ТОП 10:

Тема 9. Композиционный центры: зрительный и смысловой. Симметрия, асимметрия. Равновесие – неравновесие.



Геометрический и композиционный центры. Зрительный и смысловой центры. Особенности построение вертикального и горизонтального кадра

Замкнутая и разомкнутая композиции. Условные линии и границы. «Вход» и «выход». Вписание в круг, квадрат, треугольник.

Примеры снимков. Задание на съёмку.

Тема 10. Ритм. Акцент, "ответ".

Понятие ритма. Повторяемость и тождественность. Линейный ритм. Сложные ритмы. Ритм форм и размеров. Световой и цветовой(тональный) ритмы. Формальный и образный ритмы. Ритм в композиции: равновесие, динамика, перспектива, фактура света.

Композиционные приемы – акцент и «ответ».

Примеры снимков. Задание на съёмку.

Тема 11. Плоскость и пространство. Перспектива.

Основы восприятия. Бинокулярное зрение, стереоэффект. Воспроизведение трехмерности на плоскости. Панорама.

Перспектива. Иллюзия восприятия. Аксонометрия. Скругление перспективы. Линейная перспектива: заслонение, схождение параллельных линий. Воздушно-тональная перспектива. Обратная перспектива. Глубина резкости, разнесение –слепление планов, работа оптики.

Примеры снимков. Задание на съёмку.

Тема 12. Точка съемки. Ракурс. Планы съёмки. Панорамы.

Точка съемки. Смысловая нагрузка. Ракурс.

Передний, средний и задний планы.

Глубина резкости. Перспективные искажения.

Планы съёмки: общий, средний, крупный.

Панорамы: вертикальная, горизонтальная.

Примеры снимков. Задание на съёмку.

Тема 13. Пейзаж: авторский взгляд. Вид, ландшафт. Психологические аспекты восприятия.

Пейзаж: авторский взгляд. «Картина», «открытка», «учебник географии».

Состояние природы, свет. Ограничения. Работа оптики: передний план, глубина резкости, перспективные искажения. Солнце и Луна в кадре. Ночная съемка.

Примеры снимков. Задание на съёмку.

Тема 14. Репортаж. Очерк (фотоистория). Фоторяд.

Фоторяд. Принципы формирования фоторяда: идея, концепция, реализация.

Репортаж, как особый вид съёмки. Возможности и ограничения.

Фотоистория, как особый вид съёмки, синтез жанров. Возможности и ограничения. Командная (групповая) работа в фотоочерке.

Некоторые особенности съёмки.

Примеры снимков. Курсовой проект на съёмку.

Методические рекомендации к практическим занятиям

 

1. Цель:освоить и закрепить понятия основных экспозиционных параметров – выдержки (t) и диафрагмы(d). В результате работы должны быть получены 4 отдельных снимка и одна серия снимков.

Выдержка

Известно, что выдержка влияет не только на экспозицию (количество света), но и на резкость изображения самого объекта съемки в кадре. При использовании короткой выдержки движение объекта съемки «замораживается», движущийся объект получается изображенным резко. А при использовании длинной выдержки движущийся объект в кадре получается смазаным, нерезким. И тот, и другой вариант изображения можно использовать как художественный прием.

В задании на съемку используются движущиеся объекты.

Очень важно, чтобы у зрителя не возникало сомнения в том, что объект находится в движении. По этой причине не рекомендуется снимать сюжеты, вызывающие сомнение. Например, съемка автомобиля в движении на дороге с короткой выдержкой никак не подчеркнет именно движения, так как объект съемки находится в привычном положении, и различить его движение на снимке не представляется возможным. А вот съемка того же автомобиля в движении с длительной выдержкой, например 1/15с даст очевидный смаз объекта.

Сам по себе предмет не удержится в воздухе, поэтому снятый с короткой выдержкой мяч «застывший» в воздухе как раз тот сюжет, который будет соответствовать заданию.

Для съемки «со смазом» рекомендуется использовать выдержки в пределах 1/4-1/30 с, а для «замораживания» движения лучше использовать выдержки не длиннее 1/500 с.

Съемка ведётся в ручном режиме экспозиции камеры (режим «М»)!

В любом случае экспозиция должна выставляться по норме, а при съемке с длительными выдержками камеру следует закрепить (например, поставить на штатив).

Результатом этой части работы должны быть два кадра: один с длительной выдержкой, с подчеркнутым «смазом» движения, а другой с короткой – с очевидной «заморозкой» движения.

Диафрагма

Диафрагма, как и выдержка, влияет не только на экспозицию (количество света), но и на ГРИП (Глубину Резко Изображаемого Пространства).

