Россия в конце XX – начале XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в конце XX – начале XXI в.



Уфа


История: Методические указания и контрольные задания для заочников / Сост. Т.Г.Евдокимова – Уфа: БЭК, 2016.

 

 

Методические указания и контрольные задания составлены для студентов-заочников, обучающихся в Башкирском экономико-юридическом техникуме по всем специальностям, в соответствии с ФГОС III поколения и рабочей программой по дисциплине «История».

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «История» входит вобщий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена, реализующихся в Башкирском экономико-юридическом колледже.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

По дисциплине «История» согласно учебному плану предусмотрена аттестация в форме дифференцированного зачета.

Цель данных методических указаний – помочь обучающимся в овладении теоретическим материалом, дать практические рекомендации для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Для подготовки к зачету следует изучить основные темы, указанные в тематическом плане и в содержании дисциплины. Для улучшения его освоения необходимо вести конспектирование, что позволит обучающимся легко ответить на вопросы для зачета.

 

Тематический план

Раздел 1. Россия в конце XX – начале XXI в.

Тема 1.1. Россия после распада СССР.

Тема 2.2. Основные направления политического, социально-экономического развития России.

Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.)

Тема 2.1. Основные направления политического и социально-экономического развития Европы.

Тема 2.2. Основные направления политического и социально-экономического развития Северной Америки.

Тема 2.3. Основные направления политического и социально-экономического развития стран восточной Европы.

Тема 2.4. Основные направления политического и социально-экономического развития стран Азии.

Тема 2.5. Основные направления политического и социально-экономического развития Латинской Америки.

Тема 2.6. Страны Африки в конце XX в начале XXI века: проблемы модернизации.

Раздел 3. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX в начале XXI века.

Раздел 4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. Крупнейшие политические интеграционные организации.

Раздел 5.Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Тема 5.1. Развитие информационного общества.

Тема 5.2. Особенности развития современной мировой экономики.

Раздел 6.Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1.

Россия в конце XX – начале XXI в.

 

 

Тема 1.1.

Россия после распада СССР.

 

Россия на перепутье: 1991-1993.Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Экономические преобразования. Российское общество в условиях реформ.

 

Тема 2.2.

Основные направления политического,

социально-экономического развития России.

 

Современные тенденции экономического развития России. Формирование современной политической системы.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Основные направления и задачи внешней политики России. Решение проблемы внешнего долга. Российско - американские отношения. Россия – НАТО. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия – СНГ. Новая восточная политика.

 

Раздел 2.

Тема 2.1.

Основные направления политического и социально-экономического развития Европы.

 

Основные направления политического и социально-экономического развития европейских государств. Новая Европа. Расширение ЕС.

Развитие интеграционных процессов в Европе. Этапы и итоги интеграции.

 

Тема 2.2.

Основные направления политического и

социально-экономического развития Северной Америки.

 

США: от «государства благоденствия» к социально-ориентированному неоконсерватизму. М. Фридмэн. Социально-экономическая политика неоконсерватизма. Развитие интеграционных процессов в Северной Америке.

Политическое развитие США: наследие Клинтона. 11 сентября 2001 г. в истории США. Дж. Буш. Социально-экономическое и политическое развитие Америки с Бараком Абама.

 

Тема 2.3.

Основные направления политического и

социально-экономического развития стран Восточной Европы.

 

Трудности развития социализма. «Пражская весна» 1968 года. Кризис 80-х гг. в Польше. Независимое профсоюзное объединение «Солидарность». Лех Валенса. Массовые антиправительственные выступления населения и смещение коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Объединение Германии.

Приход к власти либеральных политиков, переход к рыночным отношениям.

Обострение национальных отношений. Распад Югославии. Боснийский кризис 1992-1994 гг. Сербия и автономный край Косово. Слободан Милошевич. Бомбардировка натовскими войсками территории Югославии.

 

Тема 2.4.

Основные направления политического и

социально-экономического развития стран Азии.

 

Основные направления политического и социально-экономического развития в странах Азии. Политическая модернизация в странах Азии.

Привлечение иностранного капитала и создание свободных экономических зон. Роль азиатского региона в мировой экономике. Модели социально-экономического развития стран Азии. Опыт новых индустриальных стран. Ближний Восток. Ирак. Иран. Афганистан. Специфика стран Южной Азии. События «арабской весны». Исламский фундаментализм.

 

Тема 2.5.

Основные направления политического и

социально-экономического развития Латинской Америки.

 

Демократизация политических режимов и модернизация экономики, развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америки.

Различия в уровнях экономического развития государств Латинской Америки - Бразильское «экономическое чудо». Политическая нестабильность в странах Латинской Америки. Кубинская революция. Остров свободы. Фидель Кастро. Эрнесто Че Геваро. Сальвадор Альенде.

