Конституционный строй: понятие и его основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный строй: понятие и его основы



14. Конституционный строй — разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. К.с. — это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении К.с. понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях (1).

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства (2)

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления,политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека,его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя -основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением,конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства -Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

15. Конституционное закрепление принадлежности государственной власти (суверенитет, суверенитет нации, суверинитет государства)

В соотв. с К. на федер. уровне действ. орг. гос. вл.,~ присущи такие призн.как: (эти же призн. присущи и орг. гос. вл. S РФ. 1) Кажд. орган гос-ва явл.составным звеном единого гос аппарата.3) Каждый орган гос-ва обладает гос-властным хар-ром, т.е. наделен гос-властными полномочиями издавать в рамкахсвоей компетентности общеобязат. п.а., обеспечивать исполнение этих актов вплоть до применения мер принуждения.3) Кажд. орган гос-ва наделен в соотв. сК. собственной компетенцией, т.е. совок-тью юр. прав и обяз-тей.4) Каждомуоргану гос-ва присуща собств. организационная стр-ра, ~ опред-ся функц.назначением и компетенцией этого органа.5) Каждый орган гос, в соотв. споставленными перед ними задачами use специфич., организационно-правовые формы и методы работы. Критерии определения места гос. органа. 1) Исходя из К. формы осущ-ниягос. власти. 2) Конкретное функц. назнач-е органа гос-ва в осущ-нии властинарода. 3) Роль в решении задач и функций гос-ва. В соотв. с этими критериями иреспубл. формой правления власть на фед. уровне осущ-ют: Президент РФ, ФС РФ.,Прав-во РФ и фед. органы исполнит. власти. Суды РФ. Форма правления - способорг-ции верховной гос. власти. В республике органы гос. власти выборные, наопред. период. и периодически сменяемы. Президент в презид. республике явл.

одновременно главой гос-ва и главой исполнит. власти. Он избир-ся народом иправ-во подотчетно не парламенту, а Президенту. В парламентской республикеПрезидент назнач-ся парламентом. Прав-во дей-ет во главе премьер-министра. В РФпрезидент не явл-ся главой прав-ва, а только главой гос-ва. Парламент участвуетв формировании прав-ва, в частности, в утверждении кандидатуры председателяправ-ва, ~ назначает Президент (т.е. парламент только утверждает). прав-во

подотчетно президенту, но и парламенту => в РФ смешанный тип илиполупрезидентский тип республики.

В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского гос. (ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает верховенством, самост. и независимостью от к-л др. властей как на тер-рии самой РФ, так и в её взаимоотн. с зарубежными гос.. Суверенитет - это качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред. "совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав. Одновременно они хар-ют РФ как гос. 1) право учредит. власти, т.е. право разрабатывать, принимать свою К., вносить в неё необходимые измен., дополнения и поправки; 2) право установления системы фед. органов законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и деятельности, право принимать ф.к.з. и ф.з., осуществлять контроль за их соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретен. и прекращен. ~ осущ. в соотв. с ф.з.; 4) право иметь российские вооруж. силы для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос. язык на всей тер-рии РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы гос суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самост. гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос. суверенитет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.005 с.)