ТОП 10:

Классификация и виды контроля. Основные условия функционирования контроля. Принципы контроля



Содержание контроля и его место в системе управления. Предмет и задачи контроля

Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения.

Эффективно действующий контроль должен иметь нацеленность на ре­зультативность, быть своевременным и достаточно простым.

Контроль —система наблюдения за процессом функционирования управляемого объ­екта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснован­ности и эффективности принятых управленческих решений и результа­тов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов.

Общество не может нормально функционировать без четко организо­ванной системы контроля за производством и распределением обществен­ного продукта и другими сферами общественной жизни.

Основное назначение контроля состоит в:

• упреждении незаконных и неэкономичных с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии при­нятия управленческого решения;

• выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установ­лении их причин;

• обобщении передового опыта хозяйственной деятельности.

Контроль выступает как неотъемлемая часть процесса рационализа­ции хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит пред­отвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений, бесхозяй­ственности, других негативных отклонений. В случае же их совершения контроль обязан обеспечить неотвратимость наказания соразмерно выяв­ленному отклонению.

Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (планирование, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности), не выступает как их вспомогательная функ­ция, а взаимодействует с ними, оказывает активное влияние на эффектив­ность их применения.

В практике хозяйствования используется также термин «мониторинг», под которым подразумевают регулярное и целенаправленное наблюдение за совершением хозяйственных процессов и финансовых операций. Поня­тия «контроль» и «мониторинг» нельзя считать равнозначными. Мониторинг охватывает только определенную часть функций контроля, реализация ко­торых дает возможность зафиксировать реальное состояние контролируе­мого объекта на момент проверки.

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгал­терского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйс­твенного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматривае­мые с целью определения соблюдения законности, обеспечения досто­верности, целесообразности и экономической эффективности, сохран­ности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это де­ятельность организаций в соответствии с установленными законодательс­твом нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим ре­шениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внимание уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и ма­териальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Задачами финансово-хозяйственного контроля являются:

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов вы­пуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию;

• подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резер­вов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализа­цией этих предложений;

• контрель за экономным и рациональным использованием материаль­ных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотребле­ний в их расходовании;

• пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;

• контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетнос­ти, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.

 

Таблица 1 - Данные для факторного анализа объема валовой продукции

  Показатель Условное обозна-чение Уровень показателя Отклонение от плана
план факт Абсолют-ное относи- тельное, %
Валовая продукция, млн. руб. вп +200 +50
Среднесписочная численность рабочих, чел ЧР +20 +20
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, млн руб. ГВ +1 +25
Количество отработанных дней одним рабочим за год Д 208,3 +8,3 +4,17
Среднедневная выработка рабочего тыс. руб. ДВ +4 +20
Средняя продолжительность смены, час П 7,5 -0,5 -5
Среднечасовая выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. ЧВ 2,5 3,2 +0,7 +28

 

Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята фактическая численность рабочих вместо плановой. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим в том и другом случае плановая. Значит, за счет роста численности рабочих выпуск продукции увеличился на 80 млн руб. (480 — 400).

Третий показатель валовой продукции отличается от второго тем, что при расчете его величины выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо планового. Количество же работников в обоих случаях фактическое. Отсюда за счет повышения производительности труда объем валовой продукции увеличился на 120 млн руб. (600 — 480).

Таким образом, перевыполнение плана по объему валовой продукции явилось результатом влияния следующих факторов:

а) увеличения численности рабочих+ 80 млн руб.

б) повышения уровня производительности труда + 120 млн руб.

Итого + 200 млн руб.

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

DВПчр + DВПгв=DВПобщ.

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Если требуется определить влияние четырех факторов, то в этом случае рассчитывается не один, а три условных показателя, т.е. количество условных величин результативного показателя на единицу меньше числа факторов. Схематически это можно представить следующим образом.

