Обучение и тренировка юных боксеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и тренировка юных боксеров



 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Залог успехов боксерской секции — это правильная организация учебно-спортивной работы. Последнюю мож­но разделить на три части: воспитательную, учебно-тренировочную и соревнования.

Учебно-тренировочная работа осуществляется во время регулярных занятий, как теоретических, так и практиче­ских. В теоретические занятия входят беседы и лекции по истории бокса, знакомство с тактикой виднейших спорт­сменов, просмотр учебных фильмов и т. д.

Цель и итог занятий секции — это соревнования. До­пускать к ним юных боксеров следует только после не­скольких месяцев тренировок. Это правило надо соблюдать и когда занимающийся принимает участие во внутрисекционных соревнованиях, и когда юные боксеры выходят на открытый ринг, и когда эти соревнования предусмотрены календарем.

Преподаватель, ведущий секцию, должен помнить, что его задача не только преподать своим воспитанникам какие-то сведения по теории или истории бокса, но и во­спитать их характер. Вот почему такую важную роль иг­рает в жизни секции воспитательная работа. К ней отно­сятся: участие в читательских конференциях, посещение театров, кино, музеев. Короче говоря, знакомство со всем-тем, что может помочь формированию характера молодого человека.

С чего же следует начинать работу по организации секции?

Очень важную роль играет здесь предварительная аги­тация за занятия боксом и выявление желающих записаться в секцию. Рекомендуется развесить афиши, провести бе­седы в школах, техникумах, ремесленных училищах, т. е. всюду, где есть молодежь, которая может увлечься боксом. Очень полезны бывают показательные выступления.

Во время таких бесед следует постоянно напоминать, что в секцию будут приняты лишь те юноши, которые пройдут медицинский осмотр и представят справку от дирекции, что последняя не возражает против их занятий боксом, а также записку от родителей.

С первых же занятий тренер должен разделить учащих­ся на возрастные группы (15—16 и 17—18 лет). Перевод учащихся из одной группы в смежную, что подчас бывает целесообразно, принимая во внимание физическое развитие занимающихся и их способности, можно осуществлять толь­ко с разрешения врача.

Преподавателю следует с самого начала нацелить зани­мающихся на выполнение и сдачу норм БГТО и ГТО. (Обязательное правило: спортсмены, не выполнившие нор­мативы этого комплекса, не могут быть допущены к сорев­нованиям).

В помощь преподавателю из среды занимающихся из­бирается староста. Он следит за порядком в зале, назначает дежурных, отмечает посещаемость занятий и прочее.

Преподаватель должен помнить, что число занимаю­щихся в одной группе не может превышать 10—15 человек (у разрядников — меньше) и что занятия в секции должны строиться так, чтобы они не отражались отрицательно на учебе юного спортсмена, а, наоборот, способствовали улуч­шению ее. Тренировки, как и соревнования, следует кон­чать не позже 21 часа.

Занятия с юными боксерами следует проводить по твер­дому расписанию: три раза в неделю по два часа.

Календарные соревнования, в которых принимают уча­стие юные боксеры, должны происходить в основном во время каникул: зимних, летних или весенних.

Кроме того, каникулы следует использовать для уси­ленной сдачи нормативов комплекса ГТО и БГТО, для лыж­ных вылазок или кроссов и вообще для усиленной работы, направленной на повышение общей физической подго­товки.

Из этого не следует, однако, что для занятий смежными видами спорта можно использовать только каникулы. Об­щая физическая подготовка должна иметь место на каждом занятии. А для лыжных вылазок, кроссов, туристских по­ходов и пр. следует использовать выходные и праздничные дни, а подчас и будни.

Всю свою работу преподавателю необходимо проводить в тесном контакте с врачом. Медицинские осмотры надо проводить в секции регулярно. Преподаватель должен вни­мательно знакомиться с их результатами и учитывать пос­ледние во время тренировок. Например, в случае переутомленности следует снизить для занимающегося нагрузку.

Учебно-воспитательная работа может быть организова­на четко лишь при ведении правильной документации. В ос­нове работы секции лежит годовой план, который тренер составляет совместно с бюро секции. В нем должны найти отражение воспитательная, учебная, агитационно-массовая работа, подготовка разрядников, судей, инструкторов и т. д.

