Модуль 1 Введение в общую психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1 Введение в общую психологию



Общая психология

 

Дисциплина по направлениям:

030600.62 – История

034700. 62 – Архивоведение и документоведение

 

Рабочая программа

 

 

Согласовано Разработал

Начальник учебного отдела доцент каф. психологии

Жегурова В.В. /_________/ А.М. Щетинина / /

"_____" _________ 2012г. “_____” __________ 2012 г.

 

Заведующий Принята на заседании

выпускающей кафедрой кафедры психологии

Зав. кафедрой психологии

Сергеева Е.В. / / Калашникова М.Б. / /

“_____” ___________ 2012г. “_____” ___________2012г

Матвеев О.В. / /

“_____” ___________ 2012г

1 Цели освоения дисциплины

Цель: формирование у студентов компетенций, ориентированных на развитие способности к самопознанию и рефлексии, использованию основ психологических знаний в решении социальных и профессиональных задач.

Основными образовательными задачами изучения дисциплины являются:

а) формирование общего представления о методологии психологической науки;

б) знакомство с психологическими механизмами и закономерностями функционирования психики человека и условиями формирования личности человека в ходе онтогенеза;

в) формирование умения использовать знания по психологии в решении теоретических и профессиональных задач, практических ситуаций и оценке своей личности и индивидуальности;

г) развитие у студентов потребности в самопознании, самоактуализации и саморазвитии.

 

2 Место дисциплины в структуре ООП

«Общая психология» принадлежит к блоку дисциплин профессионального цикла базовой части в подготовке бакалавров по направлению 030600.62 – история и напрвлению 034700. 62 – Архивоведение и документоведение. Изучение общей психологии способствует осознанию студентами процесса познания, саморазвития и своего профессионально-личностного роста. Курс «Общая психология» содержательно и методически взаимосвязан с другими дисциплинами ООП и способствует реализации требований ФГОС к уровню подготовки выпускника по данному направлению.

 

3 Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование у студента следующих компетенций:

1) направление030600.62 – История

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11).

2) направление 034700. 62 – Архивоведение и документоведение

- овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее достижения (ОК–1);

- споссобностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–7);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);

- способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-12).

В результате изучения дисциплины студент

знает:

1) структуру, свойства, состояния психики и закономерности проявления психических явлений у человека;

2) методы изучения психики;

3) закономерности функционирования психики и условия формирования личности в процессе усвоения социокультурного опыта;

4) иметь представления о возрастных особенностях протекания психических процессов, свойств и состояний человека.

умеет:

1) использовать психологические знания в оценке себя, других людей в процессе деятельности и межличностного общения;

2) использовать психологические методы для изучения разных сфер личности человека;

3) анализировать, классифицировать, систематизировать и структурировать содержание изучаемого материала.

владеет:

1) системой основных понятий психологической науки;

2) способами психологической оценки поведения и деятельности человека.

 

4 Структура и содержание дисциплины

 

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 4.1.1 – Трудоемкость дисциплины «Общая психология» и формы аттестации

Учебная работа (УР) Всего Семестр
 
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ)      
Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ): - лекции - семинары - аудиторная СРС - внеаудиторная СРС      
Аттестация:   зачет

 


4.2 Содержание дисциплины

 

Таблица 4.2.1 – Календарный план дисциплины «Общая психология»

 

  Модуль, тема       Трудоемкость по видам учебной работы (всего 108 часов) Баллы рейтинга (всего 150)
  Семестр 2 № недели лек   семинары   ауд. СРС   вне ауд. СРС   Порогов   Максим.
Модуль 1 Введение в общую психологию                
1.1 Психология как научная дисциплина, ее место в структуре современных наук     1,2              
1.2 Происхождение и развитие психики     2,3              
1.3 Сознание как высшая форма психического отражения     3,4            
1.4 Психологическая теория деятельности     5,6            
Модуль 2 Интеллектуально-познавательная сфера психики человека                            
2.1 Психология сенсорных и перцептивных процессов                  
2.2 Сквозные психические познавательные процессы   8,9            
2.3 Мышление и речь                
Модуль 3 Психология личности человека                
3.1 Понятие личности в психологии                
3.2 Эмоционально-волевая сфера личности человека                  
3.3 Индивидуальные свойства личности                
Итого                  

 

Семинар

Цель: формировать представления о философских и естественно-научных основах психологической науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития психологии.