 

Величина результативного показателя Условия расчета результативного показателя
Фактор I Фактор II Фактор III Фактор IV
По плану план план план план
Условный 1 факт план план план
Условный 2 факт факт план план
Условный 3 факт факт факт план
Фактически факт факт факт факт

Проиллюстрируем это на четырехфакторной модели валовой продукции:

 

ВП = ЧР•Д•П•ЧВ.

Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 4.1:

 

ВППЛ = ЧРПЛ •Дпл •Ппл •ЧВПЛ = 100•200 •8 •2,5 = 400 млн руб.;

ВПУСЛ1 = ЧРФ •Дпл •Ппл •ЧВПЛ = 120 •200 •8 •2,5 = 480 млн руб.;

ВПУСЛ2 = ЧРф •Дф •Ппл •ЧВПЛ = 120 •208,3 •8 •2,5 = 500 млн руб.;

ВПУСЛ1 = ЧРФ •Дф •Пф •ЧВПЛ = 120 •208,3 •7,5 •2,5 = 468,75 млн руб.;

ВПФ= ЧРф•Дф •Пф •ЧВФ= 120 •208,3•7,5 •3,2 = 600 млн руб.

План по выпуску продукции в целом перевыполнен на 200 млн руб. (600 — 400), в том числе за счет изменения:

а) количества рабочих

DВПчр= ВПусл1 - ВПпл = 480 - 400 = +80 млн руб.;

б) количества отработанных дней одним рабочим за год

DВПд= ВПусл2 - ВПусл, = 500 - 480 = +20 млн руб.;

в) средней продолжительности рабочего дня

DВПп= ВПусл3 - ВПусл2=468,75 - 500 = -31,25 млн руб.;

г) среднечасовой выработки

DВПчв = ВПф - ВПусл3 = 600 - 468,75 = +131,25 млн руб.;

Всего +200 млн руб.

Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. В приведенном примере объем производства продукции зависит от четырех факторов: количества рабочих, количества отработанных дней одним рабочим, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки. Количество рабочих по отношению к валовой продукции — фактор первого уровня, количество отработанных дней — второго уровня, продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка — факторы третьего уровня. Это и обусловило последовательность размещения факторов в модели и, соответственно, последовательность определения их влияния.

Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать.

Способ абсолютных разниц.В практике анализа хозяйственной деятельности используют также модифицированный прием цепных подстановок, получивший название способ абсолютных разниц. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного отклонения (разницы) значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Алгоритм расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валовой продукции выглядит следующим образом:

 

ВП=ЧР•Д•П•ЧВ.

 

ΔВПчр = ΔЧР •Дпл •Ппл •ЧВпл = (+20) •200 •8,0 •2,5 = +80 млн. руб.;

ΔВПд = ЧРф•ΔД •Ппл •ЧВпл = 120 • (+8,33) •8,0 •2,5 = +20 млн. руб.;

ΔВПп = ЧРф •Дф •ΔП•ЧВпл= 120 •208,33 • (-0,5) •2,5= -31, 25 млн. руб.;

ΔВПчв = ЧРф •Дф •Пф• ΔЧВ = 120 •208,33 •7,5 • (+0,7) = +131, 25 млн. руб.

Всего +200 млн. руб.

Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.

 

Содержание контроля и его место в системе управления. Предмет и задачи контроля

Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения.

Эффективно действующий контроль должен иметь нацеленность на ре­зультативность, быть своевременным и достаточно простым.

Контроль —система наблюдения за процессом функционирования управляемого объ­екта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснован­ности и эффективности принятых управленческих решений и результа­тов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных явлений и при необходимости информирования о них компетентных органов.

Общество не может нормально функционировать без четко организо­ванной системы контроля за производством и распределением обществен­ного продукта и другими сферами общественной жизни.

Основное назначение контроля состоит в:

• упреждении незаконных и неэкономичных с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии при­нятия управленческого решения;

• выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установ­лении их причин;

• обобщении передового опыта хозяйственной деятельности.

