Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции происхождения и сущности государства
В научной литературе уже давно ведутся споры о том, каким образом первобытное общество «перешло» на государственный уровень развития. При этом важно не отличать теории происхождения государства от способов образования конкретных государств. В настоящее время существует множество теорий о происхождении государства: теологическая, договорная, психологическая, насилия, патриархальная, теория элит, технократическая, расовая, инцестная, марксистская, экономическая и др. Большинство теорий происхождения государства являются в то же время и теорией сущности государства. Так, теологическая теория происхождения и сущности государства рассматривает власть как божественную категорию. Патриархальная теория происхождения и сущности государства трактует происхождение общества и государства из семьи, публичная власть как трансформация отцовской власти. Органическая теория происхождения и сущности государства рассматривает государство как живой организм, совокупность взаимосвязанных органов. Договорная теория происхождения государства путем заключения общественного договора как основание создания государственной власти и всеобщего закона трактует сущность общественного договора следующим образом: превращение индивида в нераздельную часть целого (публичная персона, выступающая государством) за счет передачи своей личности во всеобщее достояние и под единое высшее руководство общей воли. В рамках теории насилия государство – это продукт последнего. Историко-материалистическая концепция происхождения и сущности государства рассматривает происхождение государства в результате исторического процесса развития, само государство как аппарат принуждения одного класса другим, а революцию как основание и причина смены исторических формаций. Подробнее о наиболее известных теориях происхождения государства. Теологическая теория. Государство – продукт воли Бога. Оно воспринимается как данность, дарованная Богом, все полностью подчиняются наместникам Бога на земле – Церкви и государству (Конфуций, Фома Аквинский, Ману, Хаммурапи и др.). Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе; препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности (А. В. Якушев). Недостатки теории: недоказуема, основана на вере в Бога, а не на проверенных научных знаниях. Ее трудно доказать так же, как и опровергнуть.
Договорная теория. Государство – творение разума человека, а не Бога. Государство появилось в результате договора между людьми (Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»; Гуго Гроций «О праве войны и мира», Т. Гоббс «Левиафан»; Дж. Локк «Два трактата о правлении»; Дж. Поннет «Трактат о политической власти»). Суть теории состоит в том, что народ заключил с правителями общественный договор для защиты естественных прав и свобод человека и гражданина, для поддержания порядка в обществе. Данная теория, возникшая в эпоху буржуазных революций, имеет демократическое содержание, обосновывает естественное право народа на восстание и свержение правителя, который не выполнил условия договора. Психологическая теория. Государство – плод свойств психики человека, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению, к подражанию, но не способными управлять (Л. Петражицкий «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»; Г. Тард «Социальные законы» и др.). Данная теория справедлива, поскольку большинство населения ищет защиту у сильных, подчиняется им, а сильные стремятся властвовать над слабыми. Те, кто не способен управлять обществом, пытаются сопротивляться власти, узурпировать ее для использования в корыстных целях. Возникает необходимость в их обуздании и наказании. Свойства психики человека оказывали влияние на формирование надобщинных структур, а в дальнейшем – и государства. Недостаток данной теории: не учитываются экономические, военно-политические, социальные и другие факторы в образовании государства. Теория насилия. На первый план выдвигаются военно-политические факторы. Ее представители полагают, что государство возникло в результате завоевания одного племени другим. Государство явилось творением завоевателей (К. Каутский «Материалистическое понимание истории»; А. Гумплович «Расы и государство»; Е. Дюринг «Ценность жизни»). Насилие действительно имело место при формировании государства у англов, саксов, арьев и др., а также при образовании империй (римской, германской, британской). Но насилие не главная и не единственная причина образования государства.
Патриархальная теория. Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи. Разрастание семей привело к образованию государства во главе с монархом (отцом, патриархом), власть которого изначально признается божественной, неограниченной. Как дети не выбирают и не смещают отца, так и подданным следует подчиняться заботливой отеческой власти государя (Аристотель, Р. Филмер, И. В. Михайловский). Достоинство теории: содействие сплочению общества, почитанию и уважению государственной власти. Недостаток: отождествление государства и семьи. Вряд ли можно назвать родственниками монарха всех подданных, нередко монархи приглашались на престол, не имея кровнородственных связей с подданными управляемого государства. Расовая теория. Признает расы, которые способны управлять обществом и государством и не способны к этому (Ж. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», Ницше «Воля к власти» и др.). Инцестная (половая) теория. Появление государства было вызвано необходимостью урегулирования усложнившихся половых, брачно-семейных отношений (Леви-Стросс «Структурная антропология» и др.). Развитие брачно-семейных отношений внутри родов, фратрий, племен, их объединений привело к образованию надобщинных структур (протогосударств) во главе с особыми чиновниками-управленцами, регулирующими и охраняющими эти отношения. Однако это не главная и не единственная причина образования государства. Марксистская теория (экономическая, классовая). Возникла в XIX в. Государство – продукт экономического развития, общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Оно выступает органом для защиты имущих от неимущих (Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Главной причиной образования государства у всех народов считаются социально-экономические факторы, важны также национальные, военные и др. Существует множество других теорий происхождения и сущности государства: либеральная, теория элит, технократическая. Теория элит. Возникла в ХХ в. Народные массы не способны управлять государством и обществом, управление берут на себя элиты, которые формируются в зависимости от образования, опыта, способностей, происхождения. Народ может контролировать борьбу за власть между элитами, используя избирательное право (В. Парето, П. Моски). Технократическая теория. Возникала в ХХ в., близко примыкает к теории элит. Управлять государством и обществом должны специалисты-управленцы, менеджеры, которые способны определить действительные потребности общества и наметить пути формирования, развития и функционирования государства (американский социолог и политолог Д. Белл). Технократическая теория имеет достоинства, но пронизана антидемократизмом, отрывом власти от народа.
