Шрифт и гарнитура. В чем разница? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шрифт и гарнитура. В чем разница?



Типографика. Краткий курс

Типографика – краеугольный камень любой области дизайна. Безусловно, она – один из самых важных элементов любого проекта. Но вопреки здравому смыслу, работу над типографикой откладывают на самый последний момент, или вообще не берут в расчет. Многие дизайнеры побаиваются типографики, и в результате выходит либо никудышный дизайн, либо дизайнер просто зацикливается на использовании одного-двух «проверенных» шрифтов в своей работе. Эта серия статей призвана изменить ситуацию. Типографика для вас темный лес? Вы не знаете, с чего начать? Просто прочтите эту статью. Мы разберем по кирпичикам теорию и практику, начав с самых основ (чтобы все были в равных условиях).

От составителя

Изначально планировался перевод этой статьи, в ходе работы по части терминологии приходилось сверяться со справочником Паратайпа (причем некоторые тонкости там описываются лучше и доступнее). В результате получился не подстрочный перевод, а «микс» из этих двух источников. Рядом с русскими терминами в скобках оставлены оригинальные названия, потому что так или иначе они часто встречаются – в графических редакторах, в названиях самих шрифтов, в правилах CSS.

Оглавление:

  1. Шрифт и гарнитура. В чем разница?
  2. Классификация шрифтов
  3. Антиква
  4. Гротески или рубленные шрифты
  5. Рукописные шрифты
  6. Акцидентные шрифты
  7. Неалфавитные и символьные шрифты
  8. Пропорциональные и моноширинные гарнитуры
  9. Настроение
  10. Насыщенность и стили
  11. Капитель
  12. Курсив и наклонный шрифт

Шрифт и гарнитура. В чем разница?

Многие люди считают термины «шрифт» и «гарнитура» синонимами. На самом деле это два разных понятия. Перед тем, как начать разговор о типографике, давайте разберемся с терминологией. Гарнитуры – это набор типографических знаков и символов. Это буквы, цифры и другие символы, при помощи которых мы составляем слова на бумаге (или экране). Шрифты, с другой стороны, это то, что мы привыкли называть полным набором знаков внутри гарнитуры, часто определенного стиля и размера. Шрифтами также часто называют специальные компьютерные файлы, которые содержат все символы и глифы одной гарнитуры. Когда большинство из нас говорит «шрифты», на самом деле мы подразумеваем гарнитуры, семейства начертаний шрифта (группы шрифтов, имеющих общие стилевые особенности).

Классификация шрифтов

Существует несколько классификаций гарнитур. Самая общая – классификация по техническому стилю: антиква, гротески, рукописные, акцидентные и так далее. Гарнитуры можно классифицировать и по другим техническим особенностям, например, пропорциональные шрифты и моноширинные, и даже по более тонким критериям – например, по настроению, которое они отражают.

Антиква (Serif)

Собирательное название шрифтов с засечками. Засечки – это короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Антикву с одинаковым успехом используют и для набора основных текстов в печатных документах, и для оформления текстов и заголовков в Интернете. Удобочитаемость антиквы с экрана монитора до сих пор спорный вопрос, и некоторые дизайнеры предпочитают не использовать данный тип гарнитур для больших блоков текста.

Брусковая (Slab Serifs)

И последний значимый подтип антиквы – брусковая. В брусковой разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Эти шрифты впервые возникли в начале девятнадцатого века в Англии и применялись сначала как титульные, но в двадцатом веке они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.

Старые гротески (Grotesque)

Самые первые из появившихся гротексков. К ним относятся Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk. По форме букв они очень близки к гарнитурам антиквы, за вычетом засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма.

Рукописные шрифты (Script)

Рукописные гарнитуры, исходя из названия, имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль. Различают два подтипа: форменные и неформальные.

Формальные (Formal)

Формальные часто напоминают стиль рукописных букв 17-го и 18-го веков. Некоторые рукописные шрифты основываются на почерках таких известных мастеров как Джордж Шелл и Джордж Бикам. Существуют и современные шрифты этого типа, например, Kuenstler sсript. У всех них есть нечто общее – элегантный, благородный типографический дизайн. Такие гарнитуры не подходят для набора основных текстов.

Неформальные (Casual)

Неформальные рукописные шрифты больше напоминают современные почерки, и появились в середине 20 века. Они не такие строгие по форме, с широкими штрихами и часто напоминают имитацию письма мягкой кистью. Пример подобных шрифтов – Mistral и Brush sсript.

