В результате исследования особенностей назначения наказания несовершеннолетним можно сделать следующие выводы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В результате исследования особенностей назначения наказания несовершеннолетним можно сделать следующие выводы.



Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений делают необходимым разработку таких мер наказания, в которых акценты смещаются с карательных на воспитательные и предупредительные аспекты.

Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников, которые характеризуются сформировавшейся личностью, исправительный аспект занимает основное место, то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями.

Невысокая эффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду. Система наказаний (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела, учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости.

Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной

Ответственности и наказания

Применение к несовершеннолетним принудительных мер

Воспитательного воздействия

Психические и социальные особенности, связанные с юным возрастом несовершеннолетнего (психическая и социальная незрелость), требуют более мягкого к нему отношения, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в ст. 6 УК.

С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего -- применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Обсуждая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того, что такому лицу может быть не только назначено наказание, но к нему могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 постановления от 14 февраля 2000 г. обратил внимание судов на необходимость более тщательно изучать возможности применения к несовершеннолетним различных видов освобождения от уголовной ответственности: ст. 75 УК - в связи с деятельным раскаянием, ст. 76 - в связи с примирением с потерпевшим; ст. 77 - в связи с изменением обстановки.

Особенностью ответственности несовершеннолетних является возможность ее реализации в разных формах: в форме освобождения от уголовной ответственности и применении принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90 УК РФ), и в форме привлечения к уголовной ответственности, индивидуализация которой выражается:

1) в освобождении от наказания и применении принудительных мер воспитательного характера (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

2) в применении наказания в пределах, специально установленных ст. 88 УК РФ (виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним);

3) в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Правовые последствия применения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоих случаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение от наказания в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК, влечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК, таковую не влечет.

Принудительные меры воспитательного воздействия теперь могут быть применены ко всем несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести, не обязательно ступившим на путь нарушения закона в первый раз (ч.1 ст.90 УК) [3]. Они могут применяться при совершении нового преступления при имеющемся условном осуждении, после погашения судимости за ранее совершенное преступление и т.д.

Таким образом, сфера применения принудительных мер воспитательного воздействия расширена за счет несовершеннолетних, ранее совершивших преступления. Кроме того, теперь законодательно урегулирован срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия как передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих; специализированного государственного органа), ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч.3 ст.90 УК).

Их этого положения вытекает очень важный вывод: привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности не всегда заканчивается применением наказания; оно может ограничиваться применением судом принудительным мер воспитательного характера, не являющихся уголовным наказанием. В этом случае происходит освобождение от наказания, но не от ответственности.

При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности, связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности.

Принудительными они являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделённых специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу.

В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд.

Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причинённый вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК.

Предупреждение - одно из наиболее мягких принудительных мер воспитательного воздействия. Оно применяется при освобождении от уголовной ответственности в том случае, если подросток полностью осознал содеянное, раскаялся, вред, причиненный совершенным им преступлением, минимальный и т.д. Предупреждение как мера воспитательного воздействия реализует цели исправления и предупреждения посредством разъяснения подростку характера и степени опасности совершенного деяния, размера причиненного преступлением вреда и возможных последствий. Так, в случае совершения нового деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права.

Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребёнку, что предусмотрено Семейным Кодексом РФ, она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем подростка.

Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор государственному органу. Им в настоящее время является инспекция по делам несовершеннолетних при соответствующем местном органе самоуправления.

Закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, однако представляется, что такое согласие судом должно быть получено, иначе указанной мерой воспитательного воздействия не будет достигнуто необходимого положительного результата (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 7).[5]

Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит преуменьшить, смягчить вред, причинённый потерпевшему совершённым преступлением. Законом не определён и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. [15]

Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему, и суд может применить к несовершеннолетнему другие ограничения. Все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.

Особенности содержания принудительных мер воспитательного характера определяются условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенных ему мер принудительного воздействия. Стоит также отметить, что большое воспитательное значение для виновного имеет сам процесс судебного разбирательства и провозглашение судом постановления о применении принудительной меры воспитательного воздействия.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган, обеспечивающий его исправление.

В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия она отменяется судом по представлению указанного специализированного органа, и производство по делу возобновляется в общем порядке. Отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление производства по делу допустимы, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст. 94 УК).

Условия применения одних и тех же мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и при освобождении от наказания необходимо различать по следующим признакам:

а) освобождение от уголовной ответственности с применением названных мер, возможно, если подросток совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК). При освобождении от наказания этого условия не требуется;

б) при освобождении от уголовной ответственности за преступление средней тяжести к подростку применяются меры воспитательного характера (ст. 90 УК). При освобождении от наказания (ст. 92 УК) он должен быть помещён в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.017 с.)