Основные пути образования государства: · западный (европейский), · восточный (азиатский).
Сущность государства Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Макиавелли впервые ввёл термин «государство». Подходы к пониманию сущности государства: 1. Теологический подход: Государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли. 2. Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. 3. Кибернетический подход: Государство – определенная информационная система с прямыми и обратными связями. 4. Арифметический подход: Государство – сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти. 5. Социологический подход: Государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. 6. Либеральная концепция государства — это концепция «государства – ночного сторожа», которое не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п. 7. Согласно концепции «государство — менеджер» государство — нейтральный управитель общественными делами. 8. Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в том, что государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. 9. Марксистское понимание государства как особой организации, выделившейся из общества в результате его расслоения и деления на классы для подавления одного класса другим. Государство — это, в первую очередь, организация управления обществом. Самая массовая, самая мощная и универсальная. Совокупность ее признаков раскрывает сущность государства и выделяет его на фоне других организаций. Государство — это универсальная суверенная организация для управления обществом на основе права, обладающая особым аппаратом принуждения и особой публичной властью. Сущность современного государства заключена в осуществлении общесоциальной политики в интересах всех слоев и групп населения, в интересах большинства с учетом мнения меньшинства.
Формы государства Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.
Форма государства включает в себя три компонента: · форма правления; · форма государственного устройства; · политико-правовой режим. Форма правления–способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). Основные виды формы правления: монархия, республика. Юридические признаки монархии:власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, независимо от населения; сам монарх представляет государство в других странах. Виды монархий: абсолютная, ограниченная, деспотическая, дуалистическая, парламентарная (конституционная) и др. Признаки абсолютной монархии: вся полнота власти принадлежит монарху (Франция XVI–XVII вв.). Признаки ограниченной монархии: вместе с монархом имеется другой орган власти (чаще всего парламент), без согласия которого монарх не имеет права издавать законы и распоряжения общегосударственного значения. Признаки дуалистической монархии: наряду с монархом существуют другие высшие органы власти (парламент, правительство), но власть монарха ограничена незначительно. Традиционно дуалистическая монархия представляет собой переходный этап от абсолютной монархии к парламентарной монархии. Признаки парламентарной (конституционной) монархии: правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства, формирует состав правительства и несет ответственность перед парламентом, а не перед королем (современная Великобритания). Известна выборная монархия (в Малайзии монарх избирается членами федерации). Юридические признаки республики: выборность; срочность; зависимость от избирателей. Виды республики: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). В парламентских республиках глава правительства назначается парламентом и несет перед ним ответственность (Германия); в президентских республиках, как правило,– президентом и несет перед ним ответственность (США). Некоторые авторы выделяют еще суперпрезидентскую республику. Политико-правовой режим – совокупность методов, принципов, способов осуществления государственной власти. Классификация политических режимов: демократические; недемократические (тоталитарный, авторитарный и др). Признаки демократического режима: 1. население участвует в осуществлении государственной власти путем прямой (референдум) или представительной демократии (выборные представительные органы); 2. выборность, сменяемость высших и местных органов власти; 3. разделение властей; 4. многопартийность; 5. господство закона во всех сферах жизни; 6. доминирование в управлении методов компромисса, согласования и т. д. Признаки недемократического режима:
1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности; 2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; 3. низкий жизненный уровень народа; 4. акцент на карательные меры воздействия; 5. агрессивность во внешней политике; 6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни; 7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни. Форма государственного устройства – это способ организации единства государства и его дифференциации; национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым с его составными частями. Под формой государственного устройства понимают национально--территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство. Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные. Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве существуют: - единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; - единая денежная система; - общая налоговая и кредитная политика; - одно гражданство; - единые вооруженные силы. Федерация – союзное государство, члены которого (штаты, республики и т. п.) делегируют часть своих суверенных прав общефедеральным органам. В федерации имеются две системы государственных органов (правотворческих, судебных, правоохранительных): федеральная и республиканская. Правовой статус членов федерации может быть одинаковым, равным (США), или неравным (Индия). Однако само государство является цельным и федеральный центр наделен полномочиями по реализации суверенитета государства. Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (лат. - «сообщество») - не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных усилий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических). Конфедерации, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государства к образованию федерации (США, Швейцария) или распались (Австро-Венгрия, Речь Пополотая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств и Евросоюза. Однако не все авторы согласны с тем, что в качестве самостоятельной формы государственного устройства можно выделять конфедерацию. Они указывают следующие причины. Конфедерация – союз государств, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность. В конфедеративном союзе отсутствует единая система государственных органов (парламент, конституционный суд и т. д.). Таким образом, конфедерация это не государство, а союз государств. Следовательно, неправильно определять данную форму сотрудничества государств в качестве формы государственного устройства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.041 с.) |