Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом



Терроризм - весьма распространенное международное преступление, затрагивающее чаще всего интересы многих государств мира. Впервые терроризм был признан пре­ступлением в 1937 г. в Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма. В рамках ООН создан Специаль­ный комитет по международному терроризму, который разрабатывает документы по борьбе с отдельными видами терроризма. В 1973 г. была принята Конвенция о предот вращении и наказании преступлений против лиц, пользу­ющихся международной защитой, в том числе диплома­тических агентов, которая обязала государства сотрудни­чать в деле пресечения противоправных действий против указанных лиц, установить в своем законодательстве строгую ответственность за подобного рода действия. Вопрос о борьбе с терроризмом рассматривался на 39-й сессии ГА ООН, принявшей резолюцию «О недопустимости политики го­сударственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах».

Международно-правовое регулирование борьбы с тер­роризмом весьма активно ведется и на региональном уровне, особенно в Европе.

Международно-правовое определение «агрессии»

Определение «агрессии» в настоящее время дано в ре­золюции ГА ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии». В соответствии с указанной резолюцией под агрессией понимается применение вооруженной силы го­сударством первым в нарушение Устава ООН, а также вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временных характер она ни носи­ла; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любо­го оружия государством против территории другого го­сударства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морс­кие и воздушные флоты другого государства; примене­ние вооруженных сил одного государства, находящихся на его территории по соглашению и в нарушение этого соглашения; действие государства, позволившего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряже­ние другого государства, использовались этим государ­ством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемни­ков, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, наносящие столь серь­езный характер, что это равносильно перечисленным выше актам.

Перечисленные акты не являются исчерпывающими и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты так же могут быть признанны актами агрессии.

 

ВОПРОС

Международно-правовое регулирование борьбы с не­законным оборотом наркотиков и психотропных веществ

Среди актов, регламентирующих международно-пра­вовую борьбу с незаконным оборотом наркотиков, не­обходимо выделить Единую конвенцию о наркотичес­ких средствах (1961 г.), Конвенция ООН о борьбе про­тив незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.). По Конвенции 1961 г. государства-участники создали Международный комитет по контролю над наркотиками, который должен был следить за производством, ввозом, вывозом, распределе­нием наркотических средств, торговлю ими. В ст. 36 Конвенции 1961 г. было закреплено 18 составов уго­ловных преступлений в сфере оборота наркотических средств: незаконное производство, купля-продажа и транспортировка наркотиков и др. В Конвенции 1961 г. предусмотрена обязанность государств закрепить стро­гую уголовную ответственность в виде тюремного заключения за противоправные действия в сфере оборота наркотиков.

В 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах, определившая понятие «психотропного веще­ства», отдельные составы преступлений, направления борь­бы с незаконным оборотом психотропных веществ, обя­занность государств установить в своем национальном законодательстве строгую ответственность за противо­правные деяния с психотропными веществами.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) предусмотрела ряд мероприятий, направлен­ных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ:

· формы международного сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ;

· меры международного контроля за незаконным обо­ротом наркотиков и психотропных веществ;

· санкции за все формы незаконного оборота нарко­тиков и психотропных веществ;

· конфискацию доходов от их незаконного оборота.

 

ВОПРОС 83

Международные трибуналы

Международные трибуналы — международные органы, создаваемые для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в совершении международных преступлений, составная часть механизма международного уголовного правосудия.

 

В различное время были созданы следующие международные трибуналы:



а) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.;

б) международный военный трибунал для Дальнего Востока ‑ на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии 1946 г.;

в) международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в Гааге ‑ на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г. и г) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., — на основании Устава, принятого в 1995 г. Советом Безопасности ООН.

 

Источниками права, решающими вопросы уголовного судопроизводства в международных трибуналах, кроме их Уставов, являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. и др.

 

При осуществлении правосудия трибунал обязан соблюдать все права и свободы граждан, гарантированные им международным правом прав человека и международным гуманитарным правом.

