Налаживание интеграционных связей между компонентами языковой способности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налаживание интеграционных связей между компонентами языковой способности



В процессе развития языковой способности ее компонен­ты интегрируются в функциональные блоки в соответствии с целями деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи часть связей между компонентами языковой способности формируется искажен­но, другие в это время функционируют как у нормально разви­вающихся детей, затем соотношение меняется. Таким обра­зом, одни и те же типы связей отличаются неустойчивостью.

В три-четыре года (младшая группа ДОУ) наиболее ярко проявляется различие в налаживании семантико-син-таксических связей. У нормально развивающихся детей в это время наблюдается невысокая степень интегрированности си­стемы и примерно одинаковый удельный вес каждого компо­нента в структуре языковой способности.

Данный факт свидетельствует о прохождении стадии пер­вичной интеграции языковых ориентировок. У ребенка актив­но формируются обобщающие функции слов. Через слово он овладевает основными грамматическими формами (множествен­ного числа, винительного и родительного падежа существитель-

1 Имеется в виду единство всех компонентов языковой способ­ности: фонетико-фонологического, лексико-семантического и синтаксического.


ных, настоящего и прошедшего времени глаголов, формой по­велительного наклонения и др.)- Стимулом для этого служат высокая взаимозависимость (корреляция) между синтаксиче­ским и фонологическим компонентами на третьем году жизни.

Особенностью детей с общим недоразвитием речи являют­ся высокие показатели корреляции синтаксического и семанти­ческого компонентов языковой способности, от которых зависит успешность ориентировки в языковом материале. Однако уро­вень развития семантического компонента не позволяет полнос­тью обеспечить функциональные возможности этого комплекса. Возможности использования синтаксического и фонологическо­го компонентов, напротив, не могут быть реализованы из-за низ­кого удельного веса этой связи в структуре языковой способнос­ти. Результаты логопедического обследования подтверждают приведенные выводы: у 40 % испытуемых с речевой патологией отмечается ОНРI уровня, у 60 % — ОНР II уровня. Возможно­сти детей исчерпываются умением использовать словесные ком­бинации из аморфных грамматически неизменяемых слов.

В возрасте четырех-пяти лет (средняя группа ДОУ) у нормально развивающихся детей повышается взаи­мосвязь между синтаксическим и фонологическим компонен­тами, интегрирующая их в систему. На данной стадии речево­го развития осуществляется переход от диалогической к мо­нологической форме речи, происходят заметные изменения в освоении способов словообразования, что проявляется во всплеске словотворчества.

У детей с общим недоразвитием речи идет уменьшение значимости прежних связей между компонентами языковой способности при уравнивании удельного веса всех компонен­тов. Следовательно, появляются возможности выбора способа ориентировки в новой ситуации.

У детей с речевой патологией, у которых общее недоразви­тие речи обусловлено алалическим компонентом, появляют­ся взаимосвязи между синтаксическими и семантическими ориентировками, но низкий индекс интегрированности систе­мы говорит о том, что она функционирует за счет перенапря­жения. В осуществление языковых ориентировок вовлекают­ся все возможности ребенка, но речевая задача может даже не 14


осознаваться. Это стадия первичной интеграции. У детей с более высокой степенью речевого нарушения (II уровень ОНР) появляется возможность употреблять отдельные слова в двух-трех формах. Воспитанники с меньшей выраженностью де­фекта (III уровень ОНР) иногда употребляют слова в правиль­ном флективном оформлении, но не умеют правильно оформ­лять флексии в предложных конструкциях.

В пять-шесть лет (старшая группа ДОУ) системоге-нез компонентов языковой способности у детей с общим недо­развитием речи оказывается в состоянии застоя: удельный вес каждой связи примерно одинаков, индекс интегрирован­ности остается прежним. Логопедическое обследование сви­детельствует, что воспитанники остаются на том же этапе раз­вития речи, который наблюдался у них во втором полугодии в средней группе. Этап развития речи соответствует усвоению словоизменения1. У 20 % воспитанников можно диагностиро­вать II уровень ОНР, у 80 % — III уровень ОНР.

Аграмматизмы соседствуют с правильными формами су­ществительных и глаголов, попытки составить распространен­ное предложение часто приводят к смешению флексий, упот­реблению исходной формы существительного, прилагательно­го или глагола, пропуску главных и второстепенных членов предложения. Многие слова используются в неточном лекси­ческом значении, с искажением звуко-слоговой структуры.

У нормально развивающихся дошкольников в этот период падает значимость взимосвязи семантического и фонологического компонентов языковой способности. В основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатыва­ется критическое отношение к грамматическим ошибкам, уме­ние контролировать свою речь. Резко снижается зависимость синтаксических и фонетических ориентировок на фоне увеличе­ния удельного веса синтаксического и семантического компо­нентов структуры. Речь идет о дезинтеграции структуры языко­вой способности. Происходит ее активная перестройка, заклю­чающаяся в разрушении связей, неадекватных целям и содержанию обучения, и образовании новых связей.

1 По классификации Н. С. Жуковой.


В шесть-семь лет (подготовительная к школе груп­па ДОУ) у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединен­ных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компо­нента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и на­чинают осваивать разные типы текстов (описание, повество­вание, рассуждение).

1/Y испытуемых с общим недоразвитием речи распадается структура языковой способности и включаются механизмы ин­теграции вокруг семантического компонента, но значительно более слабые: вспомогательную роль начинает оказывать фоно­логический компонент. У детей возрастает реч евая активность, они стремятся использовать все типъ1 предложений, начинают использовать служебные^слова (предлоги и некоторые союзы), но затрудняются при изменении коммуникативной ситуации. Появляются оригинальные слова, самостоятельно синтезиро­ванные детьми, однако для словообразования дети часто пользу­ются малопродуктивными, хотя и частотными, морфемами. Ло­гопедическое обследование показало, что у 83 % детей отмеча­ется ОНР III уровня, у 17 % детей — элементы ОНР. Индекс интегрированности системы настолько низок, что она не в со­стоянии обеспечить успешность ориентировки при изменении условий предъявления речевого материала. Впоследствии это приводит к очередному замедлению темпов развития языковой способности, либо формированию структур, не адекватных це­лям обучения языку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.005 с.)