Научное исследование в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное исследование в психологии



СОДЕРЖАНИЕ

Курсовая работа как форма учебно-исследовательской деятельности студентов ………………………………………………  
Научное исследование в психологии ………………………………..  
Научный аппарат курсовой работы …………………………………  
Краткая характеристика методов научного исследования в психологии …………………………………………………………….  
Общие требования к курсовой работе по психологии. Этапы выполнения курсовой работы ………………………………………..  
Структура курсовой работы ………………………………………….  
Работа с библиографическими источниками и электронными носителями информации ……………………………………………..  
Эмпирическая часть курсовой работы ………………………………  
Способы обработки данных эмпирического исследования …….  
Анализ результатов и выводы ……………………………………….  
Критерии оценки курсовой работы ………………………………….  
Приложения …………………………………………………………..  
Список рекомендуемой литературы ………………………………...  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая воспроизводит в своей структуре научно-исследовательскую деятельность по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе.

Научное познание – процесс субъективного отражения действительности, в результате которого возникает новое знание о мире. Мотивом познавательной деятельности является необходимость разрешения проблемы (проблемной ситуации), возникающей в рамках какой-либо практической или умственной деятельности, отличной от познавательной. Проблема выступает как фиксация внимания исследователя на отсутствии либо недостаточности знания об объекте для успешного осуществления деятельности. В этом случае возникает необходимость уточнить представления об объекте и обнаружить недостающие связи и отношения в картине мира исследователя. Таким образом, предметом научной познавательной деятельности становится картина мира исследователя, его знания об объекте, представленные в виде научных фактов, понятий, теорий, моделей.

Научное познание обладает специфическими особенностями. Научные знания обобщены в понятиях, отражающих наиболее существенные свойства предметов и явлений, общих свойств и отношений. В рамках одной теории понятия однозначно определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы. Результатом научного познания является такое новое знание о действительности, которое отвечает критериям истинности. Истинность научного знания достигается обоснованностью, осознанностью и воспроизводимостью познавательных действий субъекта, зафиксированных как метод исследования. Методология исследования должна отвечать идеалам и нормам современного уровня развития научного познания.

Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент решает проблему теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи.

Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но и психологические изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного подхода к решению исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия, подбирать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя и предполагает приобретение навыков построения делового сотрудничества, основанного на этических нормах осуществления научной деятельности. Целеустремлённость, инициативность, бескорыстный познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки.

Курсовая работа – это самостоятельная учебно-научно исследовательская деятельность студента. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и минимальное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты.

 

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ НАУЧНОГО АППАРАТА

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема 1: «Особенности представлений о семье у подростков и юношей». Объект исследования: Семья как малая группа. Предмет исследования: Представления о семье у подростков и юношей. Цель исследования: Изучить содержание представлений о семье при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Задачи исследования: 1. Выявить содержание представлений о семье у подростков. 2. Выявить содержание представлений о семье у юношей и девушек. 3. Сравнить содержание представлений о семье у подростков и юношей. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что содержание представлений о семье у подростков и юношей имеет различия. В юношеском возрасте представления о функциях семьи не меняется, а содержание представлений о полоролевых функциях супругов в семье становятся более дифференцированными.
Тема 2: «Особенности уровня притязаний при переходе от старшего дошкольника к младшему школьнику». Объект исследования: Самосознание детей. Предмет исследования: Уровень притязаний детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель исследований: Изучить изменение уровня притязаний при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Задачи исследования: 1. Изучить возрастные закономерности характера ориентировки детей на вероятность успеха или субъектную ценность цели в условиях альтернативного выбора. 2. Изучить устойчивость ориентировки детей на субъектную ценность цели при переходе от старшего дошкольника к младшему школьнику. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что к концу дошкольного возраста дети начинают оценивать субъектную ценность цели для достижения и сохранения положительного образа «Я», что проявляется, в частности, в появлении стремления выбирать из двух альтернативных целей более трудную. Однако устойчивая ориентация на выбор более трудной цели складывается при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Подготовленная к защите курсовая работа должна состоять из титульного листа (не нумеруется), оглавления, словаря основных понятий; введения, основной части работы (состоит из теоретической и практической глав), заключения, списка использованных источников, приложений (протоколы, сводные таблицы, использованные экспериментальные материалы и т.п.). Важной составной частью курсовой работы является автореферат, который подготавливается в виде отдельного текста и прилагается к работе.

Содержание, введение, главы, заключение, список источников следует начинать с новой страницы, даже если на предыдущей странице остаётся пустое место. Текст следует помещать на странице в условную рамку с полями: 25 мм сверху, 20 мм снизу, 30 мм слева, 15 мм справа. Образец титульного листа помещён в прил. В.

