Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

 

О.Г.Зубарева

 

 

Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция.

(авторский курс)

 

Учебно-методический комплекс

по направлению «Юриспруденция»

(магистр)

 

Ростов – на – Дону

Северо - Кавказская академия государственной службы

Кафедра гражданского и предпринимательского

 

 

Зубарева О.Г.

Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция: Учебно-метод. Комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. с.

Разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Предназначен для изучения слушателями магистратуры.

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 2011

 

Оглавление

Применяемые сокращения…………………………………………………4

Введение…………………………………………………………………......5

Рабочая программа………………………………………………………….6

Теоретическая часть……………………………………………………….13

Практическая часть ……………………………………………………….14

 

 

Применяемые сокращения

 

Высшее профессиональное образование ВПО

Общекультурные компетенции ОК

Профессиональные компетенции ПК

Арбитражный процессуальный кодекс

Российской Федерации АПК РФ

Бюллетень нормативных актов федеральных

органов исполнительной власти БНА

Вестник Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации ВВАС РФ

Высший Арбитражный Суд

Российской Федерации ВАС РФ

Государство и право ГиП

Гражданский кодекс Российской Федерации ГК РФ

Журнал российского права ЖРП

Земельный кодекс Российской Федерации ЗК РФ

Конституционный Суд Российской Федерации КС РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации НК РФ

Постановление Правительства

Российской Федерации ПП РФ

Российская газета РГ

Российская юстиция РЮ

Северо-Кавказский юридический вестник СКЮВ

Собрание законодательства

Российской Федерации СЗ РФ

Федеральная антимонопольная служба

Российской Федерации ФАС

Федеральная налоговая служба

Российской Федерации ФНС

Федеральная служба по финансовым рынкам

Российской Федерации ФСФР

Федеральный закон ФЗ

Хозяйство и право ХиП

Центральный банк

Российской Федерации ЦБ РФ

 

 

Введение

 

Учебно – методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») профиль подготовки 521403 – гражданское право, семейное право, международное частное право. Содержание УМК ориентировано на реализацию компетентного подхода, предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Содержит цели и задачи дисциплины, обоснования места её в структуре образовательной программы, учебно - тематический план, теоретическую часть, практическую часть, самостоятельную неаудиторную работу студентов, учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины, научно – исследовательскую деятельность студентов под руководством преподавателей, содержащую выпускных квалификационных работ, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, материально – техническое обеспечение дисциплины.

Учебно – методический комплекс разработан доцентом кафедры гражданского и предпринимательского права О.Г.Зубаревой, предназначена для студентов очной формы обучения Северо-Кавказской академии государственной службы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Ключевые слова: «семья», «член семьи», «правовое регулирование», «правовой статус», «права ребенка», «ювенальная юстиция».

Рабочая программа

Цель учебной дисциплины определяется федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предполагает формирование у студентов системы компетенций, необходимых для освоения производных учебных дисциплин и осуществление профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- формирование у студентов знаний о методологических проблемах исторического развития семейной собственности и соотношением гражданского и семейного права в регулировании собственности в семье, методах правового регулирования этих отношений, характеристикой семьи, члена семьи в его межотраслевой принадлежности, характеристикой семейных прав ребенка в их теоретическо - практическом преломлении;

- формирование у студентов навыков, способностей и умений принимать полученные при освоении теоретической части знания и личные качества в процессе изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности;

- сформировать у студентов способность к самообразованию, самостоятельному повышению профессионализма, собственной квалификации, в том числе посредством научной, педагогической и экспертной деятельности.

 

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать компетенциями, изложенными в таблице №1.

Таблица №1

Компетенции, формируемые у студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция»

 

№ и вид компетен-ции Наименование компетенции Примечания
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК № 1 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания  
ОК № 2 Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности  
ОК № 3 Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень  
ОК № 4 Способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения  
ОК № 5 Компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом  
Общие профессиональные компетенции
ПК № 1 Способен разрабатывать нормативные правовые акты  
ПК № 2 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности  
ПК № 3 Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства  
ПК № 4 Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления  
ПК № 5 Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершенствованию  
ПК № 6 Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения  
ПК № 7 Способен квалифицированно толковать правовые акты  
ПК № 8 Способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности  
ПК № 9 Способен принимать оптимальные управленческие решения  
ПК № 10 Способен воспринимать, анализировать и реализовать управленческие инновации в профессиональной деятельности  
ПК № 11 Способен квалифицированно проводить научные исследования в области права  
ПК № 12 Способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методологическом уровне  
ПК № 13 Способен управлять самостоятельной работой обучающихся  
ПК № 14 Способен организовывать и проводить педагогические исследования  
ПК № 15 Способен эффективно осуществлять правовое воспитание  

 

Коды компетенций и их наименование соответствуют компетенциям основной образовательной программы магистратуры, утвержденной Учёным советом Северо-Кавказской академии государственной службы.

Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы.

Учебная дисциплина «Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция» является элементом компетентностно – ориентированного учебного плана и входит в его базовую часть, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом. Она обязательна для изучения студентами Северо-Кавказской академии государственной службы, осваивающими образовательную программу магистра по направлению подготовки 030900 Юриспруденция любой формы обучения; профиль 521403 – гражданское право, семейное право, международное частное право.

Период изучения дисциплины студентами, структура видов деятельности студентов и их трудоёмкость содержаться в таблице №2.

 

Вид формы обучения Период освоения дисциплины (семестр) Трудоемкость дисциплины и отдельных видов работ по ее освоению в зачетных единицах Итоговая аттестация по дисциплине
Общая Аудиторная работа студента, в том числе Самостоятельная работа студентов, в том числе
лекции практика курсовая иные виды
Очная              
Заочная              
Заочная сокраще-нная              
Очная сокраще-нная              
               
               

Учебная дисциплина «Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция» осваивается студентами при параллельном изучении философско – правовых общенаучных и профессиональных дисциплин, а также дисциплинами вариативной части.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Аудиторная работа (в зачетных единицах) Самостоятельная работа
п/п Лек-ции Практи-ческие занятия Занятия в интерактивной форме (не менее 30% от объема аудиторной работы)
Модуль 1 Правовой статус несовершеннолетних
  Характеристика правового статуса несовершеннолетних        
  Теоретические и практические аспекты правосубъектности ребенка        
  Понятие, формы, способы и пределы реализации прав ребенка (личных и имущественных)        
Модуль 2 Беспризорность, безнадзорность
  Проблемы детской беспризорности(безнадзорности) и пути их решения.        
Модуль 3 Ювенальная юстиция
  Понятие ювенальной юстиции        
Итого:        
Курсовая работа  
Промежуточная аттестация (зачет)  
Итоговая аттестация по дисциплине (экзамен)  

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Учебная:

  1. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. // Изд-во Универс – Групп. 2006
  2. Тарасова А.Е. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // Волтерс Клувер.

б) Нормативная

1. СК РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм.)

2. ГК РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм.)

3. ГК РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изм.)

4. ГК РФ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (с изм.)

5. ГК РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изм.)

6. ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изм.)

7. Статья 6 ФЗ РФ №38 от 13.03.2006 (ред. от 7.05.2009 №89) «О рекламе»

8. Глава 20 УК РФ преступления против семьи и несовершеннолетних

9. Глава 50 УПК РФ производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

10. Статьи 5.35 – 5.37, 6.10, 20.22 КоАП РФ

11. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

12. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 №1270-р //СЗ РФ. 2001. №40.

13. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 //РГ. 1995. 5 апреля.

14. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №15.

15. Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г. Вступила в силу 02.09.1990г. Ратифицирована ВС СССР 13.07. 1990 г. Вступила в силу для СССР 15.09 1990г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

16. ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации». Ст. 2 // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

17. ФЗ РФ от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в ред.от 30.06.2007 №170) // СЗ РФ. 1998. №31.

18. ФЗ Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996.№52.

19. ФЗ Российской Федерации от 16.04.2001 №44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. №17.

20. ФЗ Российской Федерации от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ.1999.№26.

21. Письмо Минздрава и соцразвития РФ, ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01/10237-8-32 от 17.09.2008 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»

22. Областной закон Ростовской области от 16.12.2009 №346 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»// СПС «Консультант-Плюс»

23. Постановление Пленума Верховного Суда № 10 от 27.05. 1998, в ред. от 06.02.2007 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»//БВС РФ. 1998. № 7.

24. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №165 «О социальной поддержке детства в Ростовской области» // Наше время. 2004. №259-260.

25. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 167 «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области» // Наше время. 2004г. № 259-260

26. Областной закон Ростовской области от 26.12.2005 № 499 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» // Наше время. 2005. №340-342.

в) дополнительная литература

1. Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения, в России // Юрист, 2007, №10

2. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право, 2006, №4

3. Абрамов В. И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. № 6.