План должен составляться на основе установленных программ по боксу.

В документацию преподавателя входит следующее:

1) государственная программа;

2) годовой план;

3) часовой график занятий, составленный на основе го­дового плана;

4) рабочий план, предусматривающий мероприятия для данной секции (составляется на 8—10 занятий вперед);

5) конспект занятий. В него входит задача урока, кон­кретные упражнения;

6) журнал учета работы. В нем записывается содержа­ние проведенного занятия, отмечаются посещения, зано­сятся врачебные сведения и прочее;

7) график сдачи норм комплекса БГТО и ГТО;

8) график участия в соревнованиях;

9) индивидуальные планы для боксеров 1 и 2-го разрядов.

Прежде чем приступить к тренировкам, преподаватель должен позаботиться об оборудовании зала боксерским инвентарем. В зале желательно иметь 20 пар боксерских перчаток (250—300 г), ринг с войлочным и брезентовым покрытием (6 x 6 м), несколько набивных мешков, груши насыпные и пневматические, скакалки, лапы, набивные и теннисные мячи, набор гантелей, штангу, набор булав, гим­настическую стенку, 2—3 зеркала в полный рост спорт­смена.

Кроме того, преподаватель должен следить за личным инвентарем занимающегося: его спортивной формой, бок­серскими ботинками, бинтами из эластичной ткани и т. п.

Занятия — основная форма проведения учебно-трени­ровочной работы по боксу с юными боксерами.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех ча­стей: вводной, подготовительной, основной и заключитель­ной.

В вводной части группу юных спортсменов подготавли­вают к началу учебно-тренировочного занятия и знакомят их с содержанием данного урока. Занимающимся объяс­няют задачи данного урока, технические и тактические особенности изучаемых боевых приемов, а также теорети­ческие стороны тренировки.

Продолжительность вводной части — 5—10 минут.

В подготовительной части занятия путем выполнения общеразвивающих (гимнастических) и специальных (ими­тация боевых движений — удары, защиты, передвижения) упражнений подводят занимающихся к решению основных задач занятия, а также содействуют общефизическому раз­витию занимающихся.

Подготовительная часть продолжается 20—30 минут.

В основной части занятия решается главная задача — овладение техникой бокса, совершенствование тактики ве­дения боя, воспитание воли и общефизическое развитие занимающихся.

Здесь используются специальные боксерские упражне­ния с партнером в перчатках, специальные упражнения на снарядах и в бою с тенью, где решаются вопросы овладения техническими навыками в боксе, а также тактическое при­менение их в бою. В конце основной части выполняются гимнастические упражнения сидя, стоя, лежа с целью вы­работки быстроты, ловкости и в меньшей мере силы и вы­носливости.

Основная часть продолжается 35—80 минут.

В заключительной части занятия путем применения упражнений в расслаблении (потряхивание руками и но­гами, поглаживание мышц), медленной ходьбы с глубоким и спокойным дыханием приводят организм занимающихся после интенсивных занятий в относительно спокойное со­стояние.

Продолжительность заключительной части — 5—10 минут.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Важнейшей задачей любого преподавателя, работающего с юношами, является воспитание разносторонне развитого физически и морально сильного человека. И, естественно, особенно важно делать это в спортивной секции. Ведь успех в спорте, например в боксе, зависит не только от умения или физической силы, но — и это главное — от волевых качеств спортсмена.

Конечно, место преподавателя в общей системе воспи­тания молодого человека скромнее, чем, скажем, место родителей или школьных учителей. Тем не менее, на тре­нере лежат не меньшие, если не большие, обязанности. Его задача не только закрепить и развить то, чему учили юношу в школе и в семье, в комсомольской или пионер­ской организации, но и развить в нем такие качества, как самостоятельность, чувство ответственности перед коман­дой и пр.

Успех в каждом виде спорта обусловливается какими-либо чертами характера занимающегося. Есть общие, та­кие, например, как трудолюбие, товарищество, сознатель­ность, дисциплина. Помимо этого, есть и, так сказать, спе­цифические, особо важные. Для бокса это в первую оче­редь смелость, хладнокровие.

