Понятие конституционного права России как отрасли права и его предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного права России как отрасли права и его предмет



Понятие конституционного права России как отрасли права и его предмет

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет — это общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества — политической, экономической, социальной и др. Однако это распространяется не на все отношения целиком, а лишь на определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

Отсюда к предмету конституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);
б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).
Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:
1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества.

Таким образом можно сделать следующий вывод:

Конституционное право России — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Источники конституционного права

4. Источники конституционного права – совокупность нормативно-правовых актов содержащих конституционно-правовые нормы и являющихся их формами выражения и закрепления.

К источникам конституционного права относятся:

1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

2) федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другие);

3) федеральные законы;

4) указы Президента;

5) постановления Правительства;

6) регламенты палат Федерального Собрания РФ;

7) декларации (например, декларация о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года);
8) договоры и соглашения. Федеративный договор от 31 марта 1992 г.;

9) судебные акты (в частности постановления Конституционного Суда);

10) конституции, уставы, законы и иные НПА субъектов РФ.

Место КП в системе права РФ

6. конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Конституция РСФСР 1918 года

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства обще-российская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. шли к власти социалистические партии, и первыми декретами советской власти, принятыми до середины 1918 года.

специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что её нормы и положения выходили за рамки внутригосударственного регулирования и включали установления чисто политического характера, ориентированные на всё мировое сообщество. При этом в Конституции открыто признавалось необходимость применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя, что не было характерно для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоёв общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала её принудительное безвозмездное изъятие.

Конституция РСФСР 1925 года

В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

В отличие от Конституции 1918 г., Конституция 1925 г. не включала в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако в ней отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации и воспроизводила многие из них.

Конституция РСФСР 1937 года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

Главы, касающиеся обязанностей граждан, классовость, За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль, закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

Конституция РСФСР 1978 года

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а на её основе, в 1978 г., Конституция РСФСР.

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

этап развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и закреплялось в первых.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

3.Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Конституция РФ 1993 года

12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята новая Конституция, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Основные отличия от Конституции РСФСР 1978 года:

Ликвидирована система Советов;

Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.

Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;

Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);

Конституция СССР 1977 года прекратила свое действие на территории России

Правовое государство РФ

основных признака правового государства:

-Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.

-Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан).

-Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти).

Светское государство РФ

18. Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

1. нравственное воспитание людей;

2. психологическая поддержка верующих;

3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);

4. борьба за мир;

5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

6. экологическая функция и др.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Социальное государство РФ

19. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Статья 7 «1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

· 1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

· 2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это:

o - охрана труда и здоровья людей;

o - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

o - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

o - развитие системы социальных служб;

o - установление государственных пенсий, пособий;

o - иные гарантии социальной защиты;

· 3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

Суверенное государство РФ

20. Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain) означает верховенство.

Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие в государстве — это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).

Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические основы суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России. Однако важен и человеческий фактор, значение которого неуклонно повышается. Опыт Японии это наглядно демонстрирует.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.

Принцип равноправия.

Принцип солидарности прав человека. Солидарность основы­вается на взаимном признании прав, на обязанностях и ответствен­ности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Принцип демократии.

Принцип толерантности (терпимости) — особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Принцип справедливости.

К конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина относят:

- Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 КРФ).

- Равенство всех перед законом

- Непосредственное действие.

- Гарантированность и защищенность

Принципы гражданства РФ

30. Институт гражданства базируется на следующих принципах:

· гражданство РФ является единым;

· равенство независимо от оснований и времени приобретения;

· открытый и свободный характер гражданства;

· недопустимость лишения гражданства;

· возможность иметь двойное гражданство;

· принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за переделами РФ;

· отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданами РФ и лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом;

· следование гражданства детей и недееспособных граждан гражданству родителей или опекунов;

· защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами.

1) Принцип единого гражданства является особенностью государств с федеративной формой государственно-территориального устройства. Действующий Федеральный закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства. Единое гражданство, по мнению специалистов, видимо, должно пониматься как определение гражданства РФ в качестве единственного в стране[2].

2) Равенство независимо от оснований приобретения. Граждане Российской Федерации по рождению, бывшие иностранные граждане или апатриды, принятые в российское гражданство, лица, которые приобрели гражданство России по иным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности гражданина РФ.

