Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. История философско-правовой мыслиСтр 1 из 7Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Планы семинаров с методическими рекомендациями для проведения занятий в активной и интерактивной формах для подготовки магистров по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Рязань 2015 ББК 67.00р30 Ф-56 Рецензенты: М. И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте); О. Е. Блинков, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России)
Начальник обеспечивающей кафедры кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов
Учебно-методическое издание Демко Тамара Николаевна ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Планы семинарских занятий
ББК 67.00р30 © Демко Т.Н., 2015 © Академия ФСИН России, 2015 Пояснительная записка Планы семинарских занятий предназначены студентам, обучающимся по магистерским программам – Уголовное право, Криминология, Гражданское право, Семейное право, Международное частное право (по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция). Философия права – одна из важных дисциплин в учебных планах по подготовке юристов высшей квалификации. Она обосновывает непреходящую ценность права как выражения свободы, равенства и справедливости, неотъемлемых прав и свобод человека. Тем самым философия права утверждает его гуманистическую природу. При изучении учебной дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные в курсах теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии, истории Отечества, логики, социологии и политологии.
Основная цель курса: · углубить представления о смысле права, его сущности, его естественных и позитивных основаниях; · показать историческое развитие философских взглядов на природу права; · увидеть реальность права в многообразных связях социальной действительности; · вооружить философскими понятиями для анализа онтологической, гносеологической, аксиологической, антропологической сущностей права; · рассмотреть право в контексте мировой культуры. Задачи курса предполагают: · вхождение в предмет философии права и его специфику; ознакомление с возникновением, развитием и спецификой философско-правовых идей; · анализ философско-правовой мысли в России как неотъемлемой части ее философской и общей национальной культуры. Изучение ее религиозно-экзистенционального характера, идеи «естественного права» и «прав человека»; · понимание основных тенденций философско-правового мышления на Западе, выражающих тенденцию дальнейшей гуманизации и персонализации права. · анализ основных подходов к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным правом, концепций понимания естественного права, существовавших в России; · анализ теоретических исследований гражданского общества; · развитие навыков аргументированно отстаивать собственное видение проблем; развитие способности использовать все вышеперечисленное в профессиональной деятельности.
Требования к результатам освоения дисциплины. По итогам курса обучающийся должен: Знать: исторические этапы философско-правовой мысли и ее представителей; получить представление о соотношении закона и права, сходство и отличия теоретико-правовых и философско-правовых подходов к праву; знать, как отражаются проблемы права в таких разделах философии, как гносеология, онтология, диалектика, философия языка и коммуникаций, этика, социальная философия; основания философско-правового осмысления правовой реальности; принципы профессионального мышления современного юриста;
основы правовой культуры. Уметь: сформулировать тему, вопрос; составить тезисы выступления; грамотно выражать свои мысли; владеть навыком работы с первоисточниками, ориентироваться в Интернет-ресурсах; дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли; обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах. Владеть: родным языком; навыками работы с книгой; методами теоретического анализа (абстрагирование, сравнение, экстраполяция, аналогия); навыком управления собственным мышлением и способностью выражать свои мысли в аудитории; основными навыками философско-правового анализа; способностью обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем; приемами методологий правовой науки. Часть (30 % от всего курса) семинарских занятий проводится в интерактивной форме:
Всего: 8
В качестве формы контроля по итогам обучения предусмотрен экзамен.
Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
План
1. Философия права ранней и классической эпох античности. 2. Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья. 3. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Философия права ранней и классической эпох античности» основной задачей является осмысление материала, касающегося возникновения, развития и специфики философско-правовых идей в период античности, средних веков и эпохи Возрождения. Древней Элладе в IV—V веках до н.э. было присуще разнообразие форм социальной и политической жизни. Множество сильных и процветающих греческих городов–полисов объединяло духовное единство, основанное на мифологии с единым пантеоном олимпийских богов, а также гомеровском эпосе. Практика дике и номоса – поиск начал справедливости. Философско-правовые идеи Платона и Аристотеля. Цицерон и римские юристы. Антитеза аполлонического и дионисийского начал в развитии греческой правовой цивилизации и в философской мысли. Творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля. Поздняя классика: конец IV века до н. э. – VI в. н. э..
