ТОП 10:

ПЕРВЫЕ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ТЮРКСКИХ НАРОДОВ



§ 3. Тюркский каганат

В ходе Великого переселения тюркское общество пережило глубокие изменения. Родопле-менной строй, существовавший на протяжении многих тысячелетий, распался, его сменило клас­совое общество. Появились условия для возникно­вения первых государств.

Уже упоминалось в I главе о таких государ­ственных образованиях, как гуннский союз в Цен­тральной Азии под предводительством Модэ, Гун­нская империя Аттилы, Аварский каганат. Эти об­разования, возникшие в результате завоеватель­ных походов выдающихся полководцев, не были еще государствами в полном смысле этого слова. На научном языке такие образования называются протогосударственными.

Со временем тюркские племена и народы созда­ли настоящие государства, хотя, конечно, не следу­ет забывать, что это были раннесредневековые госу­дарства, не отличавшиеся прочностью.

Одним из них был Тюркский каганат, воз­никший в 552 году. Создателем этого государства, просуществовавшего до середины VIII века, был Бумын-каган. Центр каганата находился на Ал­тае. Именно Алтай был местом обитания большо­го союза племен, принявших название «тюрк» («тукю», «тюркют»).

Тюркский каганат возник, как это бывало и в большинстве других случаев, в результате успеш­ных войн с соседними народами. Алтайские тюрки в 545 году разгромили уйгур, живших к юго-запа­ду от Алтая, а в 551 году — жужаней, кочевья ко­торых находились юго-восточнее. В 60-х годах VI века тюрки завоевали государство Эфталитов в Средней Азии. Таким образом, под властью Бу-мын-кагана, а после его смерти — Истеми-кагана оказались обширные территории Центральной и Средней Азии, Алтая, населенные многочисленны-


ми племенами и народами. В дальнейшем все евразийские степи попали под власть Тюркского каганата. Его восточная граница упиралась в Великую китайскую стену, западная — доходила по­чти до Крыма.

В отличие от Гуннской империи, находившейся на стадии во­енной демократии, в Тюркском каганате уже с самого образова­ния возникли раннефеодальные отношения. Основу хозяйства со­ставляло кочевое скотоводство. Вместе с тем возникло и стало развиваться раннее земледелие.

Довольно высокого уровня достигло ремесло. Археологи на­шли остатки металлургических горнов, а также изготовленные из бронзы и железа орудия труда и оружие. Важными видами ремесла были обработка шкур, шерсти, выделка кожи.

С конца VII века тюркские правители налаживают чеканку собственной монеты. Центрами чеканки, как и ремесла и торгов­ли, были города. Известны города Тараз, Суяб, Отрар.

Высшим достижением тюркской культуры стало появление письменности. Это была так называемая руническая письмен­ность. Сохранившиеся до наших дней рунические тексты были обнаружены в конце XIX века в долине реки Орхон в Северной Монголии, на могильных камнях советника первых правителей каганата Тоньюкука, последнего правителя Бильге-кагана и его брата Кюль-Тегина. Надписи подробно и ярко повествуют о жиз­ни и подвигах властителей государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.

Значение названных исторических памятников для нас со­стоит еще и в том, что в них содержится первое упоминание о «татарах». В частности, представители «отуз-татар» (тридцать татар) участвовали в похоронах Бумын-кагана и Истеми-кагана в середине VI века.

Древние тюрки достигли большого мастерства в изготовлении каменных изваяний. Они изображали погибших в боях воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Была разви­та также наскальная живопись — изображались воины на ко­нях, различные животные: барсы, горные козлы, верблюды и другие.

История Великого Тюркского каганата была заполнена внут­ренними междоусобицами, внешними угрозами и конфликтами. Во внутренние дела каганата постоянно вмешивались китайские императоры из династии Суй. В результате всего этого уже в на­чале VII века государство распалось на две части: Западный Тюркский каганат и Восточный Тюркский каганат.

Западный каганат достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына Истеми-кагана. После образования в Прикаспии Хазарского каганата западная граница Тюркского каганата приблизилась к Аральскому морю. Во второй половине VIIвека значительная часть Западного Тюркского каганата была занята китайскими войсками. Хотя каганат в начале VIII века освободился от чужеземного господства, новые вторжения на


 




 

его земли соседних племен привели к падению государства в 740 году.

