Тема 2. История философско-правовой мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. История философско-правовой мысли



ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

 

Планы семинаров с методическими рекомендациями

для проведения занятий в активной и интерактивной формах

для подготовки магистров

по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция

 

Институт подготовки государственных и муниципальных служащих  
Категория обучающихся: студенты
Курс: 1-й (заочная форма обучения)
   

 

 

Рязань 2015


ББК 67.00р30

Ф-56

Рецензенты:

М. И. Кошелев, доктор философских наук, профессор (Рязанский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте);

О. Е. Блинков, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России)

 

 

  Ф-56 Демко Т. Н. Философия права: планы семинарских занятий. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 24 с.   Планы семинарских занятий составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 21 мая 2015 г., протокол № 5.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов

 

 


Учебно-методическое издание

Демко Тамара Николаевна

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

 

Планы семинарских занятий

 

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
Подписано в печать 27.05.15. Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
Печ. л. 1,5. Академии ФСИН России
Тираж 15 экз. Заказ № _____. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

 

ББК 67.00р30

© Демко Т.Н., 2015

© Академия ФСИН России, 2015


Пояснительная записка

Планы семинарских занятий предназначены студентам, обучающимся по магистерским программам – Уголовное право, Криминология, Гражданское право, Семейное право, Международное частное право (по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция). Философия права – одна из важных дисциплин в учебных планах по подготовке юристов высшей квалификации. Она обосновывает непреходящую ценность права как выражения свободы, равенства и справедливости, неотъемлемых прав и свобод человека. Тем самым философия права утверждает его гуманистическую природу.

При изучении учебной дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные в курсах теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии, истории Отечества, логики, социологии и политологии.

Основная цель курса:

· углубить представления о смысле права, его сущности, его естественных и позитивных основаниях;

· показать историческое развитие философских взглядов на природу права;

· увидеть реальность права в многообразных связях социальной действительности;

· вооружить философскими понятиями для анализа онтологической, гносеологической, аксиологической, антропологической сущностей права;

· рассмотреть право в контексте мировой культуры.

Задачи курса предполагают:

· вхождение в предмет философии права и его специфику; ознакомление с возникновением, развитием и спецификой философско-правовых идей;

· анализ философско-правовой мысли в России как неотъемлемой части ее философской и общей национальной культуры. Изучение ее религиозно-экзистенционального характера, идеи «естественного права» и «прав человека»;

· понимание основных тенденций философско-правового мышления на Западе, выражающих тенденцию дальнейшей гуманизации и персонализации права.

· анализ основных подходов к пониманию естественного права и его соотношения с позитивным правом, концепций понимания естественного права, существовавших в России;

· анализ теоретических исследований гражданского общества;

· развитие навыков аргументированно отстаивать собственное видение проблем; развитие способности использовать все вышеперечисленное в профессиональной деятельности.

 

Требования к результатам освоения дисциплины. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

исторические этапы философско-правовой мысли и ее представителей; получить представление о соотношении закона и права, сходство и отличия теоретико-правовых и философско-правовых подходов к праву; знать, как отражаются проблемы права в таких разделах философии, как гносеология, онтология, диалектика, философия языка и коммуникаций, этика, социальная философия;

основания философско-правового осмысления правовой реальности;

принципы профессионального мышления современного юриста;

основы правовой культуры.

Уметь:

сформулировать тему, вопрос;

составить тезисы выступления; грамотно выражать свои мысли;

владеть навыком работы с первоисточниками, ориентироваться в Интернет-ресурсах;

дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли; обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах.

Владеть:

родным языком;

навыками работы с книгой;

методами теоретического анализа (абстрагирование, сравнение, экстраполяция, аналогия);

навыком управления собственным мышлением и способностью выражать свои мысли в аудитории;

основными навыками философско-правового анализа;

способностью обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем;

приемами методологий правовой науки.

Часть (30 % от всего курса) семинарских занятий проводится в интерактивной форме:

 

Номер темы Вид занятия (Л, С) Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  С Ролевая игра  
  С Дискуссия  
  С Круглый стол  

Всего: 8

 

В качестве формы контроля по итогам обучения предусмотрен экзамен.

