Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 Социально-психологическая регуляция поведения человека
Содержание лекций. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Групповые факторы регуляции поведения личности: нормы, ролевые предписания, социальные экспектации, санкции. Внутриличностные факторы: направленность, социальные установки, социальные диспозиции. Социальный статус и роли. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В. Ядова. Когнитивный диссонанс. Социальный интеллект и социальная компетентность.
Семинар Цель: выявление факторов, влияющих на социальное поведение личности. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика малой социальной группы. 2. Социальный контроль: экспектации, нормы, санкции. Значение социального контроля для общества. Формы социального контроля. 3. Поведение и установки. 4. Социальная компетентность журналиста. Формы и методы организации занятия: «жужжащие группы», круглый стол, групповая дискуссия, рефлексия. Задания и методические указания по подготовке к семинару: а) выделите основные проблемы освоения социальной роли студента и профессионала; б) подберите литературу по социальной компетентности инапишите мини-сочинение не тему «Социальная компетентность журналиста». При подготовке к занятию дайте ответы на следующие вопросы: 1) Какова роль социального контроля в обществе? 2) Что такое роль и какова взаимосвязь между ролью и личностью? 3) Оказывают ли влияние установки на поведение человека или наоборот? Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2001. 3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2008. 4. Классическая социальная психология. Под ред. Е.И.Рогова. М, 2008. 5. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. 6. Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии (социальное познание, эмоции, коммуникации, личность). Мн.: ЕГУ, 2002. 7. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.
Аудиторная СРС
Цель: итоговыйконтроль освоения содержания курса. Формы и методы работы: проверка материалов студента по курсу, мини-конференция, тестирование. 4.3 Виды и формы самостоятельной работы студентов (СРС) 4.3.1 Подготовка к семинарским занятиям (см. п. 4.2 «Содержание дисциплины»):
· конспектирование научной литературы, анализ, подготовка ответов на вопросы обсуждения; · выполнение заданий самостоятельной работы при подготовке к семинарам; · подготовка докладов, сообщений; · ведение терминологического словаря по изучаемым темам.
Форма представления студентами материалов: конспекты, таблицы, схемы, тезисы ответов на вопросы, презентации, терминологические словари и др.
Форма контроля: собеседование, просмотр материалов, опрос, оценка выступлений студентов на занятиях, взаимная оценка, рефлексия. 4.3.2 Самостоятельное изучение тем: 1) Воображение 2) Язык и речь 3) Социальная психология малой группы Литература к третьей теме: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004, 2008. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 3. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008 4. Немов Р.С.. Социальная психология. СПб.: «Питер», 2008, 2010.
Указания к выполнению: по каждой теме составить план ответа и в форме тезисов раскрыть содержание, основные понятия внести в терминологический словарь.
4.3.3 Выполнение творческих заданий:
1. Раскройте в таблице сущность основных теорий личности в зарубежной и отечественной психологии. Примерная форма таблицы:
Примечание: можно ограничиться тремя-четырьмя теориями.
2. Проанализируйте пословицы и поговорки (русские или другие) и выберите те, в которых отразилось обыденное знание народа об общении. Сравните это знание с современным научным знанием. Результаты представьте в таблице:
Психологические закономерности общения
3. Подготовить в форме доклада, краткого выступления, презентации следующие темы:
· Воображение, его роль в познавательной деятельности и общении. · Основные виды речи и психология ее понимания. · Акцентуации характера. · Социальный характер. · Психологическая структура малой группы: эмоциональная, коммуникативная, структура психологической власти. Механизмы групповой стабилизации. · Динамические процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики. · Язык тела как средство взаимопонимания. · Проблемы общения и взаимодействия с подростками. · Стили и позиции в общении. · Социальный характер. · Особенности полоролевого общения · Этнические особенности общения · Конформизм – добро или зло? · Трудности и дефекты общения. · Стратегии и тактики влияния и манипулирования в общении.
Внимание! Кроме указанных тем, можно подготовить доклад по любой интересующей вас проблеме общей, возрастной, социальной психологии. Выступления с докладами предполагаются на занятиях по соответствующей теме и на мини-конференциях.