Настроение

При выборе шрифта важно помнить о его настроении. Разные шрифты производят разное впечатление: одни кажутся строгими, другие – неформальными, одни таят в себе дух современности и будут отлично смотреться на обложке модного журнала, другие, классические, будут уместны на страницах старых документов. Например, Times New Roman всегда считался классическим шрифтом, поэтому он так часто используется в деловой переписке. Verdana же, с другой стороны, более современный шрифт и используется соответственно. Некоторые шрифты более гибкие, «безликие», и могут отражать любое настроение, в зависимости от содержания текста и сочетания с другими шрифтами. Например, такой считается Helvetica.

Насыщенность и стили

Шрифты одной гарнитуры могут различаться по характеристикам начертания, например, по стилю и насыщенности. Насыщенность (Weight) – отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания. Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. Многим шрифтам присущи три общих стиля: курсив, наклонный шрифт и капитель.

Капитель (Small Caps)

Капитель часто используется для заголовков, чтобы разнообразить типографику, если в работе участвует всего одна гарнитура. Капитель – вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Появилась в XVI в. До сих пор в России бытует ошибочное представление о том, что капитель – это прописные буквы в рост строчных. Капитель применяется в латинском наборе для шрифтовых выделений в тексте, для набора определенных имен, названий и аббревиатур, а также для набора заголовков и первых строк разделов после крупного инициала. В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания (за исключением семи: «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф») и так повторяют рисунок прописных. В связи с этим в советский период капительные знаки практически не изготовлялись. Однако, применение капители в кириллическом наборе может быть полезно практически в тех же случаях, что и в латинице, за исключением шрифтовых выделений. Поэтому сейчас во многих цифровых кириллических шрифтах разрабатывается капитель. Замена истинной капители прописными меньшего кегля в хорошей типографике не допускается, поскольку в результате получается более светлый набор.

Типографика. Краткий курс

Типографика – краеугольный камень любой области дизайна. Безусловно, она – один из самых важных элементов любого проекта. Но вопреки здравому смыслу, работу над типографикой откладывают на самый последний момент, или вообще не берут в расчет. Многие дизайнеры побаиваются типографики, и в результате выходит либо никудышный дизайн, либо дизайнер просто зацикливается на использовании одного-двух «проверенных» шрифтов в своей работе. Эта серия статей призвана изменить ситуацию. Типографика для вас темный лес? Вы не знаете, с чего начать? Просто прочтите эту статью. Мы разберем по кирпичикам теорию и практику, начав с самых основ (чтобы все были в равных условиях).

От составителя

Изначально планировался перевод этой статьи, в ходе работы по части терминологии приходилось сверяться со справочником Паратайпа (причем некоторые тонкости там описываются лучше и доступнее). В результате получился не подстрочный перевод, а «микс» из этих двух источников. Рядом с русскими терминами в скобках оставлены оригинальные названия, потому что так или иначе они часто встречаются – в графических редакторах, в названиях самих шрифтов, в правилах CSS.

Оглавление:

  1. Шрифт и гарнитура. В чем разница?
  2. Классификация шрифтов
  3. Антиква
  4. Гротески или рубленные шрифты
  5. Рукописные шрифты
  6. Акцидентные шрифты
  7. Неалфавитные и символьные шрифты
  8. Пропорциональные и моноширинные гарнитуры
  9. Настроение
  10. Насыщенность и стили
  11. Капитель
  12. Курсив и наклонный шрифт

Шрифт и гарнитура. В чем разница?

Многие люди считают термины «шрифт» и «гарнитура» синонимами. На самом деле это два разных понятия. Перед тем, как начать разговор о типографике, давайте разберемся с терминологией. Гарнитуры – это набор типографических знаков и символов. Это буквы, цифры и другие символы, при помощи которых мы составляем слова на бумаге (или экране). Шрифты, с другой стороны, это то, что мы привыкли называть полным набором знаков внутри гарнитуры, часто определенного стиля и размера. Шрифтами также часто называют специальные компьютерные файлы, которые содержат все символы и глифы одной гарнитуры. Когда большинство из нас говорит «шрифты», на самом деле мы подразумеваем гарнитуры, семейства начертаний шрифта (группы шрифтов, имеющих общие стилевые особенности).

Классификация шрифтов

Существует несколько классификаций гарнитур. Самая общая – классификация по техническому стилю: антиква, гротески, рукописные, акцидентные и так далее. Гарнитуры можно классифицировать и по другим техническим особенностям, например, пропорциональные шрифты и моноширинные, и даже по более тонким критериям – например, по настроению, которое они отражают.

Антиква (Serif)

Собирательное название шрифтов с засечками. Засечки – это короткие штрихи, обрамляющие основные штрихи знаков. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и так далее. Антикву с одинаковым успехом используют и для набора основных текстов в печатных документах, и для оформления текстов и заголовков в Интернете. Удобочитаемость антиквы с экрана монитора до сих пор спорный вопрос, и некоторые дизайнеры предпочитают не использовать данный тип гарнитур для больших блоков текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.027 с.)