 

Учебно-тематический план

 

Заочная форма обучения

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебному плану Контактная работа с преподавателем Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 курс
1. Философия права в системе философии и юриспруденции. Типология философских концепций права              
2. История философско-правовой мысли              
3. Философско-правовая онтология              
4. Философско-правовая аксиология              
5. Антропологические основы права              
6. Россия на пути к правовому государству              
7. Круглый стол: Философско-правовые проблемы современной общественной жизни              
  Всего              

 


План

 

1. Философия права ранней и классической эпох античности.

2. Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья.

3. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса «Философия права ранней и классической эпох античности» основной задачей является осмысление материала, касающегося возникновения, развития и специфики философско-правовых идей в период античности, средних веков и эпохи Возрождения. Древней Элладе в IV—V веках до н.э. было присуще разнообразие форм социальной и политической жизни. Множест­во сильных и процветающих греческих городов–полисов объединяло духов­ное единство, основанное на мифологии с единым пантеоном олимпийских богов, а также гомеровском эпосе. Практика дике и номоса – поиск начал справедливости. Философско-правовые идеи Платона и Аристотеля. Цицерон и римские юристы. Антитеза аполлонического и дионисийского начал в развитии греческой правовой цивили­зации и в философской мысли. Творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля. Поздняя классика: конец IV века до н. э. – VI в. н. э..

При подготовке второго вопроса «Особенности философско–правовой мысли в эпоху Средневековья» обратить внимание на систему естественного права как сочета­ния римского права и положений Священного Писания. Теократический характер естественно­го права. Идеологический контроль «отцов церкви». Теологическая трактовка права: взгляды Августина, учение Фомы Аквинского о трёх уровнях законов, справедливости и праве.

При подготовке третьего вопроса «Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации» обратить внимание на переход юриспруденции в гуманистическое русло, на признание человека уникальным творением дает стимул к новым поискам философских обоснований сущности общества и государства. Концепция естественного и волевого права Г. Гроция. Проблемы права, нравственности и политики в сочинениях М. Монтеня и Н. Макиавелли, Лоренцо Вала.

Вопросы для дискуссии

1. В чем заключаются особенности античной правовой цивилизации?

2. В чем сущность правовых взглядов натурфилософов?

3. В чем отличие правовых взглядов софистов от позиций предшественников?

4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?

5. В чем сущность учения о справедливости и праве Платона?

6. Как рассматривается проблема человека у Аристотеля?

7. В чем сущность обоснования права у Аристотеля?

8. В чем заключаются особенности правовых взглядов эпохи поздней
классики?

9. Раскройте сущность и особенности правовых концепций Августина и Фомы Аквинского.

10. В чем заключаются особенности философско-правовой мысли Возрождения?

Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31].

План

1. Философия права английской буржуазной революции. Гоббс о естественном праве и естественном законе. Договорная теория возникновения государства. Общественный договор по Дж. Локку.

2. Философия права И. Канта.

3. Философия права Гегеля.

4. Философия права Маркса. Надстроечный и классовый характер права и государства.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса «Философия права английской буржуазной революции следует начать с философии Гоббса, его учении о естественном праве и естественном законе. Отметить, что в это время появляется договорная теория возникновения государства. Следующий по значимости в философии права Дж. Локк, следует обратить внимание на идеи прирожденных прав личности, разделения властей, а также сделать акцент на характеристике изменения подходов к праву. Обратить внимание на то, что одни и те же закономерности представляются по-разному. Следует подумать, почему процесс истории права выглядит неоднозначно.

При подготовке второго вопроса «Философия права И. Канта». Главным объектом обсуждения становится практический разум – источник нравственных и правовых законов. Следует поставить во главу угла рассмотрения философии Канта понятие «категорический императив», а также идеи Канта о правовом государстве. Обратить внимание, что теория и история наказания тесно переплетается с историей развития культуры. Ее особенности, которые выявляет археология и этнография, должны быть описаны и в общих чертах, и предметно, то есть с опорой на известные памятники.

При подготовке третьего вопроса «Философия права Гегеля» рассматриваются как идея абстрактного права, так и мораль и нравственность. Гегель разработал положения о гражданском обществе и государстве. В этом вопросе следует вспомнить мировую историю и основные характеристики государства, что открывает понимание революции, произошедшей в культурной деятельности людей после неолита, и в первую очередь исчезновение первобытного синкретизма.

