Сущность и социальное значение особенностей уголовной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и социальное значение особенностей уголовной



Ответственности несовершеннолетних

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу Уголовного кодекса означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учетом особых положений, предусмотренных в данной главе. Введение в УК таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).

Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т. д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Раскрытие сущности особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних тесно связано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников. Установление уголовной ответственности предполагают не только определение круга деяний, признаваемых общественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственная отрицательная оценка; притом мера этой оценки заранее определена в виде санкций соответствующих норм закона.

Необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма и вызвана двумя причинами. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе» Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г., и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

С другой стороны, эти психические и социальные особенности определяют не только строгость, но и содержание исправительного воздействия. Применительно к несовершеннолетним исправительное воздействие становится воспитательным. Личность несовершеннолетнего еще не сформировалась окончательно, поэтому, например, администрации воспитательной колонии приходится выполнять не только задачу исправления преступника, но и те задачи, которые в обычной жизни решают родители.

Представление об ответственности связано с сознанием неотвратимости наказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслима без наказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет о несовершеннолетних.

Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним, важно определить возраст уголовной ответственности. Наступление уголовной ответственности возможно только для лиц, которые осознают фактический характер своих действий (бездействия) и понимают их социальное значение. А определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями.

«Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе» Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. -- М.: Изд-во БЕК, 1998. -- С. 86..

Поэтому установление возрастных границ ответственности за свое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут причинить вред.

При определении возраста, с достижением которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, за основу берется уровень сознания человека, его способность понимать характер совершаемых им действий, их общественную опасность и значение, а также возможность руководить ими.

Несовершеннолетие охватывает относительно длительный период развития личности. Оно включает в себя несколько этапов. И если периоды ограничить возрастными пределами, в рамках, которых возможна уголовная ответственность несовершеннолетних, то в этом случае можно выделить два этапа: подростковый и юность.

С этими этапами связаны и два возрастных рубежа, начиная с которых лицо подлежит уголовной ответственности (14 и 16 лет). Каждый из этих этапов представляет качественно особый период развития, характеризуется множеством изменений, которые составят в совокупности своеобразие структуры личности несовершеннолетнего и определяют уровень социального взросления, „который предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности несовершеннолетнего к усвоению требований к поведению в обществе взрослых“. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания. -- Казань, 1999 - С.67

Уровень усвоения данных требований у разных возрастных групп неодинаков. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении наказания.

Несовершеннолетние в состоянии сознательно выбирать вариант должного поведения, то есть действовать в соответствии с требованиями норм права и правил человеческого общежития. Этим в первую очередь и объясняется, что законом установлена уголовная ответственность, например, не с 10-летнего, а именно с 14-летнего возраста за отдельные преступления, а за остальные, как правило, - с 16-летнего возраста.

Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность. И если, несмотря на это, несовершеннолетние всё же совершают преступления соответствующего вида, имея возможность поступить по-другому, они вполне обоснованно могут и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые серьезно сказываются на их поведении.

К 10 - 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 - 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более - суждений.

На поведение несовершеннолетнего оказывает влияние не только возраст, но и другие индивидуальные особенности личности, в частности, его психические аномалии. Как показали материалы изучения судебной практики около 3% осужденных подростков страдали различными формами психических аномалий, которые не исключают вменяемость.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью - его досуг.

Законодатель подчеркивает особый подход как к привлечению к уголовной ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетним в силу социальных, морально-этических и психических факторов.

Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом пластичности и особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии или обратной ошибки, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физической и психической характеристик, социального статуса.

При изучении судебной практики, заметно, что большое внимание уделяется личности несовершеннолетнего при назначении наказания. Так, более строгие меры наказания применяются к лицам, которые не работают и не учатся, большинство из них уже имели судимости. 90% таких подростков были осуждены к лишению свободы.

Требования закона об учете при назначении наказания возрастных, психологических и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, совершивших преступления, позволяют ограничивать, так называемых, случайных преступников от глубоко испорченных в нравственном отношении лиц и избирать им соответствующее наказание в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В числе особенностей личности, которые суд может рекомендовать учесть органу, исполняющему наказание в отношении несовершеннолетнего, могут быть: замедление развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, наличие каких-либо психических аномалий, не ставящих под сомнение его вменяемость.

Причины таких отклонений могут быть различными: неблагоприятные условия воспитания (грубость, жестокость, деспотизм в семье, безнадзорность в течение длительного времени); длительное соматическое заболевание, препятствующее нормальным контактам с внешним миром; слабо выраженные повреждения центральной нервной системы при рождении и в детстве, а также в результате травмы или инфекции, которые повлекли ее органические изменения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.007 с.)