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие гос-ва путем приобретения акций кр.-финансовых учр еждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Проблемы. Существует ряд объективных факторов, сдерживающих активное банковское кредитование. Это высокая степень риска выдачи кредитов финансово-неустойчивым заемщикам, недостаточная капитализация банков, краткоср-ый характер ресурсов, неплатежи предп-й. Кроме того, существует ряд негативных факторов, прямо влияющих на ресурсы банков: недостаточно контролируемая деят-ть частных предпринимателей, напрямую работающих с ден.наличностью, широкое развитие бартера и т. д. Развитие экономики невозможно без активного кредит-я реального сектора, поэтому первоочередной задачей для региональных органов власти могла бы стать выработка приоритетов кредитн.поддержки отраслей экономики, имеющих решающее значение для социально-экон-го развития территории. Это д/б отрасли, способные обеспечить существенный рост и структурн ую перестройку производства, расширение рабочих мест, т. е. следует активно кредитовать инвестиционную и инновационную деятельность предп-й. При этом органам гос.власти и управления необходимо делить с банками риски, связанные с гос-ной социально-экономической политикой, - путем тщательного отбора уполномоченных банков, разработки четкой системы выдачи и отслеживания правительственных гарантий, усиления гос.влияния в капитале банков и их учредителей. Важную роль в снижении качества кредитных отношений сыграло отставание в развитии теории кред.отношений от потребностей практики в условиях перестройки банковской системы. Недостаточное научное обоснование форм и методов кредитования, роли кредита в инвестиционном процессе, резкий отказ от достижений научной советской школы при отсутствии необходимых знаний о методологии и теории зарубежных школ привели к тому, что многие проблемы решались по существу эмпирически, без учета механизма действия и использования объективных экономических законов.

 

32. Кредитная система –в уз.смысле-совокуп.фин-кред учреждений аккумулир-х свобод ден средства и предост их в ссуду. В шир.смысле –это совок.кред.отнош.,форм и методов кредитования. Кредит.сист понятие шире чем банк.сисит.,т.к.включ.такжеразличные финн-кред учрежд небанковского типа. Элементы кредитной системы: 1) ЦБ, гос. и полугос. банки. 2) Банк. сектор: КБ; Сбер. банки, инвест., ипотеч. 3) Страх сектор (страх. компании, пенс фонды). 4) Специализ. небанк. кредитно-финанс. институты: Инвестиционные, Фин компании; Благотвор фонды; Трастовые отделы КБ; Ссудо-сберегат. ассоциации; Кредитные союзы. Такая схема явл-ся типичной для большинства промышленно развитых стран – в основном для США, Японии, Западной Европы. Ее обычно называют 4-х ярусной. Однако, по степени развитости, тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развитая КС США. Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании КС. В КС стран Западной Европы получили широкое развитие банковск. и страхов. секторы. В КС Японии наиболее развит банк. сектор, базирующийся на КБ и сбер. банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов получили страховые инвестиционные компании. Кредитная система РФ состоит из 3 уровней: 1-ЦэмисБ, 2-КБ; 3-специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.

Кред.система выполняет функции: 1)перераспределение денеж капитала, 2)аккумуляция и мобилизация ден кап., 3)экономия издержек обращения, 4)ускорение концентрации и централизации капитала, 5)стимулирующая ф-ия.

Кред.сист состоит из кредитных институтов (*органы ден-кред регулир- ЦБ и его учреждения), кред.инструментов (различные формы и виды кредита,депозита, банк.счета, %ставки). и рынков.

Характерная черта ЦБ-его независимость. Законодательно установленное право гос. органов на вмешательство в денежно-кред. политику - один из факторов оценки независимости ЦБ. БР по этому параметру находится в одном ряду с такими странами, как Великобритания, Нидерланды и Швеция, в которых государственные органы имеют право инструктирования ЦБ по проведению денежно-кредитной политики в стране. ЦБ предоставляет банкам внутридневные кредиты и кредиты "овернайт", а также осуществляет нормативное закрепление процедуры установления лимита внутридневного дебетового сальдо по к/с банка для создания универсальной общенациональной системы рефинан-я банков, основанной на принципах централизованного управления. ЦБ выполняет функции надзора, контроля, управления над кред.системой. В праве выполнять весь спектр банк.услуг. Неэмиссионые учреждения т.е.универсальные и специализированные КБ также выполняют весь спектр услуг.

