Модуль 5. «гигиена детей и подростков» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. «гигиена детей и подростков»



ТЕМА 5.1.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОЦЕНКИ

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Физическое – развитие один из показателей здоровья. Показатели физического развития могут быть использованы в качестве диагностических и прогностических критериев. Значительные нарушения физического развития (гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм) имеют место при заболеваниях эндокринной системы – аденоме гипофиза, заболеваниях щитовидной железы. Низкий рост, дефицит массы тела могут сопутствовать хроническим заболеваниям. Рахит, туберкулезная интоксикация могут вызвать задержку роста. Нарушение темпов роста и развития могут иметь место при несоответствии образа жизни ребенка его возрастным особенностям (дефицит питания, неадекватная физическая активность, недостаточный сон, психическая напряженность).

Показатели физического развития в ряде случаев определяют выбор профессии. Например, плоская стопа является противопоказанием для выбора профессии, сопряженной с позой “ стоя”.

Показатели физического развития могут свидетельствовать о неготовности к систематическому обучению в школе: отставание темпов физического развития сочетается с недостаточным развитием школьно-необходимых функций.

Показатели физического развития определяют спортивную специализацию, динамика этих показателей позволяет судить об эффективности уроков физкультуры.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить методам исследования и оценки физического развития детей и подростков.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Решение ситуационных профессионально ориентированных задач, оформление решения в протоколе.

2. Определение состояния осанки скрининговым методом (в качестве модели использовать студентов группы).

3. Оценка формы стопы методом плантографии.

4. Заслушивание и обсуждение рефератов, подготовленных по

индивидуальному заданию преподавателя.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Физическое развитие, понятие. Динамика физического развития современных детей и подростков.

2. Связь отклонений в физическом развитии с нарушениями здоровья.

3. Методы исследования физического развития: соматоскопические, соматометрические, физиометрические.

4. Хронологический и биологический возраст: понятие, показатели, варианты оценки.

5. Оценка физического развития по шкалам регрессии: показатели, варианты оценки.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«___»___________20 __г.

1.Решение ситуационной задачи №_____

Хронологический возраст_____________

Биологический возраст_____________________________________________

Физическое развитие

 

 

2.Решение ситуационной задачи №_____

Хронологический возраст_____________

Биологический возраст____________________________________________

Физическое развитие

 

 

3.Оценка осанки Заключение:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Оценка формы стопы по результатам плантографии.

Схема-рисунок отпечатка стопы

 

 

Заключение:_____________________________________________

 

Работу выполнил _________________________

Подпись преподавателя ____________________

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

АКСЕЛЕРАЦИЯ - процесс уско­рения роста и дифференцировки (созревания) различных структур и функций организма.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – достигнутый отдельным индивидуумом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности; степень морфофункциональной зрелости организма.

РЕТАРДАЦИЯ- процесс замедления роста и дифференцировки (со­зревания) различных структур и функций организма.

СКОЛИОЗ - нарушения осанки, которые сочетаются с торсией (поворотом позвоночника относительно вертикальной оси; при этом остистые отростки позвоночника отклоняются в сторону от средней плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - совокупность морфологических и функцио­нальных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

· рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

· развитие – качественные изменения, дифференцировка органов

и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (паспортный, календарный) – возраст, опреде­ляемый по дате рождения.

 

Методика определения осанки

При осмотре спереди оценивают:

- положение головы (правильное, наклон в сторону, наклон вперед);

- контур и уровень плеч (симметричные, асимметричные, сведенные вперед);

- симметрия шейно-плечевых линий (симметричные, асимметричные);

-форма грудной клетки (цилиндрическая, уплощенная, бочкообразная, рахитическая);

- форма живота (плоский, выпуклый, выступает за уровень грудной клетки, втянутый);

- форма ног (прямые, Х-образные, О-образные);

При осмотре сбоку оценивают:

- положение головы (правильное, наклон вперед);

- форму живота форма живота (плоский, выпуклый, втянутый);

- форму спины (правильная, сутулая, плоская, круглая, кругло-вогнутая, плоско-вогнутая);

- сглаживание поясничного лордоза (да, нет).