4. Зубарева О.Г. Законодательство об обеспечении прав детей // Законность. 2005.№6

5. Король И.Г. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие// Проспект. 2010

6. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. // Изд-во Универс – Групп. 2006

7. Тарасова А.Е. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // Волтерс Клувер.

8. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних// Российский следователь. 2010, №1

9. Беляева Л.И. Международные стандарты, касающиеся предупреждения преступности несовершеннолетних// Вопросы ювенальной юстиции 2008, №2

10. Проблемы детской беспризорности и безнадзорности в Ростовской области и пути их решения// Сборник докладов и тезисов выступлений круглого стола 21.03.2008. в СКАГС. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2008

11. Гулягин А.Ю. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции. Юрист 2009. Часть 2.2 Ювенальная юстиция и ее роль в сфере борьбы с преступностью

12. Чиркова С. Ювенальная юстиция и ее жертвы //Вопросы ювенальной юстиции, 2010 №3

13. Нека Л.И. Вопросы ювенальной юстиции в США // Международное уголовное право и международная юстиция, 2010, N 2

14. Лихова Т. Формирование основ ювенальной юстиции в дореволюционной России // Законность, 2010, N 3

15. Куприянов А. Семья по назначению// Российская газета от 16.11.2010

16. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма 2008

17. Голышева Л.Ю. Курс ювенального права: учебное пособие. Ставрополь. 2010

18. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция: Социальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009

 

 

г) программное и коммуникационное обеспечение

  1. Основная образовательная программа.
  2. Фонд материалов по деловым ситуациям, ролевым играм, спорным решениям судов по конкретным делам.

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие в библиотеке СКАГС научных пособий и другой литературы по дисциплине. Наличие УМК по читаемой дисциплине, в том числе и в электронном виде. При кафедре имеется учебный юридический полигон (юридическая клиника), наличие учебного класса.

Методические рекомендации по организации
изучения дисциплины

1. Чтения лекций с презентационными материалами.

2. Письменные экспресс - контрольные задания по материалам прочитанной предыдущей лекции в конце текущей лекции (5-7 минут).

3. Тесты контроля знаний к каждой теме раздела, всей дисциплины в целом.

4. Контроль за работой студентов с первоисточниками.

5. Реферирование научных работ.

6. Активное участие в интерактивных и обычных семинарских занятиях.

7. Контроль за посещением лекций.

8. Контроль за посещением семинарских и других видов практических занятий.

9. Экспертные заключения по проектам нормативных актов, решений, постановлений судов различных инстанций.

10. Организация и проведения магистрами отдельных семинарских занятий в целях подготовки их к педагогической деятельности.

11. Проведение магистрами консультаций по вопросам гражданского права в рамках действующего учебного юридического полигона (клиника).

 

 

Примерная методика оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

 

№ п/п Виды образовательных технологий Оценка в баллах Аттестация (в баллах и %) неаттестация (в баллах и %)
  Посещение лекций до 3 –х баллов    
  Посещение семинарских и иных практических занятий до 3 –х баллов    
  Письменные экспресс -контрольные задания (реализация ОК и ПК) до 3 –х баллов    
  Тест контроль знаний (реализация ОК и ПК) до 5 –х баллов    
  Реферирование научных работ (реализация ОК и ПК) до 3 –х баллов    
  Домашние индивидуальные задания (реализация ОК и ПК) до 4 –х баллов    
  Экспертное заключение на проекты нормативных актов (реализация ОК и ПК) до 2 –х баллов    
  Активное участие в семинарских и других практических занятиях, в том числе интерактивных (участие в диспутах, деловых играх, решение конкретной правовой ситуации, критическое отношение к правовой норме, решению суда по конкретному делу, творческая работа в полигоне и т.п.). (реализация ОК и ПК) до 25 баллов    
  Проведение магистрам отдельных семинарских занятий (реализация ОК и ПК) до 2 –х баллов    
    50 балов 30 баллов менее 30 баллов
Итого (в % и баллах) 100% не менее 60 % менее 60 %

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной программы «Характеристика правового статуса несовершеннолетних. Ювенальная юстиция» состоит из теоретической части, практической части, самостоятельной неаудиторной работы студентов, промежуточной аттестации, научно-исследовательской деятельности студентов под руководством преподавателей, тем курсовых и выпускных работ, итоговой аттестации по дисциплине и иных видах работы, подлежащих выполнению студентами для достижения целей учебной дисциплины.