2. Физиологические основы психики.

Формы и методы организации занятия: круглый стол, дискуссия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Изучите литературу, составьте таблицу «Этапы становления психологии» и выполните краткий конспект о идеалистическом и материалистическом взглядах на природу психического в философии, смене представлений о предмете психологии с древности до наших дней. Обратите внимание на представления древних о душе (Сократ, Платон, Декарт), взгляды Джеймса, Келера, Вундта, Дж. Локка и др. на понимание сознания и методы его изучения, понимание предмета психологии Дж. Уотсоном, Э. Толменом (бихевиоризм) и взгляды современной психологической науки на предмет психологии.

· Нарисуйте схему рефлекторного кольца, напишите к ней краткий комментарий.

· Создайте терминологический словарь, запишите в него характеристику основных понятий по теме изучения.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998 (1986).

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М..1989. Т 1.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М..1976. С. 47-90; 158-182;193-219.

Аудиторная СРС

Цель: закрепить знания основных понятий и содержание материала тем 1.1 и 1.2.

Формы и методы работы: работа в мини-группах, групповые и индивидуальные консультации по вопросам изученных тем, выполнение контрольной работы.

Задания для контрольной работы:

1. Из приведенного перечня слов выписать те, которые обозначают психические явления: слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, бег, информация, дыхание, воля, страх, сердцебиение, биотоки мозга, любовь, ощущения, слух, боль, сочувствие, чувствительность.

2. Распределить понятия в два столбика – материальные и идеальные: забывание, возбуждение коры головного мозга, ощущение, гордость, запоминание, мышление, психический процесс, счастье, торможение нервного импульса, инстинкт, рецептор, сенсорные органы, гены, субъективное, большие полушария мозга, книга.

3. Представить в виде схемы этапы развития психики в филогенезе.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т.1

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

5. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

 

Семинар

Цель: усвоение психологической сущности сознания и самосознания.

Вопросы для обсуждения:

1. Функции, свойства и структура сознания.

2. Неосознаваемые явления в психике, их классификация. З. Фрейд о природе бессознательного. Способы психологической защиты.

3. Понятие и структура самосознания и Я-концепции.

4.Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.

5. Методы изучения сознания и самосознания.

Формы и методы организации занятия: работа в парах (тройках), групповая дискуссия, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· На основе изучения учебной литературы, материалов лекции и других источников сделайте краткие конспекты ответов на вопросы семинара.

· Представьте в виде таблиц или схем структуру сознания, самосознания и Я-концепции, классификацию неосознаваемых психических явлений.

· Запишите в свой терминологический словарь характеристику основных понятий по изучаемой теме.

 

Аудиторная СРС

Цель: закрепление знаний основных понятий, их соотношения.

Формы и методы работы: проверка таблиц и схем, их уточнение, внесение корректив; терминологический диктант по темам 1.1, 1.2 и 1.3, его взаимопроверка.

 

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание. М., 1986.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

5. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

 

Семинар

Цель: усвоение сущности психологической теории деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая психологическая характеристика деятельности.

2. Основные понятия психологической теории деятельности: деятельность, сознание, личность (А.Н. Леонтьев).

3. Потребности и мотивы в деятельности.

4.Физиология движений. Концепция физиологии активности и формирования движений Н.А. Бернштейна: идеи рефлекторного кольца и уровневого построения движений.

Формы и методы организации занятия: работа в подгруппах, мозговой штурм, выступления групп по одному из вопросов, взаимоопрос, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Выполните структурную схему деятельности. Для этого познакомьтесь со схемами, представленными в «Атласе по психологии» и учебной литературе.

· Нарисуйте в своей рабочей тетради схему рефлекторного кольца по Н.А. Бернштейну. Запишите кратко пояснения к ней.

· Выпишите уровни построения движений, предложенные Н.А. Бернштейном.

· Дополните терминологический словарь понятиями по психологии деятельности.