Для обеспечения роста экономики необходимо сохранить и развить направления, позволяющие кредиту занять то место, которое он объективно должен иметь в системе обеспечения экономики и решения социальных проблем в предстоящем периоде.

Эволюция кредитной системы: До 1917 3 звена: 1) Гос. Банк 2) Банковский сектор: *Сбер. Банк; *Ком. Банки 3) Спец. кредитные институты (страховые компании, кредитные тов-ва) В Российской Империи 3-е звено было развито очень слабо, т.к. его назначение – для развития фондового рынка. 1925 Звенья: 1) Гос. Банк; 2) Банковский сектор (акционерные, кооперативные, коммунальные, с/х банки); 3) Спец. кредитно-финансовые учреждения (сберкасса, кредитная кооперация, об-во взаимного кредита, об-во с/х кредита). 1930 1) Гос. Банк; 2) Строй-банк; 3)Внешторгбанк; 4) Сбер- касса; 5) Гос. страх-е и Ингосстрах (страх-е между народных операций). 1985 1) Гос. банк СССР 2) Пром- стройбанк СССР 3) Агро- промбанк СССР 4) Жилсоц-банк СССР 5) Сбер- банк СССР 6) Внеш- эконом-банк СССР. 1992 3 звена: 1) ЦБ 2) Банк-ая система: *Ком. Банки *Сбер. Банки 3) Спец. небанк-ие кредитные институты (страховые компании, инвестиции-онные фонды). 1995 – настоящее время 1) ЦБ; 2) Банковская система: *ком банки *сбербанк в. спец. Банки 3) Спец. небанковские кредитные институты – внебюджетные фонды, финансово-строительные компании, инвестиционные фонды

Основными направлениями ГОС.РЕГУЛИР -Я являются: политика ЦБ в отношении кр.-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правит-ва; законодательные мероприятия испол-ой и законод-ой власти, регулирующие деят-ть различных институтов кр.системы. Политика ЦБ распространяется главным образом на КБ и СБ и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулир. нормы обяз-ных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика ЦБ состоит в учете и переучете ком.векселей, поступающих от КБ, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. ЦБ выдает кредит.ресурсы на оплату векселей и устанавливает учетную ставку. Учетн.политика обычно сочетается с гос.регулир.м %ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самост-но определяют %по вкладам и ссудам, но они ориентир-ся на учет.ставку ЦБ. Следующей формой регулирования ЦБ является определение нормы обяз-ных резервов для КБ. КБ обязаны хранить часть своих кред.ресурсов на беспроцентном счете в ЦБ. Норма резерва м/уменьшаться или увеличиваться в завис-ти от конъюнктуры на рынке кап-ов. Ее увеличение ведет к ограничению кред.экспансии КБ и, наоборот, снижение - к расширению кр.ресурсов. Политика регулирования нормы резервов распространяется на все виды банков, которые определяют %ставки по кредитам. Также формой регулирования ЦБ кр.системы являются опер-и на открытом рынк е c гос.облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая гос.облигации, ЦБ уменьшает ден.ресурсы банков и других кред.-финансовых инс-тов и таким образом способствует повыш-ю %ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кред.институты, покупать определ-ную часть гос.облигаций, финансируя, дефицит бюджета и гос.долг. Формой регулирования является также прямое гос.воздействие ЦБ на кред.систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев ЦБ осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банк.кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Методы прямого воздействия в основном распространяются на КБ и СБ.. Участие гос-ва в деят-ти кредитно-финансовых учреждений выражается в 3 основных направлениях: приобретение части кр.институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие гос-ва путем приобретения акций кр.-финансовых учр еждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Проблемы: * высокая степень риска выдачи кредитов финансово-неустойчивым заемщикам, *недостаточная капитализация банков, *краткоср-ый характер ресурсов, *неплатежи предп-й. Существует ряд негативных факторов, прямо влияющих на ресурсы банков: недостаточно контролируемая деят-ть част.предпр., напрямую работающих с ден.наличностью, широкое развитие бартера и т. д. Развитие экономики невозможно без активного кредит-я реального сектора, поэтому первоочередной задачей для региональных органов власти могла бы стать выработка приоритетов кредитн.поддержки отраслей экономики, имеющих решающее значение для социально-экон-го развития территории. Это д/б отрасли, способные обеспечить существенный рост и структурн ую перестройку производства, расширение рабочих мест, т. е. следует активно кредитовать инвестиционную и инновационную деятельность предп-й.

