Татары и татарстан в мирные годы (1946—1984) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татары и татарстан в мирные годы (1946—1984)



§ 55. На путях мирного строительства

Победа в Великой Отечественной войне далась советскому народу небывалым напряжени­ем сил, за нее пришлось заплатить огромную цену. Людские потери СССР составили почти 27 миллионов жизней. В огне войны погибло до трети национального богатства страны. Сотни го­родов, тысячи поселков, деревень, предприятий, школ и институтов в районах, подвергшихся на­шествию варваров XX века, лежали в руинах.

Районы традиционного проживания татарско­го населения в Поволжье и Приуралье избежали немецкой оккупации. Поэтому положение в обще­ственном производстве этих районов было относи­тельно благополучным. За годы войны здесь за счет эвакуированных из западных областей круп­ных предприятий значительно возросла производ­ственно-техническая база экономики. Это позво­лило в Татарстане за 1941 —1945 годы в 2 раза увеличить объем промышленной продукции. По­нятно, что львиную долю ее составляла военная продукция.

Однако социальные и гуманитарные послед­ствия войны ощущались в Татарстане и в других регионах Поволжья и Приуралья не менее остро, чем в местах, находившихся в зоне боевых дей­ствий. С фронтов войны не вернулось более 330 тысяч татарстанцев. Это значит — миллионы вдов и сирот. Это значит — незаживающие раны в душе народа.

Но героизм народа заключается еще и в том, что, несмотря на огромные потери, он оказался способен снова подняться на ноги и обеспечить для себя достойную жизнь. Уже в мае 1945 года Государственный Комитет Обороны вынес поста­новление «О перестройке промышленности в свя­зи с сокращением производства вооружений». Конверсия промышленности продолжалась при-


мерно до конца 1946 года. Она проходила в трудных условиях. Государственный план по промышленности Татарстана в 1946 году был выполнен лишь на 98,5 процента.

Положение в сельском хозяйстве было еще более трудным. Численность трудоспособных колхозников сократилась на 200 тысяч, количество тракторов — на одну треть, посевная пло­щадь— в 1,5 раза, поголовье крупного рогатого скота— на 20 процентов. Урожайность зерновых культур по республике упала в 2 раза и составляла всего около 4 центнеров с гектара. Оплата труда колхозников сократилась почти втрое.

Ситуацию в экономике и социальной сфере изменили к луч­шему четвертый (1946—1950) и пятый (1951 —1955) пятилетние планы. В Татарстане в эти годы дальнейшее развитие получили резиновая промышленность, машиностроение, приборостроение. В Казани по плану четвертой пятилетки были построены элект­ромеханический и компрессорный заводы, завод «Теплоконт-роль».

Возникла и быстро укреплялась нефтедобывающая отрасль. Первая татарстанская нефть была получена еще 2 августа 1943 года из скважины, пробуренной у деревни Шугурово бригадой мастера Тарифа Хамидуллина. После войны освоение огромных нефтяных запасов «Второго Баку», как назвали юго-восточные районы Татарстана, происходило со всевозрастающим размахом и с высокой результативностью. В 1950 году было создано объе­динение «Татнефть». В 1956 году Татарстан добыл 18 миллионов тонн нефти, в 1960 году — 46 миллионов тонн! Республика выш­ла на первое место в СССР по объему добычи «черного золота».

Промышленность Татарстана выполнила задание четвертого пятилетнего плана досрочно — за 4 года 3 месяца. В последнем году пятилетки было произведено продукции в 3 раза больше, чем в 1939 году.

Более скромными были успехи в сельском хозяйстве. Крайне

ослабленное в годы войны, оно испытало дополнительно жесто-

' кий удар — засуху 1946 года. От недоедания и голода страдали


 




миллионы людей не только в Татарстане, но и по всему Повол­жью и Приуралью. Десятки тысяч татарских крестьян, спасаясь от голодной смерти, перебрались в это время в относительно бла­гополучную Среднюю Азию. Лишь к началу 50-х годов в сельс­ком хозяйстве наметились перемены к лучшему. Довоенные по­севные площади были восстановлены в 1951 году. Медленно, но неуклонно стали расти урожайность зерновых культур, картофе­ля, продуктивность скота, заработки колхозников. Большим об­легчением для жителей села стало проведенное в 1953 году зна­чительное сокращение размеров сельскохозяйственного налога. Спустя некоторое время этот налог был отменен вообще.

В 1947—1954 годах ежегодно снижались цены на основные продовольственные и промышленные товары.