Столь же драматической была политическая история Восточ­ного Тюркского каганата. Ему также приходилось вести беско­нечные войны с Китайской империей. Длительное время Восточ­ному Тюркскому каганату удавалось сдерживать китайскую аг­рессию. Большой государственный и полководческий талант в этом противостоянии проявили Бильге-каган (он правил в 716— 734 годах) и его брат Кюль-Тегин.

Падение Восточного Тюркского каганата произошло после 745 года при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина. В том году войска уйгурского хана Моюн-Чуры нанесли тяжелые поражения армии каганата, состоявшей из татар и огузов. По данным, извле­ченным из текста на могильной плите Моюн-Чуры, на поле боя сражалось 30 тысяч татар. Эта цифра говорит о многочисленности татарских племен, упоминавшихся в памятниках того времени под названием «отуз-татар» и «токуз-татар» (девять татар).

 

Документ

Из надписи на могильном камне полководца Восточного Тюркского каганата Кюль-Тегина (умер в 731 году) о народах, прибывших на похороны правителей Тюркского каганата Бумын-кагана и Истеми-кагана (середина VI века): «...Они скончались. [В качестве] плачущих и стонущих [то есть для выраже­ния соболезнования] [пришли] спереди, из [страны] солнечного восхода, на­род степи Бекмитской, [а также] табгач [китайцы], тибетцы, авары и Рим [византийцы], киргизы, учкурыканы, отуз-татары, кытай [кара-китаи], тата-быйцы, сколько народов придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были Они».

В целом Тюркский каганат сыграл важную роль в консолида­ции тюркоязычных племен. Следует подчеркнуть, что Тюркский каганат, в особенности Восточный, среди населения которого были древние татары, является, безусловно, начальной формой государственности татарского народа.

Кимакский каганат

После распада Восточного Тюркского каганата часть татар и других тюркских племен оказались под властью уйгурских ханов. Другая часть переселилась к северо-западу, в район Северного Ал­тая и Западной Сибири. Здесь в IX веке они создали новый союз племен. Эти события, очевидно, нашли отражение в древнетюркс-кой легенде о Шаде, пересказ которой содержится в книге персид­ского историка XI века аль-Гардизи «Краса повествований».

Вот о чем повествует легенда.

...Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством; младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. После неудачного покушения он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу. Они пришли на место, по которому текла большая река. Здесь было много деревьев и


обилие дичи. На этом месте царевич доставил свой шатер и начал жить-по-яшвать. Каждый день он ходил на охо­ту, и они питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горно­стаев.

Кимакское металлическое зеркало с рунической надписью (обратная сторона)

В один прекрасный день к ним при­шли семь человек из родственников та­тар — их звали Ими, Имак, Татар, Ба-яндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Заб­рели они сюда в поисках южных паст­бищ. Увидев их, рабыня сказала: «Ир-теш», что значит «остановитесь» — от­сюда и река получила свое название. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры.

Вернулся с охоты Шад, принес мно­го добычи и приветил гостей. Травы здесь было много, и при­шельцы остались со своими табунами до следующей весны. Ког­да растаял снег и земля вновь оделась в красивые наряды, один из них отправился навестить своих сородичей в татарский ла­герь. Когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: враг ограбил, перебил народ. Остатки татарского племени, уви­дев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказы­вать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада, потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...

Именно на базе этих племен в IX веке на Иртыше образова­лось новое тюркское государство — Кимакский каганат. Основ­ным населением каганата были кимаки, предки которых под именем йемеков в VII веке входили в Западный Тюркский кага­нат. Они кочевали тогда севернее Алтая. После распада Восточ­ного Тюркского каганата к ним присоединились татары, кипча­ки, баяндары и некоторые другие тюркские племена, что отра­жено в приведенном выше рассказе.

Кимакский каганат, подобно другим, представлял собой на Рубеже IX—X веков раннефеодальное государственное объедине­ние. Во главе государства стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные князья-беки, их было 12 — иными словами, каганат составляли 12 племенных княжеств. Правители некоторых из них, например кипчакского, носили ти­тул хана. Это означает, что Кимакский каганат был достаточно Крупным раннесредневековым государством.

