ТОП 10:

РАЗВИТИЕ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО



ДВИЖЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

(1900—1916 годы)

Политическая мысль и общественное

Движение накануне революции

Годов

Вначале XX века Российская империя вступила в полосу острого системного кризиса и политических потрясений. Важным элементом это­го кризиса явилось обострение национального воп­роса.

По переписи 1897 года, в Российской империи проживали представители более чем ста нацио­нальностей. В общем населении страны нерусские народы составили 57 процентов.

В условиях, когда многие из этих народов кон­солидировались в нации, дальнейшее игнорирова­ние властями национального вопроса, сохранение приниженного положения коренных российских народов в государстве воспринимались как анахро­низм, вызывали общественное недовольство и по­литическую напряженность. В национальных рай­онах империи развернулось мощное движение за национальное и религиозное равноправие.

Длительное время, вплоть до начала XX века, российские татары стояли как бы в стороне от по­литической жизни российского общества, не уча­ствовали непосредственно в тех идейно-политичес­ких баталиях, которые сотрясали это общество в XIX веке. Передовые представители татарского этноса главное внимание сосредоточивали в это время на обсуждении и решении таких вопросов, как роль ислама в духовном и культурном воз­рождении народа, пути реформирования нацио­нальной школы и т. п. Это были вопросы преиму­щественно этносоциальные и этнокультурные.

Однако постепенно, по мере укрепления татар­ской нации и роста ее потребностей, не находив­ших в условиях царской России своего удовлетво­рения, образованные, самостоятельно мыслящие люди из татар все чаще стали обращаться к воп-



 

росам общеполитическим. Стала фор­мироваться национальная общественно-политическая мысль.

Общественный, политичес­кий и религиозный деятель Рашид Ибрагимов (1857—1944)

Первым татарским политическим деятелем считается Габдрашит Ибраги­мов (1857—1944), выходец из семьи купца города Тара (Западная Сибирь). Г. Ибрагимов получил образование в одном из знаменитых казанских медре­се «Кышкар». В 1871 —1882 годах жил в Саудовской Аравии и Турции, про­должил там свое образование, приоб­щился к передовой ближневосточной и европейской общественно-политической мысли. По возвращении на родину от­крыл в родном городе Тара ново-методное мектебе — одно из первых в России. Это его начинание поддержали местные просвещенные купцы Н. Ка-рымсаков и Н. Айтек. В 1892 году Г. Ибрагимов был назначен кадием — су­дьей Духовного мусульманского собрания в Уфе. Однако глубо­кие идейные расхождения с консервативно настроенным муфти­ем Мухамедъяром Султановым привели к тому, что уже в 1895 году Рашит-казый (так чаще всего стали называть его отныне) оставил свою должность и целиком окунулся в общественно-по­литическую жизнь. В том же году он написал брошюру «Чулпан йолдыз» («Утренняя звезда»). В ней он рассказал о бесправном положении российских мусульман, обвинил в этом царское само­державие.

Брошюра Рашит-казыя Ибрагимова была запрещена цензу­рой, однако распространялась нелегально, в виде «самиздата». В ней он проводил мысль о наличии общих черт и общих интере­сов всех мусульманских народов России, указывал на присущие этим народам высокие качества, этнокультурное своеобразие. «С точки зрения этнографии, — говорилось в брошюре, — мусуль­мане делятся на множество народов, это подтверждено исследо­ваниями ученых, однако ислам соединил эти народы крепкими узами. По мнению большинства, мусульмане России с точки зре­ния образованности и нравственности стоят выше мусульман многих других стран».

«В особенности казанские татары, — продолжает Рашит-ка­зый Ибрагимов, — отличаются своей духовностью и гостеприим­ством, воспитанностью и личным достоинством, они не только правоверные мусульмане, .но и весьма образованный, культурный народ. На протяжении четырех веков, находясь под жесткой властью царских правительств, они сохраняют древние свои тра­диции и ценности и живут как одна семья... По возможности они стараются быть непохожими на русских... Хотя и наблюда-


ются определенные изменения, однако они не столь существен­ны. В действительности мы видим стремление как к сохранению религиозной идентичности, так и к национальной самобытности, это их осознанный выбор».

Работа «Чулпан йолдыз» была одной из первых попыток рас­смотрения мусульманского, татарского вопроса в России с поли­тических позиций. Разумеется, эта попытка не во всем была удачна. Если исторические корни и «болевые» точки данного вопроса были определены в целом правильно, то о путях реше­ния национального вопроса автор имел весьма туманные пред­ставления. Тем не менее работа Рашит-казыя Ибрагимова сыгра­ла большую роль в пробуждении и развитии политического со­знания татар.

Пробуждающаяся общественно-политическая мысль стала провозвестницей татарского национального движения. Последнее формировалось и развивалось под влиянием трех основных тече­ний в российском общественном движении: охранительного (кон­серватизм), реформаторского (либерализм) и революционного (со­циализм).

Определенная часть татарского общества, включавшая духо­венство кадимистского толка, немногочисленное дворянство и привилегированное чиновничество, поддерживала политику царс­кого правительства, направленную на сохранение сословных при­вилегий и всего существующего самодержавно-бюрократического строя, на борьбу со всяким свободомыслием и реформаторством. Однако проповедуемая царизмом теория «официальной народно­сти», дополненная идеей русской великодержавности, не могла привлечь симпатии широких масс инородческого населения, в том числе татар.

Татарское национальное движение на рубеже XIX—-XX веков развивалось под растущим влиянием либерально-буржуазного и пролетарско-социалистического течений. При этом татары, как и другие народы России, делали свой выбор между названными конкурирующими идейно-политическими направлениями. Это был непростой выбор: он сопровождался сложными коллизиями, противоречиями и колебаниями как на личностном, так и на групповом уровнях.

Характерна в этом отношении политическая биография того же Рашит-казыя Ибрагимова. Во время своего пребывания в Ев­ропе в 1896—1898 годах он сближается с российскими социал-демократами, проводит с ними консультации и дискуссии.

После возвращения в Россию сближается уже с русскими земцами-конституционалистами, внимательно следит за ходом организованной либералами осенью 1904 года «банкетной кампа­нии». Добивается приема у тогдашнего министра внутренних дел Святополк-Мирского, докладывает ему о социально-политичес­ких и духовно-культурных потребностях российских мусульман. Получив у министра разрешение предпринять шаги, направлен­ные на формирование и официальное выражение позиции му-


 

 

сульманства по затронутым вопросам, Рашит-казый Ибрагимов в условиях на­
чавшейся революции развивает бурную
деятельность. Он посещает Казань, Чис­
тополь, деревню Иж-Бобья, Пермь, Уфу,
Троицк, Кызылъяр (Петропавловск), где
встречается и ведет переговоры в основ­
ном с представителями татарской и
башкирской элиты: имамами, купцами.
О результатах этой деятельности погово­
рим несколько позже. Здесь лишь отме­
тим, что Р. Ибрагимов, пройдя через по­
лосу увлечения социализмом, накануне
первой народной революции в России
закрепляется на либеральных позициях.
Похожую политическую эволюцию
проделал еще один видный деятель та-
тарского национального движения Муса







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.005 с.)