Законодательный процесс в РФ. Особенности принятия федеральных конституционных законов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательный процесс в РФ. Особенности принятия федеральных конституционных законов



Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

Законодательная инициатива, т. е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный орган.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

• Компетентный орган принимает решение о необходимости издания закона, включает соответствующее предложение в план законопроектных работ.

• Вырабатывается официальный законопроект.

• Законопроект вносится в законодательный орган, принимается им к рассмотрению, обсуждается.

• Рассматриваются поправки.

• Принятие в порядке первого, второго и т. д. чтения («Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе как основы будущего закона; «второе чтение» — принятие проекта как закона; может быть и «третье чтение», т. е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки);

3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»).Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты.

4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в течение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одобренным.
Обязательному рассмoтрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

• федерального бюджета;

• федеральных налогов и сборов;

• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

• ратификации и денонсации международных договоров РФ;

• статуса и защиты государственной границы РФ;

• войны и мира.

5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его.

В этот же период Президент может отклонить закон (воспользоваться правом вето) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его, Президентскими поправками. Если при повторном рассмотрении закон в прежней редакции будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском

законодательстве. Одно из предназначений таких законов - обеспечить

стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего

устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных

конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны

противоречить обычные федеральные законы.

Счетная палата РФ

Единственным совместным органом, обра­зуемым обеими палатами Федерального Собрания РФ, является Счет­ная палата. Она состоит из Председателя Счетной палаты, его замес­тителей, аудиторов и аппарата. Согласно КРФ (пункт «и» части первой статьи 102, пункт «г» части первой статьи 103), Предсе­датель Счетной палаты и половина аудиторов назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Государственной Думой, а За­меститель Председателя Счетной палаты и другая половина аудито­ров - Советом Федерации. Ныне председателем Счетной палаты Рос­сийской Федерации является С.В. Степашин.

Статус Счетной палаты определен ФЗ, принятым Госдумой 18 ноября 1994 года. Согласно этому закону (статье 1), Счетная палата -постоянно действующий орган государственного финансового кон­троля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счетная палата руководствуется КрФ, названным Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных дей­ствующим законодательством, Счетная палата обладает организаци­онной и функциональной независимостью.

Задачами Счетной палаты являются:

• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед бюджета и бюджетов фед внебюджетных фондов по объемам, структу­ре и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственно­сти;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных и внебюджет­ных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государст­венной власти,

• анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета

• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в ЦбРф, уполномо­ченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Россий­ской Федерации;

• регулярное представление Совету Фед и ГосДуме информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.006 с.)