К небанковским кред.учреж-ям м/отнести: ломбарды, факторинговые компании, лизинговые, ипотечные, инвестиционные, клиринговые - выполняют некоторые банк.операции. Главное назначение банка - выполнение функций расчетно-денеж. процесса. При его содействии происходит образование платежных средств для наличного и безналичного денеж. обращения, а также изъятие ден.массы из обращения и ее выпуск - это отличает банк.деят-ть от небанк-й.

Кредитно-банковская система - важный инструмент регулирования экономики на макроуровне. Она призвана решать следующие задачи: 1.Обеспечение стабильности национальной денежной единицы и стабильности цен; 2.Обеспечение стабильных темпов экон-го роста; 3.Равновесие платежн. баланса; 4.Обеспечение занятости; 5.Экологическое равновесие;

 

 


33. Валютная система- с эк.т.зр.- совокуп.экон.отнош.,связанных с функционир.валюты,исторически сложившаяся на основе интернационализ.хоз связей. С правовой т.зр.- государственно-правовая форма орг-ии валют отнош.страны закрепленная нац.зак.с учетом норм международ.права.

Различают 3 типа валютных систем: национальная, мировая, региональная. 1)Национ.валют.система -совокуп.экономич.отнош.с помощ которых осущ-я междун.платеж.оборот,образуются и использ-я валют.ресурсы страны. Стабильность национальной валютной системы определяется степенью развития и состояния экономики, а также состоянием внешних экономических связей той или иной страны. Нац.вал.сист.включает: *национальную валюту, *степень ее обратимости(свободн.конверт.,частично-рубль), *паритет национальной валюты-степень покуп.спос.вал.по отнош.к иностранной., *режим курса нац.валюты(фиксир,плавающий), *международную валютную ликвидность страны (способность страны обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств), *наличие или отсутствие валютных ограничений. 2) Мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений, закреплённая межгосударственными соглашениями. Она включает в себя: *резервные валюты и международные счетные единицы, *условия взаимной обратимости валют, *унифицированный режим валютных паритетов, *межгос-е регулир. международной валютной ликвидности (совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота), *режим мировых валютных рынков и рынка золота. 3)Региональная валютная система.

Эволюция мир валютной системы: 1)Парижская 1867г. (золотомонетный стандарт). 2)Генуесская конференция 1922г. (золотодевизный стандарт, 3) Бреттон-Вудская с-ма 1944г. соглашение о МВФ: установление членами МВФ паритетов своей валюты в долларах и золоте, которые не могут изменятся без соглашения МВФ более чем на 10%. Фиксированные курсы валют по отношению к доллару США, которые не могут отклонится от установленного паритета более чем на 1% по уставу МВФ и более чем 0,75 по европейскому валютному соглашению. 4) Ямайская вал система 1976г. Были отменены золотой стандарт и система твердой фиксации курсов, наложен запрет на использование золота в качестве основы валютных паритетов, узаконена система плавающих валютных курсов. Квота СДР (коллективные расчетные средства) в мировых валютных резервах оставалась на уровне 6%.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации – это международные экономические институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений. Цели их создания: 1. Регулир. международных валютных отношений. 2. Регулир. отношений по международному кредиту. 3.Регулир. международных расчетных отношений и международных платежей.

(МВФ) –международная кредитная организация имеющая статус учреждения ООН. МВФ – это кооперативная межправительственная организация, членами которой могут быть только государства. МВФ создан на международной валютной конференции в Бретон-Вудсе, но функционировать начал с 1 марта 1947г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, европейское представительство в Париже. Правление состоит из главных департаментов для Африки, Европы, Азии, Востока и западного полушария. Россия вступила в МВФ в 1992г. Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит и от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Цели МВФ: 1. Содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества. 2. Предоставление государствам-участникам МВФ кредитов в резервной валюте для выравнивания платежного баланса и для экономического развития стран-участниц. Страны- участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состояние экономики, платежного баланса и т.д.Деятельность МВФ строится по 2 направлениям: 1.Валютная деятельность МВФ. 2.Кредитная деятельность МВФ. Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями: - лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты, - фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ (БМР). –это банк Цбанков! Он организован в 1930г. году на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. БМР создан, как международный банк. Участники – акционеры ЦБ различных государств. Изначально он был создан для выполнения следующих задач: 1. Облегчить и упорядочить расчеты по репатриационным платежам Германии и военным долгам; 2. Содействие сотрудничеству ЦБ-ов европейских государств. Он объединяет Центробанки более 30 европейских государств с 1979г. Управление деятельностью БМР осуществляется общим собранием и Советом директоров, а сам банк в сущности является акционерной расчетной палатой. БМР производит расчеты между странами-участницами Европейской валютной системы. Задачи банка на современном этапе: 1. Содействие сотрудничеству между Центробанками, обеспечение благоприятных условий для проведения международных финансовых операций.2. Осуществление роли доверенного лица (агента) по проведению, обслуживанию международных расчетов. Особенность БМР является то, что это международная коммерческая организация, то есть работает с целью получения прибыли. Он выполняет платные депозитно-ссудные операции, проводит валютно-фондовые сделки и куплю-продажу золота. БМР является одной из немногих международных валютно-кредитных организаций, не нуждающихся государственной дотации. БМР это акционерное общество, где акционеры – Центральные Банки стран-участниц обладают правом голоса в соответствии принадлежащим им пакетом акций. Ежегодно по акциям начисляется и выплачивается доход в виде дивидендов. БМР рассматривается, как ЦБ объединенный Европой.

