Классификация по кругу участников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация по кругу участников



Вопрос

Семинар №2. Тема 8.

1) Международные организации: понятие, классификация, роль и значение в современном мире, социальная природа

Международная организация — добровольное объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

В настоящее время в мире существует более 50 тыс. международных организаций. По признаку членства они подразделяются на 2 категории:

1. Создание в соответствии с международным правом. Любая международная организация (МО) должна быть создана на правомерной основе. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, межправительственные организации создаются на основе международного договора (устава, конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов и самой МО. Сторонами учредительного договора являются суверенные и другие межправительственные организации (чаще всего ЕС).

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. МО создаются для координации усилий государств в той или иной области.

Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. МО как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели двусторонний или многосторонний характер. Однако никакая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важнейших признаков наличия МО.

МО объединяют членов в лице суверенных государств, имеют штаб-квартиры и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая 1 раз в год (иногда 1 раз в 2-3 года). Исполнительным органом является совет. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (ген. директор). Все организации имеют постоянный или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действия, затрагивающие интересы своих членов. Права и обязанности любой организации закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия.

6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании МО автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Именно сама организация вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация реализует свою автономную волю.

Организация Объединенных Наций. История создания ООН, Устав ООН, цели и принципы ООН, членство в ООН. Главные органы ООН, региональные отделения ООН, экономические комиссии, постоянные представительства при ООН.

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. (СССР ратифицировал Устав ООН Указом Президиума Верховного Совета от 20 августа 1945 года)

 

История создания ООН

Идея создания Организации Объединенных Наций возникла во время второй мировой войны (1939–1945 годы). Руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания войны, осознали острую необходимость создания механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить войн в будущем. Они понимали, что это возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Такой организацией стала Организация Объединенных Наций.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Устав ООН

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединённых Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав[1].

Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объёме.

Примечание

Преамбула

Глава I: Цели и Принципы (статьи 1-2)

Глава II: Члены Организации (статьи 3-6)

Глава III: Органы (статьи 7-8)

Глава IV: Генеральная Ассамблея (статьи 9-22)

Глава V: Совет Безопасности (статьи 23-32)

Глава VI: Мирное разрешение споров (статьи 33-38)

Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (статьи 39-51)

Глава VIII: Региональные соглашения (статьи 52-54)

Глава IX: Международное экономическое и социальное сотрудничество (статьи 55-60)

Глава X: Экономический и Социальный Совет (статьи 61-72)

Глава XI: Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (статьи 73-74)

Глава XII: Международная система опеки (статьи 75-85)

Глава XIII: Совет по Опеке (статьи 86-91)

Глава XIV: Международный Суд (статьи 92-96)

Глава XV: Секретариат (статьи 97-101)

Глава XVI: Разные постановления (статьи 102—105)

Глава XVII: Мероприятия по безопасности в переходный период (статьи 106—107)

Глава XVIII: Поправки (статьи 108—109)

Глава XIX: Ратификация и подписание (статьи 110—111)

 

Как следует из определения, Устав ООН обязателен к исполнению всеми странами участниками и прямо запрещает некоторые действия:

С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или её применение были запрещены, за исключением случаев:

индивидуальной или коллективной самообороны;

применения по решению Совета Безопасности ООН.

 

Цели и принципы ООН

 

ГЛАВА I

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

 

Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

 

 

ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 3

Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соответствии со статьей 110.

Статья 4

1. Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

2. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Статья 5

Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежащих ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Статья 6

Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Главные органы ООН,

Статья 7

1. В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генера́льная Ассамбле́я ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН[1] главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов[2] Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе.

Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 Главных комитетов[4]:

Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет);

Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет);

Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет);

Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет);

Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет);

Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Кроме того, Генеральной Ассамблеей учреждены комитеты[4]:

Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы;

Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

В состав Генерального комитета входят: Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, избираемые с учётом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Региональные группы

С течением времени в Генеральной ассамблее возникли различные неформальные региональные группы, которые являются механизмами для проведения консультаций и оказания помощи в работе по процедурным вопросам. Это группы африканских государств, азиатских государств, восточноевропейских государств, государств Латинской Америки и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств. Турция, которая для целей выборов входит в состав Группы западноевропейских и других государств, является также членом Группы азиатских государств. Представители этих региональных групп поочередно сменяют друг друга на посту Председателя Генеральной ассамблеи. Председателем шестьдесят первой сессии Генеральной ассамблеи была избрана представительница Группы государств Азии.

Совет Безопасности ООН

Постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

пять — от государств Африки и Азии;

один — от государств Восточной Европы;

два — от государств Латинской Америки;

два — от государств Западной Европы и других государств

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных по алфавиту английских названий.

Постоянные члены:

Великобритания

КНР

Россия

США

Франция

Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето» (Право вето позволяет постоянным членам СБ отвергать проект любой содержательной резолюции ООН, вне зависимости от уровня поддержки, которой пользуется данный проект. Право вето не распространяется на голосования по процедурным вопросам. Вето считается наложенным, если какой-либо из постоянных членов подает голос «против» той или иной резолюции. Воздержание от голосования не считается наложением вето)

Это устройство в значительной мере сохранилось с рузвельтовского плана «четырёх полицейских» (1941), модифицированного включением Франции и добавкой региональной компоненты. Так, место Китая до 25 октября 1971 года занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758).

Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года[4] как государство-правопреемник СССР.

 

Полномочия

Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.

На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.