При подготовке четвертого вопроса «Философия права Маркса» указывается на его понимание права и государства как надстроечного явления. На особом месте стоит в его учении идея классового характера права и государства с перспективой отмирания последнего в будущем.

 

Темы рефератов

 

1. «Левиафан» Т. Гоббса о возникновении политической власти.

2. Дж. Локк как один из основоположников либерализма.

3. Гражданское общество и государство в «Философии права» Гегеля.

4. И. Кант о правовом государстве.

5. Мотивы государственного патернализма и индивидуальной свободы в творчестве И. Канта.

6. Марксистская концепция государства и права.

Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31].

План

1. Проблема правопонимания в российской истории.

2. Учение западников и славянофилов России о государстве и праве.

3. Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев.

4. Советская марксистская школа права и государства XX века, ее идейное содержание и реальная практика.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса «Проблема правопонимания в российской истории» необходимо учитывать тот факт, что философия права в России является неотъемлемой частью ее философской и общей национальной культуры. Отечественная философско-правовая мысль, во многом созвучная идеям европейской философско-правовой традиции, в то же время отличается самобытностью и оригинальностью. Эта оригинальность состоит в религиозно–экзистенциональном характере идеи «естественного права» и «прав человека».

Для отечественной философии права характерно иррациональное обоснование права. Наиболее наглядно это проявляется в «философии сердца» Сковороды и Юркевича, когда «сердце» выступает не предметом философского осмысления, а методологическим основанием. Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, морального обоснования права в борьбе с правовым нигилизмом, явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.

При подготовке второго вопроса «Учение западников и славянофилов России о государстве и праве» следует отметить основную направленность идей того и другого мировоззрения. Следует ознакомиться с именами западников (профессор Т.Н. Грановский, историк и правовед К.Д. Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др), а также с именами славянофилов (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские). «Общинное начало», «соборность», единодушие и согласие как принципы национального права.

Острота споров славянофилов и западников.

При подготовке третьего вопроса «Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века» в центр внимания попадают такие философы-правоведы, как. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев.

Следует обратить внимание на распространение идей либерализма и выдвижения на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, а также на отстаивание приоритета права над политикой. Проникновение позитивистских взглядов на право, смещение акцентов с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях.

При подготовке четвертого вопроса «Советская марксистская школа права и государства ХХ века, ее идейное содержание » следует дифференцировать марксистскую теорию права как онтологическую объективистскую концепцию. В противовес юридическому позитивизму, признающему реальность только позитивного права, марксизм считает позитив­ное право лишь вторичной реальностью, отражением положения дел, выражающегося в определенных общественных отношени­ях. С марксистской точки зрения, право как мера свободы опре­деляется экономическими отношениями, в которых коренится правовая природа вещей, то есть социальная норма, обладаю­щая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Возникновение и существование права объяс­няется марксистами необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Советской юридической нау­кой эти положения принимались за основу. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчест­ве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

 

Дискуссия по теме семинара

1. Какие философско-правовые идеи были сформулированы отечест­венными мыслителями Средневековья и Просвещения?

2. В чем смысл понятия «философия сердца»?

4. Философско-правовые аспекты анархизма: М.А Бакунин, П.А. Кропоткин.

5. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право?

6. Развитие философии права в СССР. Право как идеологическая форма классового порядка.

7. Как можно охарактеризовать современное состояние философско-правовой мысли в России?

8. Либертарная концепция философии права В.С. Нерсесянца.

9. Значение истории философии права для современных философско-правовых исследований.

 

Темы рефератов

 

1. Философско-правовая мысль Древней Руси.

2. Философия права славянофильства и современность.

3. Философия права западничества.

4. Философско-правовая мысль русских революционных демократов.

5. Философия права русского либерализма.

6. Идея правового государства в русской либеральной мысли.

7. Философско-правовая идеология русского анархизма.

8. Истоки и причины правового нигилизма в России: история и современность.

9. Право и нравственность в философии В.С. Соловьева.

10. И.А. Ильин о правосознании.

11. Феномен «советского права».

12. Патернализм и российское право.

Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31].

Виды правоотношений.