4. Выполнить задания на самопознание:
· Вспомните и запишите способы, которыми Вы пользуетесь для запоминания информации. Какой вид памяти является у Вас ведущим. · Какова роль воссоздающего и творческого воображения в усвоении вами исторического материала? Ответить на вопрос и привести конкретные примеры. · Проанализируйте свой стиль общения, подумайте над необходимостью его коррекции. · В процессе изучения характеристик свойств темперамента выпишите те, которые характерны для Вас и на этой основе предположите, какой тип темперамента является у Вас ведущим. · Заполните таблицу, в которой следует отразить все многообразие ролей, которые Вам приходится исполнять в различных группах, выразите свое отношение к этим ролям. Таблица – Мои групповые роли
Для справки: Р. Шиндлер выделил наиболее типичные групповые роли: лидер, эксперт, противник, приспосабливающийся, «крайний. В группах могут встречаться и другие роли. Например, «мученик», «моралист», «любимчик», «агрессор», «шут», «оппозиционер», «защитник», «нытик», «педант» и т.д.
· Напишите «Мой психологический портрет», сопоставьте его с коллективно разработанным портретом личности журналиста, сделайте для себя выводы.
Форма контроля: проверка материалов, выступления на семинарах, во время лекций, конференций, в процессе внеаудиторной СРС по соответствующей теме.
Образовательные технологии Для успешного развития выделенных компетенций и решения целей и задач курса используются различные модели обучения: познавательная, коммуникативная, модульно-рейтинговая. Реализация моделей осуществляется через совокупность образовательных технологий: развивающей, проектной и исследовательской деятельности. Обучение студентов строится с позиций следующих принципов: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, самопознания. Учитывая положение отечественной психологии о единстве сознания и деятельности, при организации как лекционных, так и практических занятий используются активные формы обучения, благодаря которым возможно формировать осознанные и прочные знания и профессиональные умения. Весь лекционный курс проводится с использованием активных методов. Это лекция-беседа, лекция-диалог, лекция с вопросами, лекция совместно со студентами, которые готовят небольшие сообщения по отдельным вопросам, лекция дискуссионного характера, проблемная лекция и др.
Основная задача семинарских занятий заключается в том, чтобы актуализировать теоретические знания, способствовать формированию компетенций, познавательной потребности и интереса, развивать умения в использовании психологических знаний в самопознании, анализе поведения других людей, формировать потребность в самосовершенствовании. Принципы организации и проведения практических занятий: диалог на равных, обращение к актуальным вопросам, дифференциация, разделение учебной группы на подгруппы, слушать и слышать, подсказывать и помогать, а не критиковать, установка на успех, взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодополнение и взаимообогащение. Семинары проводятся с использованием разнообразных интерактивных форм и методов: групповая дискуссия, конференция, деловая (ролевая) игра, круглый стол, мозговая атака, парное обучение, групповое исследование, «час пик», «жужжащие группы», рефлексия и др. Однако следует заметить, что спланированные формы организации занятий могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств (степени готовности студентов, проявления ими интереса к определенной проблеме и пр.).
Большое внимание в процессе изучения курса придается организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы преследует решение следующих задач: · формирование у студентов способов самостоятельной работы; · развитие способности к самоорганизации; · формирование умения работать с литературой: находить необходимые и адекватные теме научные работы, анализировать, выделять существо вопроса, устанавливать связь сущности и явления, факта и т.д.; · развитие познавательной активности; · воспитание потребности в профессионально-личностном самосовершенствовании. Формы организации самостоятельной работы студентовразнообразны. Формы аудиторной самостоятельной работы: взаимоопрос, взаимообучение, «час пик». консультации, решение психологических задач, защита проектов, выполнение контрольных работ и заданий, терминологические диктанты, тестирование и др.(см. табл. 5.1).
Формы внеаудиторной самостоятельной работы: задания для подготовки к семинарским занятиям, психологические задачи, темы для самостоятельного изучения, творческие задания, тесты для самопроверки знаний, темы для докладов, проведение самодиагностики, выполнение различного рода моделирующей деятельности и др. (см. п. 6.2).
В итоге изучения курса каждый студент создает «Портфолио» различных материалов по вопросам психологии (конспекты, доклады, результаты самодиагностики, методики изучения социально-психологических свойств личности, терминологические словари психологических понятий по изучаемым темам и др.) с целью использования их в будущей практической деятельности.
Таблица 5.1 – Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.039 с.) |