Название работы должно быть по возможности кратким (до 10 слов) и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4–6 слов) подзаголовок, который помещается в скобках. Не рекомендуется начинать название со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...»,

«К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной мере суть рассматриваемой проблемы, завершённость работы, нет достаточно ясного определения её цели и результатов.

Оглавление включает в себя нумерацию и названия структурных частей курсовой работы, названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы. Оглавление помещают вначале, т.к. это даёт возможность сразу увидеть структуру работы. Форму и пример оглавления см. в Приложении Г и Д.

Словарь основных понятий – даётся определение основных понятий, которые используются в работе. Основные понятия могут быть представлены в виде отдельных слов или словосочетаний. Объём словаря –

1–2 страницы.

Введение – вступительная, начальная часть работы. В ней даётся общая оценка состояния сферы деятельности человека, общества или природы, где находится избранный студентом объект исследования.

При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление исследования. Во введении кратко излагается состояние проблемы в современной психологии: указывается, кто из учёных занимался данной проблемой и что именно он установил, выявил, описал. Далее указывается, какие вопросы в данной области нуждаются в дальнейшем исследовании, которое необходимо для решения конкретной практической проблемы, связанной с темой курсовой работы.

Введение – это короткий раздел, который раскрывает:

- Актуальность темы курсового исследования. Следует указать степень разработанности темы, кратко охарактеризовать необходимость проведения данного исследования для решения определённой студентом проблемы, отразить важность решаемых вопросов.

- Цель и задачи исследования. Обычно формулируется одна цель работы и несколько (2–4) задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

- Объект и предмет исследования.

- Гипотеза.

- Методология и методы проведённого исследования. Приводятся названия и особенности использованной методологии и методов. Подробное описание методов исследования даётся в эмпирической части курсовой работы.

- Практическая (и/или теоретическая) значимость полученных результатов. Кратко описываются результаты полученные в исследовании, излагаются сведения об их применении или рекомендации по их возможному использованию в практической деятельности.

Основная часть работы состоит из двух глав – теоретической и практической.

Заключение курсовой работы. В нем подводятся основные итоги курсовой работы. Логически заключение является продолжением введения, так как во введении заявляется проблема, ставятся цели исследования, а в заключении указываются основные результаты курсовой работы. Более широко формулируются выводы, обсуждаются полученные результаты, степень доказанности и подтверждения (или опровержения) гипотезы исследования. Описывается значение результатов, возможности их прикладного использования. Указываются вопросы, которые не получили в курсовой работе рассмотрения, намечаются перспективы дальнейших исследований.

Список использованных источников. Правила составления списка источников и образцы библиографических описаний печатных и электронных изданий см. ниже.

Приложение к курсовой работе включает протоколы эмпирического исследования. Они могут быть представлены в отдельной папке (по согласованию с научным руководителем). Отсутствие в курсовой работе протоколов эмпирической части исследования является основанием для недопуска работы к защите. Это требование обусловлено тем, что протокол является документом, который ведётся в процессе эмпирического исследования и в котором отражены психологические факты, служащие основанием для дальнейшего анализа и выводов по проблеме исследования.

Реферирование, или составлениереферата, является заключительным этапом выполнения автором курсовой работы перед представлением её к защите. Поэтому такой реферат носит название автореферата (от греч. «аут» – сам). Назначение автореферата — представление своей курсовой работы в виде доклада или сообщения и ознакомление заинтересованных лиц с содержанием своей работы, проведённым теоретическим анализом по выбранной теме, использованными методами и полученными результатами исследования. Автореферат должен достаточно полно раскрывать содержание курсовой работы, в нём не должно быть излишних подробностей, а также информации, которая отсутствует в работе.

Структурно реферат состоит из пояснений и обоснования выбора темы курсовой работы, общей характеристики работы, основного содержания, заключения и резюме. Общая характеристика работы, приводимая в реферате, должна соответствовать тому, что изложено в разделе «Введение» курсовой работы, т.е. отражать объект и предмет исследования, цель работы, гипотезу, методы исследования, полученные результаты, рекомендации по их возможному использованию. Необходимо также описать структуру курсовой работы и объём используемой литературы.

Основное содержание автореферата представляет краткое изложение содержания частей курсовой работы, в большей степени эмпирической части. Заключение, приводимое в реферате, должно соответствовать разделу «Заключение» из курсовой работы. В конце реферата резюмируются основные выводы, и подводятся итоги. Объём автореферата курсовой работы составляет 2–4 страницы формата А4.

