Обязательство на оказание туристских услуг как сложное обязательство с множественным объектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательство на оказание туристских услуг как сложное обязательство с множественным объектом



 

Туризм стал неотъемлемой частью нашей жизни и требует соответствующего правового регулирования. Существует ряд международных декларативных актов, посвященных туризму[487]. Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные туристскому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г. (Брюссель)[488], участником которой, к сожалению, Россия не является.

В ГК РФ определения договора на оказание туристских услуг нет. Отношения из него согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ подпадают под сферу действия главы 39 ГК РФ и относятся, соответственно, к возмездному оказанию услуг. Безусловно, что норм главы 39 ГК РФ недостаточно для урегулирования туризма, что вызвало необходимость принятия специального Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об основах туристской деятельности), в котором, однако, определения исследуемого договора нет. Между тем, в Брюссельской конвенции 1970 г. используется понятие «организованный контракт на путешествие», которое означает любой контракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому лицу комплекс услуг за общую цену. В Германском гражданском уложении содержится ряд статей, посвященных исследуемому договору (§§ 651 a – m). В § 651a ГГУ дается определение договору о путешествии (Reisevertrag), согласно которому туроператор обязуется оказать путешественнику совокупность туристических услуг (путешествие), а путешественник уплатить их стоимость.

Исходя из содержания ст. 779 ГК РФ, договор на оказание туристских услуг (туристское обслуживание) представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления путешествия обязуется предоставить другой стороне (заказчику) комплекс услуг, а заказчик обязуется их оплатить (ст. 779 ГК РФ). Данный вид обязательства нашел отражение в специальных диссертационных исследованиях[489], однако вопрос, какая деятельность (действия) охватываются понятием туристская услуга, требует особого изучения.

Цель настоящего параграфа заключается в анализе усложнения объекта соответствующего обязательства, поэтому мы не останавливаемся специально на особенностях его субъектного состава, однако отметим, что в Законе об основах туристской деятельности называются два вида субъектов, осуществляющих туристскую деятельность: туроператор и турагент. Туроператоры осуществляют деятельность по организации, продвижению и реализации турпродукта, а турагенты - деятельность по его продвижению и реализации. По сути, турагент является посредником между туроператором и туристом и действует на основе соответствующих договоров (поручения, комиссии или агентирования). При этом в ряде случаев возникает усложнение обязательства на стороне исполнителя услуги, что может повлиять на распределение ответственности между сторонами[490]. Хотя некоторые авторы считают, что единственным лицом, организующим туристские поездки, а, следовательно, заключающим договор от своего имени и несущим ответственность за его исполнение, может быть признан туроператор[491], судебная практика исходит из возможности привлечения к ответственности перед туристом как туроператора, так и турагента. Заметим, что сходный подход существует в американском праве. В законодательных актах США о туризме, в частности штатов Калифорния и Флорида, упоминаются оптовики и розничные продавцы, которые предлагают напрямую или через других лиц заранее организованные путешествия или туристские услуги. При рассмотрении дела Bucholtz vs Sirotkin суд установил, что путешественник приобретал туристские услуги через розничного продавца и не был предупрежден о существовании еще одного посредника (то есть оптовика). Вследствие этого агентство было признано ответственным за услуги, приобретенные путешественником. В решении суда сказано, что агентство имеет специальные обязанности по проверке порядочности и надежности оптовиков, а потому может быть признано ответственным за их действия[492].

На наш взгляд, объект обязательства из договора на оказание туристской услуги представляет собой пример сложного объекта, причем состав его зависит от потребностей и целей заказчика услуги. Согласно ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристический продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Примерный состав туристического продукта раскрывается в специальных подзаконных актах. Так в Приказе Госкомитета России по физкультуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210[493] и от 4 декабря 1998 г. № 402[494] указано, что организации, оказывающие туристские услуги, могут относить в состав своих затрат затраты на услуги:

а) по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

б) по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов чартерных программ, а также у обладателей прав на такие услуги;

в) по питанию у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

г) по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п., а также у обладателей прав на такие услуги;

д) по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

е) по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);

ж) на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

з) на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;

и) на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;

к) на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта»[495]. К иным услугам, например, можно отнести уход за несовершеннолетними детьми. Известно, что многие туроператоры предлагают соответствующие туристические продукты, когда туристы отдыхают со своими детьми по программам «Мама и малыш», согласно которым отели обязательно должны иметь детское питание и детские комнаты с нянями.