При подготовке второго вопроса «Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья» обратить внимание на систему естественного права как сочетания римского права и положений Священного Писания. Теократический характер естественного права. Идеологический контроль «отцов церкви». Теологическая трактовка права: взгляды Августина, учение Фомы Аквинского о трёх уровнях законов, справедливости и праве. При подготовке третьего вопроса «Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации» обратить внимание на переход юриспруденции в гуманистическое русло, на признание человека уникальным творением дает стимул к новым поискам философских обоснований сущности общества и государства. Концепция естественного и волевого права Г. Гроция. Проблемы права, нравственности и политики в сочинениях М. Монтеня и Н. Макиавелли, Лоренцо Вала. Вопросы для дискуссии 1. В чем заключаются особенности античной правовой цивилизации? 2. В чем сущность правовых взглядов натурфилософов? 3. В чем отличие правовых взглядов софистов от позиций предшественников? 4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа? 5. В чем сущность учения о справедливости и праве Платона? 6. Как рассматривается проблема человека у Аристотеля? 7. В чем сущность обоснования права у Аристотеля? 8. В чем заключаются особенности правовых взглядов эпохи поздней 9. Раскройте сущность и особенности правовых концепций Августина и Фомы Аквинского. 10. В чем заключаются особенности философско-правовой мысли Возрождения? Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. План 1. Философия права английской буржуазной революции. Гоббс о естественном праве и естественном законе. Договорная теория возникновения государства. Общественный договор по Дж. Локку. 2. Философия права И. Канта. 3. Философия права Гегеля. 4. Философия права Маркса. Надстроечный и классовый характер права и государства. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Философия права английской буржуазной революции следует начать с философии Гоббса, его учении о естественном праве и естественном законе. Отметить, что в это время появляется договорная теория возникновения государства. Следующий по значимости в философии права Дж. Локк, следует обратить внимание на идеи прирожденных прав личности, разделения властей, а также сделать акцент на характеристике изменения подходов к праву. Обратить внимание на то, что одни и те же закономерности представляются по-разному. Следует подумать, почему процесс истории права выглядит неоднозначно.
При подготовке второго вопроса «Философия права И. Канта». Главным объектом обсуждения становится практический разум – источник нравственных и правовых законов. Следует поставить во главу угла рассмотрения философии Канта понятие «категорический императив», а также идеи Канта о правовом государстве. Обратить внимание, что теория и история наказания тесно переплетается с историей развития культуры. Ее особенности, которые выявляет археология и этнография, должны быть описаны и в общих чертах, и предметно, то есть с опорой на известные памятники. При подготовке третьего вопроса «Философия права Гегеля» рассматриваются как идея абстрактного права, так и мораль и нравственность. Гегель разработал положения о гражданском обществе и государстве. В этом вопросе следует вспомнить мировую историю и основные характеристики государства, что открывает понимание революции, произошедшей в культурной деятельности людей после неолита, и в первую очередь исчезновение первобытного синкретизма. При подготовке четвертого вопроса «Философия права Маркса» указывается на его понимание права и государства как надстроечного явления. На особом месте стоит в его учении идея классового характера права и государства с перспективой отмирания последнего в будущем.
