Педагогические контрольные материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические контрольные материалы



6.3.1 Психологические задачи:

1. Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока. Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?

2. Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель предлагал поочередно двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола школьника. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а подойдя к столу, смотрел на приборы невидящим взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

3. Деятельность учителя сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и ряд других, также значимых в его работе. Он направляет внимание на то, как работает ученик у доски, следит за деятельностью класса, дает индивидуальные указания тем или иным школьникам, следит за собственной речью, выбирает место своего расположения в пространстве классной комнаты и др. Развитие каких свойств внимания помогает учителю успешно выполнять свою работу?

4. Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой из процессов памяти (запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение) проявляются в описанных действиях?

А. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не значащая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и стоит с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

Б. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

В. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, Как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

 

5. Группе учащихся 4-го класса предложили решить пять простых арифметических задач. В другом эксперименте испытуемые должны были сами придумать пять аналогичных задач. После этого учащихся неожиданно попросили воспроизвести числа из условий всех десяти задач. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспериментах? В каком случае испытуемые должны были лучше запомнить числа и почему?

6. Любимым занятием учащихся на уроке истории были путешествия во времени. Учитель называл государство, существовавшее в каком-либо веке до н. э., и предлагал описать вид городов, поселений, жилищ, людей, их внешний вид, орудия труда и пр. Развитию какого вида воображения способствует данный методический прием?

 

6.3.2 Вопросы для контрольной работы:

1. Определить понятие внимания, каковы его функции.

2. Перечислите функции внимания.

2. Виды внимания, их характеристика.

3. При каких условиях возможна концентрация внимания?

4. Каковы факторы непроизвольного внимания?

5. При каких условиях возможен переход внимания учащихся с произвольного внимания на послероизвольное?

6. Назовите причины рассеянности внимания.

7. Какие основные процессы памяти вам известны? Дайте их характеристику.

8. Какие критерии лежат в основе классификации памяти по видам?

9. Что такое «эффект края»?

10. Опишите «закон ряда» и влияние на запоминие проактивного и ретроактивного торможения. Раскройте все указанные понятия.

11. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?

12. Назовите признаки и примеры пассивного и активного воображения.

13. Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

6.3.3 Тест для самопроверки (с ответами). Тестовые задания по модулю 1 «Введение в общую психологию»:

 

1. Предметом психологии является

а) поведение

б) душа

в) психика

г) сознание

 

2. Возраст современной психологии составляет

а) более двух тысяч лет

б) около трехсот лет

в) около ста шестидесяти лет

г) три-четыре десятилетия

 

3. Психика – это…

а) внутреннее переживание

б) душевная субстанция

в) субъективный образ объективного мира

г) продукт деятельности мозга

 

4. Понятие интериоризации означает

а) углубление человека в себя

б) особое свойство личности

в) перенос материального в план психического отражения

г) психическая субстанция

 

5. К принципам психологии не относится

а) детерминизма

б) субъектности

в) единства сознания и деятельности

г) генетический

 

6. Метод исследования – это

а) свод правил

б) способ познания предмета

в) набор тестов

г) конкретная методика

7. Психическое отражение на стадии элементарной сенсорной психики имеет форму

а) раздражимости

б) отражения вещей

в) элементарных ощущений

г) возбудимости

 

8. Из перечисленных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему:

Психика, общая психология, отражение, психологическая наука, сознание.

 

9. Кто из психологов выделил в «Я» две подструктуры: «чистое Я» и «эмпирическое Я»

а) Кон И.

б) Фрейд З.

в) Джемс У.

г) Выготский Л.С.

 

10. Чему равно самоуважение в знаменитой формуле У. Джеймса

а) уровень притязаний х успех

б) успех: уровень притязаний

в) успех + одобрение значимых других

г) уровень притязаний: успех

 

11. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я-концепции человек с высокой самооценкой

а) «ложная скромность»

б) самовозвышение

в) «умаление других»

г) «ложная уникальность»

 

12. Деятельность – это

а) всякая психическая активность

б) поведение

в) набор операций

г) целенаправленная активность

 

13. Действие побуждается

а) желанием действовать

б) потребностью

в) мотивом деятельности

г) целью

 

Ответы: 1 – в; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – б; 7 – в; 8 – психологическая – наука – общая психология – отражение – психика – сознание; 9 – в; 10 – б; 11 – в; 12 – г; 13 – в.