 

Тема 2.6.

Страны Африки в конце XX в начале XXI века: проблемы модернизации.

 

Политическая нестабильность и проблемы политической модернизации стран Африки.

Преодоление экономической отсталости.

Апартеид и его крах.

 

Раздел 3.

Раздел 4.

Раздел 5.

Тема 5.1.

Развитие информационного общества.

 

Основные черты и проблемы информационного общества.

Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

Рабочие в информационном обществе. Служащие и «революция управляющих». «Средний класс»: основные черты. Новые маргинальные слои. Причины и формы маргинализации. Зоны социального упадка. Буржуазия: новый облик. Мелкие собственники города и деревни. Средняя и крупная буржуазия.

Этносоциальные проблемы в современном мире. Понятие этносоциальных отношений. Миграции населения: насильственные и добровольные. Иммиграционная политика и трудовые миграции.

 

Тема 5.2.

Особенности развития современной мировой экономики.

 

Особенности развития современной мировой экономики: интеграция, интернационализация, глобализация. Транснационализация мировой экономики и е последствия. Противоречия современного мира.

 

Раздел 6.

Раздел 7.

Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Содержание и назначение важнейших правовых актов мирового значения: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка и др.

Содержание и назначение важнейших правовых актов регионального значения: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995), Конституция Российской Федерации (1993).


Методические указания для написания и оформления зачетной работы.

Для выполнения зачетной работы студенту нужно письменно ответить на четыре вопроса из предложенных. Номера вопросов соответствуют последней цифре номера Вашей зачетной книжки. (Например, если ваша зачетная книжка заканчивается на цифру 2, значит нужно выбрать вопросы 2, 12, 22, 32; если номер зачетной книжки заканчивается на 0 – выбираете вопросы под номерами 10,20,30,40).

Зачетная работа должна быть выполнена самостоятельно на основе изученной литературы, аудио- и видеоматериалов или информации, почерпнутой из Интернета.

Излагать содержание следует своими словами, логически стройно, последовательно, по определенному плану. Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно. Если нужно выделять определенные этапы в развитии событии, или сравнивать процессы, то целесообразно оформлять ответы в виде обобщающей таблицы.

Объем работы - до 10 страниц компьютерного набора на листах формата – А4, все страницы необходимо пронумеровать, шрифт 14, междустрочный интервал 1,0 пт. Поля страницы: верхнее – 2 см.; нижнее – 2 см.; левое – 2 см.; правое – 2 см.

Соблюдение указанных требований – обязательно, в противном случае – работы будут возвращаться обратно.

В конце работы обязательно нужно привести список использованной литературы, оформленной соответствующим образом. В список литературы включаются лишь те источники, которые непосредственно использованы при написании ответов на вопросы..

Выполненная студентами работа отправляется на электронный адрес преподавателя, который указан на сайте в разделе «Контакты».


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 1992-1999 гг.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 2000-2013 гг.

3. Внешняя политика России и международные отношения в 1992-1999 гг.

Россия и страны Запада. Россия и США. Россия и страны Азии. Россия и страны СНГ.

4. Вешняя политика России и международные отношения в 2000-2013 гг.

5. Общая характеристика социально-экономического и политического развития стран Европы в конце XX – начале XXI вв.

6. Социально-экономическое и политическое развитие Германии в конце XX – начале XXI вв.

7. Социально-экономическое и политическое развитие Франции в конце XX – начале XXI вв.

8. Социально-экономическое и политическое развитие Великобритании в конце XX – начале XXI вв.

9. Социально-экономическое и политическое развитие Италии в конце XX – начале XXI вв.

10. Социально-экономическое и политическое развитие США в конце XX – начале XXI вв.

11. Социально-экономическое и политическое развитие Канады в конце XX – начале XXI вв.

12. Крушение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 80 – х годов XX века.

13. Кризис в Югославии.

14.. Основные направления политического и социально-экономического развития стран Азии.

15. Социально-экономическое и политическое развитие Китая в конце XX – начале XXI вв.

16. Социально-экономическое и политическое развитие Японии в конце XX – начале XXI вв.

17. Модели социально-экономического развития стран Азии.

18. Исламский мир на рубеже веков: трудности модернизации (XX – XXI вв.)

19. Новые индустриальные страны Азии. Опыт развития.

20. Специфика стран Южной Азии.

21. Ближний Восток: арабо – израильское противостояние.

22. «Арабская весна» 2011 года. События в Тунисе, Египте и Ливии.

23. Социально-экономическое и политическое развитие стран Латинской Америки в конце XX – начале XXI вв. Характеристика стран по уровню развития.