 

Аудиторная СРС

Цель: контроль усвоения знаний по модулю 1 «Введение в общую психологию».

Формы и методы работы: «час пик» (ответы преподавателя на вопросы студента), выполнение теста на самопроверку (см. в п.6.3), оценка, проверка терминологических словарей.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998 (1986).

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 19888.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

5. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

 

 

Модуль 2 Интеллектуально-познавательная сфера психики человека

 

2.1 Психология сенсорных и перцептивных процессов

Содержание лекций. Понятие психического процесса, его роль в жизни человека. Ощущения в структуре психики, его понятие, физиологические основы ощущений, виды, основные свойства, взаимодействие ощущений, их развитие. Понятие о восприятии как сложном перцептивном процессе. Физиологические основы восприятия. Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

Ключевые понятия: психический процесс, ощущения, сенсорика, сенсорный процесс, перцепция, интероцептивные, проприоцептиные и экстероцептивные ощущения, интенсивность ощущений, пространственная локализация ощущений, абсолютный и относительный пороги ощущений, явления сенсибилизации и синестезии в ощущениях; восприятие, его свойства: константность, апперцепция, структурность, предметность, целостность.

 

Семинар

Цель: закрепить знания об ощущениях и восприятии как сенсорно-перцептивных процессах.

Вопросы для обсуждения

1. Докажите, что ощущения и восприятие являются сенсорно-перцептивными процессами чувственного познания.

2. Классификация ощущений и восприятия по видам.

Формы и методы организации занятия: групповаядискуссия, парное обучение (работа с конспектами, таблицами и схемами классификаций ощущения и восприятия по видам)», рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Выполнить две таблицы (или схемы): «Классификация ощущений по видам», «Классификация восприятия по видам». В таблицах обязательно указывать основания классификации.

· Законспектировать одну работу из хрестоматии по ощущению и восприятию (см. в списке литературы).

· Пополнить свой психологический словарь характеристикой основных понятий (см. их перечень по тексту ниже содержания лекций).

 

Аудиторная СРС

Цель: контроль усвоения понятий по теме.

Формы и методы работы: терминологический диктант, оценка.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998 (1986).

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1998.

4. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М., 1975.

 

2.2 Сквозные психические познавательные процессы

 

Содержание лекций. Психология внимания: сущность, функции, виды и свойства. Физиологические основы внимания. Общее понятие о памяти, ее процессы и виды. Теории памяти: ассоциативная, смысловая, психоаналитическая, гештальттеория. Понятие о мнемической деятельности. Условия эффективного запоминания. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Ключевые понятия: внимание, распределение, переключение, виды внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное внимание; память, механическое и осмысленное запоминание, «эффект края», «закон ряда».

 

Семинар

Цель: усвоение знаний о сквозных психических процессах: внимании, памяти, воображении; формировать способы самопознания и способность к рефлексии.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика процессов и видов памяти.

2. Приемы эффективного запоминания.

3. Способы развития памяти.

4. Условия развития внимания.

5. Методы изучения внимания и памяти.

6. Характеристика сущности воображения, способы его изучения и развития.

Формы и методы организации занятия: «жужжащие группы», мозговой штурм, самопознание посредством диагностики и самооценки, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Выполнить один конспект по каждому из психических процессов.

· Изучите тему «Воображение», составьте план ответа по данной теме.

· Подготовьте письменно ответ на каждый из вопросов семинара.

· Вспомните и запишите способы, которыми Вы пользуетесь для запоминания информации.

 

Аудиторная СРС

Цель: контроль усвоения знаний психологии внимания, памяти, воображения, формирование компетенций ОК-9, ПК-11.

Формы и методы работы: анализ решенных психологических задач (см. п. 6.3.1), контрольная работа (см. п. 6.3.2), взаимный контроль, оценка и самооценка.

 

Литература:

1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995.

2. Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел 3. Субъект познания. Выпуск 4 и 5. Психология внимания и психология памяти. /Под общ. ред. В.В. Петухова. М., 1997.

3. Психология /Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

4. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1987.

5. Хрестоматия по общей психологии Психология памяти. Психология внимания /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.

