Экзистенциальная и клиент-центрированная психотерапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальная и клиент-центрированная психотерапия



Экзистенциальная и клиент-центрированная психотерапия

1. Теоретические основы экзистенциальной психотерапии ((Л. Бисвангер, М. Босс, Р. Мэй, Р. Лэнг, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, И. Ялом).

2. Цели экзистенциальной психотерапии.

3. Содержание психотерапевтического процесса в экзистенциальной психотерапии.

4. Основные техники экзистенциальной психотерапии.

 

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007. С. 291-352.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 60-67.

 

Цели экзистенциальной психотерапии

Главная цель всех рассмотренных направлений психотерапии - помощь пациенту в осознании своего существования как реального. Любое расстройство рассматривается как подавление онтологического смысла с потерей ощущения бытия и утратой потенциала и глубины осознания. В рамках главной цели определяется целевое поле экзистенциальной психотерапии:

· помощь в осознании экзистенциальных конфликтов;

· осознание пациентом собственной свободы и ответственности за свою жизнь, усиление субъектности;

· устранение неконструктивных психологических защит;

· снижение интенсивности травматических переживаний;

· достижение аутентичности.

 

Содержание психотерапевтического процесса в экзистенциальной психотерапии.

Психотерапевтический процесс в экзистенциальном подходе сосредоточен на решении основных экзистенциальных проблем, а не на повседневных проблемах, трудностях и беспокойствах. Экзистенциальные проблемы смерти, ответственности и свободы, изоляции, бессмысленности используются также для решения проблем любви и творческого потенциала. Экзистенциальная терапия ориентирована на долгосрочную работу, но частные ее аспекты (ответственность, аутентичность) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию. Экзистенциальная терапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме (размер группы 9-12 человек). В групповой психотерапии имеется возможность наблюдать искажения в межличностном общении, неадекватное поведение, корректировать их. Групповая динамика направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими, заставляет других чувствовать, формирует мнение об участнике, влияет на его собственное мнение о себе. В экзистенциальной терапии уделяется основное внимание системе отношений «психотерапевт-клиент, которые исследуются не с точки зрения трансфера, а с позиций настоящей жизненной ситуации пациента и тревожащих его проблем. Позиция экзистенциального психотерапевта: присутствие, аутентичность, преданность, отсутствие навязывания мнений, использование собственных личностных резервов для помощи клиенту. Самораскрытие психотерапевта выступает одним из главных средств экзистенциальной психотерапии. Ключевыми процессами терапевтических изменений, по Ялому, выступают воля, принятие ответственности, отношение к терапевту, вовлеченность в жизнь.

Экзистенциальная и клиент-центрированная психотерапия

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 47-55.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. С. 100-135.

5. Теоретические основы клиент-центрированной психотерапии (К.Р. Роджерс).

6. Механизмы психотерапии, ориентированной на клиента.

7. Техники клиент-центрированной терапии.

8. Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии.

 

Гештальт-терапия

1. Теоретические основы гештальт-терапии (Ф.С. Перлз).

2. Механизмы гештальт-терапии.

3. Проективные и диалогические техники гештальт-терапии.

4. Техника работы со сновидениями в гештальт-терапии.

 

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007. С. 353-369.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 116-125, 398-405.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. С. 136-175.

 

Механизмы гештальт-терапии

Действие невротических механизмов (интроекции, проекции, ретрофлексии, дефлексии, слияния) приводит к тому, что человек утрачивает индивидуальность, целостность, расщепляется на противоречивые «субличности» (термин из психосинтеза Р. Ассаджиоли): уверенность-робость, мужское-женское, чувствительность-рациональность и т.д. Психотерапевтическое воздействие связано с возвращением клиента путем интеграции к своей сути, к Самости. В процессе гештальт-терапии клиент научается доверять собственным чувствам, своему телу, своей интуиции, принимает на себя ответственность за все происходящее с ним в настоящий момент.

На пути к восстановлению истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней.

