Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное исследование в психологииСтр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая воспроизводит в своей структуре научно-исследовательскую деятельность по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе. Научное познание – процесс субъективного отражения действительности, в результате которого возникает новое знание о мире. Мотивом познавательной деятельности является необходимость разрешения проблемы (проблемной ситуации), возникающей в рамках какой-либо практической или умственной деятельности, отличной от познавательной. Проблема выступает как фиксация внимания исследователя на отсутствии либо недостаточности знания об объекте для успешного осуществления деятельности. В этом случае возникает необходимость уточнить представления об объекте и обнаружить недостающие связи и отношения в картине мира исследователя. Таким образом, предметом научной познавательной деятельности становится картина мира исследователя, его знания об объекте, представленные в виде научных фактов, понятий, теорий, моделей.
Научное познание обладает специфическими особенностями. Научные знания обобщены в понятиях, отражающих наиболее существенные свойства предметов и явлений, общих свойств и отношений. В рамках одной теории понятия однозначно определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы. Результатом научного познания является такое новое знание о действительности, которое отвечает критериям истинности. Истинность научного знания достигается обоснованностью, осознанностью и воспроизводимостью познавательных действий субъекта, зафиксированных как метод исследования. Методология исследования должна отвечать идеалам и нормам современного уровня развития научного познания. Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент решает проблему теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи. Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но и психологические изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного подхода к решению исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия, подбирать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности.
Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя и предполагает приобретение навыков построения делового сотрудничества, основанного на этических нормах осуществления научной деятельности. Целеустремлённость, инициативность, бескорыстный познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки. Курсовая работа – это самостоятельная учебно-научно исследовательская деятельность студента. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и минимальное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты.
ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ НАУЧНОГО АППАРАТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Подготовленная к защите курсовая работа должна состоять из титульного листа (не нумеруется), оглавления, словаря основных понятий; введения, основной части работы (состоит из теоретической и практической глав), заключения, списка использованных источников, приложений (протоколы, сводные таблицы, использованные экспериментальные материалы и т.п.). Важной составной частью курсовой работы является автореферат, который подготавливается в виде отдельного текста и прилагается к работе. Содержание, введение, главы, заключение, список источников следует начинать с новой страницы, даже если на предыдущей странице остаётся пустое место. Текст следует помещать на странице в условную рамку с полями: 25 мм сверху, 20 мм снизу, 30 мм слева, 15 мм справа. Образец титульного листа помещён в прил. В. Название работы должно быть по возможности кратким (до 10 слов) и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4–6 слов) подзаголовок, который помещается в скобках. Не рекомендуется начинать название со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершённость работы, нет достаточно ясного определения её цели и результатов. Оглавление включает в себя нумерацию и названия структурных частей курсовой работы, названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы. Оглавление помещают вначале, т.к. это даёт возможность сразу увидеть структуру работы. Форму и пример оглавления см. в Приложении Г и Д. Словарь основных понятий – даётся определение основных понятий, которые используются в работе. Основные понятия могут быть представлены в виде отдельных слов или словосочетаний. Объём словаря – 1–2 страницы. Введение – вступительная, начальная часть работы. В ней даётся общая оценка состояния сферы деятельности человека, общества или природы, где находится избранный студентом объект исследования.