6.3.4 Тестовые задания (без ответов)

Тестовые задания по модулю 2 «Интеллектуально-познавательная сфера психики человека»

 

1. Какое из приведенных ниже явлений можно обозначить научным термином «Ощущение»:

а) радость

б) усталость

в) тепло

г) скорость

 

2. Чувствительность измеряется

а) порогами

б) по субъективной шкале

в) ощущениями

г) совокупностью переживаемых человеком чувств

 

3. Кто из психологов разработал концепцию натурального и культурного внимания

а) Н.Н. Ланге

б) Л.С. Выготский

в) Н.Ф. Добрынин

г) П.Я. Гальперин

 

4. Степень сосредоточения внимания на объекте это

а) концентрация внимания

б) объем внимания

в) устойчивость внимания

г) внимательность

 

5. Связь между различными объектами действительности и ее отражение в сознании называется

а) запоминанием

б) повторением

г) ассоциацией

г) представлением

 

6. Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется

а) непосредственным

б) кратковременным

в) оперативным

г) непроизвольным

 

7. Форма мышления, отражающая существенные свойства объектов, это

а) анализ

б) понятие

в) абстракция

г) синтез

 

8. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется

а) сравнением

б) изучением

в) конкретизацией

г) абстрагированием

 

9. Мышление, которое осуществляется без логичекого анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения. называют

а) рациональным

б) интуитивным

в) творческим

г) репродуктивным

 

10. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют

а) непроизвольным

б) фантастическим

в) творческим

г) пассивным

 

11. Выберите один из правильных ответов понимания речи

а) вторая сигнальная система

б) мышление вслух

в) набор условных рефлексов на слова

г) орудийное использование языка

 

 

Тестовые задания по модулю 3 «Психология личности человека»

 

1. Какое из перечисленных понятий является самым широким

а) личность

б) человек

в) индивид

г) субъект

 

2. С точки зрения бихевиоризма личность человека есть результат

а) постижения последствий своего поведения

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций

в) конфликтами между подсознательными силами и реальностью

г) взаимодействия между людьми

 

3. Согласно К. Роджерсу, при безусловно положительном отношении людей к человеку конгруэнтность между его реальным Я и его истинными чувствами и мыслями

а) уменьшается

б) увеличивается

в) уравновешивается

г) моделируется

 

4. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана с…

а) самоуважением

б) переоценкой своего Я

в) комплексом превосходства

г) способностью любить

 

5. Направленность личности – это

а) система устремлений

б) особая способность

в) врожденное предрасположение

г) качество ума

 

6. Человеческой потребностью называется

а) объективная нужда

б) острое переживание

в) система целей

г) объективное переживание, отвечающее нужде

 

7.Механизм когнитивного диссонанса был описан

а) Л.И. Божович

б) В.А. Иванниковым

в) В.И. Селивановым

г) Г.Л. Фестингером

 

 

8. Функция воли, проявляющаяся в задержке или отказе от действия, называется

а) переключательной

б) распределительной

в) тормозной

г) пассивной

 

9. Стремление поступать по-своему вопреки разумным доводам называется

а) упорством

б) упрямством

в) негативизмом

г) настойчивостью

 

10. Анатомо-физиологический задаток – это

а) главное условие развития способности

б) результат воспитания

в) степень развития способности

г) предпосылка способности

11. Одаренность – это

а) черта характера

б) сочетание способностей

в) врожденное качество ума

г) внутреннее озарение

 

12. Темперамент человека проявляется в…

а) силе характера

б) динамике психики и поведения

в) структуре сознания

системе ценностей личности

 

13. Сильная нервная система человека – это

а) хорошо развитая

б) гибкая

в) работоспособная

в) высокочувствительная

 

14. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы

а) психопатия

б) акцентуация

в) дезадаптация

г) отклонение

 

15. Создателем характерологии как науки о характере считается

а) Теофраст

б) А.Ф Лазурский

в) Б.Г. Ананьев

г) К.К. Платонов

 

16. Что является основной качественной характеристикой эмоций

а) сила

б) устойчивость

в) модальность

в) активность

 

17. Как называется одновременное проявление двух противоположных эмоций

а) чувственный тон

б) интенсивность

в) амбивалентность

г) чувство

 

18. Сильные, стойкие, длительные переживания, порождающие активность в достижении цели, это

а) настроения

б) страсти

в) аффекты

г) высшие чувства

6.4 Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

Рубежный:

- пороговый: 38 – 52 баллов;

- стандартный: 53 – 66 баллов;

- эталонный: 67 – 75 баллов.

 

Семестровый:

- пороговый: 75 – 104 балла;

- стандартный: 105 – 134 балла;

- эталонный: 135 – 150 баллов.

 

Таблица 6.4.1 – Критерии оценки качества усвоения дисциплины

 

Критерий В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует
Пороговый низкий уровень освоения знаний и овладения понятиями: знания носят фрагментарный и бессистемный характер, в определении понятий и построении их иерархии допускает ошибки; способность структурировать материал, но при этом нуждается в подсказке; владение способами самопознания, умение определить пути саморазвития; затруднения в использовании психологических знаний при решении социальных задач и в преподавании истории в школе, обнаруживает не очень ответственное и серьезное отношение к учебе, несвоевременное и низкое качество выполнения учебных заданий, что свидетельствует о низком уровне мотивации учения;
Стандартный достаточно высокий уровень освоения содержания курса, но затруднения в его систематизации; понимание сущности основных понятий, но при этом некоторые затруднения в определении их иерархии; некоторые затруднения в использовании знаний в конкретных социальных и педагогических ситуациях; владение способами самопознания, умение определить пути саморазвития; качественное, но не всегда своевременное, выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; достаточно высокий уровень мотивации учения;
Эталонный высокий уровень освоения знаний, умение их систематизировать; понимание основных понятий, их связей и отношений; умение использовать знания при решении конкретных социальных и педагогических ситуаций; владение способами самопознания, умение определить пути саморазвития; качественное выполнение всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; достаточно высокий уровень учебно-познавательной мотивации.