Возникает вопрос, какие из перечисленных услуг являются основными, конституирующими, то есть без которых договор об оказании туристских услуг считается не заключенным или будет представлять собой другой вид договора возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос следует из легальных определений туристского продукта и туризма, определяемого в законодательстве как временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).

Путешествия предполагают выезд за пределы постоянного места жительства. Из этого следует: во-первых, необходимость размещения в месте временного проживания, во-вторых, перевозки туда. Как правило, именно эти услуги и составляют стандартный набор туристского продукта[496]. При этом разделять друг от друга их нельзя, поскольку они связаны общей целью – совершить путешествие.

Аналогичный поход закреплен в Директиве Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих всё» от 13 июня 1990 г. № 90/314 /EEC[497]. Согласно п.1 Директивы «услуги, включающие все» – предварительно намеченное сочетание не менее чем двух ниже перечисленных элементов, продаваемых или предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь:

а) транспортные услуги;

б) услуги проживания;

в) другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или к проживанию.

Эти другие услуги являются вспомогательными, факультативными и наполняют туристический пакет по желанию туриста. Но в случае включения их в договор и они становятся обязательными. К примеру, для заказчика может иметь существенное значение оказание на месте услуг по лечению, маршрут без промежуточных пересадок, без чего весь тур не будет для него целесообразным и цели заключения договора им достигнуты не будут.

Так, вступившим в законную силу решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 8 октября 2008 г. по делу № 2-2248[498] было удовлетворено требование потребителя к турагенту о возврате уплаченных им денежных средств. Судом было установлено, что истец с семьей должен был вылететь прямым авиарейсом из г. Екатеринбурга в Финляндию и вернуться в г. Екатеринбург аналогичным путем. При этом, учитывая наличие у истца двух малолетних детей, данное условие оказываемых по договору туристических услуг было для него существенным. Между тем представители туроператора в одностороннем порядке изменили маршрут поездки и предложили истцу получить авиабилеты с промежуточными пересадками в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, в связи с чем истец отказался от поездки и потребовал с турагента. возврата денег.

Кроме того, следует иметь в виду цель туризма, которая направлена на совершение именно путешествия, а не на переезд к месту лечения, обучения и т.п., а также связанной с извлечением дохода (бизнес-тур). В Конвенции о таможенных льготах для туристов 1954 г.[499] установлено, что туристом признается любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более шести месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода, с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта, или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями. Причем не будет важно, оформляется ли такое путешествие путевкой или нет.

Поэтому поводу приведем пример из судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа[500]. ООО «Багира», осуществляя деятельность, в том числе по оказанию туристических услуг, организации шоп-туров, бизнес-туров с целью отдыха и работы, реализовало в первом полугодии 1999 года физическим лицам услуги по перелету Красноярск - Стамбул - Красноярск, по страхованию от несчастного случая, по расходам по бронированию отеля и визовой поддержке Данные услуги были реализованы по туристическим путевкам и к стоимости их обществом была применена льгота по освобождению от уплаты НДС, что в дальнейшем налоговым органом признано налоговым правонарушением. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций правомерно не признал услуги по приобретению билетов, бронированию проживания, страхованию и визовому обслуживанию, как туристический продукт. Согласно калькуляции на тур в г. Стамбул и образца путевки 000116 истец не оказывал услуги по размещению, питанию туристов, не оказывал экскурсионные услуги, услуги гидов. Согласно представленным документам истец только производил комплектование групп и их отправку (организация чартерного рейса Красноярск - Стамбул - Красноярск). При таких обстоятельствах реализация истцом путевок, в стоимость которых не включен комплекс услуг, на основании которых туристам не предоставляется тур, должна осуществляться в обычном налоговом режиме (так как эти путевки фактически не являются туристскими) вне зависимости от использования истцом бланков строгой отчетности, форма которых утверждена в качестве туристской путевки.