МБРР- это международный валютно-кредитный институт, имеющий статус специализированного учреждения ООН. Решение о создании БРиР было принято в 1944г. в Бретон-Вудсе. Функционирует банк с 1945г. Штаб-квартира-в Вашингтоне. Обязательным условием для членства является участие государства в МВФ. Основные направления БРиР: 1. Предоставление кредитов. 2. Регулир. международных кредитных отношений. В настоящее время в структуре банка можно выделить такие финансовые институты, как: 1. Международная финансовая корпорация- предоставляет кредиты и другие виды банковского обслуживания для иностранного частного капитала. 2. Международная ассоциация развития (МАР– предоставление льготного кредитования развивающимся странам, на реконструкции развития экономики, на развитие отдельных отраслей. Кредиты предоставляются под льготные проценты сроком от 15 до 50 лет.. 3. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИ-ГА) или Многосторонне агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ–страхование международных кредитов, инвестиций, предоставленных МБРиР и его филиала.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов. Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан» в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в65 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов.

 

34. Сущность и классификация Ц/Б. ЦБ является особой формой существования капитала, отличной от капиталов товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо его самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть такого капитала выражается в том, что у владельца ЦБ сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, зафиксированные в форме ЦенБ. Такой капитал называется фиктивным. Фиктивный капитал представляет собой титул собственности, воплощенный в ценной бумаге и дающий их владельцам право на присвоение части прибавочного продукта в форме %, дисконта или дивиденда. Особенности фиктивного капитала: 1) форма выражения – ц/б, (производствен.капитал – осн.и оборотные средства, ссудный – банковские ссуды и кредиты); 2) сфера обращения – РЦБ (произв.капитал – произв.сфера, ссудный – кредитный рынок); 3) пользователь – инвестор (произв. – производители, ссудный - заемщик); 4) цена капитала – курс или рыночная стоимость (произв. – балансовая стоимость, ссудный – ссудный %).

Экономическая природаЦенная бумага – это документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке, быть объектом купли/продажи или иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода и выступает как фиктивный капитал. Признаки: титул собственности, инвестирование средств, способность приносить доход, связь с реальным активом (акциям, чекам, коносаментами и др.) и к самим ЦБ (производным ЦБ)), ликвидность, обращаемость (заключается в способности ЦБ выступать в качестве или предмета купли-продажи (акции, облигации и др.), или платежного инструмента, опосредующего обращение на рынке других товаров (чеки, векселя, коносаменты)), рыночный характер (существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем), стандартность – наличие единых реквизитов (делает ЦБ массовым однотипным товаром.) 1 формы для 1 ц/б, серийность. Дополн.: регулируемость, наличие риска, документарность. Участие ЦБ как товара в гражданском обороте заключается в их способности не только быть предметом купли-продажи, но и выступать объектом других имущественных отношений (сделок залога, хранения, дарения, комиссии, займа, наследования и т.д.).

Роль и функции. Через ЦБ осуществляется инвестиционный процесс, при котором инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы народного хозяйства, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.

По мнению Боровковой В.А. ЦБ как объект рынка выполняет ряд функций:- мобилизует денежные сбережения граждан и временно-свободные финансовые ресурсы организаций для финансирования расходов бюджета;- регулирует денежное обращение;- источник инвестиций для создания новых предприятий и развития уже существующих; - выступает в виде кредитно-расчетного инструмента;- перераспределяет денежные средства м/у отраслями и сферами экономики, м/у территориями и странами, м/у группами и слоями населения, м/у населением и государством и т.п.;- выступает в качестве документа, свидетельствующего об инвестировании средств;- предоставляет право на капитал;- дает дополнительные права, такие, как: право на участие в управлении (если ЦБ – акция); право на соответствующую информацию; - обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и пр.