 

2.3 Мышление и речь

Содержание лекций. Характеристика понятия «мышление». Взаимосвязь мышления и речи. Формы мышления. Классификация мышления по видам. Мышление как процесс и мышление как деятельность. Психологические механизмы мышления. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Мышление и интеллект. Развитие мышления и интеллекта. Язык и речь. Речь и общение. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе.

Ключевые понятия: мышление, обобщенность, опосредованность, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция; формы мышления – понятие, суждение, умозаключение, аналогия; виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, теоретическое, практическое, дискурсивное, интуитивное, репродуктивное, продуктивное; интеллект; речь, язык, функции речи – коммуникативная, сигнификативная, номинативная, индикативная.

 

Семинар

Цель: формирование у студентов понимания сущности понятий «мышление», «интеллект», «речь», их взаимосвязи, путей развития и способов изучения; развитие умения анализировать, рассуждать, обоснованно аргументировать, различать сущность и явление.

Вопросы для обсуждения

1. Взаимосвязь процессов чувственного и рационального познания.

2. Характеристика видов и форм мышления.

3. Стадии развития интеллекта, предложенные Ж. Пиаже.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

5. Связь мышления и речи, их развитие в онтогенезе. Методы изучения мышления.

Формы и методы организации занятия: взаимное обучение в группах и парах, общая дискуссия, самопознание посредством диагностики и самооценки, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Выполнить схемы (таблицы) классификации мышления по видам.

· В виде тезисов подготовить ответы на вопросы семинара.

· Законспектировать одну статью по проблеме мышления.

· Заполнить терминологический словарь по теме «Мышление и речь». Выучить понятия, разобраться в их сущности.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998 (1986).

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1998.

4. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

5. Психология мышления. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

 

Аудиторная СРС

Цель: контроль усвоения знаний и оценка процесса формирования компетенций в рамках модуля 2.

Формы и методы работы: выполнение контрольных заданий, терминологический диктант, тестирование (см. п. 6.3.4), оценка и самооценка.

 

Контрольные задания:

1. Представьте в виде лесенки (снизу – вверх) или в какой-либо иной форме иерархию сенсорно-перцептивных процессов, сквозных познавательных процессов и когнитивных.

2. Напишите, какой вид памяти является у Вас ведущим. Аргументируйте свой ответ.

3. Спланируйте занятия со школьниками, направленные на формирование у них какого-либо исторического понятия на основе поэтапного формирования умственных действий. Понятие определите сами.

4. Какова роль воссоздающего и творческого воображения в усвоении вами исторического материала? Ответить на вопрос и привести конкретные примеры.

 

Термины для диктанта: ощущения, сенсорика, перцепция, сенсибилизация, синестезия, восприятие, константность восприятия, апперцепция, внимание, память, мышление, конкретизация, индукция, дедукция, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, речь, язык.

 

 

Модуль 3 Психология личности человека

3.1 Понятие личности в психологии

 

Содержание лекций. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Взаимосвязь биологического и социального в личности. Структура личности, подходы к ее изучению в зарубежной и отечественной психологии. Направленность и мотивы личности. Теории личности: деятельностная, гуманистическая, психоаналитическая. Психологические механизмы и факторы развития и формирования личности в процессе социогенеза.

Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, самореализация, самоактуализация, мотив, направленность.

Семинар

Цель: освоение сущности личности, развитие умения анализировать и понимать свою личность и личность другого человека; формирование знаний о методах изучения личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о личности.

2. Концепции структуры личности К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и др.

3. Концепция развития личности Э. Эриксона.

4. Роль личности в истории (представление проектов).

5. Методы изучения личности.

Формы и методы организации занятия: круглый стол, взаимообогащение материалами по теме, групповая дискуссия, представление групповых проектов «Роль личности в истории» самопознание личности, диагностика, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Изучите теоретический материал, выпишите ответы на вопросы семинара

(1, 2, 3).

· Выполните конспект по психологии личности.

· Обогатите терминологический словарь определениями понятий по теме.

· Объединитесь по 2-4 человека и разработайте проект по теме «Роль личности в истории». Выберите любую известную вам историческую личность, дайте ее психологическую характеристику на основе анализа ее биографических данных, деятельности, поведения, поступков этого человека, покажите, какую роль сыграл он в истории своей страны, а может быть и человечества. Найдите способы яркого, нестандартного представления своего проекта.

