Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ



В обычном порядке полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства. Конституционное регулирование статуса Президента предусматривает основания досрочного прекращения егополномочий:

-отставка президента;

-неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

-отрешение Президента от должности.

Под отставкой Президента понимается добровольный уход главы государства со своего поста. КРФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Более сложный процесс прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах РФ не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует. В отличие от двух названных оснований прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его от должности прописан в КРФ весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности. КРФ регулирует процедуру отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения этой меры ответственности. Процедура отрешения Президента от должности реализуется на основе тесного взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается ГосДумой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно КРФ, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов ГосДумы.

Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ

В посланиях акцент делается на постановке наиболее важных задач социально экономического и политического развития страны без детальной расшифровки способов их решения. Это открывает простор для выдвижения органами гос. власти РФ, прежде всего, Федеральным Собранием, к которому было обращено Послание, собственных программ и инициатив, направленных на решение этих задач. Ряд наработок в русле проблем, затронутых в Послании Президента, имеется в Совете Федерации. Представляется целесообразным, в качестве реакции на Послание, активизировать работу по доведению этих идей и материалов до стадии практической реализации путем выдвижения соответствующих законодательных инициатив – как в части доработки существующей правовой базы, так и создания принципиально новых законодательных актов.

Федеральное собрание РФ: конституционно правовой статус, структуры, функции

В Конституции Российской Федерации полномочия Федераль­ного Собрания представлены предметами ведения палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго раз­граничена и каждая из них правомочна решать только вопросы своего ведения.

Конституцион­ный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институ­ты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собра­ния Российской Федерации, а также устанавливающие его компе­тенцию.

К составным частям (элементам) конституционного статуса Со­вета Федерации относятся также правовые институты, которые за­крепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Со­вета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должност­ных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

Структурапарламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:

1. федеральным характером российского государства;

2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;

3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.

Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты парламента.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ФС состоит из двух палат – Совета Федерации и ГосДумы. ГосДума представляет все население РФ, а Совет Федерации, часто в прессе, именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В соотв-и с ФЗ 2000 г.«О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ:по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов гос.власти субъекта РФ.Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с КРоссийской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.Член Совета Федерации–представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.253.152 (0.008 с.)