Общая характеристика уголовной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика уголовной ответственности



Лишение свободы

 

Особенностью лишения свободы для несовершеннолетних является вдвое меньший по сравнению с совершеннолетними максимальный срок этого наказания — десять лет (независимо от степени тяжести совершенного преступления) и отбывание его в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В этой части УК РФ оставил без внимания положения УК РСФСР (ч. 2, 6 ст. 24).

В процессе работы по созданию УК РФ обсуждались, с одной стороны, предложения снизить максимальный предел лишения свободы несовершеннолетним, а с другой — повысить его. В книге "Уголовный закон, опыт теоретического моделирования" предлагалось снизить максимальный предел лишения свободы несовершеннолетним до семи лет. Свою позицию авторы монографии обосновывали неэффективностью влияния длительных сроков лишения свободы на достижение целей наказания*.

* Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. С. 228, п. 4 ст. III.

 

Десятилетний максимальный предел лишения свободы оставлен в связи с тем, что это наказание рассматривается как крайняя мера в отношении лица моложе 18 лет, которая в соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 декабря 1990 г. может быть назначена ему только в случаях, когда суд придет к убеждению, что его исправление невозможно без изоляции от общества.

Важно иметь в виду и то обстоятельство, что десятилетний срок лишения свободы несовершеннолетнего сопряжен с переводом его из воспитательной колонии в исправительную, что коренным образом меняет правовое положение виновного и не способствует достижению преследуемых наказанием целей*.

* "... Как свидетельствуют данные уголовной статистики, лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, имеют более высокую вероятность вторично стать преступниками. Следовательно, чем большая часть населения прошла через места лишения свободы, тем обширнее резервы преступности" (Михайловская И.Б., Кузьминский Ю.Ф., Мазаев Ю.Н. Преступность: что мы знаем о ней. Милиция: что мы думаем о ней. М., 1994).

 

Постоянный рост преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет, преобладание в ее структуре тяжких и особо тяжких преступлений убеждают в несвоевременности снижения десятилетнего предела лишения их свободы.

Минимальный предел лишения свободы у несовершеннолетних, как и у взрослых, повышен по сравнению с У К РСФСР на три месяца и равен шести месяцам.

В отличие от взрослых несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. В воспитательные колонии общего режима для отбывания наказания направляются все несовершеннолетние женского пола и впервые осужденные к лишению свободы несовершеннолетние мужского пола. В воспитательных колониях усиленного режима содержатся несовершеннолетние мужского пола, ранее уже отбывавшие лишение свободы.

УИК РФ устанавливает для несовершеннолетних три уровня условий их содержания: обычные, льготные и строгие в пределах соответствующей воспитательной колонии. Условия содержания различаются по степени ограничений прав и свобод осужденного. При поступлении в колонию назначенного судом вида режима все виновные содержатся на обычных условиях, впоследствии перевод на более льготные или строгие условия зависит от их поведения в процессе отбывания наказания. Такая система исполнения наказания предполагает обеспечение воспитательных колоний специалистами-воспитателями.

На конец 1995 г. в РФ находилась 61 воспитательно-трудовая колония, где содержалось 20,9 тыс. несовершеннолетних, в том числе 1136 девушек в трех ВТК для несовершеннолетних женского пола*.

* См.: Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве. М., 1996. С. 78.

 

В колониях для несовершеннолетних примерно на 21 тыс. подростков приходилось 10, 5 тыс. сотрудников, включая руководителей, воспитателей, учителей, режимных работников, младших инспекторов, психологов, клубных работников, врачей и др. На 100 подростков приходилось 5—6 воспитателей (для сравнения: в ИТК для взрослых на одного начальника отряда приходилось 100—150 осужденных). Эти цифры свидетельствуют о несколько лучшем положении с кадрами в воспитательных колониях, чем в исправительно-трудовых колониях. Однако это средние показатели, полученные из обобщения численности персонала во всех исправительных учреждениях. В действительности привлечению к работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях специалистов социальной сферы (педагогов, врачей и тем более психологов) все еще не уделяется должного внимания.

Таким образом, лишение свободы, во-первых, остается одним из самых строгих наказаний, применяемых к несовершеннолетним, и, во-вторых, — одним из наиболее вероятных в судебной практике, так как это наказание может быть назначено всем возрастным группам несовершеннолетних в случаях нецелесообразности применения к ним принудительных мер воспитательного характера, а в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений является единственно возможной мерой ответственности.