Все виды работ имеют логические связи, предполагающие определенную последовательность их освоения студентами, и объединены во внутридисциплинарные модули. Внутридисциплинарный модуль – это совокупность видов работы студентов, которые могут быть обособлены в относительно самостоятельную часть учебной дисциплины с целью решения конкретной задачи и подлежат системной оценке при промежуточной аттестации студентов.

Теоретическая часть

Теоретическая часть авторского курса представляет собой циклы, последовательно читаемых лекций, предназначенных для формирования у студентов системы знаний, необходимой для будущей профессиональной деятельности и изучения других производных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Чтение лекций обеспечивается следующими учебными материалам:

Практическая часть

Практическая часть учебной дисциплины представляет собой циклы, последовательно выполняемых видов аудиторной работы, предназначенных для формирования у студентов системы навыков, способностей и умений, полученных при освоении теоретической части, используемых в научно-исследовательской, нормотворческой, правоприменительной и педагогической деятельности.

 

Модуль 1

Литература

19. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

20. Конвенция о правах ребенка принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу для России 15 сентября 1990 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

21. ФЗ РФ №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

22. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №165, в ред. от 26.07.2007 «О социальной поддержке детства в Ростовской области» // Наше время. 2004. №259-260.

23. Статья 6 ФЗ РФ №38 от 13.03.2006 (ред. от 7.05.2009 №89) «О рекламе»

24. Глава 20 УК РФ преступления против семьи и несовершеннолетних

25. Глава 50 УПК РФ производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

26. Статьи 5.35 – 5.37, 6.10, 20.22 КоАП РФ

27. Письмо Минздрава и соцразвития РФ, ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №01/10237-8-32 от 17.09.2008 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»

28. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа №Ф08-1246/2006-526А от 5.04.2006

29. Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения, в России // Юрист, 2007, №10

30. Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право, 2006, №4

 

Тесты контроля знаний

Вариант 1. Основными элементами содержания правосубъектности являются:

а) правоспособность

б)дееспособность

в)деликтоспособность

г)правовозможность

д)продееспососбность (ПК№ 7)

Вариант 2. Правосубъектность взрослого и ребенка:

а) одинакова

б) ребенка - более сложное явление

в)взрослого- имеет более сложное составляющее (ПК№ 7)

Вариант 3. Какие из перечисленных возможностей не могут быть реализованы несовершеннолетним:

а) возможность завещать имущество

б)быть наследником

в)заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью

г)быть владельцем пакета акций (ПК№ 7)

Вариант 4. Опека устанавливается над:

1) несовершеннолетними в возрасте от 6 до 14 лет;

2) гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

3) гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;

4) дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. (ПК№ 7)

 

Задачи

Задача 1

Сергей родился в 1982 году, в 18 лет пошел в армию и в 2005 году женился. В 1998 году у него родился сын. В какой период жизни он стал обладать гражданской правоспособнос­тью и дееспособностью? (ОК№ 3, ПК№ 7)

Задача 2

Анна Бойченко 4 года, имея родителей, проживала то у одной бабушки, то у другой, а иногда ее брала к себе родная тетя, т.к. родители работали и не желали отдавать ребенка в детский садик.

Определите место жительства ребенка? (ОК№ 3, ПК№ 15)

Задача 3

Евгению 16 с половиной лет, по окончании средней школы он поступил на работу по трудовому договору. Через полгода после аттестации его перевели на должность специалиста. Руководителем предприятия по представлению юридического отдела и отдела кадров он был признан полностью дееспособным.

Правомерны ли действия руководителя предприятия? По решению какого органа он мог быть признан полностью дееспособным? Кто должен был дать согласие на признание его полностью дееспособным? Как поступить должен Евгений, если согласие не будет дано? (ПК№1, ПК№ 4)

Литература

31. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

32. Конвенция о правах ребенка принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу для России 15 сентября 1990 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

33. ФЗ РФ №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

34. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №165, в ред. от 26.07.2007 «О социальной поддержке детства в Ростовской области» // Наше время. 2004. №259-260.

35. Зубарева О.Г. Законодательство об обеспечении прав детей // Законность. 2005.№6

36. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. // Изд-во Универс – Групп. 2006

37. Тарасова А.Е. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях // Волтерс Клувер.