При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление исследования. Во введении кратко излагается состояние проблемы в современной психологии: указывается, кто из учёных занимался данной проблемой и что именно он установил, выявил, описал. Далее указывается, какие вопросы в данной области нуждаются в дальнейшем исследовании, которое необходимо для решения конкретной практической проблемы, связанной с темой курсовой работы. Введение – это короткий раздел, который раскрывает: - Актуальность темы курсового исследования. Следует указать степень разработанности темы, кратко охарактеризовать необходимость проведения данного исследования для решения определённой студентом проблемы, отразить важность решаемых вопросов. - Цель и задачи исследования. Обычно формулируется одна цель работы и несколько (2–4) задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. - Объект и предмет исследования. - Гипотеза. - Методология и методы проведённого исследования. Приводятся названия и особенности использованной методологии и методов. Подробное описание методов исследования даётся в эмпирической части курсовой работы. - Практическая (и/или теоретическая) значимость полученных результатов. Кратко описываются результаты полученные в исследовании, излагаются сведения об их применении или рекомендации по их возможному использованию в практической деятельности. Основная часть работы состоит из двух глав – теоретической и практической. Заключение курсовой работы. В нем подводятся основные итоги курсовой работы. Логически заключение является продолжением введения, так как во введении заявляется проблема, ставятся цели исследования, а в заключении указываются основные результаты курсовой работы. Более широко формулируются выводы, обсуждаются полученные результаты, степень доказанности и подтверждения (или опровержения) гипотезы исследования. Описывается значение результатов, возможности их прикладного использования. Указываются вопросы, которые не получили в курсовой работе рассмотрения, намечаются перспективы дальнейших исследований. Список использованных источников. Правила составления списка источников и образцы библиографических описаний печатных и электронных изданий см. ниже. Приложение к курсовой работе включает протоколы эмпирического исследования. Они могут быть представлены в отдельной папке (по согласованию с научным руководителем). Отсутствие в курсовой работе протоколов эмпирической части исследования является основанием для недопуска работы к защите. Это требование обусловлено тем, что протокол является документом, который ведётся в процессе эмпирического исследования и в котором отражены психологические факты, служащие основанием для дальнейшего анализа и выводов по проблеме исследования.
Реферирование, или составлениереферата, является заключительным этапом выполнения автором курсовой работы перед представлением её к защите. Поэтому такой реферат носит название автореферата (от греч. «аут» – сам). Назначение автореферата — представление своей курсовой работы в виде доклада или сообщения и ознакомление заинтересованных лиц с содержанием своей работы, проведённым теоретическим анализом по выбранной теме, использованными методами и полученными результатами исследования. Автореферат должен достаточно полно раскрывать содержание курсовой работы, в нём не должно быть излишних подробностей, а также информации, которая отсутствует в работе. Структурно реферат состоит из пояснений и обоснования выбора темы курсовой работы, общей характеристики работы, основного содержания, заключения и резюме. Общая характеристика работы, приводимая в реферате, должна соответствовать тому, что изложено в разделе «Введение» курсовой работы, т.е. отражать объект и предмет исследования, цель работы, гипотезу, методы исследования, полученные результаты, рекомендации по их возможному использованию. Необходимо также описать структуру курсовой работы и объём используемой литературы. Основное содержание автореферата представляет краткое изложение содержания частей курсовой работы, в большей степени эмпирической части. Заключение, приводимое в реферате, должно соответствовать разделу «Заключение» из курсовой работы. В конце реферата резюмируются основные выводы, и подводятся итоги. Объём автореферата курсовой работы составляет 2–4 страницы формата А4.
РАБОТА С БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИИ И ЭЛЕКТРОННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ
Курсовая работа является небольшим научным исследованием, поэтому для её написания необходимо использовать научные источники (монографии, сборники, словари, научные статьи и т.д.), а не популярную литературу. Работа с библиографическими источниками. Рекомендуется использовать для составления библиографии к курсовой работе книги по проблеме исследования, так как в них помещены списки использованных источников, а также следующие журналы: «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Дошкольное воспитание», «Журнал практического психолога», «Практическая психология и логопедия», «Психолог в детском саду», «Психологический журнал», «Психология в вузе», «Психологическая газета», «Психологическая саморегуляция», «Семейная психология и психотерапия», «Школьный психолог – Первое сентября», «Белорусский психологический журнал», «Психологическая служба», «Пралеска», «Адукацыя і выхаванне», «Весці НАН. Серыя гуманітарных навук», «У дапамогу педагогу. Псіхалогія», «Клиническая психология и психотерапия». Список литературы можно составить, пользуясь каталогами библиотек, особенно предметным каталогом. Использованные для написания курсовой работы источники должны быть оформлены в виде списка использованных литературных источников, который составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий (при отсутствии авторов на титульном листе). В список включаются книги, брошюры, статьи. Список литературы располагается в конце текста курсовой работы.