3) Сущность принципа открытого и свободного характера гражданства проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, каждый человек имеет право на российское гражданство. При отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства России, оно должно быть предоставлено обратившемуся лицу. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими стремиться к сокращению лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Согласно ч. 6 ст. 4 закона о гражданстве, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.Во-вторых, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство..

4) Возможность двойного гражданства. Российская Федерация допускает наличие у своего гражданина гражданства иного государства. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве, гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

5) Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Обладание российским гражданством не обусловливается требованием обязательного проживания в России.

6) Принцип отрицания автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом, получил также название принципа невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса и получил закрепление в ст.ст. 8,9 Федерального закона о гражданстве. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга

7) Принцип следования гражданства детей и недееспособных граждан гражданству родителей или опекунов при изменении последнего имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства обычно связано с изменением места жительства. Закон устанавливает правило, согласно которому, для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие

8) Защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами. Данная норма сравнительно новая, она была впервые закреплена в Конституции СССР 1977 г. Российская Федерация через консульские и дипломатические учреждения осуществляет защиту и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами страны. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и законные интересы.

Культурные права

это комплекс прав и свобод, представляющий собой гарантированные Конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и научной жизни и предполагающий свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ).

— право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;

— на приобщение к культурным ценностям (т. е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);

— на гуманитарное и художественное образование;

— на собственность в области культуры (т. е. последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);

— создавать общественные объединения культурно-просветительского профиля (т. е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях);

— на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).

Предметы ведения РФ

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения РФ определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

Анализируя предметы ведения, закрепленные в этих законодательных актах, следует учесть наличие в них некоторых противоречий. В этой связи Конституция РФ устанавливает в ст. 1 второго раздела “Заключительные и переходные положения”, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора — действуют положения Конституции РФ.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения РФ Конституция делит на две группы:

· 1. Исключительные предметы ведения и полномочия РФ (ст 71 Конституции РФ);

· 2. Совместные предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения РФ, закрепленных в ст 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти РФ и в других федеральных законах. Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города. Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между РФ и ее субъектами. Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Конституционный статус РФ

определяется КРФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного гос-ва: Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её террит-ю; Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность; КРФ и ФЗ, их верховенство на всей террит-и РФ, высшая юр.сила КРФ;Федеральные органы гос.власти;Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств;Единое гражд-во РФ;Госуд.язык – рус.язык;Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ;Единая денеж. Ед.-рубль; Госуд.символы –гос.флаг,госуд.герб, госуд.гимн, установленные федеральными конституционными законами; Столица РФ - город Москва.

Выборы Государственной Думы Федерального Собрания: особенности организации и проведения.

Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Депутаты ГосДумы Федерального Собрания РФ избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гр-на РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гр-на к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Депутаты ГосДумы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты ГосДумы.Проведение выборов депутатов ГосДумы в установленные сроки является обязательным.Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска ГосДумы - одновременно назначает выборы депутатов ГосДумы.В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ. Депутатом ГосДумы может быть избран гражданин РФ,достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее 1%избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета.

Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ

В посланиях акцент делается на постановке наиболее важных задач социально экономического и политического развития страны без детальной расшифровки способов их решения. Это открывает простор для выдвижения органами гос. власти РФ, прежде всего, Федеральным Собранием, к которому было обращено Послание, собственных программ и инициатив, направленных на решение этих задач. Ряд наработок в русле проблем, затронутых в Послании Президента, имеется в Совете Федерации. Представляется целесообразным, в качестве реакции на Послание, активизировать работу по доведению этих идей и материалов до стадии практической реализации путем выдвижения соответствующих законодательных инициатив – как в части доработки существующей правовой базы, так и создания принципиально новых законодательных актов.

Федеральное собрание РФ: конституционно правовой статус, структуры, функции

В Конституции Российской Федерации полномочия Федераль­ного Собрания представлены предметами ведения палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция палат строго раз­граничена и каждая из них правомочна решать только вопросы своего ведения.

Конституцион­ный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институ­ты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собра­ния Российской Федерации, а также устанавливающие его компе­тенцию.

К составным частям (элементам) конституционного статуса Со­вета Федерации относятся также правовые институты, которые за­крепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Со­вета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должност­ных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

Структурапарламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:

1. федеральным характером российского государства;

2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;

3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.

Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты парламента.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.076 с.)