Пава человека и правовое государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пава человека и правовое государство



Существуют разнообразные подходы к раскрытию сущности правового государства. Однако при всех различиях этих подходов определяющим ориентиром выступают неотъемлемые права и свободы личности. К признанию высшего приоритета прав человека привел многовековой поиск нормальных отношений между личностью и государством. Эту сложнейшую проблему решить чрезвычайно сложно, равно как невозможно решить ее раз и навсегда. Сложность обусловлена наличием объективных противоречий интересов личности и государства. Как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Подчинение интересов личности интересам государства или коллектива ведет к тому, что права человека просто перестают существовать. Диктат интересов индивида, в свою очередь, ведет к разрушению общества. Правовое государство призвано обеспечить баланс интересов.

На это еще в XVIII столетии обратил внимание выдающийся французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. В своей фундаментальной работе «О духе законов» он сформулировал вывод, что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Этот принцип лег в основу концепции правового государства.

Философское обоснование учения о правовом государстве связывают с именами Канта и Гегеля. По Канту верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Для Канта правовое государство должно соответствовать общей воле народа, гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Для Гегеля государство – воплощенное право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Государство, как система права, в диалектическом понимании Гегеля, становится царством реализованной свободы. Абсолютизацию государства Гегелем, поставившим его над личностью и обществом, критиковал К.Маркс. Он утверждал, что гражданское общество является «истинным очагом и ареной всей истории». Согласно его классовой теории общественного развития государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов. Заметим, что Гегель ратует за сильное правовое государство, не упуская из виду проблему свободы. В частности он предостерегает от попыток уравнительного распределения собственности. Гегель рассуждает об идеальном государстве, именно такое государство Гегель готов был обожествить. Но такого государства не было, поэтому, говоря о реальной жизни, Гегель ставит в центр внимания проблему распределения власти между «первым лицом» в государстве и народом, что и по сей день остается актуальным.

Концепция правового государства развивалась и дополнялась новыми и новыми представлениями, соответствующими уровню развития общества.

Признаками современного правового государства являются:

Ø приоритет прав человека по отношению к государству (правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их);

Ø разделение властей;

Ø построение государственной и общественной жизни на принципах права;

Ø взаимная ответственность личности и государства.

В правовом государстве права человека становятся противовесом всесилию государственной власти, обеспечивающий ее самоограничение. Последнее чрезвычайно важно, поскольку только государство может выступить гарантом правового обеспечения прав и свобод. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации. С другой стороны, характерно, что не только человек, но и власть обязывается действовать в соответствии с установленными правовыми нормами.

Государство и гражданин в рамках правового государства являются равноправными партнерами. Сама идея правового государства предполагает возможность спора между государством, с одной стороны, и человеком, с другой стороны. И не всегда в этом споре государство выходит победителем.

В истории еще не было идеального правового государства: чрезвычайно трудно найти оптимальный способ построения отношений индивида и государства. Но это не значит, что общество должно смириться с существующим порядком дел. Правовое государство раз и навсегда не формируется в один день или один год, это поэтапный процесс, который не ограничен временными рамками.

Верховенство права

В самом общем виде под правовым государством понимают систему, в которой праву подчиняется не только человек, но и государство. Напротив, если государство или его представители могут по своему произволу менять правовые нормы или исполнять их избирательно, то такое государство не будет правовым. Сам термин «правовое государство» не совсем верен, гораздо точнее английский термин «верховенство права (закона)» (rule of law).

Верховенство права означает создание такого государства, где человек может предусмотреть реакцию государства на его действия. Иными словами, четко определяются правила взаимодействия человека и государства. Если человек что-либо сделал, следствием поступка может быть только то, что предусмотрено в законе. И никто не в состоянии изменить этот установленный порядок.

Верховенство права совсем не то, что некоторые понимают под «диктатурой закона». Дело в том, что закон может быть неправовым, если его содержанием становится произвол государственной власти. Принцип верховенства права, напротив, устанавливает рамки, сдерживающие власть государства, обязывающие его вести себя в соответствии с рядом предписанных и публично оглашенных правил.

Принцип верховенства права означает следующее:

- все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с конституцией и законами страны;

- вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;

- существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;

- все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);

- существуют эффективные средства обжалования административных решений;

- человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;

- существует независимая судебная власть;

- имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и т.д.

Целью существования правовой системы, построенной на принципе верховенства права, являются предсказуемость и справедливость действий власти. Поэтому не случайно особое внимание уделяется строгому соблюдению процедур отправления права. Принцип верховенства права подразумевает ясность и доступность, построение правовых норм, на основаниях справедливости, беспристрастия и объективности, а также эффективную судебную защиту законных прав и интересов.

45. основные международные документы о аравах человека, их содержание.Международные механизмы защиты правчеловека

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу.

После второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже обще признано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации.

Обязанность государства осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области.[21]

Сборник международных договоров о правах человека, изданный ООН в 1989 г., хронологически начинается с конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 года. В Сборнике около 70 международных договоров в защиту прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется. Один из новых важнейших документов – конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 году.

Международный Билль о правах человека состоит из трех документов: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а также принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему. Все три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года.

Выдающееся и, безусловно, особое место в ряде многочисленных современных международно-правовых документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека.[22]

Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. С тех пор это дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В декларации отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же или презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в декларации, возмущают совесть человечества. В декларации получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это – личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека. Одновременно в ст.29 сказано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей Декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года. В конвенции и связанных с ней протоколах закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы (их сейчас вместе с Россией 47), который является межправительственной организацией.

Согласно ст.3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами.

Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, его подписавшие, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих государствах Пакта о гражданских и политических правах. Наша страна сделала это в 1991 году. Перечисленные выше составные части Международного Билля о правах неоднородны. Неоднородны и остальные документы о правах человека. В общем виде их можно разделить на 2 большие группы: декларации; конвенции (пакты).[23]

Декларации (от латинского «Объявление», «провозглашение») не имеют обязательной силы, это рекомендации. В них провозглашаются основные принципы программного положения. Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательной силы, но в ней содержатся основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

ООН приняла также документы, как Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Декларация прав ребенка и др.

Конвенции (от латинского «договор», «соглашение») – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания. Широко известны международные конвенции о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка.

Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году, один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти свободы. Любое государство-участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющимся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ».

Отмечая важное значение международно-правового признания прав человека, следует иметь в виду, что эффективная государственная защита и охрана этих прав с использованием всех тех средств, которые имеются в распоряжении государственного аппарата и его органов, становится возможной лишь после государственного признания этих прав. Это происходит путем их юридического закрепления в национальном законодательстве (прежде всего в конституциях), что превращает права человека как общесоциальную категорию в юридическое понятие прав гражданина.

Во многих странах права человека в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Отдельные элементы прав и свобод человека могут быть отражены в нормах таких отраслей права как трудовое, гражданское, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное и др.

В соответствии с итоговым документом Венской встречи, подписанной в январе 1989 года, наша страна признала примат международного права.

Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права. Часть 1 ст.17 устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Международные механизмы защитыправ человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах - Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) - Комитет по правам ребенка и т.д.

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества. Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств - участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.053 с.)