Примеры библиографического описания текстовых источников информации
Работа с электронными носителями информации. Для написания курсовой работы можно использовать электронные ресурсы. Описание электронных ресурсов должно быть подчинено общим правилам стандартного описания. Необходимыми элементами описания являются: основное заглавие и автор, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, обозначение ресурса ([Электронный ресурс], а для документов на иностранных языках [Electronic resource]), место издания, дата, режим доступа. Основные характеристики электронных ресурсов включают в себя обозначение ресурса «электронные данные» («electronic data»), «электронные программы» («electronic progr.») и т.п., а также его объем (3 файла, 1 file) и т.д. В области физической характеристики для ресурса локального доступа необходимо приводить специфическое обозначение материала и его объём: 1 СD-ROM, 2 DVD-ROM, 3 электрон. гиб. диска (IBM PC) и т.д. Для удалённых ресурсов необходимо указать режим доступа («mode of access») или сетевые сервисы (http, ftp и т.д.).
Примеры библиографического описания электронных публикаций на физическом носителе (СD-ROM, DVD-ROM, электрон. гиб. диск)
Примеры библиографического описания электронных публикаций в сети Интернет
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ Анализ полученных результатов представляет собой самую важную часть курсовой работы, но именно она обычно вызывает наибольшие затруднения у студентов. Выдвинутые в ходе теоретического обзора изучаемой проблемы гипотеза, цель и задачи должны пройти проверку эмпирическими фактами. Поэтому анализ результатов – это центральный раздел курсовой работы, который придает ей целостность и единство, связывает её теоретическую и эмпирическую части. При написании анализа важно не просто излагать результаты в точной, доступной и наглядной форме (таблицы и диаграммы), но и объяснять значение этих результатов возможному читателю курсовой работы. Поэтому правильно проведённый анализ полученных результатов включает не только простое их перечисление и описание, но ещё и их обсуждение и интерпретацию. Таким образом, основное назначение анализа – это раскрыть смысл полученных результатов. Логика анализа определяется целью курсовой работы, а его этапы – задачами. Каждый отдельный этап анализа задается конкретной исследовательской задачей, которая как бы определяет тот «угол зрения», в рамках которого на данном этапе должны рассматриваться результаты. Поместив в текст обобщающие таблицы и диаграммы, важные для решения рассматриваемой задачи, необходимо сначала описать эти результаты. В ходе описания недостаточно просто текстом передать содержание таблицы (диаграммы). Необходимо, выделяя конкретные связи и закономерности и сравнивая данные отдельных подгрупп, привлечь внимание читателя к наиболее ярким результатам, т.е. «расставить акценты», подчеркнуть те результаты, которые важны для поиска ответа на поставленный в задаче вопрос. Статистическая значимость установленных различий (изменений, связей и т.п.) позволяет выносить более обоснованные суждения. Более глубокий анализ предполагает интерпретацию выявленных закономерностей, т.е. объяснение их смысла, предположение об их причинах и т.п. Кроме того, важно сравнить обнаруженные в исследовании тенденции и закономерности с теми, которые были описаны в научной литературе (при условии их наличия). Такие интерпретация и сравнение позволяют лучше проникнуть в сущность изучаемых явлений. Если в исследовании поставлено несколько задач, что обычно так и бывает, то необходимо последовательно проанализировать результаты в свете каждой из задач. В этом случае может потребоваться на основе одних и тех же сводных таблиц составить разные обобщающие таблицы и диаграммы, а сам анализ оказывается состоящим из нескольких отдельных параграфов. Удобно, когда каждый параграф анализа соответствует отдельной задаче. Причём содержание конкретной задачи должно найти свое отражение в названии параграфа. Основные итоги анализа отражаются в заключительных выводах. Здесь необходимо достаточно кратко сформулировать результаты анализа по каждой отдельной задаче (уже без подробной аргументации или интерпретации), а затем – относительно всей цели курсовой работы. Для достижения большей строгости и четкости имеет смысл сформулировать выводы в виде нескольких отдельных пунктов-тезисов, пронумеровав их цифрами или словесно («Во-первых», «во-вторых» и т.д.). ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец заявления студента УО «БрГУ имени А.С. Пушкина» Зав. кафедрой психологии развития студента _________________ курса _____________________ факультета _______________________________ (Ф.И.О. студента)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас разрешить мне выполнить курсовую работу по теме:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
