Тема 10. Формирование ассортимента товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Формирование ассортимента товаров



Понятие «ассортимент» произошло от французского слова «assortiment», что означает «набор (подбор) товаров». Мнения отечественных и зарубежных специалистов по определению понятия «ассортимент» расходятся. Одни авторы предлагают считать синонимами понятия «ассортимент» и «номенклатура», другие находят между ними принципиальные различия

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Согласно Закону Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» ассортимент товаров – совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам.

Ассортимент продукции общественного питания – совокупность продукции общественного питания и товаров в определенном соотношении по видам, способам кулинарной обработки и иным признакам. С целью изучения и порядка формирования ассортимента необходимо его классифицировать.

Таблица – Классификация ассортимента товаров

Признак классификации Определение
   
По местонахождению товаров
Промышленный ассортимент Набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей
Торговый ассор­тимент Набор товаров, формируемый торговым предпри­ятием с учетом его специализации, потребительско­го спроса и материально-технической базы
Ассортимент услуг Набор услуг, предлагаемых потребителям. По сте­пени детализации он, так же как и ассортимент товаров, разделяется на три основных вида: группо­вой, видовой и внутривидовой
По широте охвата товаров
Простой Набор товаров, представленный небольшим коли­чеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей (например, ассортимент хлебобулочного или мо­лочного магазина)
Сложный Набор товаров, представленный значительным ко­личеством групп, видов, разновидностей и наиме­нований товаров, отличающихся исходными мате­риалами, конструкцией и иными признаками и удовлетворяющий разнообразные человеческие потребности (ассортимент универсамов и универ­магов).
Развернутый Набор товаров, включающий значительное количе­ство подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отли­чающихся индивидуальными признаками (ассорти­мент специализированного магазина)
Смешанный Набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функцио­нального назначения (ассортимент непрод. и прод. товаров)
По степени удовлетворения потребностей
Рациональный Набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обес­печивают максимальное качество жизни при опре­деленном уровне развития науки, техники и техно­логии
Оптимальный Набор товаров, удовлетворяющий реальные по­требности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проек­тирование, разработку производства и доведение до потребителя

 

Свойство ассортимента — специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента — количественное выраже­ние свойств ассортимента, при этом измерению подле­жит количество видов и наименований товаров.

Свойства ассортимента характеризуются количе­ственными и качественными показателями.

К количественным относят:

· широту ассортимента

· полноту ассортимента

· глубину ассортимента

· структуру ассортимента.

К качественным показателям относят:

· гармоничность ассортимента

· обновляемость ассортимента

· устойчивость ассортимента.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая организация собирается придерживаться в области формирования ассортимента.

Задачи ассортиментной политики:

- установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;

- определение основных показателей ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

- принятие решений относительно включения в ассортимент новых товаров и исключения их него убыточных или не пользующихся спросом товаров;

- оптимизация структуры ассортимента.

Факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики предприятия  
Внутренние  
Внешние  
Цели предприятия  
Технологические возможности предприятия  
Квалификация персонала  
Финансовые ресурсы предприятия  
Производственный потенциал предприятия  
Наличие сырья  
Факторы прямого действия  
Факторы косвенного действия  
Предпочтения, доход потребителей  
Деятельность поставщиков  
Действия конкурентов  
Деятельность посредников  
Технологические факторы  
Экономические факторы  
Социокультурные факторы  
Политические факторы  
Демографические факторы  
Географические факторы

 

Элементы ассортиментной политики

 

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров.

Изначально необходимо определить общую стратегию магазина, его концепцию и позиционирование, затем определить ассортиментную и закупочную политику, разработать товарный классификатор и ассортиментную матрицу, определить роли категорий товара, затем выработать стратегию ценообразования и представления товара в торговом зале. После этого требуется постоянный анализ продаж и прибыли с последующей корректировкой ассортиментной и ценовой политики.

Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Выбор той или иной ассортиментной стратегии дол­жен основываться на оценке изменений денежных пото­ков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Расширение ассортимента неизбежно влечет за со­бой увеличение расходов. При этом положительные фи­нансовые результаты от изменений в ассортименте мо­гут иметь место только в будущем.

Ассортиментный профиль магазина определяется его типом и характеризуется номенклатурой товаров, предназначенных для реализации в данном магазине.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)