При осмотре сзади оценивают:

-положение головы (правильное, наклон в сторону, наклон вперед);

- симметрия шейно-плечевых линий (симметричные, асимметричные);

- положение лопаток (нормальное, опущение плеча и одноименной лопатки, асимметрия нижних углов лопаток, крыловидные лопатки);

- положение позвоночника во фронтальной плоскости (прямое, отклонение

Таблица 10

Клинические симптомы различных типов нарушения осанки

вправо, отклонение влево в одном отделе или в нескольких отделах);

- треугольники талии (симметричные, асимметричные);

- форма нижних конечностей (прямые, Х-образные, О-образные).

Методика определения плоскостопия

Выявление плоскостопия рекомендуется проводить, начиная с 2-х летнего возраста, 1 раз в год с помощью плантографии.

Методика. Нога с пятки ставится на полиэтиленовую пленку плантографа. На листе бумаги получаем отпечаток стопы.

Оценка плантограммы. На полученном отпечатке стопы проводят две линии: линия АВ – соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

Если внутренний изгиб контура-отпечатка стопы не заходит за линию АС – стопа нормальная (а); если он находится между линиями АВ и АС – уплощение стопы 1 степени (б); если внутренний край отпечатка стопы заходит за линию АВ – плоскостопие 2-3 степени (в).

Методика определения биологического возраста

Биологический возраст – степень морфофункциональной зре­лости организма. У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологиче­ского развития, биологический возраст может отличаться от хронологического возраста. Определение биологического возраста обязательно проводит­ся перед поступлением ребенка в школу и при переходе к предмет­ному обучению (в 4-х классах).

Для определения биологического возраста используют оценку признаков, которые отражают процесс биологического созревания:

1. Длина тела (рост), см.

2. Погодовые прибавки длины тела, см.

3. Число постоянных зубов.

4. Степень развития вторичных половых признаков.

5. Костный возраст (оссификация костей кисти).

Длина тела (рост) является одним из наиболее динамиче­ских признаков состояния физического развития растущего орга­низма. Оценка длины тела проводится по стандартам физического развития, выделяют 5 групп:

· низкий от М-2б и ниже;

· ниже среднего от М-1б до М-2б;

· средний от М-1б до М+1б;

· выше среднего от М+1б до М+2б;

· высокий от М+26 и выше.

Погодовые прибавки длины тела - сведения из медицинской карты индивидуального развития ребенка. Сравниваем со средними данными возрастно-половой группы.

Число постоянных зубов. Эти сведения педиатр, как правило, получает от стоматолога. Однако в некоторых случаях врачу необходимо самому решить вопрос о наличии постоянных зубов. Отличить молочные зубы от постоянных можно по следующим признакам:

- размер молочных зубов меньше постоянных, особенно отчетлива разница по величине коронок;

- коронки молочных зубов низкие и широкие;

- эмаль коронки не сливается с корнем, а переходит с корон­ки на корень в виде валика;

- слегка беловатый цвет молочного зуба переходит в синева­тый цвет;

- стирание молочных зубов начинается с 3-х лет, поэтому они ниже постоянных зубов;

- между молочными зубами имеются более широкие промежутки, которые и называются физиологическими диастемами (широкие промежутки между зубами обусловлены ростом челюсти).

- всего имеется 20 молочных зубов.

Степень развития вторичных половых признаков (половое созревание) определяется по выраженности вторичных половых признаков (у всех детей старше 10 лет).

У мальчиков по степени развития волосяного покрова на лоб­ке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), у девочек, кроме того, по выраженности молочных желез (Ма) менструальной функции (Ме).

Степень развития вторичных половых признаков определяется по схеме.