И преподаватель, начиная работу с юношами, должен с первого же занятия воспитывать у них эти качества. Его задача осложняется тем, что учащиеся, попадая в но­вую необычную обстановку — обстановку секции, вначале, как правило, чувствуют себя несколько неуверенно и вместе с тем разболтанно. Задача тренера — уже с первых занятий создавать в секции сильный коллектив, во главе которого должно стоять авторитетное и инициативное бюро секции. Преподаватель должен строить свою работу, учи­тывая как возрастные, так и индивидуальные особенности своих воспитанников.

Следует помнить, что воспитательная работа должна проводиться преподавателем буквально во всех мероприя­тиях: и во время тренировок, и во время выступлений, как показательных, так и спортивных, и в беседах, проводи­мых преподавателем, чему бы эти беседы ни посвящались— технике ли бокса или истории его развития, — ив различных общественных мероприятиях.

Наиболее важной задачей преподавателя является вос­питание советского патриотизма. Эту задачу следует решать не только во время бесед о преимуществах советского строя, о тех условиях, которые страна создала для моло­дежи (в частности, для спортсменов), о разности сути со­ветского и зарубежного спорта, о тех замечательных спорт­сменах, которые прославили нашу Родину, — советский патриотизм у занимающихся следует воспитывать в повседневной жизни. Ведь одним из важнейших шагов в вос­питании этого качества служит развитие и укрепление у юношей любви к своему спортивному коллективу и чув­ство ответственности перед ним. Нужно всячески подчер­кивать, что чем выше мастерство спортсмена, тем больше ответственности должно быть у него. Если в начале своего спортивного пути он выступает за секцию, то потом уже он входит в сборную команду общества, города, а иногда и страны. Естественно, что каждый спортсмен должен чув­ствовать ответственность за доверенную ему честь.

Очень важно увлечь боксом своих учеников настолько, чтобы они пристально следили за всеми крупными выступ­лениями советских боксеров. Это, безусловно, укрепляет в них чувство патриотизма.

Незаменимую роль в развитии этого качества (как, впро­чем, и других) играет бюро секции. Укрепляя коллектив, предъявляя провинившемуся свои требования; требования всего коллектива, бюро воспитывает у юных спортсменов чувство ответственности перед товарищами, заставляет ува­жать их интересы. А это — важнейшая ступень в станов­лении чувства патриотизма.

В нашей стране каждый вид спорта является не само­целью и даже не только средством физического развития юноши, но и в первую очередь средством воспитания его характера. А в формировании характера молодого человека едва ли не главенствующую роль занимает развитие чувства коллективизма, чувства локтя. Даже, казалось бы, в су­губо индивидуальных видах спорта, как, например, бокс, чувство локтя необходимо.

В создании юношеского коллектива безусловно большая роль ложится на преподавателя. Очень много зависит от того, как он себя держит с воспитанниками и со своими товарищами. Следует всегда помнить, что у юношей крайне развита подражательная способность. Если преподава­тель чванлив, склонен к зазнайству, то и ученики неми­нуемо станут такими же. Вот почему тренер должен тща­тельно следить за собой, чтобы быть поистине идеальным примером для своих воспитанников.

Конечно, зачинателем всяких дел в коллективе (по крайней мере, на первых порах) является преподаватель. Но, если он желает, чтобы бюро секции стало его действи­тельным помощником, преподаватель должен все меропри­ятия начинать с того, чтобы заинтересовать ими бюро секции. И не только заинтересовать. Важно, чтобы бюро с самого начала почувствовало свою самостоятельность, приобрело веру в свои силы. Поэтому, поручая бюро ка­кое-нибудь дело, преподаватель сам, не ставя в известность ребят, должен позаботиться о том, чтобы спортсмены не встретили противодействия, не столкнулись с такими труд­ностями, преодолеть которые им не по плечу. Для того, чтобы ребята, возглавляющие секцию, почувствовали силу и возможности бюро, полезно несколько раз пригласить их на наиболее интересные заседания в секцию взрослых. Это, как правило, дает прекрасные результаты.

