Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революция 1917 года и самоопределение
ТАТАРСКОГО НАРОДА (1917—1920 годы) § 45. Свержение самодержавия и подъем татарского национального движения В конце февраля 1917 года в России вспыхнула новая революция. Главную ее силу составили рабочие Петрограда, поддержанные солдатами столичного гарнизона. По своим целям, задачам, характеру это была революция буржуазная, демократическая. Главным ее результатом стало свержение самодержавия и установление в стране демократического строя, завоевание народом политической свободы. Быстрая, почти бескровная победа Февральской революции явилась неоспоримым подтверждением отмечавшегося многократно факта гнилости авторитарного режима российской монархии, неспособности последней справиться с решением стоявшей перед страной задачи обновления. В годы Первой мировой войны этот факт обнаружился с особой силой и наглядностью. Весть о свержении самодержавия с энтузиазмом была встречена в национальных районах Российской империи. Это и понятно, ибо царское правительство после 1907 года ужесточило свою национальную политику, еще более ограничив и без того куцые права национальных меньшинств. Это в полной мере касалось и мусульманских народов, в том числе татар. По избирательному закону 1907 года большой массив мусульманского населения казахских степей и Средней Азии был лишен права участвовать в выборах в Государственную Думу. Хотя татары и башкиры не попали под действие этого драконовского закона, однако царская администрация Делала все для того, чтобы не допускать их представителей в высший представительный и законодательный орган. Причем административно-полицейские меры широко использовались не только в отношении людей левых, социалистических взглядов, но даже деятелей либерально-буржуазного толка, занимавших весьма умеренные, лояльные позиции. Так случилось, например, с видным депутатом Государственной Думы второго и третьего созывов Садри Максуди. Его кандидатура при выборах в Четвертую Думу была снята администрацией казанского губернатора под предлогом отсутствия у него имущественного ценза, тогда как на предыдущих выборах подобных сомнений по его кандидатуре не было. Власти помешали избираться в Четвертую Думу и другим мусульманам, в результате чего от Казанской губернии были выдвинуты только русские кандидаты в депутаты.
Во всей Четвертой Государственной Думе оказалось всего 7 депутатов-мусульман, из них пятеро татар и башкир. Понятно, что столь малочисленная фракция не смогла играть какой-либо заметной роли в российском парламенте. Продолжали чиниться препятствия деятельности общемусульманской партии «Иттифак». Лишь в июне 1914 года в Петербурге удалось провести IV съезд этой партии. Однако и он не принес ощутимых политических результатов. Предложения и обращения иттифаковцев в государственные органы по вопросам национального образования, культуры были оставлены без внимания. «Иттифак» так и не получил официального признания в качестве политической партии мусульман. Царские власти неоднократно подвергали преследованиям и репрессиям многих представителей демократически настроенной национальной интеллигенции. Против них нередко выдвигалось надуманное обвинение в панисламизме и пантюркизме. При этом приверженцам идей мусульманского и тюркского культурно-исторического единства безо всяких на то оснований приписывалось намерение вывести мусульманское население из-под юрисдикции России и тем самым нарушить государственный суверенитет и целостность Российского государства.
Различным формам политических и административных преследований в 1909—1912 годы подвергались даже такие видные участники национального татарского движения, как основатель и руководитель казанского высшего мед- ресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди, основатели и руководители медресе «Буби» в деревне Иж-Бобья Вятской губернии братья Габдулла и Губайдулла Нигматуллины (Буби), оренбургский издатель Ф. Каримов, историк X. Атласов и другие. Одно из самых лучших медресе «Буби» в 1911 году было не просто закрыто, но и разгромлено, богатая библиотека медресе конфискована. Братья Буби по ложному обвинению были осуждены и сосланы. Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе ко-
Пантюркизм — общественно-политическое движение, выдвигавшее на первый план этническое и культурное единство тюркских народов. Возник в Турции в конце XIX века. Победа Февральской революции вызвала небывалый подъем политического сознания и политической активности во всех слоях российского общества. Это касалось главным образом рабочих, крестьянства, в том числе таких многонациональных районов, как Поволжье и Приуралье. В 1917 году в политику пришли тысячи «простых» людей из татар и башкир. При этом абсолютное большинство трудящихся поддерживали левые, социалистические партии России. Многие стали членами этих партий. В первых числах марта в ряды РСДРП (большевиков) в Казани вступили Я. Чанышев, В. Шафигуллин, X. Садриев, А. Але-ев, И. Якупов, 3. Юсупов; в Симбирске — Ш. Усманов, Б. Белоусов и другие. Как и в период первой русской революции, в некоторых городах были созданы татаро-башкирские группы при комитетах большевистской партии. Первая татарская группа появилась при Уфимском комитете РСДРП(б), затем при Оренбургском и Самарском комитетах. В Казани была создана агитационно-пропагандистская группа для ведения работы среди татарского населения. Много татар и башкир из рабочих, солдат и крестьян вступили весной—летом 1917 года в партию социалистов-революционеров. Мусульмане были представлены также в партии меньшевиков. Авторитетным политическим органом трудящихся являлись Советы, строившиеся на интернациональной основе. Советы рабочих и солдатских депутатов были созданы в Казани, Симбирске, Самаре, Уфе, Оренбурге, Саратове, Астрахани и во многих других городах. В состав Саратовского Совета входили Б.С. Юс-каев и X. И. Галиакберов, Симбирского — С. Гафуров, Ш. Усманов. Представители трудящихся-мусульман свободно и активно участвовали также в работе таких демократических организаций, как профсоюзы и фабрично-заводские комитеты, солдатские
и крестьянские комитеты. В профсоюзах Казани в 1917 году наряду с рабочими других национальностей было 1555 татар. В фабзавкомах Астрахани активно работали большевики X. Комочков, А. Умеров, И. Муратов и другие.