 

 

Несовершеннолетних

Несовершеннолетних

На разных этапах истории Российского государства по-разному решался вопрос о возрасте, с которого наступала уголовная ответственность и до достижения которого, лицо признавалось малолетним и не подлежало уголовной ответственности.

В 1742г. Сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что малолетних нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для использования на тяжелых монастырских работах.

В Указе Екатерины II от 26 июня 1765г. установлена полная невменяемость до 10 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам. От 10-17 лет допускалось смягчение наказания, причём при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10-15 и от 15-17 лет.

Уложение 1845г. отступило от этой системы, приняв предельным возрастом 7 лет; но так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885г.) дети от 7-10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по Уложению истечение 10 лет.

В период отрочества (от 10 до 17 лет) замена для них наказания наступает только в случае признания их обладающими вменяемостью, а в противном случае применяется общее правило об уголовной безответственности за невменяемостью. Но отроческий возраст, даже по отношению к детям, признанным обладающими вменяемостью и учинившим тяжкие злодеяния, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10-14 лет, и каторжным работам.

Рядом с отрочеством Уложение 1845г. ставило юность от 17-21 года, которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. При этом закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям исправительным. Из наказаний уголовных к несовершеннолетним смертная казнь и ссылка на поселение применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки каторги уменьшались на 1/3.

По отношению к наказаниям исправительным Уложение 1845г. заменяло ссылку на поселение или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом отдачей в военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. Сверх общих вышеизложенных правил об ответственности малолетних и несовершеннолетних Уложение содержало некоторые особые правила о смягчении и усилении их ответственности. [18]

Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты. [14]

Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних были предусмотрены в ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. Так, в ч. 1 этой статьи указывалось, что "не вменяется в вину преступное деяние, учиненное несовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значения, им совершаемого или руководить своими поступками". Очевидно, положение о возрастной невменяемости, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК РФ, позаимствовано с некоторыми изменениями из ст. 41 Уголовного уложения 1903 г. [13]

В дореволюционной России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился 22.01.1910г. в Петербурге, в последующем подобные суды работали во всех крупных городах. До применения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сейчас. Применялся Закон от 02.07.1897г. "О малолетних и несовершеннолетних преступниках". Этот Закон сохранял для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. [19]

Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: "Для детей нет суда и тюрьмы", который нашел свое воплощение в Декрете Совета Народных Комиссаров (СНК) от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния.

Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед мерами уголовного наказания.

Тенденция к усилению уголовной ответственности несовершеннолетних наметилась в начале 30-х гг. Особенно резко она обозначилась с принятием постановления Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР от 5 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних". Этот закон значительно понизил возраст, по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Так, начиная с 12-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лица, виновные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве; ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена.

31 мая 1935 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", которым были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанных актах нашла отражение господствовавшая в то время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью.

Начавшаяся война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил и сосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство не жалело средств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ для детей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличие от периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростков не получили такого широкого распространения.

В первые послевоенные годы основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те же беспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителям по-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. "О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.

Новым этапом в развитии советского уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних явились Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г., и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг. Существенным отличием нового законодательства было то, что на 2 года был повышен возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. По общему правилу уголовной ответственности, согласно ст. 10 Основ, подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За некоторые тяжкие преступления ответственность наступала с 14 лет.

Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних при применении к ним положений Общей части уголовного права (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.), законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).

Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений.

Так, п. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.

Проявлением гуманизма уголовного права явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. "О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1", предусмотревшей основания отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему.

Согласно этой статьи "при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет".

Но ни в Основах 1958 г., ни в уголовных кодексах союзных республик 1959-1961 гг. специальный раздел об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних не был предусмотрен. Между тем уголовные кодексы стран Восточной Европы такие разделы предусматривали. Включение аналогичного раздела в Основы являлось реализацией высказанных в юридической литературе предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства и рекомендаций, изложенных в "Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)". Согласно п. 1.4 этих правил "правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе".

Принятые в 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик впервые содержали специальный раздел "Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних".

Конституция РФ, принятая в 1993 г. в ст. 38 регламентирует особую защиту детства со стороны государства. В силу пункта 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы", и др.

Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) ознаменовал собой новый этап в уголовной политике государства в отношении несовершеннолетних. При разработке этого УК были учтены опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения советской и российской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран. В УК РФ получили дальнейшее развитие принципы виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Подтверждением этого является:

во-первых, расширение категорий преступлений, за совершение которых возможно применение принудительных мер воспитательного характера вместо наказания;

во-вторых, дальнейшее смягчение некоторых видов наказания, применяемых к несовершеннолетним (таких, как исправительные работы, штраф, кроме того, сокращены сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости);

в-третьих, в УК впервые указано о необходимости при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

В УК РФ впервые включен раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», воспринявший в значительной мере положения соответствующего раздела Основ 1991 г. Сосредоточение всех относящихся к несовершеннолетним норм Общей части в одном разделе дает возможность показать общие принципы уголовной ответственности этих лиц и привести в систему все нормы, регулирующие ответственность несовершеннолетних.

Глава 14 Уголовного Кодекса РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" содержит общие положения, характеризующие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (ст. 87 УК), характеристику наказаний, применяемых к несовершеннолетним (ст. 88), условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера и характеристику этих мер (ст. 90-92), основания условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 93), сроки давности привлечения к уголовной ответственности, исполнения обвинительного приговора и сроки погашения судимости (ст. 94-95). Заключительная ст. 96 (гл. 14) предоставляет суду право в исключительных случаях применять положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет.

В случае если те или иные вопросы уголовной ответственности и наказания не предусмотрены главой 14 УК, следует руководствоваться положениями Общей части УК (например, ст. 80 УК, предусматривающая замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания).

Важнейшим правовым актом, регулирующим деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 г.

Закон в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На это направлено и Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000г., согласно пункту 1 которого «судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений».

Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» ориентирует правоохранительные органы на преимущественное применение к несовершеннолетним, совершившим преступления, мер воспитательного характера, а не уголовного наказания.

Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т. д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Раскрытие сущности особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних тесно связано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников. Установление уголовной ответственности предполагают не только определение круга деяний, признаваемых общественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственная отрицательная оценка; притом мера этой оценки заранее определена в виде санкций соответствующих норм закона.

Необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма и вызвана двумя причинами. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе» Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г., и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

С другой стороны, эти психические и социальные особенности определяют не только строгость, но и содержание исправительного воздействия. Применительно к несовершеннолетним исправительное воздействие становится воспитательным. Личность несовершеннолетнего еще не сформировалась окончательно, поэтому, например, администрации воспитательной колонии приходится выполнять не только задачу исправления преступника, но и те задачи, которые в обычной жизни решают родители.

Представление об ответственности связано с сознанием неотвратимости наказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслима без наказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет о несовершеннолетних.

Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним, важно определить возраст уголовной ответственности. Наступление уголовной ответственности возможно только для лиц, которые осознают фактический характер своих действий (бездействия) и понимают их социальное значение. А определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями.

«Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе» Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. -- М.: Изд-во БЕК, 1998. -- С. 86..

Поэтому установление возрастных границ ответственности за свое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут причинить вред.

При определении возраста, с достижением которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, за основу берется уровень сознания человека, его способность понимать характер совершаемых им действий, их общественную опасность и значение, а также возможность руководить ими.

Несовершеннолетие охватывает относительно длительный период развития личности. Оно включает в себя несколько этапов. И если периоды ограничить возрастными пределами, в рамках, которых возможна уголовная ответственность несовершеннолетних, то в этом случае можно выделить два этапа: подростковый и юность.

С этими этапами связаны и два возрастных рубежа, начиная с которых лицо подлежит уголовной ответственности (14 и 16 лет). Каждый из этих этапов представляет качественно особый период развития, характеризуется множеством изменений, которые составят в совокупности своеобразие структуры личности несовершеннолетнего и определяют уровень социального взросления, „который предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности несовершеннолетнего к усвоению требований к поведению в обществе взрослых“. Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания. -- Казань, 1999 - С.67

Уровень усвоения данных требований у разных возрастных групп неодинаков. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении наказания.

Несовершеннолетние в состоянии сознательно выбирать вариант должного поведения, то есть действовать в соответствии с требованиями норм права и правил человеческого общежития. Этим в первую очередь и объясняется, что законом установлена уголовная ответственность, например, не с 10-летнего, а именно с 14-летнего возраста за отдельные преступления, а за остальные, как правило, - с 16-летнего возраста.

Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность. И если, несмотря на это, несовершеннолетние всё же совершают преступления соответствующего вида, имея возможность поступить по-другому, они вполне обоснованно могут и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые серьезно сказываются на их поведении.