Темы рефератов
1. «Левиафан» Т. Гоббса о возникновении политической власти. 2. Дж. Локк как один из основоположников либерализма. 3. Гражданское общество и государство в «Философии права» Гегеля. 4. И. Кант о правовом государстве. 5. Мотивы государственного патернализма и индивидуальной свободы в творчестве И. Канта. 6. Марксистская концепция государства и права. Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. План 1. Проблема правопонимания в российской истории. 2. Учение западников и славянофилов России о государстве и праве. 3. Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев. 4. Советская марксистская школа права и государства XX века, ее идейное содержание и реальная практика. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса «Проблема правопонимания в российской истории» необходимо учитывать тот факт, что философия права в России является неотъемлемой частью ее философской и общей национальной культуры. Отечественная философско-правовая мысль, во многом созвучная идеям европейской философско-правовой традиции, в то же время отличается самобытностью и оригинальностью. Эта оригинальность состоит в религиозно–экзистенциональном характере идеи «естественного права» и «прав человека». Для отечественной философии права характерно иррациональное обоснование права. Наиболее наглядно это проявляется в «философии сердца» Сковороды и Юркевича, когда «сердце» выступает не предметом философского осмысления, а методологическим основанием. Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, морального обоснования права в борьбе с правовым нигилизмом, явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.
При подготовке второго вопроса «Учение западников и славянофилов России о государстве и праве» следует отметить основную направленность идей того и другого мировоззрения. Следует ознакомиться с именами западников (профессор Т.Н. Грановский, историк и правовед К.Д. Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др), а также с именами славянофилов (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские). «Общинное начало», «соборность», единодушие и согласие как принципы национального права. Острота споров славянофилов и западников. При подготовке третьего вопроса «Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века» в центр внимания попадают такие философы-правоведы, как. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев. Следует обратить внимание на распространение идей либерализма и выдвижения на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, а также на отстаивание приоритета права над политикой. Проникновение позитивистских взглядов на право, смещение акцентов с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях. При подготовке четвертого вопроса «Советская марксистская школа права и государства ХХ века, ее идейное содержание » следует дифференцировать марксистскую теорию права как онтологическую объективистскую концепцию. В противовес юридическому позитивизму, признающему реальность только позитивного права, марксизм считает позитивное право лишь вторичной реальностью, отражением положения дел, выражающегося в определенных общественных отношениях. С марксистской точки зрения, право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится правовая природа вещей, то есть социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Возникновение и существование права объясняется марксистами необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Советской юридической наукой эти положения принимались за основу. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.
Дискуссия по теме семинара 1. Какие философско-правовые идеи были сформулированы отечественными мыслителями Средневековья и Просвещения? 2. В чем смысл понятия «философия сердца»? 4. Философско-правовые аспекты анархизма: М.А Бакунин, П.А. Кропоткин. 5. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право? 6. Развитие философии права в СССР. Право как идеологическая форма классового порядка. 7. Как можно охарактеризовать современное состояние философско-правовой мысли в России? 8. Либертарная концепция философии права В.С. Нерсесянца. 9. Значение истории философии права для современных философско-правовых исследований.
Темы рефератов
1. Философско-правовая мысль Древней Руси. 2. Философия права славянофильства и современность. 3. Философия права западничества. 4. Философско-правовая мысль русских революционных демократов. 5. Философия права русского либерализма. 6. Идея правового государства в русской либеральной мысли. 7. Философско-правовая идеология русского анархизма. 8. Истоки и причины правового нигилизма в России: история и современность. 9. Право и нравственность в философии В.С. Соловьева. 10. И.А. Ильин о правосознании. 11. Феномен «советского права». 12. Патернализм и российское право. Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31]. Виды правоотношений. СЦЕНАРИЙ В подготовительной части занятия студенты делятся на три группы. Каждой группе дается одно задание представить особенности позиций и аргументацию по проблеме бытия права в человеческом мире с точки зрения верующего человека, прагматика и государственного служащего. В основной части каждой группе предлагается презентовать свою позицию и ответить на вопросы оппонентов. В завершении высказанные позиции обобщаются, формулируются особенности различных пониманий права и их значение для развития идей философии права.