1. Уровень фальшивых отношений, игр, ролей – выполнение стереотипных ролей, соответствующих ожиданиям других и подавляющих индивидуальность. На этом уровне задача психотерапевта – обратить внимние клиента на бессмысленность времяпрепровождения, при котором нет реального взаимодействия между людьми.

2. Фобический уровень – осознание фальши в поведении в сочетании со страхом изменений, обусловленным ожиданием негативных социальных санкций. Психотерапевт на данном этапе помогает осознать маски и роли, исполняемые «здесь и сейчас», помогает провести параллели между групповой (в случае групповой психотерапии) и реальной ситуацией.

3. Уровень тупика и отчаяния – беспомощность в плане изменения фальшивого поведения. Психотерапевт подводит к следующему уровню – принятия ответственности за свои переживания и поведение. Создается максимальная фрустрация, когда клиент понимает неискренность и манипулятивность своего поведения, чувствует пустоту и беспомощность и осознает необходимость изменения ситуации.

4. Уровень имплозии (взрыва, направленного вовнутрь) – появление решимости принять ситуацию и справиться с ней. Психотерапевт помогает клиенту осознать возможность иного выбора, предоставляя возможность осмыслить внутренние переживания.

5. Уровень эксплозии (взрыва, направленного вовне) – сбрасывание фальшивых стереотипов, выражение подлинного «Я». Терапевт помогает высвобождению мощной внутренней энергии, предлагает выразить обиду, гнев (например, стуком по столу), радость (например, попрыгать, как ребенок), попросить помощи у другого человека и т.д. Осуществляется также помощь клиенту в осознании своего потенциала.

6. Уровень аутентичности – подлинности, осознания собственной Самости. Личность интегрирует заблокированные части и начинает ощущать свои истинные желания и потребности. Патогенные гештальты завершаются, человек становится открытым новому опыту, заново обретает себя и свои чувства.

Задачи коррекции – актуализация самоосознавания, смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков и их изживание. Психолог выступает в роли катализатора изменений у клиента, помощника, избегает непосредственного вмешательства в личные чувства, облегчает выражение чувств у клиента.

Когнитивная психотерапия

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007. С. 395-408.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 81-106.

1.Теоретические основы когнитивной психотерапии (Дж. Прохазка и Дж. Норкросс, А. Бек).

2.Содержание психотерапевтического процесса и этапы когнитивной терапии.

3.Показания к проведению когнитивной терапии.

4.Техники когнитивной психотерапии.

Содержание психотерапевтического процесса и этапы когнитивной терапии

Психотерапевтический процесс направлен на изменение неконструктивных когнитивных схем клиента, на решение конкретных проблем. Сначала психотерапевт устанавливает с пациентом отношения сотрудничества, соисследования. Далее проводится выявление и анализ проблем: функциональный (в каких ситуациях они проявляются, насколько интенсивно, часто, длительно), когнитивный (какие мысли возникают в напряженных ситуациях, контролирует ли эти мысли пациент). Психотерапия включает в себя следующие этапы:

1 этап – идентификация (опознание) неадаптивных мыслей. Пациента просят сосредоточиться на мыслях, возникающих в реальных психотравмирующих ситуациях, проигрывая эти ситуации в воображении. Используются вопросы, позволяющие продвинуться к плохо осознаваемым неадаптивным убеждениям.

2 этап – отдаление. Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т.е. отдалиться от них. Пациент должен усомниться в неадаптивной мысли, сделать ее гипотезой, понять ее автоматизм, влияние на возникновение негативных эмоций.

3 этап – проверка истинности неадаптивной мысли. Пациент должен понять, что неадаптивные мысли необоснованны, беспочвенны, связаны с особенностями его характера и воспитания, а не с объективными характеристиками среды, ситуации. Неадаптивные мысли подвергаются критике, проверяются на практике.

4 этап – замена неадаптивных убеждений адаптивными. Принятие новых мыслей, представлений.

