Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Циклическая подача материала
Три часа науки — это информационный час, экипажная работа и отчёт. Первый час — выдаёшь ты. Второй час — разработка и углубление выданного. Третий час — ребята выдают в ответ, отчитываются. Это — очень умно. Таким образом, завершается цикл общения: ты им — они тебе. И все чувствуют, что нужны друг другу. И ребята видят смысл работы. 1. Лекция, информационный час. Цель: выдать суть, основу и главные детали темы — и обязательно — на фоне всплеска эмоций. Так, чтобы запомнилось, въелось в память. Это — действо, драматургия. Столы — амфитеатром. Удивить, ошарашить, растрогать, озадачить — всё годится. Надо скромно заметить, что, через пару лет, мы в совершенстве освоили искусство связывать травинку с космосом. Иногда мы просто «играли в бисер» — например, урок физики на философии Бердяева, или урок биологии на романтической поэзии Джебрана. Космическая философия «целого» наполняла математику и естествознание, рождалась интересная философия языка. Такие уроки вышибали слёзы у присутствующих гостей. Мы гордились этим. Хорошо проведённый информационный час — огромное удовольствие! Половину успеха лекции могла дать затравка — те самые первые две минуты. Затравка интригует, озадачивает, включает аудиторию. Это какой-то анекдот, притча, случай, проблемная ситуация. Выслушав её, народ должен стать в стойку: ну и?.. И тогда можно начинать лекцию. Три — основа цикличности. Три девятиминутки — обычно три главных аспекта темы. Любую тему можно поставить на «трёх китов». Три — это законченность. Это легко запомнить и логически увязать. Великолепный, практичный способ выстроить материал. Не «притягивать за уши» — а просто выбрать, а если нет — выдумать три аспекта для темы. Это — удобно для обучения, значит, оправданно. Ведь, любой предмет можно рассматривать по-разному. Например, вся моя биология состояла из трёх блоков: «биосистема» (организм), «экосистема» (дарвинизм и экология) и «ноосистема» (человек). И никто не в праве сказать, что такая биология хуже какой-то иной. Обычно три части лекции представляли собой разные точки рассмотрения одного общего закона. Теза — одна точка зрения, затем антитеза — другая точка зрения, и синтеза — третья: обобщение, выход на общий знаменатель.
Рассмотреть что-то с разных сторон, обнажить главное — и есть циклическая подача материала. Например, общее для «био— эко— и ноосистемы» — общие законы жизни систем, законы синергетики. Кульминация лекции — обнаружение этого общего. Философское обобщение. Небольшая пауза — осмыслить. Музыка. Всё, брысь на хореографию! Ничего не надо больше говорить: к следующему часу всё уложится в голове, как миленькое! Умело проведённая лекция не была обучением в строгом смысле: философские изыски и чувства — дело вкуса. Но она качественно решала другую задачу — приобщения. Подробнее об этом — в главе 2. 2. Экипажная работа. Столы сдвигаются по два, вокруг них — по 4-7 человек. Это экипажи. Обычно они сдруживаются, срабатываются и остаются надолго. На каждый стол — лист с кучей заданий. В моём случае — проблемные ситуации, хитрые вопросы, задачки, точные определения, прорисовка схем и опор. Времени — в обрез, и народ работает. Общаться по делу разрешено. Учитель только наблюдает и помогает, при затруднениях. Тут главное — успеть всех отследить, убедиться, что задания выполнены и что пассивные тоже всё поняли. Работать заинтересованы все: в конце недели — зачёт! 3. Отчёт. Мне было легко готовить этот час — опыт уже был. Отчёт — это выплеск того, что ребята наработали. Это — викторина, кроссворд, решение хитрых задачек на время. Экипажи соревнуются, я с секундомером «веду шоу», а у лидеров повышается шанс получить хороший зачёт. Осталось сказать, что, поскольку учебников мы почти не использовали, лекция и экипажка сопровождались разными иллюстрациями, опорными схемами и рисунками. Я рисовал на доске, прямо по ходу лекции — это гораздо эффективнее для понимания и запоминания. Неделя — это пять лекций. Можно дать пять разных тем. Но, это будет линейная подача. Посему, мы старались выстраивать материал по схеме: А-Б-С — А`-Б`-С`. Три первых дня — это три главных темы, три аспекта. Четвёртый день — как бы, расширение или иное рассмотрение первого. Пятый — второго. А на зачёте, обычно, шло обобщение всего пройденного, как бы, расширение синтезы «С». Не думайте, что это так трудно выстроить. Фактически, любую тему можно представить, как новую, а можно, как расширение или вариант старой.
Например, эволюция — это тот же организм, но, во времени. Экосистема — та же биосистема, но, состоящая из разных организмов. К счастью для учителей, научное видение мира не имеет никаких чётких границ — мир един. И мы можем подавать его, как нам вздумается. Курс для общего образования — это три недельных погружения. Та же цикличность. Четвёртая неделя — обобщающая и зачётная. Обычно эти три недели раскидывались по трём периодам, и перерывы между ними были длинные. Тем не менее, оказалось, что ребята легко вспоминают прошлое погружение: достаточно зачитать его «краткое содержание», как всё становится на места!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.005 с.) |