Тесты контроля знаний

Вариант 1. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (личное или имущественное) будут различаться:

а) способы защиты

б) способы реализации прав

в) механизм ответственности

г) применение сроков исковой давности (ОК№3, ПК№ 5)

Вариант 2. В перечень имущественных прав несовершеннолетних входят:

а) право каждого ребенка на получение содержания от родителей и других членов семьи

б) право на получение государственных пенсий и пособий

в) право на личную неприкосновенность

г) право на имя, отчество, фамилию

д) право иметь в собственности имущество (ОК№ 3, ПК№ 7)

Вариант 3. В каком случае недопустимо изменение имени и фамилии ребенка без его согласия:

а) если ребенок достиг возраста 10 лет;

б) если ребенок достиг возраста 12 лет;

в) в случае эмансипации несовершеннолетнего;

г) с момента достижения совершеннолетия;

д) без согласия ребенка изменение его имени вообще недопустимо. (ПК№ 9)

Вариант 4. Проведение семинарских занятий студентом в своей группе по вопросу: совершенствование законодательства предусматривающего защиту прав ребенка в РФ (ОК№ 5, ПК№ 1, ПК № 12)

 

Задачи

Задача 1

Завьялов предъявил иск к супругам Савченко, родителям умершей жены, об отобрании у них своего сына Юрия. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что мать Юрия умерла, когда мальчику было три года. Будучи штурманом дальнего плавания, Завьялов не имел возможности нормально воспитывать сына и с согласия супругов Савченко привез Юрия к ним в г. Пензу. Через год после приезда внука Савченко были назначены его опекунами. Свою просьбу вернуть сына Завьялов мотивирует тем, что переведен на постоянную работу в порт г. Мурманска, в плаваниях больше не бывает, снова женился и, не имея от второй жены больше детей, хочет воспитывать Юрия. Савченко против иска решительно возражали, указывая, что Юрий живет у них восемь лет и они очень привыкли к нему. Хотя Савченко на пенсии, живут скромно и квартира у них небольшая, мальчик обеспечен всем необходимым, учится хорошо, ведет себя примерно. К отцу он переезжать не хочет. Ответчики высказали также сомнение в том, будет ли Юрию хорошо в новой семье отца. За истекшие восемь лет Завьялов виделся с сыном три раза по нескольку дней, мало интересовался его жизнью, нерегулярно присылал деньги. Неизвестно также, как отнесется к мальчику новая жена Завьялова.

Подлежит ли иск Завьялова удовлетворению? (ОК№5, ПК№ 7)

Задача 2

При вступлении в брак В.Л.Зернова, являющаяся гражданкой РФ, и гражданин Украины З.П.Леоненко-Горский сохранили свои фамилии. Местом проживания супруги избрали г.Тамбов, где у них через год родился сын. После рождения сына супруги не достигли соглашения о его фамилии и потому подали в орган загса по месту жительства заявление о присвоении ребенку фамилии Леоненко-Горский-Зернов. Однако орган загса в удовлетворении их просьбы отказал. При этом супругам было рекомендовано присвоить сыну или фамилию отца или фамилию матери. Данное решение органа загса было обжаловано супругами в суд по месту жительства, который не принял заявления к рассмотрению, ссылаясь на неподведомственность данного спора суду, и порекомендовал им обратиться в орган опеки и попечительства.

Обоснованы ли решения органа загса и суда? Соответствует ли требование супругов Зерновой и Леоненко-Горского законодательству РФ? Какой орган разрешает разногласия между родителями относительно фамилии ребенка? (ПК№ 9)

Задача 3

Более тридцати лет супруги Вороновы состояли в браке, имели одного сына, достигшего совершеннолетия, и двух несовершеннолетних дочерей. Неожиданно Воронов, являвшийся воспитанником детского дома, узнал, что настоящая фамилия его незаконно репрессированных в 50-е гг. родителей- Жарковы. По заявлению Воронова его фамилия была изменена на Жарков, что было зарегистрировано в установленном порядке. После этого Жарков потребовал изменения фамилии всех членов своей семьи, на что старший сын, проживающий вместе с родителями, ответил отказом. При этом он объяснил, что более двадцати лет жил, учился и известен своим знакомым под этой фамилией. Кроме того, изменение фамилии повлечет для него сложности с обменом ряда документов, включая водительское удостоверение и диплом об окончании высшего учебного заведения. Однако Жарков не принял во внимание эти доводы сына и подал заявление за своей подписью в орган загса об изменении фамилии жены, дочери и сына. Аналогичное заявление подала его жена.

Как в этой ситуации должен поступить орган загса? Каковы основания и порядок изменения фамилии детей? Возможно ли изменение фамилии ребенка по просьбе родителей после достижения им совершеннолетия? (ПК№ 9)

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 дек.

2. Конвенция о правах ребенка принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу для России 15 сентября 1990 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.14 с.)