Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национально-освободительное движение татарского народа
Развитие татарской общественной мысли придало сильный толчок которое также (национально-освободительному движению татар, способствовало формированию татарской нации. Одной из форм татарского национально-освободительного движения стал переход крещеных татар в мусульманство. В условиях христианизации и русификации мусульманская религия оставалась важной идеологической основой, средством сохранения национальной самобытности и формой протеста против колониального гнета и гражданского бесправия. В XIX в. произошли два крупных отпадения татар от христианства — 1827 и 1866 гг., масштабы которых вызвали беспокойство не только Подъем национально-освободительного движения татарского народа; был вызван и тем, что он подвергался тяжелому социально-экономическо-/ му гнету со стороны государства, которое облагало население непомерными налогами и повинностями. При взыскании этих налогов зачастую допуск кался произвол чиновников, особенно в отношении нерусского населения; Укрепление экономических позиций татарской буржуазии в первые пореформенные десятилетия привело к тому, что деловые круги начали более активно включаться в борьбу за национальные интересы. Их борьба в этот период приняла национально-реформистский характер. С этой целью видные представители торгово-промышленной буржуазии стали участвовать в работе городских дум. Так, в 1870 г. гласными Казанской городской думы состояли купец Юнусов, промышленники Арасланов,' Рахматуллин и др., обладавшие значительным капиталом. В 1878 г. представители татарской буржуазии подали царю специальную петицию с, требованием повышения статуса национальной школы и мусульманских религиозных учреждений. Они ходатайствовали об освобождении татарских школ из-под контроля министерства просвещения, предоставления льгот по воинской повинности всем учащимся медресе (шакирдам). Они настаивали на том, чтобы мусульмане имели возможность сами выбирать муфтия и заседателей духовного собрания во всех губерниях, в которых имелось магометанское население. Кроме того, петиция содержала пункт о разделе имущества по шариату без участия гражданского суда, о предоставлении татарам, состоящим на государственной службе, право праздновать пятницу и другие религиозные праздники.
Революционный характер национально-освободительного движения в татарском обществе выразился в борьбе малоземельных крестьян. В пореформенные годы недовольство масс существующим режимом еще более усилилось после того, как самодержавное правительство ввело по отношению к татарским крестьянам новые поборы и повинности, усилило национально-религиозные притеснения. В ответ на это в 1878-1879 гг. \ развернулось мощное движение татарских крестьян. Наиболее широкий и стремительный характер оно приняло в Спасском, Казанском и Чистопольском уездах Казанской губернии. Волнения распространились также на Вятскую, Самарскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии. Особенно большую активность проявляли крестьяне Вятской и Самарской губерний. Напуганные мощным национально-освободительным движением 1878-1879 гг. царские власти были вынуждены сделать некоторые уступки. Вместе с тем, самодержавие с неслыханной жестокостью расправилось с восставшими. Однако в последующие годы выступления крестьян продолжились и затем вылились 18 мая 188:5 г. в Сулеевское вооруженное восстание на территории Самарской губернии. Крупные волнения татарских крестьян Поволжья и Приуралья происходили также в 1897 г. Восстания 1878-1879, 1885, 1897 годов я другие крупные выступления сыграли важную роль в истории революционного и национально-освободительного движения татарского народа. Они показали, что даже небольшое улучшение национального и правового положения нации невозможно без массовых выступлений, направленных против колониального произвола русского самодержавия.
Национально-освободительное движение татарского народа иногда даже принимало религиозно-мистический характер. Например, таким являлось ваисовское движение, получившее свое название от основателя особой секты Багаутдина Ваисова 0819-1893). В своем миропонимании ваисовцы стремились к созданию справедливого, по их мнению, общества. Они призывали татар не подчиняться администрации, не платить налогов, не заниматься предпринимательством и торговлей, бороться за первоначальную чистоту ислама, который якобы испорчен муллами и муфтиями. Число сторонников этого движения, объединенных в «божьи полки», составляло от 500 до нескольких тысяч человек (по разным оценкам). За неподчинение местным властям, неуплату налогов ваисовцы преследовались. Некоторые члены движений были сосланы в Сибирь, а Б. Вайсов помещен в психолечебницу, где он, лишенный всяких связей с внешним миром, скончался в 1893 г. С начала XX в. руководителем движения стал Сардар Вайсов (Ваисов-младший), который направлял национально-освободительное движение против царского, а затем против Временного'правительства. Однако религиозная форма движения оставалась почти неизменной. В то же время в условиях огромного влияния мусульманской религии борьба против мулл воспринималась населением как покушение на устои ислама, и ваисовское движение не пользовалось широкой популярностью среди татар. Тем не менее их деятельность оставила заметный след в истории национально-освободительного движения татарского народа. В целом, национально-освободительное движение татар являлось неоднородным по своей социально-классовой направленности, так как интересы различных слоев татарского общества нередко зависели от их сословного и имущественного положения. Однако в борьбе за этническое выживание, сохранение языка, самобытной культуры, за верность своей религии все татары-мусульмане выступали единым фронтом. Это придавало освободительному движению общенациональны й характер, объединяло массы в борьбе за воплощение в жизнь общих интересов. Поэтому движущими силами национально-освободительного движения выступали как представители имущих классов, так и доведенные до отчаяния крестьяне. Нередко инициаторами того или иного антиколониального вы-, ступления являлись представители радикально настроенного духовенства:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.035 с.) |