ТОП 10:

Хадис 549-550. Во время заупокойной молитвы разрешается произносить такбир более четырех раз.



Передают со слов ‘Абда ар-Рахмана ибн Абу Лейлы : «Обычно Зейд ибн Аркам во время заупокойной молитвы возвеличивал Аллаха четыре раза, но однажды он сделал это пять раз. Когда я спросил его об этом, он ответил: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тоже поступал так”». Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Передают со слов ‘Али, что он совершал заупокойную молитву по Сахлю ибн Хунейфу, возвеличив Аллаха шесть раз, после чего сказал: «Он был участником битвы при Бадре». Этот хадис передал Са‘ид б. Мансур, а его суть передал аль-Бухари.

 

Комментарий:

Ученые разошлись во мнениях по поводу количества возвеличиваний Аллаха во время заупокойных молитв. Кадий ‘Ийад рассказывал, что сподвижники высказывали по этому вопросу различные мнения, упоминая от трех до девяти возвеличиваний. Суфйан ас-Саури, Малик ибн Анас, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак и многие другие считали, что во время заупокойных молитв следует возвеличивать Аллаха только четыре раза. Ибн аль-Мунзир сообщил, что этого мнения придерживалось большинство богословов.

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал, что ученые были единодушны в том, что возвеличивать Аллаха во время заупокойных молитв следует только четыре раза. При этом они обосновывали свою точку зрения четырьмя доводами.

Во-первых, абсолютное большинство сподвижников рассказывали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время заупокойной молитвы возвеличивал Аллаха четыре раза.

Во-вторых, хадисы по этому поводу приводятся в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима.

В-третьих, решение ограничиться четырьмя возвеличиваниями Аллаха приняли сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Аль-Бейхаки передал следующие слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Люди возвеличивали Аллаха четыре раза или пять раз. Но вместе мы решили возвеличивать Аллаха только четыре раза». Похожее сообщение передал Ибн ‘Абд аль-Барр со слов Шу‘бы. Аль-Бейхаки также передал следующие слова Абу Ваиля: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, люди возвеличивали Аллаха четыре, пять, шесть и даже семь раз. Впоследствии ‘Умар собрал сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и каждый из них рассказал то, что видел. А затем ‘Умар предложил им прийти к единому мнению и возвеличивать Аллаха четыре раза».

Аль-Бейхаки также передал следующие слова Ибрахима ан-Наха‘и: «Сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собрались в доме Абу Мас‘уда и решили во время заупокойных молитв возвеличивать Аллаха четыре раза».

В-четвертых, в конце своей жизни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвеличивал Аллаха во время заупокойных молитв только четыре раза. Аль-Хаким передал хадис со слов Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Во время последних заупокойных молитв Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил четыре возвеличивания». Однако цепочка рассказчиков хадиса является слабой, поскольку одним из его рассказчиков был аль-Фарат ибн Салман. Похожий хадис также передал аль-Бейхаки, однако одним из его рассказчиков был ан-Надр ибн ‘Абд ар-Рахман, признанный слабым рассказчиком.

Аль-Асрам рассказывал, что спросил имама Ахмада о похожем хадисе, рассказанном Мухаммадом ибн Му‘авией ан-Найсабури со слов Абу аль-Мулейха от имени Ибн ‘Аббаса. В ответ имам Ахмад сказал: «Этот Мухаммад рассказывает выдуманные хадисы». Он назвал такой поступок великим грехом и добавил: «Абу аль-Мулейх был богобоязненным человеком, рассказывал достоверные хадисы и не мог рассказать подобное». Ибн аль-Каййим сообщил, что имам Ахмад также сказал: «Эти сообщения являются лживыми и не имеют никакого основания». Ибн аль-Джаузи также сказал: «Эти сообщения не имеют никакого основания».

Перечисленные четыре довода большинства являются неубедительными.

Во-первых, существуют достоверные хадисы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время заупокойных молитв иногда возвеличивал Аллаха более четырех раз. Эти хадисы не противоречат хадисам о четырех возвеличиваниях, поскольку существует несколько форм совершения заупокойной молитвы. А это значит, что от них нельзя отказываться, отдавая предпочтение только хадисам о четырех возвеличиваниях.