Контроль выступает как неотъемлемая часть процесса рационализа­ции хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит пред­отвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений, бесхозяй­ственности, других негативных отклонений. В случае же их совершения контроль обязан обеспечить неотвратимость наказания соразмерно выяв­ленному отклонению.

Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (планирование, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности), не выступает как их вспомогательная функ­ция, а взаимодействует с ними, оказывает активное влияние на эффектив­ность их применения.

В практике хозяйствования используется также термин «мониторинг», под которым подразумевают регулярное и целенаправленное наблюдение за совершением хозяйственных процессов и финансовых операций. Поня­тия «контроль» и «мониторинг» нельзя считать равнозначными. Мониторинг охватывает только определенную часть функций контроля, реализация ко­торых дает возможность зафиксировать реальное состояние контролируе­мого объекта на момент проверки.

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгал­терского учета и экономического анализа. Предметом финансово-хозяйс­твенного контроля являются хозяйственные процессы и хозяйственные операции субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных форм собственности и видов деятельности, рассматривае­мые с целью определения соблюдения законности, обеспечения досто­верности, целесообразности и экономической эффективности, сохран­ности их активов, изыскания резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Можно также сказать, что предмет контроля — это де­ятельность организаций в соответствии с установленными законодательс­твом нормами и правилами, процессы или операции, рассматриваемые с точки зрения возможного их несоответствия принятым управленческим ре­шениям и утвержденным нормам. Как правило, в процессе контроля внимание уделяется преимущественно отрицательным отклонениям тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и ма­териальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Задачами финансово-хозяйственного контроля являются:

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объемов вы­пуска продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию;

• подготовка предложений по приведению в действие вскрытых резер­вов повышения конкурентоспособности организаций, контроль за реализа­цией этих предложений;

• контрель за экономным и рациональным использованием материаль­ных и финансовых ресурсов, предупреждение нарушений и злоупотребле­ний в их расходовании;

• пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;

• контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетнос­ти, борьба с приписками и другими искажениями учетных данных.

 

Классификация и виды контроля. Основные условия функционирования контроля. Принципы контроля

 

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на:

предварительный;

текущий (оперативный);

последующий.

Предварительный контроль носит предупреждающий характер и пред­шествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Он осущест­вляется путем исследования распорядительных и других документов до со­вершения самих операций в целях предупреждения незаконного и нецелесо­образного расходования средств, возникновения непроизводительных затрат.

Текущий (оперативный) контроль представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-техни­ческой, технологической и бухгалтерской информации.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйст­венных операций за отчетные периоды путем исследования данных плани­рования (прогнозных данных), бухгалтерского учета и отчетности, оператив­но-технической документации.

В зависимости от источников информации, используемой при вы­полнении контрольных действий, различают:

-документальный контроль;

-фактический контроль.

Документальный контроль контроль, который осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтер­ской и статистической отчетности, других видов документов, в которых на­шли отражение операции и события, ставшие объектом исследования.

Фактический контроль представляет собой изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.

В зависимости от охватываемой контролем сферы следует вы­делить три вида контроля:

- административный;

- технический;

-финансово-хозяйственный.

К административному контролю относятся административные комис­сии, создаваемые на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, контроль со стороны административных органов госу­дарства.

Техническим является контроль, осуществляемый специализирован­ными службами организаций, их вышестоящими органами управления и со­ответствующими государственными службами. Данный вид контроля на­правлен на углубленное изучение техники и технологии производства, внед­рения передовых технологических решений и проектов в производство, обеспечение оптимального режима эксплуатации оборудования, изыскание возможностей увеличения производственной мощности технологического оборудования, выявление экономической эффективности чисто техничес­ких решений.

Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансо­выми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми органи­зациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыска­ния резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъекта­ми этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.

Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъ­ектов подразделяется на:

внешний (государственный: ведомственный, вневедомственный; об­щественный; аудиторский);

внутрихозяйственный.

Субъектами государственного контроля выступают органы государс­твенной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями.

Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерст­вами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им органи­заций.

Вневедомственный контроль — контроль органов общей и специаль­ной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности. Каждый из этих органов контроля выполняет контрольные действия в соответствии с возло­женными на него функциями управления в пределах своей компетенции. Система органов, осуществляющих вневедомственный контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления вневедомственного контроля.

Субъектами общественного контроля являются профсоюзные орга­низации, ревизионные комиссии различных общественных объединений.

Субъектами аудиторского контроля являются специалисты, имею­щие право на осуществление аудиторской деятельности.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функ­ция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, по­скольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции. Внутрихозяйствен­ный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержден­ными положениями о функциональных отделах (структурных подразделе­ниях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций. Главное назначение внут­рихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффектив­ностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных ресурсов, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.

Для того чтобы процесс контроля функционировал, необходимы два предварительных условия:

-наличие норм, нормативов, стандартов и других установленных зако­нодательным путем или вышестоящими органами управления параметров, на которые должен опираться контроль;

-наличие организационной структуры субъекта хозяйствования, став­шего объектом контроля.

Как функция социального управления контроль объективно необходим. Он направляет процесс управления в соответствии с установленными идеальными моделями, корректируя поведение подконтрольного объекта. Сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является блокирование отклонений в де­ятельности объекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устой­чивое положение при помощи всех социальных регуляторов. А это в свою

очередь требует наличия организационной структуры субъекта хозяйство­вания. Каждое структурное подразделение, отдел организации должны функционировать в соответствии с Положением об отделе (службе), а спе­циалисты этих служб — руководствоваться в своей деятельности должност­ными инструкциями, утвержденными руководителями организаций, в кото­рых необходимо четко определять права, обязанности и ответственность соответствующего специалиста.

Принцип контроля — это общепризнанное правило действия в конт­рольных ситуациях, он воплощает экономические, социальные и другие закономерности сферы контроля, определяет требования, согласно ко­торым формируется и функционирует подсистема контроля в системе управления производством, обществом.

Общие принципы контроля:1.объективность; 2.гибкость;3.экономичность;

4.всеобъемлемость; 5.внезапность;6.непрерывность; 7. действенность; 8.плановость; 9.научность; 10.гласность; 11.массовость.

 

Объективность — непредвзятое выполнение контрольных функций

и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состояни­ем дел на объекте контроля.

Гибкость — принцип, обеспечивающий возможность внесения измене­ний в планы выполнения контрольных процедур при возникновении основа­ний для таких корректировок в процессе осуществления контроля.

Экономичность — осуществление контроля с минимальной числен­ностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольных процедур при минималь­ных затратах на их проведение.

Всеобъемлемость — принцип, обеспечивающий распространение кон­троля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспро­изводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контроли­руемых организаций.

Внезапность — принцип, обязывающий проводить контрольные ме­роприятия без согласования времени их проведения с субъектами хозяй­ствования, ставшими объектами контроля.

Непрерывность — принцип, означающий, что начало очередного про­веряемого периода всегда совпадает с моментом окончания предыдущей проверки.

Действенность — принцип, позволяющий осуществлять активное воз­действие контроля на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков и других негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций.

Плановость — принцип, обеспечивающий выполнение контрольных функций, осуществление этапов контроля в соответствии с заранее разра­ботанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий.

Научность — принцип, позволяющий применять достижения науки и передового опыта в осуществлении контроля.

Гласность — принцип, создающий условия для своевременного инфор­мирования заинтересованных должностных лиц и специалистов как объ­екта контроля, так и его субъекта о результатах проведенных контрольных действий.

Массовость — принцип, обеспечивающий участие всех специалистов и других привлеченных лиц в осуществлении контроля на определенном уровне.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.019 с.)