Форматы совещаний

Совет Безопасности работает в следующих форматах совещаний:

· Заседания Совета Безопасности, открытые и закрытые;

· Заседания членов Совета Безопасности;

· Неофициальный диалог;

· Заседания по «Формуле Аррии».

Принятие решений

Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета, при этом даже воздержание такого государства при голосовании должно рассматриваться как ветирование. Однако постоянный член Совета может поставить в известность, что его воздержание не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения и соответствующий документ должен считаться принятым СБ ООН, если он наберёт достаточное количество голосов «за».

Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования.[9]

Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

-Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят[1]:

Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

Совет по Опеке ООН

-это один из главных органов Организации Объединённых Наций, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них — Палау — 1 октября 1994 года.

После чего Кофи Аннан предложил данному органу ООН стать форумом коллективной опеки за окружающей средой.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством — членом ООН.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

Статут Суда

Согласно ст. 93 Устава ООН, все государства — члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда. Статут Суда, являющийся неотъемлемой частью Устава ООН, регулирует все основные вопросы, относящиеся к образованию и деятельности Суда. Статут начинается со статьи 1, провозглашающей: «Международный Суд, учрежденный Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута». Далее сказанное конкретизируется в 5-ти главах и 69-ти входящих в них статьях:

 

Глава I: Организация суда (статьи 2-33)

Глава II: Компетенция суда (статьи 34-38)

Глава III: Судопроизводство (статьи 39-64)

Глава IV: Консультативные заключения (статьи 65-68)

Глава V: Поправки (статьи 69-70).

Источники права, применяемые Судом[править | править вики-текст]

При рассмотрение дела и вынесения решений Суд применяет источники права, которые определены в статье 38 его Статута, а именно

международные конвенции и договоры;

международный обычай;

общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

Кроме того, в случае договорённости сторон спора, Суд может разрешать дело на основе принципа ex aequo et bono, то есть по справедливости, не ограничивая себя действующими нормами международного права.

 

Судопроизводств о

Официальными языками Суда являются французский и английский. В то же время по ходатайству любой стороны Суд обязан предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского. Стороны в судопроизводстве выступают через своих представителей и могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

Судопроизводство включает в себя две части: письменное и устное судопроизводства. В письменное судопроизводство входят сообщение Суду, меморандумы и контрмеморандумы, ответы на них, а также все подтверждающие их документы. В устном судопроизводстве Суд заслушивает свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Слушание дел в Суде производится публично, за исключением случаев, когда Суд принял иное решение, а также, если стороны требуют, чтобы публика на слушание не допускалась.

Совещания Суда происходят в закрытом заседании и в дальнейшем сохраняются в тайне. Все решения Суда принимаются большинством голосов присутствующих судей. Если голоса разделяются поровну, то голос Председателя Суда даёт соответствующему решению перевес.

 

Юрисдикция суда

Международный Суд является единственной международной инстанцией, обладающей общей юрисдикцией. Юрисдикция Суда имеет двоякий характер.

 

Юрисдикция по спорным делам

Международный суд ООН вправе рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Государство может выразить своё согласие следующими способами:

Специальное соглашение. Заключается сторонами спора в том случае, когда они достигают согласия совместно представить спор Суду.

Статья в договоре. В некоторых договорах содержатся статьи (юрисдикционные статьи), в которых государство-участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником относительно толкования или применения договора в будущем.

Одностороннее заявление. Заявление государства-участника Статута Суда о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательств.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде примерно 4 года.

Палаты

Статут предусматривает, что Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько палат (chambers), в составе трёх или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определённых категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи. Он может в любое время образовать палату для рассмотрения отдельного дела, при этом число судей, образующих такую палату, определяется Судом с одобрения сторон. Решение, принятое одной из палат, считается вынесенным самим Судом. Палаты, с согласия сторон, могут заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует палату в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощённого судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Судьи.

Судьи избираются на срок девять лет, с правом переизбрания, Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, члены которого не обладают правом вето для целей выборов. Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда. Регламентом Суда предусмотрено, что государство, которое является стороной по рассматриваемому делу и не имеет в составе судей своего гражданина, может выбрать судью ad hoc для этого конкретного дела. Это является правом стороны, а не его обязанностью. При этом такой судья не обязательно должен являться гражданином этого государства. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев судьи ad hoc не являются гражданами государства, которое его назначил

Секретариат ООН

один из основных органов Организации Объединённых Наций (ООН). В задачи Секретариата входят осуществление принятых программ, включая руководство миротворческими операциями и посредничество в международных спорах; составление обзоров по значимым экономическим и социальным вопросам; обеспечение работы других органов ООН, в том числе информационное: взаимодействие со средствами массовой информации, выполнение переводов на официальные языки ООН.

Секретариат ООН возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет без ограничения числа повторных назначений. Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата.

Генеральный секретарь и сотрудники секретариата подотчётны только ООН, а государства-члены обязуются не препятствовать их работе. По состоянию на 30 июня 2014 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 41 426 сотрудников.

Региональные отделения ООН,

Статья 52 Устава ООН не запрещает создавать региональные международные организации по поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, то есть они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

Региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.

К региональным организациям относится, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ) — межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами ОАЕ являются государства Африки. Целями ОАЕ являются укрепление единства африканских стран, координация и развитие всестороннего сотрудничества, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.

Главными принципами деятельности ОАЕ являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.

К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров ОАЕ (собирается два раза в год); Генеральный секретариат — постоянный административный орган. При ОАЕ также имеются комиссии — по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

 

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.246 (0.141 с.)