На фронте и в тыловых гарнизонах создавались мусульманские солдатские комитеты и бюро. Они выражали интересы и чаяния военнослужащих-мусульман. В мусульманском военном комитете Казанского гарнизона большим влиянием пользовался Якуб Чанышев (1892—1987), впоследствии активный участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант (с 1944 года) Советских Вооруженных Сил. Такой же комитет в Екатеринбурге возглавлял большевик Сахибгарей Саид-Галиев (1894—1939), впоследствии видный государственный деятель РСФСР. На фронте в армейских мусульманских комитетах работали М. Алиев, К. Якубов, А. Тагиров, Н. Байтеряков и другие.
После Февраля в армии распространилось движение за создание национальных формирований. Оно находилось в русле утверждения демократических принципов, в частности права каждого народа на свободное самоопределение. В то же время большевики выступали против превращения национальных полков в постоянную, обособленную от общероссийского войска армию. В гарнизонахКазани, Уфы, Симбирска, Оренбурга,Пензы, Саратова, Астрахани в запасных полках были выделены мусульманские роты, состоявшие в основном из татар и башкир. Либерально-буржуазные круги татарского общества также попытались воспользоваться новыми, более благоприятными политическими условиями. Сразу после свержения самодержавия членами мусульманской фракции Четвертой Думы и ее бюро было образовано Временное Центральное бюро российских мусульман во главе с Ахмет-беком Цаликовым, стоявшим на близких, к меньше ыневистским позициях. Помимо него в этот орган вошли известные деятели С. Алкин, А.-З. Валиди, М. Биги- ев, С. Максудов, Ш. Мухаммедъяров и другие. Идейного и политического единства между ними не было. Когда бывший депутат Второй и Третьей Государственных Дум С. Максудов, выступая на съезде кадетской партии в конце марта 1917 года, заявил о поддержке российскими мусульманами партии кадетов, остальные члены Временного Центрального бюро выступили в эсеровской газете с протестом, в котором утверждали, что «многомиллионная мусульманская демократия никогда не видела в партии кадетов выразительницы своих политических интересов, в настоящее время даже самые умеренные слои мусульманского населения не склонны становиться под знамя кадетов». Отсюда становится ясно, что в татарском национальном движении весной—летом 1917 года шел сложный процесс идейного и политического самоопределения, поиска ответа на вопросы: куда идти? с кем идти? под каким знаменем? Важную роль в этом играла периодическая печать. После Февраля в разных городах России стали выходить новые татарские газеты, в основном левого, революционно-демократического и социалистического направления. Об этом говорят даже названия газет: «Кызыл байрак» («Красное знамя»; Казань, редактор— Мулланур Вахитов), «Ирек» («Свобода»; Уфа, издатель — Ф. Сайфи-Казанлы, редактор — Г. Ибрагимов), «Алга» («Вперед»; Уфа, редактор А. Хабиби), «Солдат ялкыны» («Солдатское пламя»; Астрахань), «Хор миллят» («Свободная нация»; Троицк, редактор — А. Рахманкулый). Общее число татарских периодических изданий в 1917 году достигло рекордной цифры — 50.
Еще одной характерной чертой революции являлся расцвет митинговой демократии. На многочисленных митингах, собраниях, конференциях и съездах обсуждались главные вопросы тогдашней российской жизни: о форме правления и государственном устройстве, о войне, о земле, рабочий вопрос и другие. Временное Центральное бюро российских мусульман в середине марта 1917 года приняло решение о созыве в Москве Всероссийского мусульманского съезда. Открытие съезда намечалось на 1 мая. В ходе подготовки к съезду в основных районах проживания мусульман — Туркестане (Ташкент), Закавказье (Баку), Крыму (Симферополь), Поволжье (Казань) и Приуралье (Уфа) были проведены региональные конференции. 22—27 апреля в Казани состоялся съезд мусульманок, представлявших многие районы страны. В работе I Всероссийского мусульманского съезда участвовало около 900 делегатов, из них 112 женщин. На съезде, продолжавшемся 11 дней подряд, с 1 по 11 мая 1917 года, обсуждался широкий круг вопросов, работали 9 комиссий, было произнесено много речей, одобрены резолюции. Впервые в истории посредством демократических выборов были избраны главы и члены Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Новым муфтием стал Галимджан Баруди. Было решено также образовать Всероссийский Мусульманский Совет (ВМС) из 30 человек. От татар и башкир в состав его вошли 10 человек, в том числе известные общественные деятели С. Максуди, Г. Исхаки, М. Бигиев, Ф. Каримов и другие. Решения съезда были выдержаны в демократическом духе. Однако они не имели ни юридической, ни практической силы. Дело в том, что мусульманское общество в целом и татарское в частности были расколоты в социальном и политическом отношениях. По мере углубления революции эта расколотость не только не уменьшалась, а неуклонно увеличивалась. Становилось ясно, что решение этнокультурных проблем в определяющей степени зависит от того, какой будет политическая власть в общегосударственном масштабе.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.017 с.) |