Метамодель и ее искажения

Каждый человек для осмысления своего опыта создает индивидуально своеобразную «карту мира», помещая опыт в определенный контекст. При создании «карты» имеют место процессы обобщения, исключения-выбора, искажения. Каждый из этих процессов может помогать адаптации, но иногда оказывает дезадаптирующее влияние. Так, обобщение может быть чрезвычайно широким, исключение – ограничивающим, искажение позволяет трансформировать информацию желаемым (но не всегда адаптивным) образом. Для восстановления связи «карты мира» с опытом Дж. Гриндер и Р. Бендлер предложили метамодель – набор лингвистических средств, позволяющих определить способ, которым человек обобщает, собирает или стирает информацию. Существуют определенные искажения в метамодели, приводящие к неадекватному восприятию информации и дезадаптивным трансформациям в «карте мира». Рассмотрим формы нарушения метамодели и примеры речевых искажений.

· Неспецифическое, неконкретизированное существительное, например: «Дети доставляют хлопоты» (Какие именно хлопоты?).

· Неспецифический, неконкретный глагол, например: «Переживаю, сочувствую», «Я знаю, что он думает» (Как именно Вы это чувствуете? Что переживаете? Откуда именно знаете это?).

· Оценка или суждение без указания стандарта – сравнение с умолчанием, например: «Я недостаточно хорошо это сделал» (В сравнении с кем? Кто высказал это суждение и на чем основывался, делая его?).

· Номинализация – обозначение процесса существительным, например: «У меня нет счастья», «У меня депрессия» (Не осуществлен перевод существительного в глагол: что именно происходит, в чем именно это выражается).

· Модальный оператор возможности: «Я не могу…» (Почему? Что произойдет, если Вы это сделаете? Что Вам мешает?).

· Модальный оператор необходимости: «Я должен… Я не должен…» (Почему? Что будет если Вы этого не сделаете, если Вы это сделаете?).

· Универсальные обобщения: «Всегда», «Никогда», «Все…», «Никто…» (Действительно всегда …никогда … все … никто …? Неужели всегда, все и т.д.? Было ли когда-нибудь время, когда …? Встречался ли Вам хоть один человек, который…?).

· Пресубпозиция – предварительное предположение: «Он не заботится обо мне …» (Что заставляет Вас так считать? Почему и как он должен заботиться?).

· Нарушение причинно-следственных связей: «Я бы рассталась с ним, но без меня он погибнет» (Как одно вызывает другое, одно связано с другим? Как можно избежать таких последствий?).

· «Чтение мыслей»: «Я знаю, что он плохо ко мне относится …» (Как Вы узнали? Что заставляет Вас так думать? Вы спрашивали у него, как он к Вам относится?).

· Отсутствие референтного индекса: «Дело сделано», «Я очень недоволен», «Ну, с меня хватит» (Сделано кем? Недоволен кем/чем? Хватит чего?).

· Неспецифический референтный индекс (это, то, тот, эти): «Мне это нравится», «Я не хочу об этом говорить» (Что именно нравится? О чем именно не хотите говорить?).

Спецификация результата

Основой коррекционной работы выступает спецификация результата – уточнение желаемого состояния клиента, выступающего итогом работы психотерапевта. Психотерапевт добивается, чтобы результат был сформулирован утвердительно (без частиц не), отнесен к поведению или состоянию самого клиента (а не окружающих людей), указан в категориях сенсорного опыта (что клиент увидит, услышит, почувствует, добившись результата), размещен в конкретном контексте (когда, где, в общении с кем будет проявляться желаемый результат), выверен на отсутствие негативных побочных эффектов, чтобы он содержал адекватный масштаб обобщений (не был слишком глобальным), предусматривал доступ к конкретным ресурсам (что конкретно потребуется для достижения цели), подразумевал избавление от препятствий, мешающих добиться желаемого (должны быть обозначены в категориях сенсорного опыта), предполагал осмысление первых шагов, а также путей возврата и альтернативных путей для достижения желаемого состояния.