Если в бюро секции выбраны авторитетные спортсмены и если эти ребята увлеклись работой и поверили в соб­ственные силы, создание коллектива пойдет быстрым темпом. Важно только подсказывать членам бюро, разу­меется на первых порах, необходимые и злободневные вопросы, которые не, терпят отлагательств.

В юношеских секциях также бывают случаи зазнайства, нежелания считаться с мнением коллектива, такие явле­ния, когда занимающиеся стремятся отомстить своему парт­неру за удачный удар ответным сильным ударом, в резуль­тате чего тренировочный бой превращается в драку и от­ношения между боксерами портятся.

Бюро должно всячески пропагандировать оказание помощи партнерам во время спарринга и вольного боя.

Не следует думать, однако, что задача воспитателя ограничивается работой с бюро секции. Преподаватель должен и сам принимать активные меры для сплочения коллектива. Одной из самых эффективных мер является правильное использование командных соревнований, в которых совпадают интересы каждого из боксеров с инте­ресами всей команды, всего коллектива.

Важнейшим признаком сплоченного коллектива явля­ется сознательная дисциплина всех его членов. Воспита­нию этого качества преподаватель должен уделять особое внимание. Необходимым условием для появления у кол­лектива этого качества служит интересное и увлекательное построение урока. Преподаватель ни в коем случае не должен давать урок экспромтом. Каждое занятие должно быть шагом вперед в тщательно и заранее разработанном плане тренировок. Следует помнить, что юноши в силу своих возрастных особенностей быстро утомляются.

Поэтому, насколько возможно, следует избегать повторений, следить, чтобы каждое занятие давало боксерам что-то новое. Очень важно следить за тем, чтобы юноши, усваивая новый прием, понимали его место в общем бое­вом арсенале боксеров.

Следует также активнее вовлекать учеников в самое ор­ганизацию занятий, поручать, например, им судить това­рищеские встречи, а иногда и вольный бой.

Преподаватель должен тщательно и строго следить за посещением боксерами занятий. Уделяя этому, казалось бы, неправомерно большое внимание, он тем самым укреп­ляет коллектив секции. И не только тем, что предъявляет твердые требования к учащимся, но и тем, что, заставляя считать тренировки делом ежедневным, он создает как бы общий интерес у всех учащихся — интерес к боксу. А на основе этого интереса легче вырастает коллектив.

Другим важным качеством, которое преподаватель должен воспитывать у учащихся, является сознательное отношение к труду. Каждый боксер должен помнить, что совершенствование мастерства — это, прежде всего, труд, причем труд упорный. Преподавателю нужно так воспитать своих учеников, чтобы труд стал для них необходимостью. Надо также развивать у учащихся правдивость, сдер­жанность, скромность. Последнее качество является осо­бенно важным, так как некоторые из юных боксеров, же­лая блеснуть своими боксерскими умениями, принимают участие в драках.

Преподаватель обязан научить занимающихся культуре поведения, разрушить ложную романтику спортивного жаргона, отучить их ходить по улице в спортивной форме, предназначенной только для тренировок. Юный боксер должен усвоить, что истинный спортсмен всегда подтянут, собран, аккуратен.

Качеством, необходимым для каждого спортсмена, а в особенности боксера, следует, без сомнения, считать волю. Бокс по своему существу является таким спортом, где без­вольный, слабый человек не только не может рассчитывать на успех, но даже не может принимать участия в соревно­ваниях. Вот почему следует очень тщательно и осторожно развивать в учащихся силу характера. В связи с этим не­правильной представляется практика некоторых препода­вателей, которые допускают к условным и вольным боям неподготовленных, только что пришедших в секцию боксе­ров. Занимающийся должен выходить на ринг только тогда, когда он и физически, и технически, и, главное, морально подготовлен к первому бою.

Занятия боксом строятся так, чтобы учащийся зака­лял свою волю на каждой тренировке. Преподаватель дол­жен только правильно дозировать задания и тщательно следить за их выполнением, чтобы вовремя поддержать ученика, дать ему правильный совет. Нужно, например, тщательно следить, чтобы боксер не закрывал глаза, вы­полняя нырок или уход, чтобы он преодолевал боязливость и нервозность в вольном бою, не поворачивался спиной к противнику и т. д.