Остальные услуги (питание, экскурсионные, услуги гидов, переводчиков, лечебные, санаторно-курортные) могут быть предусмотрены договором на оказание туристских услуг в зависимости от целей заказчика.

Вместе с тем, возникает вопрос: могут ли стороны согласовать сокращенный по сравнению стандартным набор услуг, например, лишь размещение без перевозки, или наоборот? Представляется, что нет, иначе соответствующий договор следует классифицировать либо как договор перевозки, либо – оказания гостиничных услуг. Вместе с тем, в практике встречаются дела, свидетельствующие об обратном.

Следует иметь в виду, что туристские услуги оказываются в процессе туроператорской и турагентской деятельности. Согласно ст. 1 закона № 132-ФЗ туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а турагентская – деятельность по продвижению и реализации такого продукта. Из этого следует, что только туроператор формирует туристский продукт, а турагент, по сути, является посредником по его «продаже» заказчикам. Однако в законе имеется неопределенность. В той же статье Закона к туристской деятельности помимо туроператорской и турагентской отнесена также некая иная деятельность по организации путешествий. Из этого может следовать, что и оказание какой-либо одной из указанного набора услуг может считаться туристской. К сожалению, в арбитражной практике имеются соответствующие дела, которые хотя относятся к сфере налоговых споров, но в силу преюдиции могут быть распространены и на иные ситуации. Так, постановлениями Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2005 г. № А35-11491/04-29 и от 16 мая 2006 г. № А36-11491/04-С29 отказано в заявленных требованиях к ООО, осуществлявшему по договорам с туристской организацией предоставление мест для проживания туристов с обеспечением их питания. Суд, мотивируя свое решение, указал, что оказываемые отдельные услуги относятся к иной деятельности по организации путешествий, то есть к туристской деятельности[501]. На самом, деле указанные услуги являются услугами гостиничными. Из материалов дела не усматривается, что эти гостиничные услуги дополняют иные туристские услуги. Следовательно, вывод суда можно признать верным.

В связи с этим, следует отметить вывод, сделанный Я.В. Вольвач, которая справедливо замечает, что к признакам туристских услуг следует отнести:

а) формирование (а не дополнение) комплекса услуг, объективно необходимых для совершения путешествия (без оказания которых оно не может быть осуществлено);

б) формирование комплекса услуг, объективно необходимых для достижения объективной цели путешествия (удовлетворение физиологических потребностей в целях поддержания нормальной жизнедеятельности организма);

в) формирование комплекса услуг, объективно необходимых для достижения субъективной цели путешествия[502].

Как видим, автор акцентирует внимание на цели, что вполне соответствует системному подходу. Сам по себе туристический продукт можно рассматривать в качестве своеобразной системы услуг, связанных между собой именно общей целью (системообразующий фактор), закрепленной в договоре, и образующей соответствующую направленность обязательства по оказанию туристской услуги.

Таким образом, только комплекс, а не отдельные услуги удовлетворяют потребностям туриста. При этом, существенное значение имеют все условия надлежащего исполнения обязательства, например, период путешествия, статус отеля, категория питания и т.д. Как отмечает Е.П. Писаревский, «для туристов объект потребления в путешествии – полезность товаров и услуг, которые могут удовлетворять в этот период их потребности. Именно полезность вещей - товаров или благ - даров природы (море, солнце, горы и т.д.) и деятельности - различного рода услуг - представляет для туристов потребительную стоимость»[503].

Туризм зачастую связан с путешествием в незнакомую для заказчика местность. Поэтому для достижения цели договора на оказание туристских услуг исполнитель (туроператор или турагент) должен предоставить туристу обширную информацию, незнание которой может в значительной степени снизить потребительские свойства продукта. В настоящее время Правительством РФ[504] установлено, что информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:

- о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

- об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

- о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

- о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об иных особенностях путешествия.

