Международные конференции: понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений. Международные конференции и международные организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные конференции: понятие, круг участников, порядок работы, юридическое значение принимаемых решений. Международные конференции и международные организации.



 

Международные конференции являются очень распространенной формой межгосударственного сотрудничества и созываются для решения политических, экономических, военных и других проблем. Как институциональный механизм международного права и международных отношений они появились во второй половине XIX столетия. В настоящее время ежегодно на различных уровнях международных отношений проводится более 1000 конференций. По мнению некоторых специалистов, в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций.

В доктрине международного права в международной конференцией понимают временный коллективный орган государств - ее участников. Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права. Их чаще называют многосторонней или парламентской демократией.

Таким образом, международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Следует иметь в виду, что различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.

Вместе с тем следует учитывать, что как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями:

· они представляют собой собрание представителей государств;

· для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии);

· эти органы действуют на основе правил, установленных государствами-участниками конференции.

Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции - это временные органы.

Кроме того, обычно целями международной конференции есть:

§ разработка и принятие текста международного договора (например, принятия Конвенции о праве международных договоров на Венской конференции 1968-1969 годов);

§ обсуждения определенной актуальной международной проблемы или проблем и принятия совместного заявления (например, Декларация Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде);

§ обмен мнениями и информацией по определенной международной проблеме или проблемах и выработки рекомендаций (например, Хельсинкский документ 1992 года «Вызов времени перемен», принятый в рамках Конференции СБСЕ).

Конференции различают по разным основаниям:

В зависимости от субъекта, который созывает конференцию:

а) конференции, созываемые в рамках международных организаций (например, кодификационные конференции);

б) конференции, созываемые вне международных организаций;

В зависимости от представительства участников конференции:

а) универсальные;

б) региональные конференции;

В зависимости от уровня представительства государств, принимающих участие в конференциях:

а) конференции с участием высших руководителей государств;

б) конференции министров иностранных дел;

в) конференции послов и т.д.;

В зависимости от вопросов, входящих в повестку дня:

а) конференции мирные;

б) политические;

в) экономические;

г) дипломатические;

д) смешанные.

В зависимости от периодичности созыва конференций:

а) периодические, созываемые через определенный период времени (например, конференции, проводимые в рамках СБСЕ);

б) конференции ad hoc - созываемые государством-инициатором (государствами) или международной организацией для одноразовой работы с целью решения определенной проблемы. В настоящее время большинство созываемых конференций являются конференциями ad hoc.

Следует отметить, что в современном международном праве право международных конференций не кодифицировано. Его источниками являются обычные нормы и акты международных организаций.

Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут принимать участие наблюдатели (без права решающего голоса).

Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами международной организации, которая созывает. Регламенты включают в себя правила процедуры, нормы которых принадлежат внутреннему законодательству конференций.

Правила процедуры обычно состоят из следующих основных положений:

Представительство и полномочия. Делегация каждого государства-участника конференции включает полномочных представителей, их заместителей и советников. В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий, выполнив свою функцию, немедленно представляет доклад конференции.

Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей государств-участников конференции должностных лиц (председателя, трех заместителей председателя и докладчика).

Секретариат конференции. Он обеспечивает устный перевод выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, выдает и распространяет документы, осуществляет звукозаписи заседаний и обеспечивает их хранение, обеспечивает сохранение и целостность документов конференции в архивах ООН; выполняет всю другую работу, которая необходима для подготовки и проведения конференции.

Открытие конференции. На своем первом заседании конференция избирает председателя; подтверждает правила процедуры, повестку дня; выбирает должностных лиц конференции, принимает решение об организации своей работы. Порядок ведения заседаний. Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конференции. Слово ораторам председатель предоставляет в том порядке, в котором они заявили о своем желании выступить. Составление списка выступающих поручается секретариату. Конференция может установить временный регламент для выступления. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в секретариат конференции, рассылает их всем делегациям.

Принятие решений. Решение конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация на конференции один голос.

Вспомогательные органы. На конференции обычно создаются следующие комитеты:

· по проверке полномочий;

· по обеспечению работы конференции;

· из обсуждаемых проблем;

· редакционный комитет по подготовке решения и др.

