ТОП 10:

Факторный анализ прибыли предприятия



Основную часть прибыли предприятие ОАО «ЦЕСЛА» получает за счет реализации производимой продукции.

Прибыль от реализации товарной продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.

Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, размещены в таблице 5.

Т а б л и ц а 5 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции предприятия ОАО «ЦЕСЛА» за 2010 – 2012гг, тыс. р.

Показатели 2011г. 2012г.
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки)
Полная себестоимость реализованной продукции
Прибыль от реализации продукции

Сравнивая сумму прибыли, 2011г. и 2012г, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции по формуле (2)

(DП(V, стр. ) = 605234 - 917725= -312491 тыс.р.

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2012г. на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.

Прирост объема реализации определяется по формуле (4)

Влияние объема продаж на сумму прибыли рассчитаем далее по формуле (3)

474463тыс. р.

Влияние структурного фактора определяется по формуле (2)

тыс. р.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С) ) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном 2009г с тем же показателем в 2008г.

тыс. р.

После проведения факторного анализа прибыли предприятия ОАО «ЦЕСЛА» за 2011-2012гг можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2012г. по сравнению с 2011г. снизился на 51,7%. На изменение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который повлиял на величину прибыли отрицательно – прибыль снизилась на 474463 тыс.р. Изменение структуры товарной продукции в отчетном 2012г. увеличило прибыль на 161972 тыс.р. Себестоимость товарной продукции в 2012г. уменьшилась на 1780516 тыс.р. Это объясняется уменьшением объема выпуска продукции, В целом прибыль снизилась в отчетном году на 312491 тыс.р.

Такие показатели объясняются следующим:

Объем товарного выпуска в действующих ценах составил за год 3085470 тыс.р., в том числе по основному виду – цементу 91,7% и по клинкеру товарному 1,4%.

Доля цемента в общем объеме товарного выпуска в сравнении с 2011г. увеличена на 8% за счет снижения продаж клинкера на 11,4%.

Снижение по сумме товарного выпуска против 2011г. объясняется падением спроса в цементе и снижением производства его на 72,4% и клинкера на 20%.

Одновременно сказалось и влияние снижения цен цемента в сравнении с 2011г. – 5,6% к общему снижению.

Заключение

Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Базой расчетов служит прибыль до налогообложения – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль называется чистой. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Чистую прибыль предприятие может распределять по собственному усмотрению (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям), остальная часть прибыли, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы.

Основными аналитическими и управленческими задачами анализа формирования и распределения прибыли являются:

- оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;

- оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;

- оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;

- выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;

- изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

- выявление резервов роста прибыли;

- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

- информационной базой анализа использования и распределения прибыли являются следующие источники:

- данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»;

- форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

Анализируются учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, учетные регистры по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и др.

В результате проведенного анализа по ОАО «ЦЕСЛА» были получены следующие результаты. Основной целью деятельности организации является извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами. Видами деятельности организации является производство и продажа цемента и клинкера товарного.

ОАО «ЦЕСЛА» в 2012г. получает прибыль до налогообложения в сумме 462337 тыс. р. за счет прибыли от продаж на сумму 605234 тыс. р.

На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, валовая прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции. На протяжении отчетного периода данная прибыль уменьшается. Так в 2011г. сумма валовой прибыли была равна 4300499 тыс.р., а к 2012г. она уменьшилась до 1513320 тыс.р. Это произошло вследствие падения спроса на цемент и снижением его производства 72,4%. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Прибыль от продаж в 2011г. составила 917725 тыс.р., в 2012г. 605234 тыс.р., На размер прибыли от продаж в той или иной степени оказывают следующие факторы: изменение отпускных цен на продукцию, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, снижение уровня затрат, изменение структуры затрат, изменение уровня затрат, изменение цен на материалы и тарифы. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2012г. наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение объема реализации продукции. За счет снижения объема продаж прибыль снизилась на 474463тыс. р.

Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2011г. сумма чистой прибыли составляла 578850 тыс.р., а к 2012г. уменьшилась до 357914 тыс.р.

А за период 2011-2012 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. Т.к для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.

Список литературы

Учебники и учебные пособия

1. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова. – Мн.: Новое знание, 2007.

2. Гинзбург А. И. Экономический анализ / А. И. Гинзбург – Спб.: Питер, 2008.

3. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия / А. В. Грачев – М.: Финпресс, 2008.

4. Чепурина М. Н. Курс экономической теории / М. Н. Чепурина, Е. А. Киселева. – Киров: АСА, 2008.

5. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / Л. Т. Гиляровская, А. А. Вехорева. – СПб.: Питер, 2008.

6. Любушин Н. П. Анализ финансового состояния организации /Н. П. Любушин. – М.: ЭКСМО, 2008.

7. Москвина Д. Д. Основы экономической теории / Д.Д. Москвина. – М.: Едиториал УРСС, 2007.

8. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б. А. Райзберг, М. Г. Лозовский. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

9. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2008..

11. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

12. Хунгуреева И.П. Экономика предприятия / И. П. Хунгуреева, Н. Э. Шабыкова. – Улан-Удэ. : ВСГТУ, 2007.

13. Шеремет А. Д. Теория финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сейфулин. – М.: ИНФРА-М, 2008.

14. Ильенкова, С. Д. Экономика и статистика предприятия / С.Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 15. Грузинова, В. П. 15. Экономика предприятия / В. П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

16. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

17. Базылев Н. И. Экономическая теория / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. – Мн.:БГЭУ, 2009.

18. Титов В. Н. Экономика предприятия / В. Н. Титов. – М.: Проспект, 2006.

Электронные ресурсы

19. Немцев В. Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия [Электронный ресурс] : электронный учебник / В. Н. Немцев – Режим доступа : http://books.tr200.ru/v.php?id=242905

20. Чистая прибыль [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия – электронная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чистая_прибыль.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.007 с.)