24. Кубинская революция.

25. Социально-экономическое развитие Бразилии и Мексики.

26. Страны Африки в конце XX в начале XXI века

27. Сущность и причины современных межгосударственных конфликтов.

28. Сущность и причины региональных конфликтов в конце XX в начале XXI века.

29. Сущность и причины локальных конфликтов в конце XX в начале XXI века.

30. Цели, структура, принципы и основные деятельности Организации Объединенных наций (ООН). Россия в ООН.

31. Цели, структура, принципы и основные направления деятельности военно-политической организации - Организации Североатлантического союза (НАТО). Россия и НАТО

32. Европейский Союз (ЕС): история создания, этапы расширения, политическое устройство и деятельность. Россия и ЕС.

33. Цели, структура, члены и принципы и основные направления деятельности Содружества независимых государств (СНГ). Роль России в деятельности СНГ.

34. Крупнейшие международные интеграционные объединения: Африка́нский сою́з (АС), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Лига арабских государств (ЛАГ). Цели создания, членство, структура организации, основные направления деятельности.

35. Крупнейшие региональные интеграционные группировки: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), НАФТА(Североамериканское соглашение о свободной торговле), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Цели создания, членство, структура организации, основные направления деятельности.

36. Основные черты и проблемы информационного общества. Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

37. Особенности развития современной мировой экономики: интеграция, интернационализация, глобализация

38. Развитие науки и информационных технологий в конце XX – начале XXI вв. Что такое информационная революция.

39. Основные особенности развития современной культуры

40. Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения.


Основная литература:

 

1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. - М.: Академия, 2011

2. История: учебник для всех специальностей СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Академия, 2012

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для ССУЗ. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

4. Самыгин П.С.. Самыгин И.С. История: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – М.: ИНФРА-М, 2014.

 

 

Дополнительная литература:

1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира. - М.: Русское слово, 2010. - 400 с

2. Загладин Н. В. Всемирная история. XX век. Учебник для 10-11 кл. - 2-е изд. — М.: Русское слово, 2011. — 400 с.

 

Интернет-ресурсы:

http://mon.gov.ru/press/anons/3230/

http://urokiistorii.ru/learning/manual

http://www.portal-slovo.ru/history/39082.php

http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist099.htm

 

Уфа


История: Методические указания и контрольные задания для заочников / Сост. Т.Г.Евдокимова – Уфа: БЭК, 2016.

 

 

Методические указания и контрольные задания составлены для студентов-заочников, обучающихся в Башкирском экономико-юридическом техникуме по всем специальностям, в соответствии с ФГОС III поколения и рабочей программой по дисциплине «История».

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «История» входит вобщий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов среднего звена, реализующихся в Башкирском экономико-юридическом колледже.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

По дисциплине «История» согласно учебному плану предусмотрена аттестация в форме дифференцированного зачета.

Цель данных методических указаний – помочь обучающимся в овладении теоретическим материалом, дать практические рекомендации для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Для подготовки к зачету следует изучить основные темы, указанные в тематическом плане и в содержании дисциплины. Для улучшения его освоения необходимо вести конспектирование, что позволит обучающимся легко ответить на вопросы для зачета.

 

Тематический план

Раздел 1. Россия в конце XX – начале XXI в.

Тема 1.1. Россия после распада СССР.

Тема 2.2. Основные направления политического, социально-экономического развития России.

Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.)

Тема 2.1. Основные направления политического и социально-экономического развития Европы.

Тема 2.2. Основные направления политического и социально-экономического развития Северной Америки.

Тема 2.3. Основные направления политического и социально-экономического развития стран восточной Европы.

Тема 2.4. Основные направления политического и социально-экономического развития стран Азии.

Тема 2.5. Основные направления политического и социально-экономического развития Латинской Америки.

Тема 2.6. Страны Африки в конце XX в начале XXI века: проблемы модернизации.

Раздел 3. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX в начале XXI века.

Раздел 4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. Крупнейшие политические интеграционные организации.

Раздел 5.Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Тема 5.1. Развитие информационного общества.

Тема 5.2. Особенности развития современной мировой экономики.

Раздел 6.Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

 

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1.

Россия в конце XX – начале XXI в.

 

 

Тема 1.1.

Россия после распада СССР.

 

Россия на перепутье: 1991-1993.Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Экономические преобразования. Российское общество в условиях реформ.

 

Тема 2.2.

Основные направления политического,

социально-экономического развития России.

 

Современные тенденции экономического развития России. Формирование современной политической системы.

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Основные направления и задачи внешней политики России. Решение проблемы внешнего долга. Российско - американские отношения. Россия – НАТО. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия – СНГ. Новая восточная политика.

 

Раздел 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.339 с.)