Преподаватель может для очень нерешительных бок­серов подбирать противников послабее, но должен вся­чески пресекать попытки боксера делать это самостоятельно.

Следует помнить, что развитие воли идет быстро и успеш­но лишь тогда, когда перед юношей стоит ясная цель. Такую цель преподаватель должен ставить перед каждым из своих учеников.

Рядом с развитием воли стоит вопрос о развитии у за­нимающихся инициативы. Ее преподаватель должен воспи­тывать, ставя учащихся в неожиданные положения и тре­буя в этих условиях быстрых решений. Например, вдруг увеличивать число раундов, заставлять учеников поддер­живать очень высокий темп. Необходимо на каждой тре­нировке требовать от боксера стремительных и неожидан­ных встречных ударов. Однако надо следить, чтобы зани­мающийся при этом не раскрывался, не забывал о защите. Иначе, потерпев раз или два поражение, боксер оконча­тельно потеряет уверенность в себе.

Уверенность в себе появляется, как правило, после первых успехов. Однако, чтобы это столь необходимое ка­чество не переросло в самоуверенность, преподаватель должен каждый раз усложнять задания, чтобы успехи да­вались в труде.

 

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

 

Обучение и тренировка начинающего юного боксера должны носить воспитывающий характер. Учебный про­цесс должен представлять из себя воспитательный процесс, где всестороннее физическое развитие, техническая, так­тическая и волевая подготовка неразрывно связаны с вос­питанием коммунистической морали.

Преподаватель, обучая юного спортсмена элементам техники бокса, обязан при организации учебно-трениро­вочных занятий учитывать все стороны его воспитания.

Нравственное воспитание — важнейшая задача пре­подавателя. Оно должно получить конкретное выражение в общественной и личной жизни его ученика, в его пове­дении и поступках.

Во время занятий боксом юноша должен воспитываться не только физически, но и морально. Идея коммунисти­ческого воспитания должна пронизывать весь процесс обучения и тренировки.

В 1920 году, выступая на III съезде комсомола, В. И. Ле­нин сказал, что все дело воспитания, образования и учения современной молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали.

В учебно-спортивной работе преподаватель должен по­стоянно исходить из того, что хорошим боксером может стать лишь человек, не только овладевший основами навы­ка боксера, но и отличающийся высокими моральными ка­чествами. Так, воспитание и обучение должны быть нераз­рывно связаны в едином педагогическом процессе формиро­вания всесторонне развитого человека — будущего стро­ителя коммунистического общества.

Часто на ринге в бою встречаются два спортсмена с одинаковой технической и тактической подготовленностью. Встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов.

Преподаватель должен стремиться воспитывать во­левых спортсменов, которые в суровых условиях боя спо­собны преодолеть сопротивление противника. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки — основа боевых действий боксера.

Опыт состязаний показывает, что успех боя находится в прямой зависимости от волевой, физической, техниче­ской и тактической подготовки.

Тактика связана с техникой, зависит от нее и в свою очередь влияет на ее развитие. От умения вести бой на ринге, правильно используя технику применительно к осо­бенностям противника, зависит мастерство боксера.

Тактику следует изучать одновременно с основами тех­ники. С первых же шагов обучения боксер должен поль­зоваться техникой на основе тактики.

Тактика бокса — это искусство ведения боя на ринге, умение боксера рационально использовать боевые сред­ства для достижения победы.

Тактика является одним из важнейших разделов обу­чения боксу. Только тактически грамотный боксер будет сознательно применять элементы техники, исходя из ре­альной обстановки боя. Действия же боксера, выражаю­щиеся в простом повторении изученных технических при­емов, искажают сущность бокса.

Период 1949—1952 годов был периодом спада нашего бокса. Объяснялось это отчасти и однообразной тактикой, приведшей к откровенно силовой борьбе, которая подме­нила умную и ловкую игру на ринге. Прямолинейность и однообразность тактики обеднили и технический арсенал боксеров. Из защиты, например, исчезли такие сложные приемы, как нырки, уклоны, из нападения — ближний бой. И наш бокс стал быстро деградировать.