Обязанность исполнителя своевременно предоставить потребителю такую информацию предусмотрена ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В силу п. 1 ст. 12 этого закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Споров, связанных с непредставлением полной информации о турах в судебной практике достаточно много. Так, Чертановский районный суда г. Москвы в решении от 1 июня 2001 г. удовлетворил иск А. о расторжении договора, заключенного между ней, российским турагентом и иностранной компанией, непосредственно оказывающей туристские услуги, согласно которому ей должны были оказать услуги, связанные с предоставлением для проживания апартаментов в нескольких гостиничных клубах, расположенных на Канарских островах (Испания). Суд установил, что указанный договор истец заключила под воздействием рекламного прессинга, в последующем же выяснилось, что она не может воспользоваться предлагаемыми по этому договору туристскими услугами. Правда, указанное решение затем было отменено кассационной инстанцией, дело направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что истцу было необоснованно отказано во взыскании суммы по договору лишь с турагента, а также необоснованно снижена сумма компенсации морального вреда (с 2000 руб. до 200 руб.) Вместе с тем, в части расторжения договора решение было признано правомерным[505].

Для договора оказания туристских услуг характерно, что такие условия надлежащего исполнения обязательства как предмет, срок, место, способ исполнения охватываются категорией «качество услуги». Можно выделить следующие условия надлежащего исполнения:

1. Перевозка. Заказчик вправе рассчитывать на то, что он будет доставлен к месту назначения способом, предусмотренным договоров (чартер или регулярный рейс, прямой или с пересадками), на то что будет соблюден порядок встречи, проводов и сопровождения. В договоре можно предусмотреть трансфер на вокзал / с вокзала, что весьма важно, например, при наличии детей. Следует обратить внимание на своевременность передачи документов, необходимых для совершения путешествия. Так, по одному из дел суд констатировал незаконность условия договора на оказание туристских услуг, согласно которому необходимые для совершения путешествия документы (ваучер, проездные билеты, страховой полис и др.) выдаются после полной оплаты турпродукта в месте начала маршрута (аэропорт, железнодорожный вокзал и другое) не позднее, чем за 3,5 часа до времени выезда (вылета). Суд сослался на п.19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта 2007 г.[506], согласно которым исполнитель обязан указанные документы передать потребителю не позднее 24 часов до начала путешествия. Ссылка турагента на положения статьи 421 ГК РФ, предусматривающие свободу заключения договора, приведенная в качестве обоснования отсутствия причин для привлечения заявителя к административной ответственности, судом правомерно отклонена. Свобода договора не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод, равно как и условия договора при соблюдении принципа свободы договора - ущемлять установленные Законом права потребителей[507].

2. Проживание. Заказчик вправе рассчитывать на условия проживания, предусмотренные договором. Известна классификация гостиниц по категориям, основанная на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания. Гостиницы обычно классифицируют по пяти категориям, мотели - по четырем. Требования к гостиницам устанавливаются Всемирной туристской организации (UNWTO), созданной в 1925 г. и являющейся учреждением ООН. Госстандартом России утвержден ГОСТ «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», который после введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании»» этот ГОСТ носит рекомендательный характер, но вполне может использоваться туристами для оценки соответствия уровня гостиничного сервиса обычно предъявляемым требованиям к отелям определенного класса.

3. Питание. Заказчик вправе рассчитывать на условия питания, предусмотренные договором, и которые, как правило, зависят от категории гостиницы.

4. Срок. Заказчик вправе рассчитывать на срок путешествия, предусмотренный договором. Если срок оказывается иным по причинным, которые нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, турист вправе рассчитывать на применение к исполнителю соответствующих гражданско-правовых санкций.

5. Иные условия, предусмотренные договором (экскурсии, лечение, уход за детьми и т.д.)

Таким образом, из договора на оказание туристской услуги возникает обязательство с изначально множественным объектом, включающим в себя несколько услуг. Специальное законодательство о туризме, объединяющее в одном обязательстве несколько относительно самостоятельных правоотношений, обусловлено объективными экономическими причинами, потребностями субъектов осуществить свои цели в комплексе, а не порознь. Этим обязательство из договора на оказание туристской услуги отличается от комплекса договорных обязательств, возникающих при так называемом неорганизованном туризме, когда лицо самостоятельно, без помощи специального субъекта (туроператора) организует свое путешествие, заключая несколько несвязанных между собой договоров (перевозки, оказание гостиничной услуги и т.д.). Важным следствием закрепления туристской услуги как самостоятельного объекта обязательства является возложение рисков недостижения результата на специальных субъектов (туроператора и турагента), так как они в силу ст. 403 ГК РФ отвечают за действия привлекаемых ими третьих лиц (перевозчиков, лиц, оказывающих гостиничные услуги и др.)