 

В Хартии ООН предусматривается, что решение о создании трибунала должна принимать Генеральная Ассамблея ООН. Судьи Международного трибунала избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет по представлению Совета Безопасности. По истечении указанного срока они могут быть переизбраны на новый срок.

 

В отличие от Нюрнбергского трибунала, в современных трибуналах действует один обвинитель, назначаемый Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря, в то время как в Нюрнбергском трибунале каждая из подписавшихся сторон назначала главного обвинителя для расследования дел и обвинения главных военных преступников.

 

Вся процедура трибуналов состоит из трех фаз: предварительное следствие и изучение дела; выдвижение обвинений; судебный процесс.

 

Предварительное следствие и изучение дела поручаются обвинителю, которому надлежит провести расследование и высказаться о целесообразности уголовного преследования.

Обвинитель действует независимо в качестве отдельного органа Международного трибунала.

Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, в соответствии с приказом или ордером на арест Международного трибунала заключается под стражу, незамедлительно информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Международного трибунала. В соответствии с Уставами современных судов, обвиняемый имеет право при рассмотрении уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела.

Решение выносится большинством судей Судебной камеры и объявляется Судебной камерой публично. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Международным трибуналом на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц. Такое тюремное заключение отбывается в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, при надзоре со стороны Международного трибунала.

 

ВОПРОС 84

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

 

МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

 

Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд, а в 20 веке на основе консенсуса были приняты определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Нюрнбергский и Токийский процессы рассматривали военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.

 

Созданные в 1990-х годах в конце «холодной войны» трибуналы, такие как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде стали результатом консенсуса в понимании, что безнаказанность неприемлема. Однако, с учетом того, что созданы они были только для рассмотрения конкретных преступлений, совершенных в конкретное время и в условиях конкретных конфликтов, сложилось мнение, что нужен независимый и постоянный условный суд.

В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов ООН приняли Римский статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного международного уголовного суда.

Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года, после того, как его ратифицировали 60 государств.

 

Президиум

Президиум суда образуют его Председатель, первый и второй Вице-председатели. Они избираются абсолютным большинством голосов судей на трёхлетний срок и могут быть переизбраны только один раз.

Президиум осуществляет текущее управление делами Суда, координирует деятельность с Прокурором и выполняет иные функции, связанные с работой Суда.

 

Судьи

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств-участников суда, причём каждая из региональных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время (апрель 2013 года) 3 судей представляют Восточную Европу, 3 — Азию, 4 — Африку, 2 — Латинскую Америку, а остальные 5 — Западную Европу и другие государства.

Все судьи избираются по двум спискам. Список «А» включает в себя лиц, являющихся признанными специалистами в сфере уголовного права и процесса, а также обладающих необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора либо адвоката в этой сфере. Список «В» состоит из лиц, которые являются авторитетными специалистами в сфере международного права, а именно в области международного гуманитарного права и прав человека, и имеют большой опыт юридической практики.

Кандидаты на должность судьи должны получить наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств- участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании. В состав суда не могут одновременно входить два лица, представляющих одно и то же государство.

При отборе судей учитываются следующие критерии:

·представительство основных правовых систем мира;

·пропорциональное географическое представительство в зависимости от количества государств в региональных группах;

·равное представительство судей женского и мужского пола.

Если срок службы судьи истёк, но при этом в той палате, где он заседал, было начато с его участием судебное рассмотрение конкретного дела, он вправе оставаться в должности судьи до тех пор, пока это дело не будет рассмотрено по существу.

Предметная юрисдикция

Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений:

1.Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую, религиозную или иную социальную группу как таковую.

2.Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

3.Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Временна́я юрисдикция

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

ВОПРОС 85

Международное экономическое право – это отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. Предмет международного экономического права составляют международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма.

В международном экономическом праве существуют свои подотрасли – это международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.034 с.)