СЦЕНАРИЙ

В подготовительной части занятия студенты делятся на три группы. Каждой группе дается одно задание представить особенности позиций и аргументацию по проблеме бытия права в человеческом мире с точки зрения верующего человека, прагматика и государственного служащего.

В основной части каждой группе предлагается презентовать свою позицию и ответить на вопросы оппонентов. В завершении высказанные позиции обобщаются, формулируются особенности различных пониманий права и их значение для развития идей философии права.

 

Методические рекомендации

Следует учесть, что все основные вопросы данной темы (происхождение права; право и закон; право и власть; право и культура; государство и правовая культура) с точки зрения разных философских позиций получают разные определения и характеристики. Для начала необходимо разобраться с самой сущностью бытия (с философской точки зрения), и на основе этого понимания объяснить бытие права как такового. То есть увидеть и описать правовую реальность, ее сущностные характеристики и ее структуру, как систему функционирования права.

Следующий этап продвижения в теме это выяснение соотношения реального и формального в праве, материальной и духовной, объективной и субъективной природы правовая реальность. Особе обратить внимание на онтологическую концепцию в исторической школе права: право как историческое развитие условий человеческого существования. На нее нужно ссылаться в данной полемике как весомый аргумент.

Ролевые позиции и высказывания на занятии потребуют осведомленности в разных типах правопонимания. Для этого необходимо хорошо усвоить: отождествление права и закона - легистский тип правопонимания. Естественно-правовой тип правопонимания - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального). Легистская онтология: сведение права к нормативно-правовому акту (И. Бентам, Д. Остин, В.Д. Катков). Естественно-правовая онтология о подлинном (естественном) бытии права и о неподлинном (позитивном) бытии права. А также каковы сущность и механизм формирования социального закона, как проявляет себя диалектика объективного и субъективного в законе. И уточнить смысловые оттенки понятий: закономерность, законосообразность, целесообразность.

К области онтологии права относятся такое явление, как правопорядок. Следует увидеть его проявление как в повседневной реальности в реализации власти. Здесь понадобится рассуждение о властно насилии и государственном принуждении с учетом типологии насилия в правовой сфере. Следует сопоставить понятия «насилие» и «справедливость», «преступление» и «наказание».

Вопрос о правовой культуре поможет в данной ролевой игре вывести рассуждения к теме человека, реализующего и осуществляющего правовую реальность, и теме взаимообусловленность культуры и права. Конкретизация и реализация онтологии права через правовую культуру совпадает со способом организации жизнедеятельности человека, поэтом следует заострить внимание на взаимосвязи правовой культуры с политической и нравственной. В ролевой игре допускается ссылаться на личностный и институциональный аспекты правовой культуры.

 

Используемая литература: [1, 2, 6, 10, 16, 18, 23, 26, 30].

 

Темы рефератов

 

1. Право как равенство.

2. Ответственность юридическая и социальная.

3. Право как справедливость.

4. Социально-исторический характер форм проявления равенства.

5. Право как ценность.

6. Государство как ценность.

7. Теория справедливости Джона Роулза.

8. Диалектика формального и фактического равенства.

9. Справедливость правовая и социальная.

 

Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 7, 13, 18, 20, 27, 31].

 

Темы рефератов

 

1. Право и мораль в русской философии, литературе и праве.

2. Взаимодействие права и морали в современном обществе.

3. Преступность: норма или патология?

4. Преступность и возникновение государства.

5. Аномия и преступность.

6. Биологическое и социальное в преступном поведении.

7. Город и преступность.

8. Природа и происхождение зла как философская проблема.

9. Цели наказания.

10. Правосознание и преступность.

11. Смертная казнь: за и против.

12. В.С. Соловьев о проблеме наказания («Оправдание добра»).

13. Л.Н. Толстой о преступлении и наказании.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 18, 20, 23, 29, 30, 31].

СЦЕНАРИЙ

 

Заранее предлагаются на выбор распечатанные для каждого студента вопросы, содержащие возможность разного подхода к определениям, для дискуссионного обсуждения темы. Ведущий (один из обучающихся) отбирает тот из них, который преобладает количественно. Этот вопрос становится основным предметом обсуждения. Однако оставшиеся вопросы не отменяются: они должны так или иначе послужить доказательством или опровержением искомой мысли.