Техники изменения убеждений

В НЛП убеждения рассматриваются как сильные фильтры восприятия, которые помогают запустить способности или программируют мозг на неудачу. Для проверки того, насколько убеждения укоренены, используется техника «как бы »: клиента просят «как бы» сделать то, что, как ему кажется, он сделать не может. Например, терапевт просит клиента сыграть роль человека, который обладает желательными, но отсутствующими у клиента качествами. Если проблемы человека связаны лишь с ограничивающим действием убеждений, клиент в благоприятной обстановке сможет начать раскрывать имеющиеся скрытые возможности.

Одна из техник изменения убеждений – работа с сомнениями. Клиент определяет три своих убеждения, наиболее препятствующих достижению успеха, далее терапевт помогает проследить их влияние на жизнь клиента в ближней и долгосрочной перспективе. Затем делается перерыв, после которого клиент должен подумать о трех новых убеждениях, способных улучшить его жизнь. Теперь терапевт и клиент совместно прослеживают, какое позитивное влияние окажут эти новые убеждения в ближней и долгосрочной перспективе. Наконец, когда клиент почувствует разницу, его просят выбрать ограничивающее убеждение, которое он хотел бы изменить. Терапевт просит клиента сосредоточиться на мыслях и чувствах, связанных с сомнениями. Убеждения и сомнения подробно исследуются на модальном и субмодальном уровнях, основной акцент делается на анализе различий в их представлении. На заключительном этапе ограничивающие убеждения переводятся в сомнение с помощью субмодальностей. На основе сомнения формируется новое убеждение, оно принимается, если клиент не видит, не слышит и не чувствует никаких внутренних возражений.

Еще одна техника основана на анализе проблемных убеждений. Клиента просят подумать, в чем состоит его проблемное убеждение и насколько оно соответствует действительности. Во время размышлений клиента терапевт фиксирует его невербальные реакции, калибруя сигналы о неудаче и неприятных ощущениях. Затем клиент должен посмотреть вниз и направо, войдя в соприкосновение со своими ощущениями, после этого ответить на вопросы о роли этих ощущений в его жизни, о том, мотивируют ли они его и защищают, позитивны ли они. Далее клиент смотрит вниз и налево. Теперь он анализирует слова, звучащие в нем при воспоминании о неудаче, отвечает на вопрос: можно ли из этих слов извлечь какую-либо пользу? После этого клиент должен посмотреть вверх и влево и проанализировать зрительные образы, связанные с неприятными воспоминаниями, ответить на вопрос: можно ли с их помощью чему-нибудь научиться? Когда будет установлено, что происходит при воспоминании о неудаче в каждой из репрезентативных систем, клиент должен оценить проблемную ситуацию более реалистично. Необходимо найти в ней положительные моменты и на этой основе выработать более совершенный способ достижения цели. Определяются субмодальности данного способа, которые затем кинестетически закрепляются. Наконец, клиента просят посмотреть вверх и вправо, чтобы сконструировать актуальный образ желаемой цели. Образ должен интегрировать положительные моменты, вынесенные из работы с ощущениями, возможно, при этом модифицируется и сама цель. Следует думать о желаемой цели в субмодальностях позитивного убеждения. Новое убеждение должно быть экологично, то есть гармонировать с другими убеждениями.

Рефрейминг

Рефрейминг, одна из известных техник НЛП, – это процесс переформирования, когда становится весомой вторичная цель (например, намерение, стоящее за поведением, если человек делает не то, чего пытается достичь). Это меняет перспективы человека и обеспечивает новый выбор. Рефрейминг основан на способности человека помещать события в определенные рамки, определенный контекст, в котором поведение будет адекватным. Рефрейминг контекста применяется в случае с утверждениями типа: «Я слишком …» или «Я хотел бы прекратить …». Психотерапевт работает с вопросами: «Когда это поведение было бы полезным?», «При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?». Так, педантичность и пунктуальность могут быть ценными деловыми качествами, но могут и приводить к конфликтам в семейной жизни. Умение вести себя как ребенок способствует близким межличностным отношениям, но мешает в работе. Рефрейминг содержания опыта, которому клиент придает значение, применяется в работе с утверждениями типа: «Я начинаю …, когда мне делают …» или «Если …, то я …». Терапевт опрерирует вопросами: «Что еще может означать такая ситуация?», «Какова позитивная направленность этого поведения?», «Как еще можно описать это поведение?».