Со второй половины 50-х годов в стране значительно ускори­лось социально-экономическое развитие. Татария и Башкирия занимали в этом процессе передовые позиции.

Особенную роль в социально-экономическом прогрессе этих братских республик играла нефтедобыча. За 1951 —1955 годы в нефтяную отрасль Татарстана было вложено 5 миллиардов руб­лей. Объем добычи нефти увеличился в 21 раз. И в последующие годы нефтедобыча продолжала увеличиваться высокими темпа­ми. В 1970 году она достигла наивысшей отметки — 100 милли­онов тонн. Был проложен самый крупный в мире нефтепровод «Дружба», по которому татарстанская нефть поступала в страны Восточной и Центральной Европы.

Наращивание масштабов бурения нефтяных скважин, погоня за увеличением добычи порождали острые социальные и эколо­гические проблемы. Развитие инфраструктуры, социально-быто­вой сферы явно отставало от бурных темпов производства.

Рабочие и служащие центра нефтедобычи города Бугульмы в 1955 году обратились с письмом к Первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву. В нем они отмечали, что в крупнейшем нефтя­ном районе города и рабочие поселки напоминают лагеря для заключенных. «Кроме бараков, здесь ничего нет, — говорилось в письме. — Мощеных улиц нет, водоснабжения, электричества нет... В школах дети занимаются в 2—3 смены, стационарных больниц нет. Не строятся также кинотеатры, дворцы культуры». В письме с горечью констатировалось: «Если бы большая татарс­кая нефть находилась где-нибудь на Украине, в Узбекистане или Грузии, то, наверное, все это делалось бы. Только с татарами никто не считается, напротив, похоже на то, что кто-то над ними издевается...»

Справедливости ради следует отметить, что положение в со­циально-бытовой области постепенно было выправлено. Здесь вы­росли крупные благоустроенные города Альметьевск, Ленино-горск, рабочие поселки Азнакаево, Бавлы, Карабаш и другие.

На базе «большой нефти» в Татарстане поднялась «боль­шая химия». В 1958 году начали строить гиганты химии — Казанский завод органического синтеза и Нижнекамский неф-


техимический комбинат. Они вошли в строй в середине 60-х годов.

Быстрыми темпами продолжали развиваться металлообработ­ка и машиностроение. В 1951 — 1958 годах объемы производства в этих отраслях увеличились в 4 раза.

Во второй половине 50-х — начале 60-х годов осуществлялось крупномасштабное техническое перевооружение производства, его комплексная механизация и автоматизация. Это способство­вало повышению производительности труда, улучшению каче­ства продукции. В 1951 — 1955 годах производительность труда в промышленности республики повысилась на 51 процент. Образ­цы продукции Казанского мехового комбината, Чистопольского часового завода, завода «Теплоконтроль» были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Больше внимания стало уделяться легкой и пищевой про­мышленности. Вошли в строй сахарные заводы в Буинске и Нур-лате, мясокомбинаты в Казани, Елабуге, Свияжске, молочные заводы и комбинаты в Казани, Буинске, Заинске, Елабуге, Кук-море, Лениногорске, Мензелинске, Чистополе.

Подъем указанных отраслей был тесно связан с успехами сельского хозяйства. В 1954—1958 годах сельские товаропроиз­водители республики увеличили заготовки молока в 2,4 раза, яиц— почти в 2 раза, мяса— в 1,3 раза. Это стало возможным благодаря резкому увеличению государственных капиталовложе­ний в сельское хозяйство — в 2 раза по сравнению с предыдущи­ми пятью годами. Возросла энерговооруженность труда в колхо­зах и совхозах. За 1959—1965 годы тракторный парк увеличил­ся на 7,3 тысячи машин. К 1965 году была завершена электри­фикация татарстанского села.

Позитивные изменения происходили и в социальной сфере. Развернулось массовое жилищное строительство. Его объем во второй половине 50-х годов увеличился в 6 раз по сравнению с четвертой пятилеткой. В годы семилетки (1959—1965) в Татар­стане было построено 4 миллиона квадратных метров жилья, газифицировано 80 тысяч квартир, проложено 270 километров водопроводных и 125 километров канализационных сетей.

 

Особая забота проявлялась о реконструкции и благоустрой­стве столицы республики лучезарной Казани. В 1956 году в центре города открылось новое здание Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. В эти годы вошли в строй три дворца культуры, кинотеатры «Победа», «Звезда», «Мир». Была создана водоохранная система города, включавшая десять дамб, две плотины, Адмиралтейский и Кремлевский мосты че­рез Казанку. Город раздался вширь, заметно похорошел. Среди несомненных достижений тех лет — укрепление материальной базы здравоохранения и народного образования, увеличение числа предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В 1958—1964 годах в республике вошли в строй больницы на 2800 койко-мест, свыше тысячи магазинов, 426

9 —2748


столовых и кафе, более тысячи школ на 206 тысяч ученических мест.