Методические рекомендации Следует учесть, что все основные вопросы данной темы (происхождение права; право и закон; право и власть; право и культура; государство и правовая культура) с точки зрения разных философских позиций получают разные определения и характеристики. Для начала необходимо разобраться с самой сущностью бытия (с философской точки зрения), и на основе этого понимания объяснить бытие права как такового. То есть увидеть и описать правовую реальность, ее сущностные характеристики и ее структуру, как систему функционирования права. Следующий этап продвижения в теме это выяснение соотношения реального и формального в праве, материальной и духовной, объективной и субъективной природы правовая реальность. Особе обратить внимание на онтологическую концепцию в исторической школе права: право как историческое развитие условий человеческого существования. На нее нужно ссылаться в данной полемике как весомый аргумент. Ролевые позиции и высказывания на занятии потребуют осведомленности в разных типах правопонимания. Для этого необходимо хорошо усвоить: отождествление права и закона - легистский тип правопонимания. Естественно-правовой тип правопонимания - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального). Легистская онтология: сведение права к нормативно-правовому акту (И. Бентам, Д. Остин, В.Д. Катков). Естественно-правовая онтология о подлинном (естественном) бытии права и о неподлинном (позитивном) бытии права. А также каковы сущность и механизм формирования социального закона, как проявляет себя диалектика объективного и субъективного в законе. И уточнить смысловые оттенки понятий: закономерность, законосообразность, целесообразность. К области онтологии права относятся такое явление, как правопорядок. Следует увидеть его проявление как в повседневной реальности в реализации власти. Здесь понадобится рассуждение о властно насилии и государственном принуждении с учетом типологии насилия в правовой сфере. Следует сопоставить понятия «насилие» и «справедливость», «преступление» и «наказание». Вопрос о правовой культуре поможет в данной ролевой игре вывести рассуждения к теме человека, реализующего и осуществляющего правовую реальность, и теме взаимообусловленность культуры и права. Конкретизация и реализация онтологии права через правовую культуру совпадает со способом организации жизнедеятельности человека, поэтом следует заострить внимание на взаимосвязи правовой культуры с политической и нравственной. В ролевой игре допускается ссылаться на личностный и институциональный аспекты правовой культуры.
Используемая литература: [1, 2, 6, 10, 16, 18, 23, 26, 30].
Темы рефератов
1. Право как равенство. 2. Ответственность юридическая и социальная. 3. Право как справедливость. 4. Социально-исторический характер форм проявления равенства. 5. Право как ценность. 6. Государство как ценность. 7. Теория справедливости Джона Роулза. 8. Диалектика формального и фактического равенства. 9. Справедливость правовая и социальная.
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 7, 13, 18, 20, 27, 31].
Темы рефератов
1. Право и мораль в русской философии, литературе и праве. 2. Взаимодействие права и морали в современном обществе. 3. Преступность: норма или патология? 4. Преступность и возникновение государства. 5. Аномия и преступность. 6. Биологическое и социальное в преступном поведении. 7. Город и преступность. 8. Природа и происхождение зла как философская проблема. 9. Цели наказания. 10. Правосознание и преступность. 11. Смертная казнь: за и против. 12. В.С. Соловьев о проблеме наказания («Оправдание добра»). 13. Л.Н. Толстой о преступлении и наказании.
Используемая литература: [1, 2, 3, 18, 20, 23, 29, 30, 31]. СЦЕНАРИЙ
Заранее предлагаются на выбор распечатанные для каждого студента вопросы, содержащие возможность разного подхода к определениям, для дискуссионного обсуждения темы. Ведущий (один из обучающихся) отбирает тот из них, который преобладает количественно. Этот вопрос становится основным предметом обсуждения. Однако оставшиеся вопросы не отменяются: они должны так или иначе послужить доказательством или опровержением искомой мысли.