Этот печальный урок нужно запомнить каждому пре­подавателю, ведущему работу с юношами. И начиная за­нятия с группой ребят, впервые пришедших в секцию, пе­дагог должен помнить, что его задача научить их не толь­ко правильно наносить удары и защищаться от них, но и воспитать в них понимание того, что бокс — это прежде всего игра, требующая мужества, силы, быстроты, момен­тальной ориентировки.

Вот почему уже с первых занятий, обучая юного спорт­смена начальным приемам бокса, следует воспитывать и развивать у них гибкую тактику. Следует всячески по­ощрять изобретательность юношей во время боя, их само­стоятельные попытки разнообразить защиту или нападение новыми сочетаниями приемов, которыми они уже успели овладеть.

Уже с самого начала, давая своим ученикам азы бокса, преподаватель должен заботиться о расширении их так­тического кругозора, а для этого ярко и точно объяснять значение приема в структуре боя. После первых 15—20 за­нятий, когда ученик, в какой-то мере овладев передвиже­ниями, основными ударами и защитами от них, начинает принимать участие в вольных боях, преподаватель уже мо­жет угадать, какая тактика ведения боя будет наиболее подходящей для его воспитанника. Это подсказывается и физическим развитием {если, например, ученик отлича­ется высоким ростом, то его следует ориентировать вести бой на дальней дистанции, если он низкий, то надо рекомендовать ему ближний бой и т. д.), и умением ученика быстро ориентироваться, и его волевыми качест­вами.

Определив тактику для каждого ученика, преподава­тель во время занятий должен особенно внимательно сле­дить за теми техническими приемами, которые позволят его ученику осуществлять эту тактику. Например, готовя из юноши боксера, предпочитающего дальнюю дистанцию, следует особенно тщательно совершенствовать с ним пря­мые удары и длинные боковые, из защит — отбивы, шаги в сторону, отходы.

В основе обучения и тренировки начинающего боксера лежат принятые в советской педагогике дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, сис­тематичности, последовательности, доступности и проч­ности.

Принципы сознательности и ак­тивности, как и все дидактические принципы, яв­ляются основным руководством для преподавателя при осуществлении учебного процесса и находятся в тесной взаимосвязи, так как сознательное отношение занимаю­щихся к учебному процессу повышает их активность на занятиях.

Сознательность и активность при обучении боксу при­обретают особо важное значение, так как сам процесс обучения в боксе является очень сложным, потому что обу­чающиеся овладевают сложными по координации движе­ниями, также потому, что в случае допущения ошибки на занимающегося производится физическое воздействие. По­этому все движения боксера должны быть глубоко осоз­наны. Осмысливание учебного материала должно нахо­диться в прямой связи с сознательным отношением боксе­ров к учебно-тренировочному процессу.

В ходе тренировки необходимо более четко и полно объяснять учащимся роль и значение каждого приема, удара, защитного движения, их место в боевом арсенале. Нужно добиться того, чтобы каждое новое движение, каж­дый новый прием были бы для начинающего спортсмена не самоцелью, а лишь ступенью к новому, более трудному. Этим достигается также и то, что боксер видит, к каким результатам приведут его тренировки.

Сознательность и активность спортсмена выражаются в стремлении как можно лучше выполнить задание урока, внимательно прислушиваться и стараться реализовать указание преподавателя.

Другим важным элементом воспитания сознательности и активности является творческая помощь учеников друг другу во время изучения нового приема, т. е. активное, сознательное участие в процессе обучения.

Следует указать еще па один важный элемент принципа сознательности и активности — закрепление в боевых ус­ловиях разученных комбинаций и приемов. Преподава­телю необходимо добиваться такого положения, чтобы юные спортсмены строили тренировочный бой с таким рас­четом, чтобы создать возможность использовать указанную комбинацию непосредственно во время боя не менее трех-четырех раз в раунде. Требование закрепления навыков на ринге позволяет учащимся быстрее осваивать сложные элементы техники бокса.

Не менее важное значение имеет воспитание критиче­ского отношения боксера к своим действиям на тренировке и, особенно, на ринге. Каждый боксер должен научиться как бы со стороны смотреть на все свои движения и подме­чать свои ошибки.