Продолжалась урбанизация республики. В период между 1939 и 1959 годами городское население в ней увеличилось с 600 тысяч до 1,2 миллиона человек, а сельское— уменьшилось с 2,3 миллиона до 1,7 миллиона.

По данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, уровень Статистика образования в Татарстане составил 98,5 процента. По подготовке

специалистов республика обогнала такие высокоразвитые страны,

как Франция, Италия, ФРГ.

Успехи, достигнутые в 50—60-е годы в экономике и социаль­ной сфере, явились результатом самоотверженного труда многих рабочих, колхозников, специалистов, хозяйственных руководите­лей. В 1958 году в стране зародилось движение бригад коммуни­стического труда, принявшее вскоре массовый характер. Иници­аторы этого движения добивались не только повышения произво­дительности труда, но и применения на практике норм коммуни­стической морали, повышения своего технического, профессио­нального мастерства. Если осенью 1959 года в этом движении по республике участвовали 3 тысячи рабочих, то в 1961 году число участников достигло 180 тысяч человек.

Таким образом, послевоенные годы были периодом мирного созидательного труда советских людей, социально-экономическо­го прогресса страны в целом и отдельных ее регионов, в том чис­ле Татарстана. Жизнь людей улучшалась, и это служило базой политической стабильности.

§ 56. Культурное строительство и национальное самосознание:

Обретения и потери

Крупномасштабное культурное строительство, начатое еще в 20—30-е годы, продолжилось после войны. В 50—60-е годы все­общее признание получил тот факт, что советский народ стал од­ним из самых образованных и культурных в мире. Культурный подъем переживал вместе со всеми и татарский народ.

Важнейшей особенностью культурного строительства в Совет­ском Союзе являлось то, что почти все структуры и институты духовной культуры принадлежали государству, находились на государственном бюджете, управлялись государством. Это позво­ляло поддерживать и развивать культуру на достаточно высоком уровне.

Татарстан в этот период в больших масштабах строил школы, профтехучилища, техникумы, вузы, а также учреждения культу­ры — дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки. В 1958 году в стране была проведена школьная реформа. В ее рамках осуще­ствлялся переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему об­разованию, создавалась единая система профтехобразования. По­стоянно расширялась сеть специальных средних и высших учеб-


 

Татарский академический театр оперы, и балета имени М. Джалиля

ных заведений, росло число студенческих мест. В 1969/70 учеб­ном году в 11 вузах ТАССР обучалась 61 тысяча студентов. Сле­дует, однако, заме­тить, что татары со­ставляли лишь треть студенческого контин­гента. Это было явно ниже удельного веса татар в населении рес­публики (49,1 процен­та). Такое положение во многом было связа­но с тем, что препода-

вание в вузах Татарстана велось исключительно на русском язы­ке, и это создавало серьезные дополнительные трудности для вы­пускников сельских школ с преподаванием предметов на татарс­ком языке.

Выход из этой ситуации пытались найти путем широкого применения среди татарского населения двуязычия, то есть сво­бодного владения двумя языками — родным татарским и общего­сударственным русским. Учебные планы в национальных шко­лах были составлены таким образом, что в четырех начальных классах большее внимание уделялось изучению родного языка, а в пятых-шестых классах — русского, в старших же классах обо­им языкам уделялось примерно равное внимание. Жизнь показа­ла, что курс на двуязычие в полной мере оправдывал себя.

Однако выдержать эту правильную линию не удалось. У зна­чительной части татарского населения верх взял утилитарный подход к школьному образованию: «раз татарский язык не ну­жен для поступления в вуз, то и нет нужды изучать его в шко­ле». Поэтому в 60—70-е годы в одной школе за другой, особенно в городах, «по желанию родителей» начали сокращать, а затем и вовсе изымать из учебных планов национальный компонент об­разования, прежде всего родной язык. В 1958 году лишь 70 про­центов татарских детей в республике учились на родном языке, а в Казани — только 16,8. В последующие годы положение про­должало ухудшаться.

Справедливости ради следует указать еще на одну причину «бегства» татар от родного языка — это быстрая урбанизация и связанная с ней миграция сельских жителей в города. «Новые горожане», встречая немалые трудности в овладении городской, преимущественно русской культурой, нередко видели причину своих затруднений в «отсталом» татарском языке, стремились как бы отстраниться от него.