Во-вторых, все сообщения о том, что в конце своей жизни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвеличивал Аллаха во время заупокойных молитв только четыре раза, являются слабыми. Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис дошел через несколько цепочек рассказчиков, каждая из которых является слабой». Похожие высказывания принадлежат аль-Хазими и аль-Бейхаки. См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 145.

В-третьих, утверждения о том, что абсолютно все сподвижники сошлись во мнениях о необходимости возвеличивать Аллаха во время заупокойных молитв всего четыре раза, являются недостоверными. В предыдущем хадисе этой главы говорится, что Зейд ибн аль-Аркам совершил заупокойную молитву и возвеличил Аллаха пять раз. В обсуждаемом нами хадисе сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб совершил заупокойную молитву по Сахлю ибн Хунейфу и возвеличил Аллаха шесть раз. В другом хадисе сообщается, что ‘Абд Хейр рассказывал, что ‘Али ибн Абу Талиб совершал заупокойные молитвы по участникам битвы при Бадре с шестью возвеличиваниями, по остальным сподвижникам - с пятью, а по остальным людям - с четырьмя. Этот хадис передали ат-Тахави, ад-Даракутни и аль-Бейхаки. Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной. См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 144.

В другом хадисе сообщается, что Муса ибн ‘Абдуллах ибн Йазид рассказывал, что ‘Али совершил заупокойную молитву по Абу Катаде и возвеличил Аллаха семь раз. Абу Катада был участником битвы при Бадре. Этот хадис передали ат-Тахави и аль-Бейхаки. Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной согласно требованиям Муслима. См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 144.

В другом хадисе сообщается, что ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр рассказывал, что в день сражения при Ухуде Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел завернуть тело Хамзы в покрывало. Затем он совершил по нему заупокойную молитву и возвеличил Аллаха девять раз. Затем тела погибших выстроили в ряд, и он совершил по ним заупокойную молитву. Тело Хамзы также находилось среди них. Этот хадис передал ат-Тахави. Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей. См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 106.

Исходя из всего сказанного можно утверждать, что во время заупокойных молитв по знатным и выдающимся мусульманам разрешается возвеличивать Аллаха более четырех раз. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 377-379.

Аль-Албани сказал: «Во время заупокойных молитв можно возвеличивать Аллаха от четырех до девяти раз. Известно, что так поступал сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому лучше руководствоваться всеми хадисами и возвеличивать Аллаха иногда четыре раза, иногда - пять раз и т. д. Подобным образом поступают, когда читают во время намаза разные вступительные молитвы, ташаххуд, благословения Пророку и т.п. Но если человек пожелает всегда совершать заупокойную молитву одинаково, то ему следует возвеличивать Аллаха только четыре раза, потому что хадисов по этому поводу больше». См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 141.

 

Хадис 551. Разногласия по поводу чтения суры "аль-Фатиха" в заупокойной молитве.

Передают со слов Джабира, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, во время заупокойных молитв возвеличивал Аллаха четыре раза, и после первого возвеличивания читал суру “аль-Фатиха”. Этот хадис передал аш-Шафи‘и со слабой цепочкой рассказчиков.

 

Комментарий:

Этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Акиль, который признан слабым рассказчиком. Об этом сообщил Ибн Хаджар в книге “ат-Талхис”. Следует знать, что богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения суры “аль-Фатиха” во время заупокойных молитв. Абу Ханифа, ас-Саури, Малик и многие куфийские ученые считали, что во время заупокойной молитвы не следует читать суру “аль-Фатиха”. Передают, что этого мнения придерживались Абу Хурейра и Ибн ‘Умар. Они объясняли это тем, что заупокойная молитва представляет собой восхваление Аллаха, благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и молитву за покойного. Однако многие исследователи не разделяли этого мнения. Ибн аль-Мунзир сообщил, что Ибн Мас‘уд, аль-Хасан ибн ‘Али, ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр считали, что во время заупокойной молитвы после первого возвеличивания Аллаха надлежит читать суру “аль-Фатиха”. Этого мнения придерживались аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак и многие другие. Они опирались на следующий хадис Тальхи ибн ‘Абдуллаха. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, с. 144.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.004 с.)