Наряду с привитием молодому боксеру критического отношения к своим действиям необходимо развивать у не­го инициативу. Так, если ученик будет выполнять предла­гаемый прием в несколько ином, наиболее удобном для него, виде, не нарушающем, однако, основ выполнения этого приема, то необходимо помочь молодому боксеру в его творческих исканиях.

Нередко у молодых боксеров наблюдается увлечение только избранным видом спорта и отрицание других спор­тивных дисциплин по той причине, что это якобы мешает достижению высоких спортивных результатов. Препода­вателю необходимо постоянно воспитывать у молодого бок­сера сознательное отношение к другим видам спорта. Для этого нужно раскрыть учащимся все значение всесторон­ней физической подготовки и привить пм любовь к другим видам спорта, в особенности к легкой атлетике, баскет­болу, плаванию, лыжам и др.

С целью воспитания сознательного отношения к учеб­ному процессу, привлечения юного спортсмена к активно­му участию в разрешении поставленной задачи целесооб­разно задачу тренировки ставить перед началом занятий, с кратким объяснением способов ее разрешения.

В обучении должны также применяться домашние за­дания, как теоретические, так и практические. Самостоя­тельная домашняя работа, при строгом контроле препода­вателя за ее выполнением, способствует развитию творче­ства, изобретательности в самостоятельной деятельности занимающихся.

Сознательное отношение боксеров к изучаемому мате­риалу является одной из основных мер предупреждения травматизма при занятиях боксом. Поэтому преподава­тель должен добиться, чтобы в учебных боях при изуче­нии приемов нападения или защиты ни в коем случае не применялись сильные удары.

Принцип наглядности. При обучении мо­лодого спортсмена особенно важно соблюдать принцип наглядности. Этот принцип заключается в том, что каждое движение, каждый прием, даваемый спортсменам на тре­нировках, должен быть проиллюстрирован, так как по­средством зрительного восприятия в сознании людей отра­жается объективная реальность.

В работе с юными боксерами этот принцип должен быть доминирующим, в связи с тем, что он способствует лучшему запоминанию и закреплению знаний и навыков. Рассматривая принципы обучения детей, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что в занятиях с детьми необходимо применять такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях в словах, а на конкрет­ных образах. Поэтому указанный принцип при занятиях с юношами следует применять как можно шире.

Принцип наглядности при обучении боксу юношей осу­ществляется с помощью следующих методов: образцового показа, демонстрации учебных плакатов и иллюстраций, критического наблюдения занимающихся за боями своих товарищей на тренировках и соревнованиях, наблюдения за боями мастеров спорта.

Первым и наиболее действенным из этих методов можно считать образцовый показ. Особенно большое значение показу придают наши ведущие тренеры, объясняя это тем, что зрительное восприятие у юношей выше, чем слуховое, поэтому тот или иной прием боксерского арсенала значи­тельно быстрее воспринимается не при устном объясне­нии, а при непосредственном показе.

Для большей наглядности и убедительности показ дат-жен сопровождаться кратким образным объяснением, так как одного лишь показа техники выполнения того или иного приема недостаточно. Это помогает юному боксеру понять и осознать движения, найти в них важнейшие, от­правные моменты. В этом отношении квалифицированное объяснение тренера играет важную роль.

Очень полезно непосредственный показ дополнять де­монстрацией плакатов и иллюстраций с изображением то­го или иного движения. Большую пользу приносит про­смотр кинокартин, в которых демонстрируется техника лучших боксеров. Однако при однократном просмотре картины юные боксеры не в состоянии заметить и осознать все детали техники. Поэтому большое значение приобре­тает просмотр кинокольцовок.

Полезность демонстрации кольцовок заключается в том, что внимание спортсменов сосредоточивается на изу­чаемом движении, а нередко и на одной детали его, в те­чение времени, необходимого для полного понимания и осознания этого движения.

Не менее важную роль в занятиях с юношами играет метод наблюдения учащихся за боями друг друга. Целе­сообразно во время и после боев проводить объяснение тех или иных игровых моментов, причем лучше, если учащиеся сами будут высказываться возможно более полно и крити­чески. Что же касается тренера, то он должен подвести итог этому обсуждению, кратко останавливаясь на непра­вильных высказываниях своих учеников.