под руководством ________________________________________________ (Ф.И.О. и должность научного руководителя)
сроки выполнения работы _________________________________________
ОБЯЗУЮСЬ: 1. Посещать консультации (не менее 4-х раз за период написания курсовой работы). 2. Своевременно и в полном объеме соблюдать план выполнения курсовой работы. Работу выполнять самостоятельно.
Дата _________ Подпись ___________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-график выполнения курсовой работы _____________________________________________________ _____________________________________________________ тема студентом Ф.И.О. ______________________________________
________курса ________________факультета _____________уч.год
Дата ___________ Подпись студента ____________ Подпись научного руководителя __________________ ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец титульного листа (для полного листа формата А4)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Форма плана курсовой работы
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Пример содержания курсовой работы на тему «Проявление у детей симптомов кризиса трех лет в общении ПРИЛОЖЕНИЕ Е СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2003. – 336 с. 2. Иващенко, Ф. И. Практикум по методологии психологического исследования / Ф. И. Иващенко. – Минск.: ФУАинформ, 2003. – 138 с. 3. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с. 4. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / 5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с. 6. Солсо, Р. Л. Экспериментальная психология: практический курс / Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 528 с.
[1]При написании данного раздела использованы материалы из книги Иващенко Ф.И. «Практикум по методологии психологического исследования». (Минск: ФУАинформ, 2003).
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая воспроизводит в своей структуре научно-исследовательскую деятельность по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе. Научное познание – процесс субъективного отражения действительности, в результате которого возникает новое знание о мире. Мотивом познавательной деятельности является необходимость разрешения проблемы (проблемной ситуации), возникающей в рамках какой-либо практической или умственной деятельности, отличной от познавательной. Проблема выступает как фиксация внимания исследователя на отсутствии либо недостаточности знания об объекте для успешного осуществления деятельности. В этом случае возникает необходимость уточнить представления об объекте и обнаружить недостающие связи и отношения в картине мира исследователя. Таким образом, предметом научной познавательной деятельности становится картина мира исследователя, его знания об объекте, представленные в виде научных фактов, понятий, теорий, моделей. Научное познание обладает специфическими особенностями. Научные знания обобщены в понятиях, отражающих наиболее существенные свойства предметов и явлений, общих свойств и отношений. В рамках одной теории понятия однозначно определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы. Результатом научного познания является такое новое знание о действительности, которое отвечает критериям истинности. Истинность научного знания достигается обоснованностью, осознанностью и воспроизводимостью познавательных действий субъекта, зафиксированных как метод исследования. Методология исследования должна отвечать идеалам и нормам современного уровня развития научного познания. Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент решает проблему теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи. Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но и психологические изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного подхода к решению исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия, подбирать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности. Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя и предполагает приобретение навыков построения делового сотрудничества, основанного на этических нормах осуществления научной деятельности. Целеустремлённость, инициативность, бескорыстный познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки. Курсовая работа – это самостоятельная учебно-научно исследовательская деятельность студента. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и минимальное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.12 с.) |