 

РАБОТА С БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИИ

И ЭЛЕКТРОННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ

 

Курсовая работа является небольшим научным исследованием, поэтому для её написания необходимо использовать научные источники (монографии, сборники, словари, научные статьи и т.д.), а не популярную литературу.

Работа с библиографическими источниками. Рекомендуется использовать для составления библиографии к курсовой работе книги по проблеме исследования, так как в них помещены списки использованных источников, а также следующие журналы: «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Дошкольное воспитание», «Журнал практического психолога», «Практическая психология и логопедия», «Психолог в детском саду», «Психологический журнал», «Психология в вузе», «Психологическая газета», «Психологическая саморегуляция», «Семейная психология и психотерапия», «Школьный психолог – Первое сентября», «Белорусский психологический журнал», «Психологическая служба», «Пралеска», «Адукацыя і выхаванне», «Весці НАН. Серыя гуманітарных навук», «У дапамогу педагогу. Псіхалогія», «Клиническая психология и психотерапия». Список литературы можно составить, пользуясь каталогами библиотек, особенно предметным каталогом.

Использованные для написания курсовой работы источники должны быть оформлены в виде списка использованных литературных источников, который составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий (при отсутствии авторов на титульном листе). В список включаются книги, брошюры, статьи. Список литературы располагается в конце текста курсовой работы.

 

Примеры библиографического описания текстовых источников информации

Книги (однотомные издания) 1 Семёнов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семёнов. – Рос. акад. наук, Пущино, науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с. Книги (многотомные издания) 2 Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001. – Т.2. Статья из книги 3 Двиянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе / Г. С. Двиянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2001. – С. 101–106. Статья из журнала 4 Балашова, Е. Ю., Ковязина, М. С. Некоторые аспекты проблемы нормы в клинической психологии / Е. Балашова, М. Ковязина // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 112–117. Сборник 5 Белорусский гос. технологический ун-т (Минск). Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 1. Лесное хозяйство / учредитель – учреждение образования «Белорус. гос. технол. ун-т». – Вып. 2 (1994). – Минск: БГТУ, 2003. – 1 раз в год.

Работа с электронными носителями информации. Для написания курсовой работы можно использовать электронные ресурсы. Описание электронных ресурсов должно быть подчинено общим правилам стандартного описания. Необходимыми элементами описания являются: основное заглавие и автор, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об

ответственности, обозначение ресурса ([Электронный ресурс], а для документов на иностранных языках [Electronic resource]), место издания, дата, режим доступа.

Основные характеристики электронных ресурсов включают в себя обозначение ресурса «электронные данные» («electronic data»), «электронные программы» («electronic progr.») и т.п., а также его объем

(3 файла, 1 file) и т.д. В области физической характеристики для ресурса локального доступа необходимо приводить специфическое обозначение материала и его объём: 1 СD-ROM, 2 DVD-ROM, 3 электрон. гиб. диска (IBM PC) и т.д. Для удалённых ресурсов необходимо указать режим доступа («mode of access») или сетевые сервисы (http, ftp и т.д.).

 

Примеры библиографического описания электронных публикаций на физическом носителе (СD-ROM, DVD-ROM, электрон. гиб. диск)

Большие и малые библиотеки России [Электрон. ресурс]: Справочник / Рос. библ. ассоц. – Электрон. текстовые дан. (5 570 560 байт). – М.: Либерея, 2001. – 1 СD-ROM. Historic preservation issues [Electronic recourse] / U.S. Dep. Of agriculture (USDA). – Version 1.0. – Computer data. – Washington, 1999.– 1 CD-ROM. The Annenberg Washington Program: Communications policy studies [Electronic recourse]: Electronic library / Northwestern Univ. – Computer data. – Washington: Folio, 1996. – 1 CD-ROM + user manual. Условная схема библиографического описания электронных публикаций в Интернете: 1–3 автора: Фамилия, И.О. первого автора. Основное заглавие [Электрон. ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию‑ И.О. Ф. авторов, сведения об ответственности. Место издания, дата. ‑ Режим доступа: Без автора, самостоятельная публикация: Основное заглавие [Электрон. ресурс]: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. ‑ Место издания, дата. ‑ Режим доступа: Аналитическое описание статьи из сборника или электронного журнала: Фамилия, И.О. автора. Заглавие /И.О. Ф. автора (ов) // Название журнала или сборника [Электрон. ресурс] ‑ Год. ‑ Том (выпуск, номер). ‑Режим доступа:

 