Заключение

Любое исследование, связанное с обязательством, не может претендовать на роль окончательного, ибо в силу объективных экономических причин обязательственное право развивается соответственно потребностям народного хозяйства. В то же время чрезвычайно важно, чтобы в законодательстве не было необоснованных препятствий для нормального развития экономики. В настоящей работе были рассмотрены наиболее актуальные проблемы обязательственного права, не нашедшие окончательного решения в науке и порождающие тем самым не отличающуюся единообразием судебную практику. Применение системного и структурно-функционального подходов позволило обосновать ряд положений, которые могут снять противоречия в доктрине и найти отражение в правотворчестве и правоприменительной практике.

Обязательство следует расценивать в качестве идеальной системы, производной от отношения экономического обмена как системы материальной. Звеном, их связующим, является норма права, соответственно обязательство – это юридическая форма (отражение) отношения экономического обмена. С помощью нормы права фактические отношения предстают в качестве отношения правового. Вне категории «правоотношение» невозможна правовая оценка поведения людей и их коллективов. Соответственно, элементы и структура отношения товарного обмена определенным образом отражаются в обязательстве. Людииих объединенияпредстают в обязательственном правоотношении в качестве сторон – физическихилиюридических лиц, наделенных правосубъектностью (юридическим свойством общего характера) и правами требования и юридическими обязанностями (юридическими свойствами частного характера); блага, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, – в качестве объектов права требования при наличии свойства оборотоспособности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что обязательство динамично, в отличие от отношений собственности оно неизбежно должно прекратиться (в идеале надлежащим исполнением). Соответственно, его элементный состав может меняться, а структурные связи усложняться или упрощаться. Важным свойством системного подхода является способность учитывать развитие системы, что позволяет объяснить динамику обязательственного правоотношения.

Исполнение обязательства невозможно, если между его сторонами не сложились определенные системные связи. Диалектическое объединение противоречивости интересов сторон и их сотрудничества обеспечивает динамику обязательства. Обязательству присущи все варианты структурных связей: стремление сторон к ассоциации, к диссоциации и сохранению связей. Так, диссоциация проявляется в противоположности конкретных целей сторон обязательства, ассоциация – в согласовании в договоре их общей воли, сохранение связей обеспечивается сотрудничеством (взаимодействием) сторон, необходимым для исполнения обязательства.

В своем развитии обязательство, как правило (в идеале), проходит две стадии: возникновение и исполнение. При возникновении обязательства между некими субъектами отношения товарного обмена возникает юридическая связь, состоящая в наделении их субъективными правами и юридическими обязанностями. Эта связь предполагается статичной, что обусловлено прагматичной целью – необходимостью правильной юридической квалификации отношения товарного обмена как определенного обязательства. До момента исполнения возможно и изменение обязательства, когда при неизменности направленности обязательства появляются дополнительные элементы – субъекты, объекты, меняется содержание, отражающее структуру обязательства. С момента начала исполнения (ст. 314 ГК РФ) обязательство переходит во вторую стадию, когда его участники совершают фактические действия – акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Процесс товарного обмена сложен, многоэтапен. В зависимости от конкретных целей правоприменителя норма права позволяет расценивать его и как процедуру заключения договора, и как сделку, и как правоотношение, и как исполнение обязательства.