Процесс рефрейминга, нацеленного на прекращение нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения, включает шесть шагов.

1. Определение поведения или реакции, подлежащих изменению. Определение осуществляется на основе заявлений клиента о том, что он хочет нечто сделать, но его что-то останавливает, или что он поступает в определенных ситуациях нежелательным образом. Фиксируется наличие подобных проблем, можно не устанавливать, в чем состоит проблемное поведение.

2. Установление коммуникации с частью личности, ответственной за данное проблемное поведение. Терапевт просит клиента спросить у себя: «Хочет ли часть личности, ответственная за проблемное поведение, общаться со мной?». При этом надо быть внимательным к внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам, ощущениям. Сначала сигнал от проблемной части личности будет слабым: «Да, но …». Терапевт просит клиента точно воспроизвести этот сигнал. Если ему удается это сделать, процедура повторяется до получения непроизвольного, неконтролируемого сигнала (например, сосание под ложечкой, незаметные изменения тона голоса, мимики). Далее клиент просит эту часть личности усилить сигнал, если она хочет общаться, и ослабить, если не хочет».

3. Отделение позитивного намерения от поведения. Клиента просят поблагодарить проблемную часть личности за сотрудничество, затем спросить у нее, хочет ли она дать ему понять, что она пытается сделать. При ответе «да» клиента просят подумать о том, хочет ли он на самом деле иметь часть личности, которая включает проблемное поведение. Работа, однако, продолжается при любом ответе, так как не обязательно знать о намерениях. Далее клиент спрашивает у части личности: «Если бы тебе предоставили другие способы, позволяющие осуществить твое намерение, то не хотела бы ты попробовать?» Предполагается ответ «да», противоположный ответ свидетельствует о внутренней борьбе сигналов, так как разумная часть личности не может отказаться от такого предложения.

4. Выработка творческой частью личности новых способов достижения той же самой цели. Клиент просит проблемную часть личности сообщить свои намерения творческой части личности, чтобы она могла найти новые пути осуществления намерений. Затем клиент просит творческую часть личности из всего многообразия вариантов выбрать те, которые так же или более удачны, как первоначальное поведение. Каждый раз, когда она получает новый выбор, она должна дать сигнал «да». Отбор продолжается до появления не менее трех сигналов «да». Далее клиент должен поблагодарить творческую часть личности.

5. Согласование с проблемной частью личности принятия новых выборов взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель. Клиента просят смоделировать ситуацию применения нового способа поведения в будущем. Он спрашивает у проблемной части личности, согласна ли она на испытание новых способов поведения взамен старых. При ответе «да» ее заверяют, что она сможет при желании вернуться к старому способу поведения. При ответе «нет» заново проходят все шаги рефрейминга.

6. Экологическая проверка. Следует убедиться, что внутри клиента нет других частей личности, которые возражают против новых выборов. Для этого спрашивают: «Есть ли такие части личности, которые возражают против какого-либо из новых способов поведения?» При появлении любого явного сигнала терапевт просит усилить его, чтобы убедиться в наличии возражений. Если возражения есть, осуществляется возврат к третьему шагу или обращение к творческой части личности выработать новый набор вариантов на основе «консультаций» с возражающими частями. Новые варианты также проходят экологическую проверку.

Тематика рефератов и эссе

ОПК-12, ПКПП-2

1. Роль психодиагностики в психотерапевтическом процессе.

2. Сравнительная характеристика медицинской и психологической моделей психотерапии.

3. Использование психотерапевтического компонента лечения в истории медицины.

