Тема 6 Социально-психологическая регуляция поведения человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 Социально-психологическая регуляция поведения человека



Содержание лекций. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Групповые факторы регуляции поведения личности: нормы, ролевые предписания, социальные экспектации, санкции. Внутриличностные факторы: направленность, социальные установки, социальные диспозиции. Социальный статус и роли. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В. Ядова. Когнитивный диссонанс. Социальный интеллект и социальная компетентность.

 

Семинар

Цель: выявление факторов, влияющих на социальное поведение личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика малой социальной группы.

2. Социальный контроль: экспектации, нормы, санкции. Значение социального контроля для общества. Формы социального контроля.

3. Поведение и установки.

4. Социальная компетентность журналиста.

Формы и методы организации занятия: «жужжащие группы», круглый стол, групповая дискуссия, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару: а) выделите основные проблемы освоения социальной роли студента и профессионала; б) подберите литературу по социальной компетентности инапишите мини-сочинение не тему «Социальная компетентность журналиста». При подготовке к занятию дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какова роль социального контроля в обществе?

2) Что такое роль и какова взаимосвязь между ролью и личностью?

3) Оказывают ли влияние установки на поведение человека или наоборот?

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2001.

3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2008.

4. Классическая социальная психология. Под ред. Е.И.Рогова. М, 2008.

5. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

6. Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии (социальное познание, эмоции, коммуникации, личность). Мн.: ЕГУ, 2002.

7. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер. с англ. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.

 

Аудиторная СРС

 

Цель: итоговыйконтроль освоения содержания курса.

Формы и методы работы: проверка материалов студента по курсу, мини-конференция, тестирование.

4.3 Виды и формы самостоятельной работы студентов (СРС)

4.3.1 Подготовка к семинарским занятиям (см. п. 4.2 «Содержание дисциплины»):

· конспектирование научной литературы, анализ, подготовка ответов на вопросы обсуждения;

· выполнение заданий самостоятельной работы при подготовке к семинарам;

· подготовка докладов, сообщений;

· ведение терминологического словаря по изучаемым темам.

 

Форма представления студентами материалов: конспекты, таблицы, схемы, тезисы ответов на вопросы, презентации, терминологические словари и др.

 

Форма контроля: собеседование, просмотр материалов, опрос, оценка выступлений студентов на занятиях, взаимная оценка, рефлексия.

4.3.2 Самостоятельное изучение тем:

1) Воображение

2) Язык и речь

3) Социальная психология малой группы

Литература к третьей теме:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004, 2008.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008

4. Немов Р.С.. Социальная психология. СПб.: «Питер», 2008, 2010.

 

Указания к выполнению: по каждой теме составить план ответа и в форме тезисов раскрыть содержание, основные понятия внести в терминологический словарь.

 

4.3.3 Выполнение творческих заданий:

 

1. Раскройте в таблице сущность основных теорий личности в зарубежной и отечественной психологии. Примерная форма таблицы:

 

Теории личности Основные взгляды и круг изучаемых проблем Авторы
бихевиоризм    
когнитивизм    
психоанализ    
гуманитистические и др.    

 

Примечание: можно ограничиться тремя-четырьмя теориями.

 

2. Проанализируйте пословицы и поговорки (русские или другие) и выберите те, в которых отразилось обыденное знание народа об общении. Сравните это знание с современным научным знанием. Результаты представьте в таблице:

 

Психологические закономерности общения

 

Стороны общения Житейские знания, выраженные в пословицах и поговорках Современное научное знание
Коммуникативная    
Интерактивная    
Перцептивная    

 

 

3. Подготовить в форме доклада, краткого выступления, презентации следующие темы:

· Воображение, его роль в познавательной деятельности и общении.

· Основные виды речи и психология ее понимания.

· Акцентуации характера.

· Социальный характер.

· Психологическая структура малой группы: эмоциональная, коммуникативная, структура психологической власти. Механизмы групповой стабилизации.

· Динамические процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики.

· Язык тела как средство взаимопонимания.

· Проблемы общения и взаимодействия с подростками.

· Стили и позиции в общении.

· Социальный характер.

· Особенности полоролевого общения

· Этнические особенности общения

· Конформизм – добро или зло?

· Трудности и дефекты общения.

· Стратегии и тактики влияния и манипулирования в общении.

 

Внимание! Кроме указанных тем, можно подготовить доклад по любой интересующей вас проблеме общей, возрастной, социальной психологии. Выступления с докладами предполагаются на занятиях по соответствующей теме и на мини-конференциях.