Столица государства — город Имакия — располагалась на Ир­тыше. Значительная часть населения каганата, особенно кимаки,


 




начала уже вести полуоседлый образ жизни и была знакома с земледелием. Средневековые арабские географы сообщают, что ки­маки возделывали пшеницу, ячмень и даже рис. Кимакские горо­да были хорошо укреплены, в Имакии имелись большие базары и храмы.

Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Они были вооружены прямыми палашами и слегка изогнутыми саб­лями, копьями и луками со стрелами. Археологическими рас­копками выявлены, кроме оружия, также различные предметы быта, орудия труда и украшения. Среди последних — металли­ческие зеркала, бусы, подвески, орнаментированные бляшки, ос­татки поясов, конской сбруи.

У кимаков, как и у других тюркоязычных народов, был обы­чаи ставить каменные изваяния героев-воинов, вождей. Эти па­мятники отличались простотой, схематичностью.

Кимакское общество знало руническую письменность. Об этом свидетельствуют исторические и археологические источни­ки. На одном металлическом зеркале, найденном в женском по­гребении в верхнем течении Иртыша, написано, например, такое изречение: «Знатная женщина освобождается от своего [чувства] зависти. Ее счастливый удел наступает...»

Весьма разнообразными, подверженными изменениям были религиозные представления кимаков. Они в массе своей были язычниками. Поклонялись Иртышу, считая, что река — это бог человека. Почитали также огонь, солнце, звезды. Кимаки и кип­чаки, по сообщениям арабских географов, занимались астрологи­ей, были сильны также традиции тенгрианства — веры в верхов­ного творца — Тенгри.

В кимакское общество проникали идеи, догмы новых рели­гиозных учений, получивших в это время широкое распростра­нение в Южной и Средней Азии. Речь идет о манихействе и ис­ламе.

Термины

Манихейство — религиозное учение, основанное в III веке Мани проповедовавшим свою веру в Индии, Персии и Средней Азии!
Это— дуалистическое учение (от латинского «дуалис» — двой­
ственность, равноправие двух начал) о борьбе добра и зла, света и
тьмы. Манихейство являлось господствующей религией в соседнем Уйгурс­
ком каганате.

Ислам — одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддиз­мом), основанных на единобожии. Провозглашен в VII веке Мухаммедом на Аравийском полуострове (современная Саудовская Аравия). В VII—VIII веках ислам получил широкое распространение в странах Ближнего Востока Средней Азии, Северной Африки.

Кимакский каганат, образованный после распада Тюркского каганата, оставил заметный след в этнической и политической истории татарского народа, прежде всего сибирских татар. Од­ним из ранних, дозолотоордынских компонентов формирования сибирских татар являются именно кимаки и другие тюркские племена, входившие в Кимакский каганат.


Хазарский каганат

Краткая история хазар с появления их в степях Прикаспия и Северного Кавказа до создания отдельного государства изложена выше. В VII веке хазары вместе с другими тюркскими племена­ми — болгарами, барсилами, беленджерами, савирами создали крупный союз племенных княжеств, превратившийся в середине того же столетия в государство — Хазарский каганат. К 80-м го­дам VII века власть каганата распространилась не только на се­верокавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причер­номорье, вплоть до Крыма.

В VII веке Хазария вступила в острое и длительное сопер­ничество с Византийской империей и Арабским халифатом. В 731 году хазары нанесли поражение арабам и проникли в Закав­казье. Кавказская Албания (нынешний Азербайджан) была вы­нуждена платить ясак хазарскому кагану. Однако арабы не сми­рились с этим. В последующих битвах они нанесли поражения войскам каганата. Нависла угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над каганатом. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали арабы.

В результате этих войн значительная часть населения Хаза­рин ушла на север — в низовья Волги и на Дон. Столица госу­дарства была перенесена в город Итиль, расположенный в устье Волги. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земле­делием и промысловым рыболовством. Они возделывали пшени­цу и рис, выращивали арбузы и виноград.

К концу VIII века хазарские каганы отказались от мусуль­манства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.

Хазарский каганат

в X веке (по Л. Н. Гумилеву)


 


Помогала каганату в этих войнах Византия, стремившаяся рас­пространить среди хазар христианство. Однако каган и его при­ближенные, желая сохранить самостоятельность государства, от­казались принять византийскую веру; они искали иную форму религии. В конце концов они остановились на иудаизме, кото­рый принесли в Хазарию евреи, изгнанные в начале VII века из Византии.