Языки и отчеты о заседаниях. Обычно языком всемирной межправительственной конференции является английский, французский и язык государства, на территории которого осуществляется конференция. При проведении конференций под эгидой ООН ее языками будут официальные и рабочие языки ООН. Но любой представитель может выступать на языке, который не является языком конференции, если соответствующая делегация обеспечивает устный перевод на один из таких языков.

Акты конференции могут содержать тексты международных договоров (конвенции), разработанных на конференции, или быть самостоятельными источниками международного права.

Таким образом, деятельность конференции определяется действиями и взаимодействием трех ее основных компонентов:

· делегацией государств

· управляющими должностными лицами

· секретариатом и его исполнительным главой

9) Международные неправительственные организации: понятие роль, роль и значение в современном мире.

· Международные Неправительственные Организации - согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Основные признаки

· Международные Неправительственные Организации:

· а) отсутствие целей извлечения прибыли;

· б) признание по край ней мере одним государство м или наличие консул ьтативного статуса при международных межправительственных организациях:

· в) получение денежных средств более чем из одной страны:

· г) осуществление деятельности по край ней мере в двух государствах;

· д) создание на основе учредительного акта. В Международные Неправительственные Организации не могут входить субъекты международного права. Международные Неправительственные Организации возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые Международные Неправительственные Организации в социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими. Международные Неправительственные Организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того. в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров закон ам и обычаям войны и нормам. направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договор ов. Многие Международные Неправительственные Организации активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консул ьтативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консул ьтативного статуса Международные Неправительственные Организации. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности Международные Неправительственные Организации. но и отражает рост автор итета и влияния Международные Неправительственные Организации на развитие современных международных отношений.

· Международные Неправительственные Организации. Они подразделяются на три категории:

· к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета;

· к категории II - организации, обладающие особым опытом в конкретных областях;

· к категории III - содействующие Совету, его вспомогательным и другим органам ООН по мере необходимости.

· Международные Неправительственные Организации. которым предоставлен консул ьтативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консул ьтироваться с Секретариатом ООН.

· Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консул ьтативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консул ьтативный статус тем Международные Неправительственные Организации. которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.

· Дополнение к 9 вопросу из другого источника:

· Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

· Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

· Международные неправительственные организации, будучи особой формой международного общения, являются предметом изучения и исследования различных научных дисциплин — международного права, политической науки, истории, социологии и т.д. Начиная с 1970-х годов исследования неправительственных организаций оформляются в относительно самостоятельное комплексное научное направление, хотя, вплоть до сегодняшних дней, МНПО рассматривают и в контексте исследований международных межправительственных организаций. Это связано прежде всего с тем, что до 1990-х годов неправительственным организациям отводилась второстепенная роль по сравнению с международными межправительственными организациями.

· Обратимся к вопросу о возникновении и эволюции неправительственных организаций. Как отмечают некоторые исследователи, «тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д.». Как следствие возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись.

· В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения»2.

· В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории: неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных организаций было характерно для периода «холодной войны»; неправительственные организации; неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.

· Главным органом большинства неправительственных организаций является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.

· Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.

· В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределенным членством.

· Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

· Учитывая все это, МНПО условно делят на два типа: состоящие из физических лиц; объединяющие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.

· Характеризуя правовую природу МНПО, следует отметить, что в российской доктрине международного права преобладают мнения о том, что они не являются субъектами международного права, однако вполне могут выступать в качестве субъектов международно-правовых отношений.

· Учитывая практический вклад неправительственных организаций в развитие современных международных отношений и права, разные ученые признают за ними субъектов международного права со специальной.

· Главная функция международных неправительственных организаций заключается в установлении связей между государствами и негосударственными сегментами. В этом случае неправительственные организации выступают как бы в качестве неполитического образования и способны действовать в таком качестве, как на национальном, так и международном уровне. Такая возможность основывается на возрастающем доверии. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

· Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них:

· - Информационная: МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Также они распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

· - Консультативная: МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

· - Правотворческая: МНПО традиционно участвует в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений.

· Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например, Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

· Следственная: МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 году), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например, Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.038 с.)