· Подготовьте вопросы для взаимного опроса по проблемам личности.

 

Аудиторная СРС

Цель: развитие самопознания и самооценки.

Формы и методы работы: диагностика, анализ полученных данных, самооценка; взаимный опрос.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2 Т. М., 1989. Т. 1.

2. Кэлвин Х., Гарднер Л. Теории личности. М., 1997.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977..

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1998.

7. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

8. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 2.

10. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

3.2 Эмоционально-волевая сфера личности человека

Содержание лекций. Эмоции в структуре личности и поведении. Сущность и функции чувств и эмоций. Теории эмоций. Виды и качества эмоций. Связь эмоциональной и волевой сфер личности. Понятие воли, ее структура. Произвольные и волевые процессы. Становление воли в онтогенезе. Эмоциональные и волевые качества личности.

Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, настроение, стресс, фрустрация, воля, структура воли, произвольные действия, волевые действия.

 

Семинар

Цель: осознание значимости эмоций и воли в жизни человека, его поведении и деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности и общения личности.

2. Классификация эмоций.

3. Формы эмоционального неблагополучия и способы их коррекции.

4. Развитие воли как условия овладения собственным поведением.

Формы и методы организации занятия: работа в группах, «мозговая атака», проектирование, демонстрация результатов работы, групповая дискуссия, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· На основе изучения теоретического материала и осмысления своих действий и поступков выпишите себе в тетрадь способы эмоциональной и волевой регуляции деятельности и поведения.

· Изучите какую-либо форму эмоционального неблагополучия (агрессия, тревожность, страхи, упрямство, капризы и др.): проявления данной формы, причины, способы предупреждения и коррекции. Составьте библиографию по изучаемой теме.

· Составьте план самовоспитания воли.

· Запишите в словарик определение понятий по теме.

· Проект по теме: «Развитие воли как условия овладения собственным поведением».

 

Аудиторная СРС

Цель: развитие самопознания и потребности в самосовершенствовании.

Формы и методы работы: работа в парах, подготовка вопросов для взаимного опроса и его проведение. Представление преподавателю для контроля терминологических словарей, их оценка. Решение психологических задач №/№ 232, 233,245,246,254,258 из Сборника задач по общей психологии под ред. В.С. Мерлина (1974).

 

Литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии. М., 1998.

7. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

8. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 2.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

 

3.3 Индивидуальные свойства личности

Содержание лекций. Общая психологическая характеристика темперамента, характера, способностей как свойств личности, их роль в деятельности и поведении человека. Взаимосвязь темперамента и характера. Психологическая характеристика свойств темперамента. Задатки и способности. Классификация черт характера. Природные и социальные факторы и условия развития данных свойств.

Ключевые понятия: темперамент, типы темперамента, реактивность, активность, ригидность, пластичность, интровертированность, экстравертированность, резистентность, субъективация; способности, задатки, талант, одаренность; характер, акцентуации характера, гипертимный тип, циклоидный тип, эмотивный, сензитивный и другие (по классификации Леонгарда и Личко).

 

Семинар

Цель: освоение знаний о темпераменте, характере, способностях, методах их изучения и значимости в социальном и педагогическом общении и взаимодействии людей.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая характеристика темперамента.

2. Акцентуации характера по классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко.

3. Проявления способностей. Проблемы одаренных детей.

4. Знакомство с методиками изучения индивидуальных свойств личности.

Формы и методы организации занятия: групповая дискуссия, самопознание, рефлексия.

Задания и методические указания по подготовке к семинару:

· Выполнить по одному конспекту по психологии характера, темперамента, способностей.

· Записать в рабочую тетрадь одну из классификаций акцентуаций характера. Проанализировать, имеются ли те или иные их проявления у Вас. Подумайте, в каком возрасте и почему они у Вас сформировались.

· В процессе изучения характеристик свойств темперамента выпишите те, которые характерны для Вас и на этой основе предположите, какой тип темперамента является у Вас ведущим.

· Пополните свой словарь характеристикой основных понятий по изучаемой теме.