Примеры библиографического описания электронных публикаций в сети Интернет

1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова [Электрон. ресурс] / Ред. В. Румянцев ‑ М., 2001. ‑ Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu 2. Мудрик, А. В. Воспитание в контексте социализации /А. В. Мудрик // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Рос. Акад. Образования. ‑ М.: OIM.RU, 2000–2001. ‑ Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu 3. E. Severova, S. Polevova., I. Bovina. Palynology of the genus Centaurea L. [Electronic resource]. ‑ 1997. ‑ Mode of access: http://florin.ru/florin/db/centaur.htm

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Анализ полученных результатов представляет собой самую важную часть курсовой работы, но именно она обычно вызывает наибольшие затруднения у студентов. Выдвинутые в ходе теоретического обзора изучаемой проблемы гипотеза, цель и задачи должны пройти проверку эмпирическими фактами. Поэтому анализ результатов – это центральный раздел курсовой работы, который придает ей целостность и единство, связывает её теоретическую и эмпирическую части. При написании анализа важно не просто излагать результаты в точной, доступной и наглядной форме (таблицы и диаграммы), но и объяснять значение этих результатов возможному читателю курсовой работы.

Поэтому правильно проведённый анализ полученных результатов включает не только простое их перечисление и описание, но ещё и их обсуждение и интерпретацию. Таким образом, основное назначение анализа – это раскрыть смысл полученных результатов. Логика анализа определяется целью курсовой работы, а его этапы – задачами. Каждый отдельный этап анализа задается конкретной исследовательской задачей, которая как бы определяет тот «угол зрения», в рамках которого на данном этапе должны рассматриваться результаты.

Поместив в текст обобщающие таблицы и диаграммы, важные для решения рассматриваемой задачи, необходимо сначала описать эти результаты. В ходе описания недостаточно просто текстом передать содержание таблицы (диаграммы). Необходимо, выделяя конкретные связи и закономерности и сравнивая данные отдельных подгрупп, привлечь внимание читателя к наиболее ярким результатам, т.е. «расставить акценты», подчеркнуть те результаты, которые важны для поиска ответа на поставленный в задаче вопрос. Статистическая значимость установленных различий (изменений, связей и т.п.) позволяет выносить более обоснованные суждения. Более глубокий анализ предполагает интерпретацию выявленных закономерностей, т.е. объяснение их смысла, предположение об их причинах и т.п. Кроме того, важно сравнить обнаруженные в исследовании тенденции и закономерности с теми, которые были описаны в научной литературе (при условии их наличия). Такие интерпретация и сравнение позволяют лучше проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Если в исследовании поставлено несколько задач, что обычно так и бывает, то необходимо последовательно проанализировать результаты в свете каждой из задач. В этом случае может потребоваться на основе одних и тех же сводных таблиц составить разные обобщающие таблицы и диаграммы, а сам анализ оказывается состоящим из нескольких отдельных параграфов. Удобно, когда каждый параграф анализа соответствует отдельной задаче. Причём содержание конкретной задачи должно найти свое отражение в названии параграфа.

Основные итоги анализа отражаются в заключительных выводах. Здесь необходимо достаточно кратко сформулировать результаты анализа по каждой отдельной задаче (уже без подробной аргументации или интерпретации), а затем – относительно всей цели курсовой работы. Для достижения большей строгости и четкости имеет смысл сформулировать выводы в виде нескольких отдельных пунктов-тезисов, пронумеровав их цифрами или словесно («Во-первых», «во-вторых» и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец заявления студента

УО «БрГУ имени А.С. Пушкина»

Зав. кафедрой психологии развития

студента _________________ курса

_____________________ факультета

_______________________________

(Ф.И.О. студента)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу Вас разрешить мне выполнить курсовую работу по теме:

 

________________________________________________________________

 

________________________________________________________________

 

под руководством ________________________________________________

(Ф.И.О. и должность научного руководителя)

 

сроки выполнения работы _________________________________________

 

 

ОБЯЗУЮСЬ:

1. Посещать консультации (не менее 4-х раз за период написания курсовой работы).

2. Своевременно и в полном объеме соблюдать план выполнения курсовой работы. Работу выполнять самостоятельно.

