Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие Татарского национального
ДВИЖЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1900—1916 годы) Политическая мысль и общественное Движение накануне революции Годов В начале XX века Российская империя вступила в полосу острого системного кризиса и политических потрясений. Важным элементом этого кризиса явилось обострение национального вопроса. По переписи 1897 года, в Российской империи проживали представители более чем ста национальностей. В общем населении страны нерусские народы составили 57 процентов. В условиях, когда многие из этих народов консолидировались в нации, дальнейшее игнорирование властями национального вопроса, сохранение приниженного положения коренных российских народов в государстве воспринимались как анахронизм, вызывали общественное недовольство и политическую напряженность. В национальных районах империи развернулось мощное движение за национальное и религиозное равноправие. Длительное время, вплоть до начала XX века, российские татары стояли как бы в стороне от политической жизни российского общества, не участвовали непосредственно в тех идейно-политических баталиях, которые сотрясали это общество в XIX веке. Передовые представители татарского этноса главное внимание сосредоточивали в это время на обсуждении и решении таких вопросов, как роль ислама в духовном и культурном возрождении народа, пути реформирования национальной школы и т. п. Это были вопросы преимущественно этносоциальные и этнокультурные. Однако постепенно, по мере укрепления татарской нации и роста ее потребностей, не находивших в условиях царской России своего удовлетворения, образованные, самостоятельно мыслящие люди из татар все чаще стали обращаться к воп-
росам общеполитическим. Стала формироваться национальная общественно-политическая мысль.
Первым татарским политическим деятелем считается Габдрашит Ибрагимов (1857—1944), выходец из семьи купца города Тара (Западная Сибирь). Г. Ибрагимов получил образование в одном из знаменитых казанских медресе «Кышкар». В 1871 —1882 годах жил в Саудовской Аравии и Турции, продолжил там свое образование, приобщился к передовой ближневосточной и европейской общественно-политической мысли. По возвращении на родину открыл в родном городе Тара ново-методное мектебе — одно из первых в России. Это его начинание поддержали местные просвещенные купцы Н. Ка-рымсаков и Н. Айтек. В 1892 году Г. Ибрагимов был назначен кадием — судьей Духовного мусульманского собрания в Уфе. Однако глубокие идейные расхождения с консервативно настроенным муфтием Мухамедъяром Султановым привели к тому, что уже в 1895 году Рашит-казый (так чаще всего стали называть его отныне) оставил свою должность и целиком окунулся в общественно-политическую жизнь. В том же году он написал брошюру «Чулпан йолдыз» («Утренняя звезда»). В ней он рассказал о бесправном положении российских мусульман, обвинил в этом царское самодержавие.
Брошюра Рашит-казыя Ибрагимова была запрещена цензурой, однако распространялась нелегально, в виде «самиздата». В ней он проводил мысль о наличии общих черт и общих интересов всех мусульманских народов России, указывал на присущие этим народам высокие качества, этнокультурное своеобразие. «С точки зрения этнографии, — говорилось в брошюре, — мусульмане делятся на множество народов, это подтверждено исследованиями ученых, однако ислам соединил эти народы крепкими узами. По мнению большинства, мусульмане России с точки зрения образованности и нравственности стоят выше мусульман многих других стран». «В особенности казанские татары, — продолжает Рашит-казый Ибрагимов, — отличаются своей духовностью и гостеприимством, воспитанностью и личным достоинством, они не только правоверные мусульмане,.но и весьма образованный, культурный народ. На протяжении четырех веков, находясь под жесткой властью царских правительств, они сохраняют древние свои традиции и ценности и живут как одна семья... По возможности они стараются быть непохожими на русских... Хотя и наблюда- ются определенные изменения, однако они не столь существенны. В действительности мы видим стремление как к сохранению религиозной идентичности, так и к национальной самобытности, это их осознанный выбор». Работа «Чулпан йолдыз» была одной из первых попыток рассмотрения мусульманского, татарского вопроса в России с политических позиций. Разумеется, эта попытка не во всем была удачна. Если исторические корни и «болевые» точки данного вопроса были определены в целом правильно, то о путях решения национального вопроса автор имел весьма туманные представления. Тем не менее работа Рашит-казыя Ибрагимова сыграла большую роль в пробуждении и развитии политического сознания татар.
Пробуждающаяся общественно-политическая мысль стала провозвестницей татарского национального движения. Последнее формировалось и развивалось под влиянием трех основных течений в российском общественном движении: охранительного (консерватизм), реформаторского (либерализм) и революционного (социализм). Определенная часть татарского общества, включавшая духовенство кадимистского толка, немногочисленное дворянство и привилегированное чиновничество, поддерживала политику царского правительства, направленную на сохранение сословных привилегий и всего существующего самодержавно-бюрократического строя, на борьбу со всяким свободомыслием и реформаторством. Однако проповедуемая царизмом теория «официальной народности», дополненная идеей русской великодержавности, не могла привлечь симпатии широких масс инородческого населения, в том числе татар. Татарское национальное движение на рубеже XIX—-XX веков развивалось под растущим влиянием либерально-буржуазного и пролетарско-социалистического течений. При этом татары, как и другие народы России, делали свой выбор между названными конкурирующими идейно-политическими направлениями. Это был непростой выбор: он сопровождался сложными коллизиями, противоречиями и колебаниями как на личностном, так и на групповом уровнях. Характерна в этом отношении политическая биография того же Рашит-казыя Ибрагимова. Во время своего пребывания в Европе в 1896—1898 годах он сближается с российскими социал-демократами, проводит с ними консультации и дискуссии. После возвращения в Россию сближается уже с русскими земцами-конституционалистами, внимательно следит за ходом организованной либералами осенью 1904 года «банкетной кампании». Добивается приема у тогдашнего министра внутренних дел Святополк-Мирского, докладывает ему о социально-политических и духовно-культурных потребностях российских мусульман. Получив у министра разрешение предпринять шаги, направленные на формирование и официальное выражение позиции му-
сульманства по затронутым вопросам, Рашит-казый Ибрагимов в условиях на
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.005 с.) |