Однако иудаизм приняла лишь верхушка хазарского обще­ства; основная масса населения оставалась мусульманами и язычниками, было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар были общеизвестны и вызывали удивление. Сохранилось, например, сообщение о том, что право­судие в каганате вершили семь высших судей: по два представи­теля иудаизма, ислама, христианства и один язычник.

Хазария была крупным и сильным раннефеодальным госу­дарством Восточной Европы. Многие соседние народы и государ­ства признавали власть хазарского кагана над собой, платили ему дань. Каган по имени Иосиф в одном из своих писем среди этих народов называл восточных славян, волжских булгар, бур-тасов, суваров, черемисов и некоторых других.

Хазарский каганат вел товарообмен со многими странами, вывозил в них крупный и мелкий рогатый скот, меха, невольни­ков, славился продажей так называемого белужьего клея — его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении виноградных вин. Из Руси и Волжской Булгарии привозили мед и воск, дорогие меха и кожи, с Востока — шел­ковые ткани, пряности.

Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль — один из крупнейших городов Восточной Европы — был столицей Хазарии в VIII—X веках.

Город состоял из двух частей. В западной жили каган и его при-

Сведения ближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в

каменном дворце. Остальные — в глинобитных домах или в юртах.

Восточная часть называлась Хазаран. Здесь жили ремесленники, торговцы и прочий городской люд. Большинство населения составляли му­сульмане. Поэтому здесь было много мечетей — соборная мечеть и 30 при­ходских мечетей, при них были открыты медресе. В городе имелись также христианские церкви, иудейские синагоги.

Главу государства называли хазар-хаканом. Его чтили как бога. Однако непосредственным управлением делами государства он не занимался. Это было возложено на хакан-бека. В иност­ранных источниках его называли маликом, то есть царем.

В государственном правлении существовала строгая иерар­хия, присущая восточным деспотиям. Хазар-хакан сидел на большом троне, на высоком месте, а хакан-бек — пониже, с его правой стороны. Каган показывался народу всего три раза в год. При его появлении все должны были пасть лицом к земле, при этом запрещалось взглянуть на него — он подобен солнцу! Из


этого правила даже во время сражения не делалось исключения: битва с обеих сторон прекращалась, а воины каганата падали лиЦ°м к земле. Хоронили кагана также торжественно и таин­ственно: над его могилой сооружали большой дворец, а тех, кто это делал, потом убивали.

Цитата

Из книги «Рисаля» («Записка») арабского путешественника начала X века Ахмеда ибн-Фадлана:
«Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то... он не по­
казывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в
[почетном] отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя на­
зывают хакан-бек... У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл
[Итиль]. Он состоит из двух сторон, — в одной из этих сторон [живут] му­
сульмане, а в другой стороне — царь и его приближенные... У мусульман в
этом городе [есть] главная мечеть, в которой они совершают молитву... при
ней— высокий минарет...»

Хазарский каганат прекратил существование в 60-х годах X века. Решающий удар был сделан в 965 году киевским князем Святославом.

Хазария распалась. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии. Земли в Приазовье, на Северном Кавказе, на Дону заняли печенеги, создавшие здесь сильное объединение племенных княжеств.

Распаду Хазарского каганата способствовали, помимо похода Святослава, внутренние междоусобицы и нападения кочевых племен печенегов, торков и других.

Хазарский каганат оставил глубокий след в истории нашей страны.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте Тюркский каганат. Какие народы и племе­на его населяли? Назовите правителей этого государства.

2. Как образовался Кимакский каганат? Кто такие кимаки и кипчаки? Используйте легенду о Шаде.

3. Расскажите о культуре и религиозном веровании кимаков.

4. Вспомните историю хазар и расскажите об образовании их государства.

5. Какие религии исповедовали хазары? Какова история их принятия в Хазарии?

6. Какие народы и племена входили в состав Хазарского кага­ната?

7. Объясните, чтоэто значит: отуз-татар, тенгрианство, токуз-татар, манихейство, кага­нат, дуалистическое учение, бек.

8. Вспомните, какие события произошли в перечисленные ниже годы: 552, 731, 740, 745, 965.