Немалую роль в проявлении указанных тенденций играли те-


 




 

оретические и идеологические установки правящей Коммунисти­ческой партии. Широкое распространение в тот период получили представления о сближении наций как ведущей тенденции в об­ласти межнациональных отношений, о формировании в СССР новой исторической общности — советского народа. Эти построе­ния, нередко трактуемые односторонне и догматически, служили оправданием недооценки национальной самобытности народов, невнимания к их этнокультурным потребностям и запросам.

В литературе и искусстве в рассматриваемый период усилен­но внедрялась формула: «социалистическая по содержанию, на­циональная по форме». Таким в официальной советской идеоло­гии и пропаганде было понимание диалектики развития советс­кой культуры. Считалось, что по своему содержанию, устремле­ниям, ценностным ориентациям культуры всех населяющих Со­ветский Союз народов едины, интернациональны, а по форме су­ществования и выражения (язык, жанровые, стилевые характе­ристики и т. д.) — национально самобытны, неповторимы. Ука­занная формула, в целом правильно выражая соотношение со­держания и формы в художественном творчестве, на практике, в условиях господства коммунистической моноидеологии, обычно оборачивалась стремлением диктовать писателям, художникам темы их произведений, ограничить свободу творчества.

Идеологический и административный диктат особенно сильно ощущался в эпоху сталинизма. Главным образом он проявлялся в той сфере научного и художественного творчества, которая была связана с историей татарского народа. Негативную роль сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О со­стоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологи­ческой работы Татарской партийной организации». В нем ряд историков и литераторов обвинялись в допущении серьезных ошибок националистического характера в освещении истории та­тарского народа и Татарстана (приукрашение Золотой Орды, по­пуляризация эпоса «Идегей»).

Постановление ЦК партии было законом для местных комму­нистов, и руководители Татарской партийной организации вос­приняли названное постановление как руководство к действию. Был наложен запрет на дальнейшее научное изучение Золотой Орды как татарского средневекового государства с высоким уров­нем развития экономики, государственного строя и культуры. Дастан «Идегей», подготовленный Н. Исанбетом к изданию, так и не был опубликован отдельной книгой. Были забыты вынаши­ваемые в партийных кругах планы празднования 500-летия это­го выдающегося памятника народного творчества.

Негативные последствия данного постановления проявлялись долго, даже в постсталинскую эпоху. Об этом свидетельствует, в частности, «дело» поэта и прозаика Салиха Баттала, имевшее место в 1961 —1963 годах. Начало этому «делу» положили сти­хотворение «Письмо Батый-хану» и публицистическая статья С. Баттала в связи с обсуждением проекта новой программы КПСС


и подготовкой новой Конституции
СССР. В стихотворении проводилась
«крамольная» мысль о том, что все
правители во все времена, от Батыя
до Хрущева, являются носителями
культа личности. В газетной статье
С. Баттал выдвигал предложение пре­
образовать Татарскую автономную
республику в союзную республику.
Слишком вольные высказывания по­
эта вызвали крайнее возмущение в
партийных органах и в писательской
среде. Салих Баттал настаивал на
своем гражданском праве свободно
высказываться по актуальным вопро­
сам общественной жизни. Дело кон­
чилось тем, что его исключили из ря- ^^^^^^
ДОВ КПСС. Народный поэт Татарстана
«Дело» С. Баттала имеет не только Сибгат Хаким (1911-1986)
печальную, но и оптимистическую

сторону. Оно означало, что живая человеческая мысль в татарс­ком обществе не умирала даже в мрачные времена сталинщины. Национальное самосознание народа заметно возросло в военные и послевоенные годы. Все больше людей интересовалось своей наци­ональной историей, традициями, культурой. Заметно расширялось применение татарского языка в общественно-политической жизни, в пропаганде. В начале 1946 года при Татарском обкоме партии создается специальная комиссия по переводу политической лите­ратуры на татарский язык. В конце 40-х — начале 50-х годов на татарском языке вышли двухтомники К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина.

Немалое значение для роста национального самосознания та­тарского народа имело снятие обвинений в предательстве с заме­чательного сына народа, поэта Мусы Джалиля и его товарищей по совместной подпольной работе. Это случилось в 1953 году. А в 1956 году М. Джалилю было присвоено посмертно звание Ге­роя Советского Союза. В том же году его «Моабитская тетрадь» была удостоена Ленинской премии. В рамках процесса дестали­низации были реабилитированы незаслуженно репрессированные в 30-е годы писатель Галимджан Ибрагимов, драматург Карим Тинчурин и многие другие деятели татарской культуры.