Для возникновения обязательства необходима норма права и соответствующий юридический факт, указанный в ее гипотезе. Для того чтобы обязательство как договорное, так и внедоговорное перешло во вторую стадию своего существования, необходима инициатива кредитора на исполнение. Для договорного обязательства характерно, что она уже была выражена в оферте или акцепте, то есть на первой стадии обязательства. Это подтверждает завершенный характер договора как юридического факта и нежелательность его законодательного обременения дополнительными юридическими фактами, такими как государственная регистрация сделок (п. 3 ст. 433 ГК РФ), передача имущества (п.2 ст. 433 ГК РФ) или согласие на сделку, которые могут иметь место лишь в исключительных случаях, в целях защиты интересов «слабой» стороны договора (например, направлены на восполнение дееспособности несовершеннолетнего (согласие родителей)). В остальных случаях воли сторон, выраженной в договоре, вполне достаточно для возникновения соответствующих правовых последствий. Но тогда логично было бы распространить на лиц, согласовывающих договоры, режим ответственности, аналогичный режиму ответственности законных представителей за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 1074 ГК РФ). Для исполнения недоговорного обязательства инициативное действие кредитора должно быть выражено особо — в виде обращения за исполнением (за наградой, возмещением вреда и т.п.). В противном случае обязательство останется незаконченным и остается существовать в первой стадии как связанность сторон. Это не может продолжаться бесконечно, что подтверждает необходимость института исковой давности.

Структура обязательства представляет собой связи между его элементами (субъектами и объектами обязательства), выражающиеся в соответствующих субъективных правах и юридических обязанностях. Содержание не является элементом правоотношения, а представляет собой юридическое отражение его структуры. На первой стадии развития обязательства субъективные права и юридические обязанности представляют собой возможные поведенческие акты участников обязательства. На второй стадии субъективные права и юридические обязанности замещаются актамиих реализации, которые в том числе могут совершаться третьими лицами (пособниками исполнения), которых следует относить к участникам обязательства.

Таким образом, обязательство как динамическая система включает в себя две подсистемы, соответствующие указанным стадиям. Они взаимообусловлены, но их структура и элементный состав отличаются.

Состав и структуру обязательства определяет его направленность, которую следует признать системообразующим фактором. Ее нормативным отражением является кауза соответствующего договора, которую следует понимать как типовой юридический результат, установленный законом, с которым стороны конкретной сделки должны соотносить свои конкретные цели и имеющие правовое значение мотивы. Кауза даже близких договоров должна отличаться, если закон по-разному регулирует отношения из них. Определение конкретных целей сторон обязательства (ст. 431 ГК РФ) позволяет правильно квалифицировать конкретное экономическое отношение. Квалификация взаимного обязательства должна осуществляться по цели стороны, осуществляющей решающее значение для содержания договора исполнение, т.е. получающей денежную плату. Если в качестве встречного исполнения выступают не деньги, то договор следует квалифицировать как договор мены либо как несколько взаимообусловленных сделок (например, договор аренды с неденежной арендной платой (п.2 ст. 614 ГК РФ)).

Системный и структурно-функциональный подходы позволили обосновать выделение простых и сложных обязательств. При этом в качестве простого обязательства следует считать взаимное договорное обязательство как соответствующее отношению экономического обмена, неизбежно предполагающего встречное предоставление. Внедоговорные обязательства, направленные на восстановление нарушенных прав потерпевших (о возмещении вреда, неосновательном обогащении, реституции и виндикации), не включают в свой состав встречное предоставление, поэтому имеют отличную от договорных обязательств правовую природу. Такие обязательства лишь условно можно считать обязательственными. Их назначение, хотя и предполагает переход имущества от одной стороны к другой, кардинально отличается он назначения обязательств договорных, что приближает их к применению мер принуждения за проступки и преступления (императивное регулирование). Состав и структура таких правоотношений являются изначально упрощенными. Возможность усложнения их отдельных элементов допускается только по прямому указанию закона.

В работе обосновывается понятие «сложное обязательство». Такое обязательство представляет представляющего собой внутренне согласованную систему относительно самостоятельных правоотношений, объединенных единой (общей) правовой целью в единое обязательство, один или несколько элементов которого являются множественными.

Сложные обязательства обусловлены многообразием взаимосвязанных экономических отношений, регулирование которых как отдельных правоотношений не отвечает эффективному выражению экономических и правовых интересов участников экономического обмена и может привести к неадекватной оценке исполнения обязательства в качестве надлежащего. Искусственное разделение множественности в осложненном элементе приводит к лишению исполнения такой части сложного обязательства интереса для кредитора, неверному уяснение связей между элементами и потери отдельных составляющих его содержания (прав и обязанностей), неадекватной оценке исп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.042 с.)