Тема 8. Договорная работа в коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Договорная работа в коммерческой деятельности



Договорная работа – один из основных участков правовой работы и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов.

Согласно п. 1 ст. 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь, договор – это соглашение двух или нескольких лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Термином «договор» также обозначается документ, фиксирующий достигнутое соглашение сторон.

Хозяйственный договор – это соглашение между субъектами предпринимательской деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Договор регулирует отношения между партнерами в осуществлении хозяйственной деятельности и рассматривается как согласие сторон, направленное на управление, изменение или прекращение обязательств.

Взаимоотношения субъектов хозяйствования определяются договорными отношениями, предполагающими использование различных видов хозяйственных договоров.

Гражданским кодексом Республики Беларусь для использования на внутреннем товарном рынке страны предоставлена возможность использования различных видов договоров.

Наиболее часто применяются в торговой отрасли следующие виды договоров:

- договор купли-продажи: розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных нужд (государственных контракт на поставку товаров для государственных нужд), контрактация (гл. 30, ст. 424-509 ГК РБ);

- договор мены (гл. 31, ст. 538-542 ГК РБ);

- договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (гл. 53, ст. 910 ГК РБ).

Договор поставки наиболее широко используется в торговой отрасли. Он представляет собой документ, в котором оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров. Он представляет собой документ, в котором оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров.

Предметом договора поставки является товар, предназначенный для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, домашним, семейным и иным подобным использованием.

Форма договора определяется в соответствии с общими положениями о форме сделки, поэтому чаще всего он заключается в простой письменной форме.

Договор купли-продажи - соглашение, в силу которого продавец обязуется передать имущество в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Сфера применения договоров купли-продажи чрезвычайно широка - от приобретения гражданами потребительских товаров до продажи предприятий.

Договор купли-продажи имеет следующие виды: розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, энергоснабжение, контрактация, продажа недвижимости, продажа предприятия. В договоре купли-продажи участвуют две стороны – продавец и покупатель. Ими могут быть как физические лица, так и субъекты хозяйствования (предприниматели и организации).

В ГК Беларуси отсутствуют специальные нормы, посвященные форме договора купли-продажи. Это означает, что форма данного договора определяется по общим правилам о форме сделок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (продажа предприятия, недвижимого имущества). Существенными условиями этого договора являются условия:

- о предмете (наименование товара; количество товара; ассортимент товара);

- о цели приобретения (в определенных случаях).

В торговой практике широкое распространение получило использование типовых договоров поставки товаров. Типовой договор – это примерный договор, в котором в письменной форме излагаются унифицированные условия, выработанные с учетом торговой практики и принятые договаривающимися сторонами после согласования особых условий конкретной сделки, т.е. в нем заполняются те разделы, которые требуют согласования: количество, качество, цена, сроки и условия поставки и др. В типовом договоре записаны общие условия поставки. Он состоит из двух частей: согласуемой и унифицированной. В согласуемой части условия договора формируются на основе взаимных договоренностей, не противоречащих закону. Унифицированная часть договора включает общие условия, которые остаются неизменными в каждом отдельном случае. Иногда во всех пунктах договора оставляют место для уточнения согласуемых условий. Типовой договор может быть использован двумя способами:

1) безоговорочное согласие сторон с изложенными в нем условиями, что должно выразиться подписанием договора. Только после этого он приобретает юридическую силу;

2) применение типового договора в качестве образца, который может быть изменен в соответствии с договоренностью сторон по конкретным условиям.

Документация, оформляющая исполнение договора, подразделяется на следующие группы:

- документы по подготовке товара к отгрузке;

- коммерческие документы, отражающие стоимостную, качественную и количественную характеристику товара;

-документы по платежно-банковским операциям;

- транспортные и транспортно-экспедиционные документы;

- страховые документы;

- таможенные документы.

Основным товарным документом является счет-фактура.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется пе­редать товары государственному заказчику либо по его указа­нию - иному лицу, а государственный заказчик обязуется обес­печить оплату поставленных товаров.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Респуб­лики Беларусь или ее административно-территориальных еди­ниц. Они обеспечиваются, как правило, за счет средств бюдже­та и внебюджетных источников финансирования. К числу по­ставляемых для государственных нужд товаров относятся необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также иных задач.

Стороны данного договора - государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

Поставка товаров для государственных нужд осуществляет­ся на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

1. Подготовка к заключению договоров (проведение договорной компании, поиск потенциальных контрагентов и т.п.);

2. Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

3. Оформление договорных отношений;

4. Доведение договорных обязательств до служб, подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в исполнении конкретного договора;

5. Контроль за исполнением договоров;

6. Оценка результатов исполнения договоров.

Общее руководство организацией контроля за выполнением договорных обязательств возлагается на руководителя предприятия или его заместителя по коммерческой работе, в соответствии с распределением служебных обязанностей. Контроль за выполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами осуществляют соответствующие структурные подразделения, непосредственно ведающие вопросами исполнения данного вида хозяйственных договоров. Они ведут учет выполнения договоров, вносят предложения по упорядочению работы своего предприятия по договорам, принимают меры оперативного и имущественного воздействия к контрагентам, не выполняющим условия договоров.

Оперативный контроль за исполнением договоров осуществляют замести-тели руководителя предприятия в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители соответствующих структурных подразделений.

Учет исполнения договоров может осуществляться вручную и автоматизированным способом. При ручном учете на каждого поставщика ведется карточка учета исполнения договоров определенной формы, в которой имеются данные об объемах поставки в развернутом ассортименте по согласованным в договоре срокам. При поступлении товара по данным сопроводительных документов: счета-фактуры, накладной и другим делается разноска. При автоматизированном учете договоров можно контролировать их выполнение в более детализированном виде.

Выполнение договоров контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству, комплектности, соблюдению транспортных условий, расчетной дисциплины, по вопросам организации оборота тары и средств пакетирования, выполнению условий отгрузки, порядка согласования цены. Необходимо следить за наличием и правильным оформлением сопроводительных документов (качественных удостоверений, сертификатов соответствия, лицензий и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.008 с.)