Для мальчиков

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие оволосения

Р1 - единичные волосы

Р2 - редкие волосы, расположенные на центральном участке

Р3 - густые, прямые волосы, неравномерное расположение на поверхности лобка, без четких ровных границ

Р4 - густые, вьющиеся волосы, равномерно расположенные по всей поверхности лобка с четкой горизонтальной гра­ницей

Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внут­реннюю поверхность бедер и в направлении к пупку (мужской тип оволосения)

Оволосение подмышечных впадин: Ах

Ах0 - отсутствие оволосения

Ах1 - единичные волосы, расположенные на небольшом централь­ном участке подмышечной впадины

Ах2 - густые, прямые волосы, расположенные по всей поверхно­сти подмышечной впадины

Ах3 - густые, вьющиеся волосы

Для девочек

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие волос

Р1 - единичные волосы

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся на всем участке лобка

Оволосение подмышечных впадин:: Ах

Ах0 - отсутствие волос

Ах1 - единичные волосы

Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины

Ах3 – волосы густые, вьющиеся, длинные на всей подмышечной области

Развитие молочной железы: Ма

Ма0 - железы не выдаются

Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вме­сте с соском образует конус

Ма2 - железа значительно выдается, вместе с соском и околососковым кружком образует конус

Ма3 - железы значительно выдаются, сосок поднимается над околосос-ковым кружком, тело железы округлой формы

Менструальная функция: Ме

Ме0 - отсутствие менструаций

Ме1 - менархе в момент обследования

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл

Ме3 - регулярные менструации в течение года

Определение костного возраста проводится при помощи рентгенографии костей запястья и кисти и определения сроков формирования и развития ядер окостенения. Полученные рентгенограммы сравнивают с возрастными рентгенограммами - стандартами развития костей кисти и запястья. Процесс оссификации костей кисти и запястья - наиболее надежный показатель степени соматической зрелости. Однако - этим показателем пользу­ются редко. Рентгенография кисти делается по показаниям в слу­чае, когда все другие признаки указывают на резкую степень отклонения в биологическом развитии.

Для каждого возрастного периода есть наиболее информатив­ные показатели биологического развития. В дошкольном и младшем школьном возрасте (с 5,5 до 10 лет) главным признаком биологической зрелости является чис­ло постоянных зубов, у детей среднего и старшего школьного воз­раста (с 11 до 16 лет) развитие вторичных половых признаков.

Оценку показателей биологического возраста конкретного ре­бенка проводят путем сопоставления их со средними показателями уровня биологического развития детей данного пола и возраста (таблица 6). Эта таблица может быть использована в любом регио­не с поправкой на средний возраст Ме. Например, если для дан­ного региона средний возраст Ме не 13, а 14 лет, то таблица используется со сдвигом всех показателей на 1 год как для де­вочек, так и для мальчиков.

Возможные варианты заключения при оценке биологического возраста:

*0 биологический возраст соответствует паспортному;

*1 биологический возраст отстает от паспортного;

*2 биологический возраст опережает паспортный.

Констатировать отставание или опережение темпов возраст­ного развития следует лишь при отставании или опережении по­казателей на 2 и более года от хронологического возраста. При меньшем (до 2х лет) несоответствии показателей биологического и паспортного возраста говорят об индивидуальном варианте раз­вития (может быть обусловлен наследственными конституциональ­ными особенностями).

Таблица 11

Показатели биологического возраста

 

Технология определения физического развития

1. Произвести измерение и взвешивание по общепринятой методике.

2. Провести осмотр (состояние осанки, форма грудной клетки, форма ног, степень развития вторичных половых признаков).

3. Определить хронологический возраст ребенка и отнести его к определенной возрастной группе.

4. Выбрать метод оценки и таблицы антропометрических показате­лей, по которым будет проводиться оценка.

5. Дать оценку каждому отдельному показателю и их совокупности.

6. Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.048 с.)