4. Роль механизмов внушения в лечебной практике.

  1. Развитие научной психотерапии на основе учения о личности, механизмах, закономерностях и расстройствах ее функционирования.

6. Значение категории отношений в психотерапии.

  1. Учет закономерностей и механизмов общения в психотерапевтическом процессе.

8. Роль психологических конфликтов в происхождении неврозов.

ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4

9. Механизмы психологической защиты личности, их позитивная трансформация и перестройка в психотерапевтическом процессе.

  1. Факторы терапевтического эффекта.

11. Психологические особенности взаимодействия психотерапевта и клиента

  1. Этапы психотерапевтического процесса.
  2. Оценка эффективности психотерапевтического воздействия.

14. Сравнительная характеристика индивидуальной и групповой форм психотерапии.

  1. Виды психотерапевтических групп.
  2. Создание и организация психотерапевтической группы.

17. Информирующие методы психотерапии.

  1. Активизирующие методы психотерапии.

 

ОПК-12, ПКПП-4

19. Теоретические основы и техники психодинамической терапии.

20. Подходы к работе со сновидениями в психодинамической терапии и гештальттерапии.

  1. Теоретические основы и техника групп-аналитической психотерапии.
  2. Балинт-группы.

23. Теоретические основы и техника биоэнергетического анализа.

24. Теоретические основы и техники психодрамы.

25. Теоретические основы и техники клиент-центрированной терапии.

26. Проективные и диалогические техники гештальт-терапии.

27. Теоретические основы и техники когнитивной психотерапии.

28. Теоретические основы и базовые техники нейролингвистического программирования.

 

Индивидуальные домашние задания

ОПК-12, ПКПП-2

1. Охарактеризовать действие одного из препаратов группы

· нейролептиков;

· транквилизаторов;

· антидепрессантов;

· психостимуляторов.

2. Проанализировать психологические механизмы действия формул аутотренинга.

3. Описать симптоматику невротических конфликтов у конкретного человека.

4. Провести самоанализ часто используемых Вами механизмов психологической защиты.

 

ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4

5. Охарактеризовать преимущества и недостатки разных стилей психотерапевтического взаимодействия.

6. Подобрать упражнения для игротерапии, подготовиться продемонстрировать одно из упражнений в студенческой группе.

7. Подобрать упражнения для психогимнастики, подготовиться продемонстрировать одно из упражнений в студенческой группе.

8. Подобрать упражнения для сказкотерапии, подготовиться продемонстрировать одно из упражнений в студенческой группе.

9. Подобрать упражнения для арттерапии, подготовиться продемонстрировать одно из упражнений в студенческой группе.

10. Подобрать музыкальные записи для релаксационной и мобилизующей музыкотерапии.

11. Подобрать несколько произведений для библиотерапии, обосновать их назначение, охарактеризовать способ применения.

ОПК-12, ПКПП-4

12. Подобрать несколько техник телесно-ориентированной психотерапии, подготовиться к демонстрации их в студенческой группе.

13. Подобрать несколько техник гештальттерапии, подготовиться к демонстрации их в студенческой группе.

14. Подобрать несколько техник телесно-ориентированной психотерапии, подготовиться к демонстрации их в студенческой группе.

15. Апробировать технику «Спецификация результата» (НЛП) на одном из знакомых людей, проанализировать итоги применения техники.

16. Подготовить вопросы и задания для применения техники калибровки (НЛП).

17. Подготовить диагностические таблицы, вопросы и задания для выявления ведущей репрезентативной системы человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая, логическая).

Экзистенциальная и клиент-центрированная психотерапия

1. Теоретические основы экзистенциальной психотерапии ((Л. Бисвангер, М. Босс, Р. Мэй, Р. Лэнг, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, И. Ялом).

2. Цели экзистенциальной психотерапии.

3. Содержание психотерапевтического процесса в экзистенциальной психотерапии.

4. Основные техники экзистенциальной психотерапии.

 

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007. С. 291-352.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 60-67.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.088 с.)