 

4. Выполнить задания на самопознание:

 

· Вспомните и запишите способы, которыми Вы пользуетесь для запоминания информации. Какой вид памяти является у Вас ведущим.

· Какова роль воссоздающего и творческого воображения в усвоении вами исторического материала? Ответить на вопрос и привести конкретные примеры.

· Проанализируйте свой стиль общения, подумайте над необходимостью его коррекции.

· В процессе изучения характеристик свойств темперамента выпишите те, которые характерны для Вас и на этой основе предположите, какой тип темперамента является у Вас ведущим.

· Заполните таблицу, в которой следует отразить все многообразие ролей, которые Вам приходится исполнять в различных группах, выразите свое отношение к этим ролям.

Таблица – Мои групповые роли

Название группы Исполняемая роль Эмоциональная оценка роли
..    

Для справки: Р. Шиндлер выделил наиболее типичные групповые роли: лидер, эксперт, противник, приспосабливающийся, «крайний. В группах могут встречаться и другие роли. Например, «мученик», «моралист», «любимчик», «агрессор», «шут», «оппозиционер», «защитник», «нытик», «педант» и т.д.

 

· Напишите «Мой психологический портрет», сопоставьте его с коллективно разработанным портретом личности журналиста, сделайте для себя выводы.

 

Форма контроля: проверка материалов, выступления на семинарах, во время лекций, конференций, в процессе внеаудиторной СРС по соответствующей теме.

 

Образовательные технологии

Для успешного развития выделенных компетенций и решения целей и задач курса используются различные модели обучения: познавательная, коммуникативная, модульно-рейтинговая. Реализация моделей осуществляется через совокупность образовательных технологий: развивающей, проектной и исследовательской деятельности. Обучение студентов строится с позиций следующих принципов: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, самопознания.

Учитывая положение отечественной психологии о единстве сознания и деятельности, при организации как лекционных, так и практических занятий используются активные формы обучения, благодаря которым возможно формировать осознанные и прочные знания и профессиональные умения. Весь лекционный курс проводится с использованием активных методов. Это лекция-беседа, лекция-диалог, лекция с вопросами, лекция совместно со студентами, которые готовят небольшие сообщения по отдельным вопросам, лекция дискуссионного характера, проблемная лекция и др.

 

Основная задача семинарских занятий заключается в том, чтобы актуализировать теоретические знания, способствовать формированию компетенций, познавательной потребности и интереса, развивать умения в использовании психологических знаний в самопознании, анализе поведения других людей, формировать потребность в самосовершенствовании.

Принципы организации и проведения практических занятий: диалог на равных, обращение к актуальным вопросам, дифференциация, разделение учебной группы на подгруппы, слушать и слышать, подсказывать и помогать, а не критиковать, установка на успех, взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодополнение и взаимообогащение.

Семинары проводятся с использованием разнообразных интерактивных форм и методов: групповая дискуссия, конференция, деловая (ролевая) игра, круглый стол, мозговая атака, парное обучение, групповое исследование, «час пик», «жужжащие группы», рефлексия и др. Однако следует заметить, что спланированные формы организации занятий могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств (степени готовности студентов, проявления ими интереса к определенной проблеме и пр.).

 

Большое внимание в процессе изучения курса придается организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы преследует решение следующих задач:

· формирование у студентов способов самостоятельной работы;

· развитие способности к самоорганизации;

· формирование умения работать с литературой: находить необходимые и адекватные теме научные работы, анализировать, выделять существо вопроса, устанавливать связь сущности и явления, факта и т.д.;

· развитие познавательной активности;

· воспитание потребности в профессионально-личностном самосовершенствовании.

Формы организации самостоятельной работы студентовразнообразны.

Формы аудиторной самостоятельной работы: взаимоопрос, взаимообучение, «час пик». консультации, решение психологических задач, защита проектов, выполнение контрольных работ и заданий, терминологические диктанты, тестирование и др.(см. табл. 5.1).

Формы внеаудиторной самостоятельной работы: задания для подготовки к семинарским занятиям, психологические задачи, темы для самостоятельного изучения, творческие задания, тесты для самопроверки знаний, темы для докладов, проведение самодиагностики, выполнение различного рода моделирующей деятельности и др. (см. п. 6.2).

 

В итоге изучения курса каждый студент создает «Портфолио» различных материалов по вопросам психологии (конспекты, доклады, результаты самодиагностики, методики изучения социально-психологических свойств личности, терминологические словари психологических понятий по изучаемым темам и др.) с целью использования их в будущей практической деятельности.

 

 

Таблица 5.1 – Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.039 с.)