 

Аудиторная СРС

Цель: развитие рефлексии и способов самопознания и самооценки.

Формы и методы работы: диагностика и самодиагностика, тестирование по модулю 3 (см.п.6.3.4), итоговое тестирование (по федеральным тестам).

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 19888.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. СПб., 1999.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии. М., 1998.

6. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1982.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб., 1999.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

 

 

5 Образовательные технологии

 

Для успешного развития выделенных компетенций и решения целей и задач курса используются различные модели обучения: познавательная, коммуникативная, модульно-рейтинговая. Реализация моделей осуществляется через совокупность образовательных технологий: развивающей, проектной и исследовательской деятельности. Обучение студентов строится с позиций следующих принципов: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, самопознания.

Учитывая положение отечественной психологии о единстве сознания и деятельности, при организации как лекционных, так и практических занятий используются активные формы обучения, благодаря которым возможно формировать осознанные и прочные знания и профессиональные умения. Весь лекционный курс проводится с использованием активных методов. Это лекция-беседа, лекция-диалог, лекция с вопросами, лекция совместно со студентами, которые готовят небольшие сообщения по отдельным вопросам, лекция дискуссионного характера, проблемная лекция и др.

Основная задача семинарских занятий углубление и закрепление знаний функционирования психики человека, закономерностей ее развития в процессе социогенеза и онтогенеза, способствующих самопознанию и самосовершенствованию и формированию компетенций.

Принципы организации и проведения практических занятий: диалог на равных, обращение к актуальным вопросам, дифференциация, разделение учебной группы на подгруппы, слушать и слышать, подсказывать и помогать, а не критиковать, установка на успех, взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодополнение и взаимообогащение.

Семинары проводятся с использованием разнообразных интерактивных форм и методов: групповая дискуссия, конференция, деловая (ролевая) игра, круглый стол, мозговая атака, парное обучение, групповое исследование, «час пик», «жужжащие группы», рефлексия и др. Однако следует заметить, что спланированные формы организации занятий могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств (степени готовности студентов, проявления ими интереса к определенной проблеме и пр.).

Групповая дискуссия. Проводится со всей группой студентов под руководством преподавателя или в подгруппах под руководством ведущего-студента.

Конференция. Эта форма работы является итогом самостоятельной деятельности студентов. Здесь могут быть представлены и результаты работы с литературой, и результаты проведенного мини-исследования самих студентов. Студенты самостоятельно ведут поиск литературы по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Деловая (ролевая) игра. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данной темы. В ходе данной формы работы на занятии задается модель будущей деятельности специалиста: проведение мини-урока, построенного на основе психологических знаний, апробация диагностических методик и др.

Круглый стол. Работа осуществляется в небольших подгруппах. Обсуждение проблемы может проходить по кругу, когда выступление каждого последующего студента обогащает, дополняет, уточняет содержание обсуждаемого вопроса. Проблема может обсуждаться также в круге, когда разворачивается дискуссия, высказываются разные мнения, суждения, позиции.

Мозговая атака. Эта форма занятия может проводиться в парах, небольших подгруппах и со всей группой студентов. Все высказываемые идеи принимаются, комментируются, обсуждаются. В результате принимается одно или же несколько решений (выводов), которые затем могут обсуждаться в большой группе.

Парное обучение. Студенты разбиваются на пары. Какое-то время каждый из них может самостоятельно решать тот или иной вопрос, а затем делится своими мыслями с партнером. После парной работы, как правило, идет совместное обсуждение вопросов и проблем.

Групповое исследование. Студенты разбиваются на группы, выбирают темы для исследования, собирают информацию, анализируют и оценивают данные, делают выводы и представляют решения.

«Жужжащие группы». Студенческая группа делится на подгруппы, обсуждает определенные вопросы темы, концепции и результаты докладывает затем всей группе.

«Час пик». Студенты-«журналисты» задают вопросы по изучаемой теме преподавателю или подготовленному студенту.

Рефлексия. Данная форма используется в ходе занятия, а также в конце его для осознания и оценки собственной деятельности на занятии, ее результативности, эффективности используемых способов организации работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.224 с.)