 



Саманидские

серебряные

монеты X века

булгарского

чекана.

По материалам

Е. П. Казакова


ГЛАВА III

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ

§ 6. Образование государства волжских булгар

Одревних булгарах мы уже писали выше. В VII веке в степях Приазовья и Причер­номорья возник большой, сильный болгарский союз племен. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.

Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году хан Кубрат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное, централизованное государство.

Однако, как это нередко бывало с раннесред-невековыми государствами, Великая Болгария не­надолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата (по некоторым сообщениям, в 642 году) государство распалось. Под давлением хазар часть болгар, предводительствуемая младшим сы­ном Кубрата Аспарухом, переселилась на Дунай и основала здесь вместе со славянскими племенами новое государство — Дунайскую Болгарию со сто­лицей в городе Плиска (681 год).

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары стали называться «черны­ми». С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар — народов Северного Кавказа.

Еще одна часть болгар в конце VIII — начале IX века переселилась на Среднюю Волгу. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они здесь все вместе или отдельными группа­ми — точных сведений нет.

А вот что побудило их переселиться, сме­нить свои прежние степные пространства на се­верную лесостепь — по этому вопросу имеются интересные предположения. Так, С. А. Плетне­ва считает, что переселение болгар было связано с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь место.


 

 
 
Комплекс главной мечети Великого города. XIIXIII века. Реконструкция С. С. Айдарова

Очевидно, болгары пришли на Волгу и Каму в составе целого конгломерата из тюр-коязычных племен. Вместе с ними пересе­лились барсилы, бе-ленджеры, савиры. Только в историчес­ких источниках X века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, ба-

ренджары, сувары. Относительно сувар есть и другое мнение, не допускающее отождествления их с савирами.

Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу названные племена переселились в полном составе, все без исключения. Значительная часть барсилов, беленджеров, савиров, несомненно, осталась на прежнем месте, составляя солидную долю населения Хазарского каганата.

Факт появления в Среднем Поволжье, на территории пример­но от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племен подтверждается материалами археологических раскопок. В частности, на территории Татарстана открыты мо­гильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевки Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской облас­ти. По мнению Р. Г. Фахрутдинова, форма захоронений и вещи, находимые в могилах обоих регионов, — юго-западного прото-болгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Повол­жье — повторяют друг друга или же очень похожи.

Вместе с тем в некоторых захоронениях найдены вещи, ха­рактерные для угорской группы населения Уральской области. Это говорит о том, что угры заметно вклинились в тюркский мир в период переселения гуннов. Эти угры оказались сильно тюркизированными.

Помимо могильников, в последние десятилетия изучен ряд других археологических памятников, среди них остатки откры­тых поселений и некоторые городища. Эти памятники дали архео­логам совершенно новые элементы материальной культуры. Так, среди гончарной и лепной керамики появляются образцы, отлич­ные от керамики юго-западных протоболгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников друго­го, юго-восточного культурного мира — мира огузов, печенегов, Кипчаков. Отсюда следует, что еще в VIII—IX веках на Средней Волге, кроме болгарских племен, появляются другие этнические Массивы — приуральские тюркизированные угры и чуть позд­нее — зауральско-приуральские огузо-кипчакские племена. Кроме

2 —2748


того, еще до прихода болгар здесь жили раннетюркские и финс­кие племена.

N. Из «Книги драгоценных сокровищ» арабского писателя первой по-
ЦитатаI ловины X века Ибн-Русте:

____________ / «Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями,

на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой... Земля их про­сторна и обилует лесистыми местами...

Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское [Каспийское] и прозывается Итиль... Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, сре­ди которых они живут... Болгары делятся на три части: одна часть зовется берсула, другая— эсегел, а третья— болгар: относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же ступени».

Приход болгар, имевших определенный опыт государственно­сти, дал сильный толчок процессам консолидации пестрого конг­ломерата племен и народов и формирования раннесредневекового государства в Среднем Поволжье.

Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавив­ший его, стали называть волжскими булгарами.

Понятно, что государство волжских булгар не было создано в один определенный день чьим-либо приказом, а формирова­лось постепенно. Это был достаточно длительный процесс, в течение которого происходило объединение различных племен­ных княжеств, создание органов централизованного управле­ния. Важное место в этом процессе занимал переход от языче­ства, многобожия к единой вере, основанной на единобожии. Такой верой для волжских булгар стал ислам, получивший в VIIIIXвеках широкое распространение в Средней Азии и За­кавказье.