Вопросы 1. Понятие и идея гражданского общества в истории общественной и правовой мысли. Есть ли гражданское общество в России? Каким вы желаете его видеть? 2. Социальные функции гражданского общества. Чему оно служит? И есть ли в нем необходимость в правовом и социальном государстве? 3. Проблемы гражданского общества России в советском прошлом и сейчас. 4. Правовой нигилизм. 5. Нужна ли особая этика гражданскому обществу в целом и гражданским организациям в частности? Таким образом, дискуссия может пойти по пути обсуждения одной из перечисленных проблем (каким представляется гражданское общество в истории общественной и правовой мысли? Есть ли гражданское общество в России? И Как оно проявляет себя? Какова его этика? Что есть правовой нигилизм и каков его «эффект»?).
Методические рекомендации
Чтобы подготовиться к дискуссии следует постараться вникнуть в проблему, освоить основные категории, необходимые в споре: личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Гражданское общество являет себя в ассоциациях и организациях граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства государства. Оно, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, а стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности («частная собственность»). Чем большее число людей втянуто в эти отношения и является собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертов, его доля должна составлять до 60% населения). В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится (по некоторым оценкам, доля нашего «среднего класса» составляет лишь 8—10% всего населения). Становление и развитие гражданского общества и правового государства представляется с некоторых пор одной из стратегических целей начавшегося процесса всестороннего реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество понимается как тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. В последнее время в России гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков), другие с самого начала носят, открыто ангажированный политический характер («Женщины России»). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства — иерархии. Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово–промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор «второй (малой) экономики», а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти. Финансовый диктат делает независимые масс-медиа все более заангажированными, поэтому зачастую «голос» гражданского общества почти не слышен. Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края). Указанное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России.
Темы рефератов
1. Становление гражданского общества в России. 2. Социальные функции гражданского общества. 3. Идея правового государства в истории общественной мысли. 4. Право и сила 5. Право и сила. 6. Принцип разделения властей в истории философской и правовой мысли и современности. 7. Институты гражданского общества. 8. Гражданское общество и правовое государство. 9. Этика гражданского общества: свобода человека и гражданина.
Используемая литература: [1, 2, 7, 8, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30]. СЦЕНАРИЙ
На предшествующем занятии студенты-магистры получают задание обратить внимание на сюжеты в СМИ, «Новости», дискуссии и т.п., в которых обсуждаются злободневные проблемы правовых отношений в обществе. Требуется отобрать подходящий материал для обмена мнениями по проблемам правового государства, проблемам характерной для нынешнего состояния общества преступности, проблемам правовой культуры общества, а также проблемы политической и экономической свободы в правовом сознании. В начале занятия каждый из членов группы заявляет о той или иной из них, являющейся близкой к курсу философии права и достойной коллективного обсуждения. Из всего перечня прозвучавших тем всеобщим решением отбираются те из них, которые позволяют поставить в центр внимания следующие вопросы: 1. Свобода и право. 2. Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества. 3. Право и куль тура. 4. Проблемы складывания правового государства. Методические рекомендации по подготовке к проведению «круглого стола»
Для подготовки к занятию в форме «круглого стола» по теме «Философско-правовые проблемы современной общественной жизни» следует предварительно продумать отобранную информацию по нескольким блокам и разделам:
Блок «Свобода и право»: Свобода слова в России: благо или зло? Нужна ли цензура? Свобода и ответственность. Можно ли считать права человека абсолютной ценностью? Всегда ли интересы личности необходимо предпочитать государственному порядку? Что вы выбираете: свободу рынка или социальный патернализм? Блок «Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества»: Можно ли бороться с насилием насильственными методами? Наказание. Цели наказания. Смертная казнь – за и против. Гуманна ли смертная казнь?
Блок «Право и куль тура»: Место права в системе культуры. Проблема соотношения (соответствия) права и других культурных образований. Право и мораль. Право и политика.
Блок «Проблемы складывания правового государства»: Какие условия необходимы для складывания правового государства? Стали ли мы ближе к правовому государству за последние 10 лет? Готовы ли мы к «пересадке» на российскую почву западной системы правового государства? Существует ли у нас гражданское общество?