Классифик-я ЦБ: 1)по принадлежности прав: на предъявителя - для выполнения прав не требует идентификации владельца права, получает предъявитель ц/б. Права по такой бумаги передаются путем передачи самой бумаги. Именная – оформляется на оперед.лицо. Востребовать права может только оформленный владелец бумаги. Права по ц/б передаются только по цессии - юрид. процедуре, которая предполагает переуступку права требования, при этом сама ц/б должна быть переоформлена. Ордерная – оформляется на определенного держателя, указанные в ц/б права и ц/б передаются с помощью передаточной надписи – индоссамента. 2)По форме эмиссии: документарные (в форме обособленных документов); бездокументарные (безналичные, в виде записей на счетах). 3) срочность: до востребования – владелец получает права в момент востребования. Краткосрочная (срок получения прав до 1 года). Среднесрочная (от 1 до 5 лет). Долгосрочная (срок обращения свыше 5 лет). Бессрочная – не имеет конечного срока обращения (акции) 4) функциональное назначение: инвестиционные (капитальные) ЦБ, являющиеся объектом вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.). Не инвестиционные – ЦБ, которые обслуживают денежные расчеты на товарных и других рынках (векселя, чеки, коносаменты).5) роль в воспроизводстве капитала: Основные (акции, облигации). Вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты). Производные (варранты, опционы). 6) характер оформленных отношений: Долевые – оформляют отношения совладения. Долговые возникают на основе отношения займа. Прочие оформляют отношения хранения или залога (коносамент, склад.свид-ва). 7) по эмитентам: государственные, муниципальные, частные – бумаги физ.лица (векселя) или корпоративные – эмитент юр.лицо. 8) форма выпуска: Эмиссионные размещаются выпуском, имеют равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска (акции, облигации ). Не эмиссионные или индивидуальные выпускаются штучно, каждая бумага имеет индивидуальные сроки, объем права и условия обращения (все остальные). 9) степень обращения: рыночные (свободно обращающиеся на вторичном рынке), нерыночные (имеющие только первичный рынок) ЦБ и ЦБ с ограниченной возможностью обращения (акции ЗАО).10) По экономической сущности: акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коносаменты, опционы, варранты, инвестиционные паи и др. 11) По уровню риска ЦБ могут быть безрисковыми и рисковыми. Рисковые ЦБ, в свою очередь, делятся на высокорисковые, среднерисковые и малорисковые. Чем выше доходность, тем выше риск, и чем выше гарантированность дохода (надежность) ЦБ, тем ниже риск.) 12) В зависимости от возможности досрочного погашения: безотзывные ЦБ, которые не могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно; отзывные ЦБ, которые могут быть отозваны и погашены эмитентом до наступления срока погашения. 13) По возможности обмена: конвертируемые и неконвертируемые. Конвертируемые – это ЦБ, которые при определенных условиях обмениваются на другие виды бумаг того же эмитента. 14)По форме эмиссии: документарные (в форме обособленных документов); бездокументарные (безналичные, в виде записей на счетах).

Виды ЦБ по функциональному назначению: основные, вспомогательные, производные. Основными (экономически самостоятельные виды ЦБ, закрепленные юридически)являются: АКЦИЯ эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО-м и на часть имущества, остающегося после его ликвидации..; ОБЛИГАЦИЯ- эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права; Вспомогат. (это ЦБ, представляющие собой имущественное право на другие виды ЦБ и (или) на доход от них.)явл-ся: БАНКОВСКИЙ СЕРТИФИКАТ — свободно обращающееся свидетель­ство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством послед­него выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок; ВЕКСЕЛЬ письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законода­тельством — вексельным правом; ЧЕК — письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополуча-телю указанную в нем сумму денег ; Производные (ЦБ, удостоверяющие право на покупку и продажу основных ЦБ явл-ся: ОПЦИОН— договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией; ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ — стандартный биржевой договор куп­ли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки. ВАРРАНТ представляет собой сертификат, дающий держателю право покупать ЦБ по оговоренной цене в течение определенного промежутка времени или бессрочно. ФОРВАРДНЫЙ контракт – это договор купли-продажи (поставки) какого-либо актива через определенный срок в будущем, все условия которого оговариваются сторонами сделки в момент его заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.027 с.)