 

 

Дата _________ Подпись ___________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

План-график выполнения курсовой работы

_____________________________________________________

_____________________________________________________

тема

студентом Ф.И.О. ______________________________________

 

________курса ________________факультета _____________уч.год

 

  №   Содержание работы   Сроки выполнения (число, месяц, год) Отметка о выполнении
  Выбор темы для исследования    
  Формулировка объекта и предмета исследования    
  Постановка цели, задач, определения гипотезы    
  Подбор и аннотирование литературы    
  Составление словаря основных понятий    
  Составление плана теоретической части    
  Написание плана и тезисов теоретической части    
  Подбор методов, выбор методики исследования    
  Определение выборки для исследования    
  Подбор и изготовление стимульного материала    
  Определение формы протокола    
  Проведение пилотажного исследования    
  Уточнение методики исследования    
  Сбор эмпирического материала    
  Составление сводных таблиц    
  Описание и анализ полученных результатов    
  Представление курсовой работы для проверки    
  Доработка с учётом замечаний    
  Написание автореферата курсовой работы 5-й курс    
  Представление курсовой работы научному руководителю    
  Защита курсовой работы    
         

 

 

Дата ___________ Подпись студента ____________

Подпись научного руководителя __________________

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец титульного листа

(для полного листа формата А4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА» Кафедра психологии развития     Курсовая работа Психологическая характеристика детско-материнского взаимодействия в раннем детстве Выполнила: студентка 3-го курса социально-педагогического факультета специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» Иванова А.Н.   Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Петров И.С.     Брест

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Форма плана курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ Введение  
Словарь основных понятий  
1 Теоретическая часть (название)  
1.1 Название  
1.2 Название  
1.3 Название  
2 Эмпирическая часть (название)  
2.1 Описание методики исследования  
2.2 Ход исследования  
2.3 Полученные результаты и их анализ  
2.4 Выводы  
Заключение  
Список использованных источников  
Приложения  

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Пример содержания курсовой работы на тему

«Проявление у детей симптомов кризиса трех лет в общении

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2003. – 336 с.

2. Иващенко, Ф. И. Практикум по методологии психологического исследо­вания / Ф. И. Иващенко. – Минск.: ФУАинформ, 2003. – 138 с.

3. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

4. Миллер, С. Психология развития: методы исследования /
С. Миллер. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с.

6. Солсо, Р. Л. Экспериментальная психология: практический курс / Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 528 с.

 


[1]При написании данного раздела использованы материалы из книги Иващенко Ф.И. «Практикум по методологии психологического исследования». (Минск: ФУАинформ, 2003).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Курсовая работа как форма учебно-исследовательской деятельности студентов ………………………………………………  
Научное исследование в психологии ………………………………..  
Научный аппарат курсовой работы …………………………………  
Краткая характеристика методов научного исследования в психологии …………………………………………………………….  
Общие требования к курсовой работе по психологии. Этапы выполнения курсовой работы ………………………………………..  
Структура курсовой работы ………………………………………….  
Работа с библиографическими источниками и электронными носителями информации ……………………………………………..  
Эмпирическая часть курсовой работы ………………………………  
Способы обработки данных эмпирического исследования …….  
Анализ результатов и выводы ……………………………………….  
Критерии оценки курсовой работы ………………………………….  
Приложения …………………………………………………………..  
Список рекомендуемой литературы ………………………………...  

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая воспроизводит в своей структуре научно-исследовательскую деятельность по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе.

Научное познание – процесс субъективного отражения действительности, в результате которого возникает новое знание о мире. Мотивом познавательной деятельности является необходимость разрешения проблемы (проблемной ситуации), возникающей в рамках какой-либо практической или умственной деятельности, отличной от познавательной. Проблема выступает как фиксация внимания исследователя на отсутствии либо недостаточности знания об объекте для успешного осуществления деятельности. В этом случае возникает необходимость уточнить представления об объекте и обнаружить недостающие связи и отношения в картине мира исследователя. Таким образом, предметом научной познавательной деятельности становится картина мира исследователя, его знания об объекте, представленные в виде научных фактов, понятий, теорий, моделей.

Научное познание обладает специфическими особенностями. Научные знания обобщены в понятиях, отражающих наиболее существенные свойства предметов и явлений, общих свойств и отношений. В рамках одной теории понятия однозначно определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы. Результатом научного познания является такое новое знание о действительности, которое отвечает критериям истинности. Истинность научного знания достигается обоснованностью, осознанностью и воспроизводимостью познавательных действий субъекта, зафиксированных как метод исследования. Методология исследования должна отвечать идеалам и нормам современного уровня развития научного познания.

Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент решает проблему теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи.

Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но и психологические изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного подхода к решению исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия, подбирать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя и предполагает приобретение навыков построения делового сотрудничества, основанного на этических нормах осуществления научной деятельности. Целеустремлённость, инициативность, бескорыстный познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки.

Курсовая работа – это самостоятельная учебно-научно исследовательская деятельность студента. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и минимальное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты.

 

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.12 с.)