Строгое соблюдение принципа наглядности является необходимым для успешной работы с юношами, при этом чем моложе спортсмен, тем большее значение приобретает применение указанного принципа в тренировке.

Принципы систематичности и по­следовательности. Эти принципы тесно свя­заны. Успешность обучения в большой степени зависит от соблюдения принципов систематичности и последователь­ности.

Несоблюдение этих принципов в физическом воспита­нии может отрицательно сказаться на здоровье занимаю­щихся. Об этом особенно следует помнить на занятиях по боксу, где от юных спортсменов требуется огромное нерв­ное и физическое напряжение, а также выполнение уп­ражнений, требующих сложной координации.

Принципы систематичности и последовательности обя­зывают преподавателя строго учитывать как возрастные особенности юношей, так и степень их физической подготовленности.

П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что в физическом образо­вании особо строго следует соблюдать постепенность и последовательность, так как нарушение этого непремен­но приведет к болезни.

Систематичность и последовательность в тренировке вы­ражается в постепенном возрастании требований, предъ­являемых к организму юного спортсмена в процессе тре­нировки. По мере развития организма юного боксера воз­растает и тренировочная нагрузка, проявляющаяся во все большей плотности и сложности движений.

Постепеннее увеличение нагрузки положительно влия­ет на развитие организма юноши и создает новые воз­можности для увеличения нагрузок.

Принципы систематичности и последовательности долж­ны быть широко использованы при планировании физи­ческой и нервной, психологической нагрузки занятия. Физическая нагрузка должна планироваться таким обра­зом, чтобы на каждом занятии учащиеся получали несколь­ко больший объем нагрузки по сравнению с прошлым, причем в первую очередь нужно давать упражнения на раз­витие быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносли­вости.

Практика показывает, что учащиеся утомляются зна­чительно меньше и степень усвоения ими новых элементов значительно лучше на тех занятиях, в которых гимнастика силового характера, требующая большого напряжения сил, проводится после разучивания техники.

Аналогично должна планироваться и психологическая нагрузка уроков. Так, на первых занятиях ученикам надо предлагать для разучивания простые движения, не свя­занные с риском, а на последующих — уже более сложные приемы нападения или защиты, связанны с известным ри­ском, с обострением боя.

Строгую постепенность возрастания нагрузки необ­ходимо соблюдать как при планировании тренировочных занятий, так и при составлении календаря спортивных со­ревнований. Соревнования надо проводить тогда, когда организм занимающегося достаточно подготовлен к на­грузкам. Этому должны предшествовать учебно-трениро­вочные занятия, где наряду с постепенным увеличением нагрузок использовались повышенные нагрузки. Своевременное введение повышенных нагрузок способ­ствует быстрейшему наступлению спортивной формы, т. е. оптимальному состоянию, при котором спортсмен может выполнить предельную работу. Преподаватель должен помнить о том, что в занятиях с юношами повышенные на­грузки следует вводить с большой осторожностью, только после длительной и тщательной подготовки, ибо прежде­временное применение их может повредить формированию молодого организма.

Содержание тренировочных занятий должно быть стро­го систематизировано с тем, чтобы новый учебный мате­риал вытекал из старого, уже пройденного. Извест­но, что труднее всего у занимающихся протекает развитие координационных движений. Поэтому выработ­ке столь необходимого боксеру качества нужно уделять особенное внимание. В развитии координации движений нужно следовать основному педагогическому правилу в обу­чении: переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Вначале ученикам нужно предложить общеразвивающие гимнастические упражнения, в которых делается упор на подводящие упражнения, в какой-то степени напоми­нающие специальные движения. Далее предлагаются уже специальные упражнения из числа наиболее элементар­ных. Например, передвижение по кругу, удары на ходу и др. Лишь после этого можно дать первые простейшие комбинации.

Тренировочные бои, исходя из основных положений принципов систематичности и последовательности, сле­дует давать в следующем порядке: вначале учебные, затем условные и, наконец, вольные бои.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.102.111 (0.091 с.)