Многие писатели, ученые поднимали в период «оттепели» вопрос о сохранении и развитии национального (родного) языка, о бережном отношении к сокровищам национальной культуры. Крупнейший татарский поэт Сибгат Хаким (1911—1986), высту­пив в 1958 году на IV съезде писателей Татарстана, в частности, заявил: «Национальный цвет, национальные особенности не яв­ляются украшением. Они отражают богатство народного языка, развивавшегося веками».


 

В 60—70-е годы увеличился поток справочных изданий, по­священных различным сторонам национальной истории и куль­туры. Вышли из печати: двуязычная библиография татарской историографии советского периода; история татарской советской литературы; трехтомный экциклопедическии словарь татарского языка; словарь-справочник по исламу.

Личность

Народный писатель Татарстана Гумер Баширов родился 7 января 1901 года в деревне Янасала Арского уезда Казанской губернии. Служил в Красной Армии, после демобилизации — в органах НКВД. В 30-е годы перешел на журналистскую работу, начал пи­сать прозу. Широкую известность ему принесла повесть о Гражданской вой­не «Сиваш» (1937). Опубликованный в 1948 году роман «Намус» («Честь») был удостоен Сталинской премии (1951). Большую читательскую аудиторию имели автобиографическая повесть «Родимый край — зеленая колыбель моя» (1967) и роман о современности «Семь родников» (1977—1978). Г. Баширов вел большую общественную работу: в 1953—1958 годах— пред­седатель правления Союза писателей ТАССР; в 1951 — 1955— депутат Вер­ховного Совета ТАССР; в 1953—1962— депутат Верховного Совета СССР. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан (1996).

Большую читательскую аудиторию имели в те годы писатели и поэты Г. Аб-салямов, Г. Ахунов, Г. Баширов, И. Гази, А. Ерикей, Ш. Маннур, 3. Нури, А. Ра-сих, Н. Фаттах, С. Хаким и многие дру­гие. Репертуар театра оперы и балета по­полнился произведениями татарских ком­позиторов: операми Н. Жиганова «Джа­лиль», X. Валиуллина «Самат», балетами А. Бакирова «Золотой гребешок», 3. Ха-бибуллина «Раушан», Р. Губайдуллина «Кисекбаш». Оперную сцену украшало мастерство певцов А. Аббасова, М. Була­товой, М. Рахманкуловой, Н. Юлтыевой.

Народный писатель Татарстана Гумер Баширов

Всегда был переполнен зрительный зал Татарского академического театра имени Г. Камала. Здесь ставились спектакли ве­дущих драматургов М. Амира, Н. Исанбе-та, Р. Ишмората, блистали своим мастерством артисты X. Абжа-лилов, Ш. Асфандиярова, Г. Булатова, Ф. Кульбарисов, А. Хай-руллина, Ф. Халитов, Г. Шамуков и другие. Ведущие артисты Ка­зани — певцы, музыканты, актеры — были частыми гостями в различных уголках страны, где проживало татарское население. Концерты и представления казанских артистов всюду проходили при аншлагах, вызывали огромный интерес у истосковавшихся по родному слову и родной мелодии людей.

Сильный общественный резонанс имела проведенная в июне 1957 года в Москве Декада татарской литературы и искусства. Татарский академический театр имени Г. Камала был удостоен ордена Ленина, а Казанский большой академический театр име-


ни В. Качалова — ордена Трудового Крас­ного Знамени. Артисты X. Абжалилов и Е. Жилина, композитор Н. Жиганов полу­чили высокое звание «Народный артист СССР».

Писатель Ахмет Ерикей (1902—1967)

Как видим, в сфере национальной культуры и самосознания татар наблюда­лись противоречивые процессы. Борьба двух тенденций — самобытного развития и сближения наций — шла с переменным успехом. Большинство народа упорно про­тивостояло ассимиляционным процессам, стремясь сохранить свою национальную идентичность. Если по Всесоюзной перепи­си 1959 года 89,3 процента лиц татарской национальности считали татарский язык родным, то по переписи 1970 года этот по­казатель уменьшился до 85,9 процента. Эта тенденция вызывала серьезную трево­гу. В какой-то степени успокаивало лишь то, что у многих соседних народов — мор­двы, мари, удмуртов — процесс потери родного языка шел гораздо быстрее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.026 с.)