Именно с принятием ислама в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках главы го­сударства Волжской Булгарии — хана Алмаса. О нем сообщает в своих «Записках» арабский писатель Ахмед ибн-Фадлан, побы­вавший в этой стране в составе посольства багдадского халифа в 922 году.

Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к халифу всех му­сульман аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха — му­сульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

Просьба была удовлетворена, и 12 мая 922 года из Багдада в Булгар прибыло посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси при секретаре и переводчике Ахмеде ибн-Фадлане. Послам был устроен торжественный прием. Арабы преподнесли Алмасу до­рогие подарки, в том числе Коран и зеленое знамя — символы покровительства багдадского халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произ­несли хутбу — пятничную молитву, что является исключитель-


 

Кубрат-хан с сыновьями. Художник Р. Загидуллин

но важным ритуалом в мусульманском богослужении. Через два месяца, собрав всебулгарский съезд, Алмас в присутствии багдадских послов всенародно закрепил официальное принятие ислама.

Принятие ислама имело не только внутриполитическое, но и большое внешнеполитическое значение. Хан Алмас стремился за­ручиться поддержкой могущественного Багдадского халифата в борьбе со своими опасными соседями, в частности с Хазарским каганатом, которому он должен был платить дань. Эти надежды в основном оправдались: укрепились международные позиции моло­дого государства, усилились культурные и религиозные связи с арабским Востоком.

§ 7. Территория, население, соседи

Волжская Булгария занимала относительно небольшую тер­риторию. Ее северная граница в X—XI веках пролегала по пра­вобережью Камы, западная — по Свияге, восточная — по реке Шешме, а южные границы достигали Самарской Луки — боль­шой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

В XII веке границы государства расширились: на севере — до бассейна реки Казанки, на юго-востоке — до верховьев реки Боль­шой Черемшан, на западе — до бассейна реки Суры. Под контро-


 




 

лем Волжской Булгарии оказались значительные территории на юго-востоке. В русской Лаврентьевской летописи, например, гово­рится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1223 году на реке Яике (Урал).

Этнический состав населения Волжской Булгарии в началь­ный период, в X—XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, баренджаров, суваров в источниках упоминаются еще эсегелы, или эскелы (искилы). Все эти племена были тюркоязычными и стояли на одной сту­пени общественного развития. С именами некоторых из круп­нейших племен связаны названия важнейших городов: Булга­ра, Сувара.

Известный русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, считал Бу-ляр городом племени билиров. Относительно последних европей­ские источники сообщают, что часть из них во главе с князем Хасаном в конце X века переселилась на территорию Венгрии и основала там город Пешт — одну из двух частей древнего Буда­пешта, столицы этой страны.

Тот же Татищев писал о существовании племени чалмата; на­звание этого племени принято связывать о Чулманом — тогдаш­ним названием реки Кама.

В источниках XII—XIII веков население Волжской Булга­рии обычно обозначалось одним этнонимом — «булгары». Оче­видно, в это время прежние племенные различия исчезли, а в рамках государства сформировалась единая народность — бул-гарская.

В орбите непосредственного политического, экономического и

культурного влияния Волжской Булгарии находились местные племена финно-угорской языковой группы — предки современ­ных марийцев, удмуртов, восточной мордвы-мокши. В такой же

 

 


зависимости от булгар оказались и некоторые соседние тюрко-язычные племена. В первую очередь это маджары, жившие вос­точнее Волжской Булгарии. Эти племена позднее, уже в период Золотой Орды, участвовали в формировании татарского и баш-кирского народов.

Волжская Булгария постепенно расширяла свое влияние на север и северо-восток. На расстоянии от 20 дней до одного меся­ца пути (один день пути равнялся примерно 35 километрам) от булгарской земли на севере жили племена вису. О них сообщают многие восточные путешественники и географы, начиная от Ибн-Русте и Ибн-Фадлана. Арабское название «вису» соответствует «веси» русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, часть же сохранила свое этническое лицо — это современные вепсы, относящиеся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы народов. Ныне вепсов насчитывается около 8 тысяч человек, проживают они в Карелии, частично в Ленин­градской и Вологодской областях.