При использовании открытой диафрагмы резкость будет получаться только на том объекте, на котором была сфокусирована камера. Остальное пространство (перед объектом съемки и за ним) будет нерезким. Это пример малой ГРИП. Такой прием используют, когда хотят зрительно отделить за счет резкости объект от фона (например, при съемке портрета).

Если максимально закрыть диафрагму, то ГРИП будет большой, т.е. пространство перед объектом съемки, сам объект съемки и пространство за ним будет резким. Этот прием применяют для того, чтобы добиться резкостной проработки деталей всех планов (например, при съемке пейзажа).

Итак, регулированием диафрагмы можно добиться желаемой ГРИП.

Следует обратить внимание, что вся зона резкости по отношению к точке фокусировке делится неравномерно. Задний фронт резкости (точка за объектом съемки, на которой заканчивается зона резкости) отнесена от точки фокусировки примерно в два раза дальше, чем передний фронт резкости (точка перед объектом съемки, от которой начинается зона резкости).

В съемке используются статичные объекты.

Съемка ведётся в ручном режиме экспозиции камеры (режим «М»)!

В любом случае экспозиция должна выставляться по норме, а при съемке с длительными выдержками камеру следует закрепить (например, поставить на штатив).

Результатом этой части работы должны быть два отдельных кадра и одна серия: один с максимально открытой диафрагмой (на минимальную ГРИП), один кадр с максимально закрытой диафрагмой (на максимальную ГРИП), и серия из 3-5 кадров (на ограниченную ГРИП). Серия получается именно потому, что диафрагму нужно подобрать.

В съемках на минимальную и на максимальную ГРИП в кадре должно три объекта:

– собственно объект съемки, на который наводится резкость (т.е. точка фокусировки);

– объект перед объектом съемки (перед передним фронтом резкости);

– объект за объектом съемки (за задним фронтом резкости).

 

В съемке на ограниченную ГРИП в кадре должно пять объектов:

– собственно объект съемки, на который наводится резкость (т.е. точка фокусировки);

– объект перед объектом съемки, который будет изображать передний фронт резкости, т.е. от которого будет начинаться зона резкости;

– объект за объектом съемки, который будет изображать задний фронт резкости, т.е. на котором будет заканчиваться зона резкости;

– объект перед передним фронтом резкости, чтобы обозначить переднюю зону нерезкости;

– объект за задним фронтом резкости, чтобы обозначить заднюю зону нерезкости;

 

2. Цель:освоить применение серийной съемки для компенсации тремора рук.

 

Как известно, при съемке с рук в зависимости от применяемого фокусного расстояния объектива можно получить нерезкое изображение даже статичного объекта, если снимать его с выдержкой, несоответствующей фокусному расстоянию объектива.

Соответствие выдержки и фокусного расстояния определяется эмпирической формулой:

t = 1/F,гдеt– самая длинная выдержка, обеспечивающая резкое изображение при съемке с фокусным расстояниемF.

Т.е. чем больше фокусное расстояние, тем короче выдержка.

Например, для съемки объективом 20мм достаточно иметь выдержку 1/20, а при съемке объективом 200мм выдержку придется укоротить до 1/200.

Однако в практике достаточно часто возникает необходимость использовать выдержки, которые не будут удовлетворять этому правилу. Например, съемка объективом 300мм с выдержкой 1/60 вполне обычная ситуация.

В этих случаях, чтобы компенсировать тремор рук используют не покадровую, а СЕРИЙНУЮ съемку. Как правило при этом один из трех-пяти кадров оказывается резким или по крайней мере резче других. Это происходит от того, что собственно момент съемки приходится на одну из «мертвых точек» амплитуды тремора, т.е. когда руки фактически не движутся. Разумеется, что более высокая скорость съемки дает преимущества перед низкой.

Обратите внимание, что в случае цифровой камеры с неполноформатной матрицей – а таких большинство – речь идет не о собственном фокусном расстоянии объектива, об эффективно-действующем фокусном расстоянии, т.е. учитывается кроп-фактор камеры.

Например, при съемке объективом 18-55/3.5-5.6 такой популярной камерой, как Canon 450D, которая имеет\ кроп-фактор 1.6, на длинном конце объектива мы будем работать фактически не с фокусным расстоянием 55мм, а фокусным расстоянием 88мм (55Х1.6=88). Значит и выдержка для получение резкого снимка должна быть не 1/55, а 1/88.

Съемка ведётся в ручном режиме экспозиции камеры (режим «М»)!

Перед началом съемки убедитесь, что камера переведена в режим серийной съемки.

В этом задании съемка производится на минимальной чувствительности и с максимальным фокусным расстоянием, которое позволяет выставить имеющаяся оптика.

Для гарантированного наглядного результата компенсации тремора за счет применения серийной съемки следует выставлять выдержку на 3-4 ступени длиннее, чем должно получиться по приведенным выше расчетам. Так, например, для съемки объективом 18-55/3.5-5.6 следует выставлять выдержку не короче 1/15.