 

Вопросы

1. Понятие и идея гражданского общества в истории общественной и правовой мысли. Есть ли гражданское общество в России? Каким вы желаете его видеть?

2. Социальные функции гражданского общества. Чему оно служит? И есть ли в нем необходимость в правовом и социальном государстве?

3. Проблемы гражданского общества России в советском прошлом и сейчас.

4. Правовой нигилизм.

5. Нужна ли особая этика гражданскому обществу в целом и гражданским организациям в частности?

Таким образом, дискуссия может пойти по пути обсуждения одной из перечисленных проблем (каким представляется гражданское общество в истории общественной и правовой мысли? Есть ли гражданское общество в России? И Как оно проявляет себя? Какова его этика? Что есть правовой нигилизм и каков его «эффект»?).

 

Методические рекомендации

 

Чтобы подготовиться к дискуссии следует постараться вникнуть в проблему, освоить основные категории, необходимые в споре: личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и гражданина.

Гражданское общество являет себя в ассоциациях и организациях граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства государства. Оно, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, а стержнем гражданских отношений выступают персонифицированные отношения собственности («частная собственность»). Чем большее число людей втянуто в эти отношения и является собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертов, его доля должна составлять до 60% населения). В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится (по некоторым оценкам, доля нашего «среднего класса» составляет лишь 8—10% всего населения).

Становление и развитие гражданского общества и правового государства представляется с некоторых пор одной из стратегических целей начавшегося процесса всестороннего реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество понимается как тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

В последнее время в России гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков), другие с самого начала носят, открыто ангажированный политический характер («Женщины России»). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства — иерархии.

Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово–промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор «второй (малой) экономики», а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти.

Финансовый диктат делает независимые масс-медиа все более заангажированными, поэтому зачастую «голос» гражданского общества почти не слышен.

Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права.

Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края). Указанное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России.

 


Темы рефератов

 

1. Становление гражданского общества в России.

2. Социальные функции гражданского общества.

3. Идея правового государства в истории общественной мысли.

4. Право и сила

5. Право и сила.

6. Принцип разделения властей в истории философской и правовой мысли и современности.

7. Институты гражданского общества.

8. Гражданское общество и правовое государство.

9. Этика гражданского общества: свобода человека и гражданина.

 

Используемая литература: [1, 2, 7, 8, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30].

СЦЕНАРИЙ

 

На предшествующем занятии студенты-магистры получают задание обратить внимание на сюжеты в СМИ, «Новости», дискуссии и т.п., в которых обсуждаются злободневные проблемы правовых отношений в обществе. Требуется отобрать подходящий материал для обмена мнениями по проблемам правового государства, проблемам характерной для нынешнего состояния общества преступности, проблемам правовой культуры общества, а также проблемы политической и экономической свободы в правовом сознании. В начале занятия каждый из членов группы заявляет о той или иной из них, являющейся близкой к курсу философии права и достойной коллективного обсуждения. Из всего перечня прозвучавших тем всеобщим решением отбираются те из них, которые позволяют поставить в центр внимания следующие вопросы:

1. Свобода и право.

2. Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества.

3. Право и куль тура.

4. Проблемы складывания правового государства.

Методические рекомендации

по подготовке к проведению «круглого стола»

 

Для подготовки к занятию в форме «круглого стола» по теме «Философско-правовые проблемы современной общественной жизни» следует предварительно продумать отобранную информацию по нескольким блокам и разделам:

 

Блок «Свобода и право»:

Свобода слова в России: благо или зло? Нужна ли цензура?

Свобода и ответственность.

Можно ли считать права человека абсолютной ценностью?

Всегда ли интересы личности необходимо предпочитать государственному порядку?

Что вы выбираете: свободу рынка или социальный патернализм?

Блок «Преступность как характерная (необходимая?) черта современного общества»:

Можно ли бороться с насилием насильственными методами?

Наказание. Цели наказания.

Смертная казнь – за и против. Гуманна ли смертная казнь?

 

Блок «Право и куль тура»:

Место права в системе культуры.

Проблема соотношения (соответствия) права и других культурных образований.

Право и мораль. Право и политика.

 

Блок «Проблемы складывания правового государства»:

Какие условия необходимы для складывания правового государства?

Стали ли мы ближе к правовому государству за последние 10 лет?