 

Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности по этапам контроля приведена в приложении А.

 

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

7.1 Основная литература:

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2010 (2006).

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1 // Психология: учебник для вузов. М., 2007 (2003).

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов. М., 2007 (2006).

4. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М.,2005, 2009.

5. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. М., 2008 (2004).

6. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. М, 2009.

 

 

7.2 Дополнительная литература:

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание Л., 1988.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2003 (1986).

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002 (1988).

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988

8. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

10. Кэлвин Х., Гарднер Л. Теории личности. М., 1997.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. СПб., 1999.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

13. Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел 3. Субъект познания. Выпуск 4 и 5. Психология внимания и психология памяти. /Под общ. ред. В.В. Петухова. М., 1997.

14. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

15. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

16. Психология мышления. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

18. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М., 1975.

19. Хрестоматия по общей психологии Психология памяти. Психология внимания /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.

20. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

 

 

Первоисточники

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М..1989.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1987.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

 

Карта учебно-методического обеспечения по дисциплине представлена в Приложении Б.

 

 

 

Приложение А

Технологическая карта дисциплины

«Общая психология»

Трудоемкость дисциплины 3 ЗЕ = 50 б. х 3=150 баллов.

 

Таблица А.1 – Технологическая карта дисциплины (оценка в баллах)

 

Семестр недели Виды учебной работы и трудоемкость Оценка работы студента в семестре Оценка работы на семинарах Аудиторная СРС   Внеаудиторная СРС   Аудиторный контроль усвоения знаний
    0 – 18 0 – 36 0 – 30 0 – 36 0 – 30
  1 модуль 0-5 0 – 10 0 – 6 0 – 12 0 – 10
            к/р – 3
2,3,4     1.2 – 5 1.2 – 3 4.3.1 – 6 терм/д. – 3
4,5,6     1.3 – 5 1.3 – 3 4.3.2 – 6 тест – 4
             
  2 модуль 0-5 0 – 14 0 – 8 0 – 13 0 - 10
7,8     2.1 - 4   4.3.1 – 4 терм/д. - 3
8,9     2.2 - 5 2.2 – 4 4.3.2 – 4 к/р – 3
Рубежн контр.           38-75  
10,11,12     2.3 – 5 2.3 – 4 4.3.2 – 5 тест – 4
             
  3 модуль 0 – 8 0 – 12 0 – 16 0 – 11 0 – 10
13,14     3.1 – 4 3.1 – 5 4.3.1 – 5  
15,16     3.2 – 4 3.2 – 5   тест – 5
17,18     3.3 – 4 3.3 – 6 4.3.2 – 6 тест – 5
Зачет           75-150

 

Примечание: 1.1 и т.д. – номера занятий в соответствующих модулях; 4.3.1 и 4.3.2 – выполнение самостоятельной работы по изучаемым темам (подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий).

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

 

Рубежный:

- пороговый: 38 – 52 баллов;

- стандартный: 53– 66 баллов;

- эталонный: 67 – 75 баллов.

 

Семестровый:

- пороговый: 75 – 104 балла;

- стандартный: 105 – 134 балла;

- эталонный: 135 – 150 баллов.

Приложение Б

Карта учебно-методического обеспечения

дисциплины «Общая психология» направления 030600.62 – история

и 034700 – Архивоведение и документоведение

Факультет: исторический. Обеспечивающая кафедра: психологии.

Форма обучения – очная; курс 1, семестр 2.

Трудоемкость дисциплины – 3 ЗЕ. Всего часов – 108: лекций –18; семинаров – 18; аудиторных СРС – 18; внеаудиторных СРС – 54. Форма аттестации – зачет.

 

Таблица Б.1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. с.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечив.изданием Кол. экз. в библ.НовГУ Примечание
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006: 2010. 583 с. Лк, сем, СРС      
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. В 3-х кн. Кн.1 Общие основы психологии. М.: Владос, 2003: 2007 686 с. Лк, сем, СРС      
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов. М.: Академия, 2007 (2006). 500 с. Лк, сем, СРС      
4. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. 2-ое изд. М: ТК Велби, изд-во Проспект,2000: 2004:2007: 20008.752 с. Лк, сем, СРС      
5. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. 575 с. Лк, сем, СРС      

Таблица Б.2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. с.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспеч. изданием Кол. экз. в библ.НовГУ Примеч.
Рабочая программа дисциплины «Общая психология» доцента А.М. Щетининой Лк, сем, СРС     а сайте УМКwww.noysu.ru/study/ymk/
Метод. рекоменд. Архиреева Т.В., Новиков А.С. Практическая психодиагностика. Ввеликий. Новгород: НовГУ, 2007. 100с сем., СРС      

 

Действительно для 2012 / 2013 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________ %.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

_____ _________________ 2012 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.15 с.)