Все три сюжета в сериях должны отличаться по световым условиям.

В съемке используются статичные объекты.

В любом случае экспозиция должна выставляться по норме. Камера держится руками, без какой либо дополнительной опоры.

Результатом этой работы должны быть три серии кадров по три-пять снимков в серии.

3. Цель:

– получить представление об экспопоправках в привязке к фактуре света;

– получить первичные навыки работы с различными видами экспозамера;

– получить представление о фотошироте;

Экспозиция (количество света) измеряется экспонометром. В определенных съемочных ситуациях к показаниям экспонометра приходится вводить поправки, как положительные, позволяющие выполнять съемку с большей экспозицией, так и отрицательные, позволяющие регистрировать меньшее количество света, чем предлагает прибор. Знак и величину поправки фотограф определяет исходя из творческого замысла и практического опыта.

Для учебной съемки потребуется собрать две модели: «чёрную на белом» и «белую на чёрном». В качестве объектов съемки следует использовать любой материал с явно-выраженной текстурой поверхности. Например, шерстяные вещи грубой вязки, искусственный или натуральный мех.

Съемка ведётся в ручном режиме экспозиции камеры (режим «М»).

Перед началом съемки убедитесь, что камера надежно закреплена.

В съемке используются ТОЛЬКО статичные объекты.

Управление камерой:

– чувствительность минимальная из возможных;

– диафрагма 8, если такое значение допускает камера, или максимально закрытая;

– спуск с помощью таймера с выдержкой не менее 2 сек;

– все изменения экспозиции ТОЛЬКО с помощью выдержки;

– используется только центральная точка фокусировки;

– все съемки производятся с одним и тем же фокусным расстоянием и с одной и той же дистанции съемки;

Модель «чёрное на белом»

Повесьте или разложите белый фон так, что бы он занимал 100% кадра.

В центре фона закрепите черный предмет. Предмет должен занимать не менее 1/10, но не более 1/4 площади кадра.

Освещение модели производится одним источником света (например, настольной лампой). При этом источник располагается так, чтобы он давал боковой скользящий свет на модель.

Закрепить камеру, выбрать один из видов замера, выставить экспозицию по норме, произвести съемку.

Далее не меняя положения камеры, источника света и модели произвести снимки с поправками +1; +2; -1 и -2 ступени.

Модель «белое на черном»

Собирается и снимается по тем же правилам, что и модель «чёрное на белом». Вся разница будет состоять только в том, что фоном будет служить черный предмет, а в центре будет располагаться белый предмет.

Результатом работы должны быть пять снимков для каждого вида замера экспозиции имеющегося на камере.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Содержание работы:

  1. К теме 5. Отработать теоретически съемочные задачи на тренажере по ГРИП. 1 снимок по заданию преподавателя. Выполнять работу согласно методическим указаниям, данным на лекции.
  2. К теме 6. Самостоятельно выполнить 10 снимков, согласно методическим указаниям, данным на лекции.2 серии по 5 снимков без какой-либо обработки.
  3. К теме 7. Самостоятельно выполнить 6 снимков, согласно методическим указаниям, данным на лекции. 3 серии по 2 снимка без какой-либо обработки.
  4. К теме 8. Самостоятельно выполнить 1 снимок согласно методическим указаниям, данным на лекции.1 снимок (натюрморт) с обработкой по желанию автора.
  5. К теме 9. Самостоятельно выполнить 2 снимка согласно методическим указаниям, данным на лекции. 2 снимка (натюрморт и портрет) с обработкой по желанию автора.
  6. К теме 10. Самостоятельно выполнить 4 снимка согласно методическим указаниям, данным на лекции. 4 снимка (2 натюрморта и 2 портрета) с обработкой по желанию автора.
  7. К теме 11. Самостоятельно выполнить 2 снимка согласно методическим указаниям, данным на лекции. 2 снимка (натюрморт и портрет) с обработкой по желанию автора.
  8. К теме 12. Самостоятельно выполнить 2 снимка согласно методическим указаниям, данным на лекции.
  9. К теме 13. Самостоятельно выполнить 1 снимка согласно методическим указаниям, данным на лекции. 1 снимок (натюрморт и портрет) с обработкой по желанию автора.
  10. К теме 14. Составить сценарный план, согласовать с преподавателем. Самостоятельно выполнить 8-12 снимков согласно сценарному плану. 8-12 снимков с обработкой по желанию автора. Выполнять работу согласно методическим указаниям, данным на лекции.

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации и итогового контроля освоения дисциплины

1. Промежуточная аттестация предполагает критический разбор фоторабот каждого студента (на усмотрение преподавателя)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.100 (0.019 с.)