Готовы ли мы к «пересадке» на российскую почву западной системы правового государства?

Существует ли у нас гражданское общество?

 

Используемая литература: [1, 2, 10, 12, 16, 17, 27, 29, 31].

Литература

Основная литература

1. Иконникова Г. И. Философия права: учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. ‒ 3-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 364 с.

2. Михалкин Н. В. Философия права: учеб. пособие для магистров / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 393 с.

 

Дополнительная литература

3. Аверин А. В. Философия права. Курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. А. В. Аверин [и др.]. ‒ М.: Проспект, 2011. ‒ 512 с.

4. Берлявский Л. Г. Категория ценности в философии права / Л. Г. Берлявский, И. В. Липчанская // Юридическое образование и наука. ‒ 2014. ‒ № 4. ‒ С. 24-27.

5. Ветютнев Ю. Ю. Аксиология правовой формы: монография / Ю. Ю. Ветютнев. ‒ М.: Юрлитинформ, 2013. ‒ 198 с.

6. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): монография / Г. А. Гаджиев. ‒ М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 320 с. ‒ ЭБС.

7. Галузин А. Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право / А. Ф. Галузин // Современное право. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 120-127.

8. Данильян О. Г. Философия права: учебник / под ред. О. Г. Данильяна. ‒ М.: Эксмо, 2006. ‒ 412 с.

9. Желдыбина Т. А. Шершеневича о праве и государстве: монография / Т. А. Желдыбина, Г.Ф. Доктрина. ‒ М.: Юрлитинформ, 2011. ‒ 221 с.

10.Завьялов Ю. С. Феноменология и познание права / Ю. С. Завьялов, И. В. Галкин // Государство и право. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 63-73.

11.Захарова М. В. Иван Александрович Ильин / М. В. Захарова
// Юридическое образование и наука. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 37-39.

12. Захарцев С. И. Некоторые проблемы теории и философии права: монография / С. И. Захарцев; под ред. В. П. Сальникова. ‒ М.: Норма, 2014. ‒ 208 с. ‒ ЭБС.

13.Ивин А. А. Философия: учеб. для акад. бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. ‒ М.: Юрайт, 2015. ‒ 478 с.

14. Крянев Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учеб. пособие / Ю. В.Крянев, Н. П.Волкова и др.; под ред. Л. Е. Моториной, Ю. В.Крянева. ‒ 3-e изд., перераб. и доп. ‒ М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 416 с. ‒ ЭБС.

15.Лазарев В. В. Проблемы общей теории jus: учебник по спец. курсам прогр. подготовки магистров / В. В. Лазарев, С. В. Липень, А. Х. Саидов; отв. ред. В. В. Лазарев. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒ 655 с.

 

 

16.Малахов В. П. Философия права: формы теоретического мышления о праве: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция», «Философия» / В. П. Малахов. ‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. ‒ 263 с.

17. Малинова И. П. Философия права и юридическая герменевтика: монография / И. П. Малинова. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. ‒ 176 с. ‒ ЭБС.

18. Мальцев Г. В. Культурные традиции права: монография / Г. В. Мальцев. ‒ М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. ‒ 608 с. ‒ ЭБС.

19.Мамитова Н. В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие для студ. вузов / Н. В. Мамитова. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. ‒ 207 с.

20.Мельникова М. В. Духовно-нравственные ценности в праве / М. В. Мельникова // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 3. ‒ С.59-63.

21.Мороз Е. В. Правовая концепция П.И. Новгородцева: духовные основания свободы и права / Е. В. Мороз // Право и образование. ‒ 2014. ‒ № 1. ‒ С. 151-161.

22.Нерсесянц В. С. Гегель: монография / В. С. Нерсесянц. ‒ 2-е изд., стер. ‒ М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. ‒111 с.

23.Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2009 – 652 с.

24.Пернацкий В. И. Философия политики и права: учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Пернацкий. ‒ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. ‒ 224 с.

25. Пернацкий В. И.Философия политики и права: учеб. пособие / В. И. Пернацкий. ‒ М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. ‒ 224 с. ‒ ЭБС.

26.Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник / Л. П. Рассказов. ‒ 2-е изд. ‒ М.: РИОР, 2009. ‒ 463 с.

27.Сор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.181 с.)