Используемая литература: [1, 2, 10, 12, 16, 17, 27, 29, 31]. Литература Основная литература 1. Иконникова Г. И. Философия права: учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 364 с. 2. Михалкин Н. В. Философия права: учеб. пособие для магистров / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 393 с.
Дополнительная литература 3. Аверин А. В. Философия права. Курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. А. В. Аверин [и др.]. ‒ М.: Проспект, 2011. ‒ 512 с. 4. Берлявский Л. Г. Категория ценности в философии права / Л. Г. Берлявский, И. В. Липчанская // Юридическое образование и наука. ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 24-27. 5. Ветютнев Ю. Ю. Аксиология правовой формы: монография / Ю. Ю. Ветютнев. ‒ М.: Юрлитинформ, 2013. ‒ 198 с. 6. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): монография / Г. А. Гаджиев. ‒ М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 320 с. ‒ ЭБС. 7. Галузин А. Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право / А. Ф. Галузин // Современное право. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 120-127. 8. Данильян О. Г. Философия права: учебник / под ред. О. Г. Данильяна. ‒ М.: Эксмо, 2006. ‒ 412 с. 9. Желдыбина Т. А. Шершеневича о праве и государстве: монография / Т. А. Желдыбина, Г.Ф. Доктрина. ‒ М.: Юрлитинформ, 2011. ‒ 221 с. 10.Завьялов Ю. С. Феноменология и познание права / Ю. С. Завьялов, И. В. Галкин // Государство и право. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63-73. 11.Захарова М. В. Иван Александрович Ильин / М. В. Захарова 12. Захарцев С. И. Некоторые проблемы теории и философии права: монография / С. И. Захарцев; под ред. В. П. Сальникова. ‒ М.: Норма, 2014. ‒ 208 с. ‒ ЭБС. 13.Ивин А. А. Философия: учеб. для акад. бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М.: Юрайт, 2015. ‒ 478 с. 14. Крянев Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учеб. пособие / Ю. В.Крянев, Н. П.Волкова и др.; под ред. Л. Е. Моториной, Ю. В.Крянева. ‒ 3-e изд., перераб. и доп. ‒ М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 416 с. ‒ ЭБС. 15.Лазарев В. В. Проблемы общей теории jus: учебник по спец. курсам прогр. подготовки магистров / В. В. Лазарев, С. В. Липень, А. Х. Саидов; отв. ред. В. В. Лазарев. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒ 655 с.
16.Малахов В. П. Философия права: формы теоретического мышления о праве: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция», «Философия» / В. П. Малахов. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. ‒ 263 с. 17. Малинова И. П. Философия права и юридическая герменевтика: монография / И. П. Малинова. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 176 с. ‒ ЭБС. 18. Мальцев Г. В. Культурные традиции права: монография / Г. В. Мальцев. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. ‒ 608 с. ‒ ЭБС. 19.Мамитова Н. В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие для студ. вузов / Н. В. Мамитова. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. ‒ 207 с. 20.Мельникова М. В. Духовно-нравственные ценности в праве / М. В. Мельникова // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С.59-63. 21.Мороз Е. В. Правовая концепция П.И. Новгородцева: духовные основания свободы и права / Е. В. Мороз // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 151-161. 22.Нерсесянц В. С. Гегель: монография / В. С. Нерсесянц. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒111 с. 23.Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2009 – 652 с. 24.Пернацкий В. И. Философия политики и права: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Пернацкий. ‒ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. ‒ 224 с. 25. Пернацкий В. И.Философия политики и права: учеб. пособие / В. И. Пернацкий. ‒ М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 224 с. ‒ ЭБС. 26.Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник / Л. П. Рассказов. ‒ 2-е изд. ‒ М.: РИОР, 2009. ‒ 463 с. 27.Сор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.181 с.) |