И вот эти племена, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя, признавали над собой власть Волжской Булгарии, платили ей дань. В таких же отношени­ях с волжскими булгарами находились и племена йура. Рус­ские летописи называли их югра или угра. Жили они на да­леком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Бул­гарии. Йура — это предки современных хантов (остяки) и манси (вогулы).

Помимо сбора дани (десятая чать), булгары еще и просто тор­говали с этими северными племенами. Торговля носила меновый характер. Дело в том, что товарно-денежные отношения были еще крайне неразвиты. Поэтому проводили натуральный обмен товарами, иными словами — меняли товар на товар, отсюда и название: меновая торговля.

Торговлю с вису и йура нередко называли еще немой. Это потому, Сведения Iчто северные лесные люди из-за боязни перед иностранными куп-

----------------- / цами не сходились с ними лично, не общались, а торговали «на

расстоянии». Вот как происходила эта торговля. Булгары приезжают в страну йура, остав­ляют привезенные ими товары на известном месте и удаляются на некото­рое расстояние. Подходят люди йура, кладут свой товар и, если находят сделку приемлемой, берут вещи булгарских купцов и уходят, оставив свои на месте. Если же булгарские товары их не устраивают, то они не берут их, просто удаляются и ждут. Приходят купцы, что-то еще добавляют и снова удаляются. Так продолжается до тех пор, пока не совершится обмен товара­ми к взаимному удовлетворению сторон.

Дальними соседями булгар на западе за финно-угорскими

землями были славянские племена, объединившиеся на рубеже

IX-X веков в раннесредневековое государство — Киевскую Русь.

заимоотношения двух государств на протяжении многих деся-

Илетий были добрососедскими. Лишь в 965 году киевский

нязь Святослав совершил военный поход против волжских бул-


 




Цитата Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте: Болгары — народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие».
Хозяйственный инвентарь для переработки продуктов древнего татарского крестьянина (ступы, ручная мельница, пахтальница, ступа с подвешенным на жерди тяжелым билом)

Русь начала IX века и ее внешние связи (по Б. А. Рыбакову)

гар и нанес им поражение. Тогда же он разгромил Хазарский каганат.

В 985 году великий князь Владимир совершил новый поход на Волжскую Булгарию. Судя по всему, ему не удалось одолеть булгарское войско. Между ним и эмиром Волжской Булгарии был заключен мир «на вечные времена». Согласно преданию, они поклялись на чаше с водой, что этот мир будет нарушен не ранее, чем всплывет на поверхность брошенный в чашу камень, а хмель опустится на дно чаши.

После были заключены новые мирные соглашения и догово­ры между булгарами и русскими, например торговое соглашение 1006года, по которому купцы обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селениях Волжской Булгарии и Ки­евской Руси.

Более сложными становятся отношения Булгарии и Руси в XII веке. Об этом поговорим чуть позднее.

§ 8. Хозяйство, ремесло, военное дело

Основным видом хозяйства волжских булгар было пашен ное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (са­бан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Именно эти зерновые культуры указывал арабский писатель первой половины X века Ибн-Русте в своей «Книге драгоценных сокровищ».


 

Другой араб Ибн-Фадлан, побывавший, как мы уясе знаем, в Волжской Булгарии, подтверждает сообщение своего соотечественника: «Пища булга-ров состоит большею частью из проса и конины, хотя в земле их пшеницы и ячменя родится очень много».

Обратим внимание на последние слова Ибн-фадлана: «пшеницы и ячменя родится очень много». Высокие урожаи зерновых культур были связаны, очевидно, как с хорошими природными условиями, так и с достаточно высокой для того времени культурой земледелия.

Некоторые ученые считают, что вВолжской Булгарии применялась паровая система земледе­лия. Другие склонны полагать, что ее там еще не было, а был просто перелог.

Перелогом называют такую систему земледе­лия, когда после нескольких снятий урожаев зем­лю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы. Паро­вая же система земледелия — это применение се­вооборота, при котором большая часть пахотной земли обычно занята зерновыми культурами, а плодородие почвы восстанавливается в так назы­ваемом паровом поле. Оно не занимается посева­ми в течение всего вегетационного периода. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.032 с.)