К 10 - 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.

К 14 - 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество в значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более - суждений.

На поведение несовершеннолетнего оказывает влияние не только возраст, но и другие индивидуальные особенности личности, в частности, его психические аномалии. Как показали материалы изучения судебной практики около 3% осужденных подростков страдали различными формами психических аномалий, которые не исключают вменяемость.

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью - его досуг.

Законодатель подчеркивает особый подход как к привлечению к уголовной ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетним в силу социальных, морально-этических и психических факторов.

Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом пластичности и особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии или обратной ошибки, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физической и психической характеристик, социального статуса.

При изучении судебной практики, заметно, что большое внимание уделяется личности несовершеннолетнего при назначении наказания. Так, более строгие меры наказания применяются к лицам, которые не работают и не учатся, большинство из них уже имели судимости. 90% таких подростков были осуждены к лишению свободы.

Требования закона об учете при назначении наказания возрастных, психологических и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, совершивших преступления, позволяют ограничивать, так называемых, случайных преступников от глубоко испорченных в нравственном отношении лиц и избирать им соответствующее наказание в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В числе особенностей личности, которые суд может рекомендовать учесть органу, исполняющему наказание в отношении несовершеннолетнего, могут быть: замедление развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, наличие каких-либо психических аномалий, не ставящих под сомнение его вменяемость.

Причины таких отклонений могут быть различными: неблагоприятные условия воспитания (грубость, жестокость, деспотизм в семье, безнадзорность в течение длительного времени); длительное соматическое заболевание, препятствующее нормальным контактам с внешним миром; слабо выраженные повреждения центральной нервной системы при рождении и в детстве, а также в результате травмы или инфекции, которые повлекли ее органические изменения.

Несовершеннолетних

К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, предусматриваются два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Видами наказаний, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии с ч. 1 ст. 88 УК РФ:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

В этом перечне указана почти половина всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством - шесть из четырнадцати, указанных в ст. 44 УК РФ. Каждый из перечисленных видов наказаний имеет свои особенности, общая и основная из которых - ограниченный размер назначаемого наказания.

В перечень не вошли наказания:

1) которые нецелесообразно назначать несовершеннолетним в силу социального, правового и фактического положения;

2) обусловленные положениями п. «а» Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., в соответствии, с которой ни один ребенок не должен «быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающие возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет». Законодательство зарубежных стран - М.: «Юридическая литература», 2001. С.56.

Из видов наказания, которые суд, в соответствии с законом, может назначить несовершеннолетним, четыре относятся к основным: обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы. Два вида наказания - штраф и лишение права заниматься определённой деятельностью - относятся к группе смешанных видов наказания и могут назначаться как основные или дополнительные в зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК. В связи с тем, что понятие отдельных видов наказания, условия их назначения и сроки во многом совпадают с аналогичными видами, назначаемыми взрослым, следует остановиться лишь на особенностях, характерных для несовершеннолетних.

Штраф может быть назначен несовершеннолетнему в размере от 1000 до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Следует иметь в виду, что в отличие от прежней редакции данной статьи штраф может быть назначен несовершеннолетнему независимо от того, имеет ли он заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Еще одно новшество в отношении назначения несовершеннолетнему наказания в виде штрафа связано с тем, что сам штраф может быть взыскан по решению суда с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего с их согласия. Такое решение судом может быть принято непосредственно при постановлении приговора или по истечении срока исполнения данного вида наказания, установленного ст.31 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ (УИК РФ).[3]

Глава 14 не содержит каких-либо особенностей при применении этого наказания к несовершеннолетним, вследствие чего на несовершеннолетних распространяются общие правила применения этого наказания. Согласно ст. 47 УК лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания.

Обязательные работы несовершеннолетнему могут назначаться на срок от сорока до ста шестидесяти часов; они состоят в выполнении посильных для него работ и исполняются в свободное от учёбы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трёх часов в день (для лиц, достигших восемнадцати лет, обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются до четырёх часов в день). В случае уклонения несовершеннолетнего, как и взрослого, от исполнения обязательных работ последние могут быть заменены арестом.

Для несовершеннолетних за преступления небольшой тяжести это вполне адекватный вид наказания. Представляется, что эффективность его применения в значительной степени зависит от организации обязательных работ и характера обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего при их выполнении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.06 с.)