Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи.



 

Сказал шейх Абдуль Азиз ар Роджихи в шархе хадиса Хатыба:

"Из польз этого хадиса – что шпионство против мусульман – большой грех, и не является куфром

И это потому, что Аллах обратился к ним с именем Имана: " О те, которые уверовали! Не берите моего врага, и вашего врага себе в союзники.." (аль-Мумтахана, 1)". Источник: "Шарх Сахих Муслим", "Баб фадаиль ахли бадр".

 

Таким образом, это слова саляфов, среди которых нет разногласий, и слова ученых ахли-Сунна, о том же самом, что шпионаж сам по себе – не является большим куфром, кроме как если будет сопровождаться какими-то порочными убеждениями, как например ненависть к мусульманам, желание победы куфра над Исламом, и тому подобное.

Однако это не значит что это легкий грех, напротив вред шпиона может превышать вред явно воющего с Исламом кафира, и правитель мусульман имеет право жестоко наказать его, или даже убить согласно одному из мнений.

И это – если он был в основе мусульманином и известен Исламом, что же касается шпионов мушриков, то их можно убивать вне всяких колебаний по единогласному мнению ученых.

 

 

Известно в мазхабе ханафитов, что они говорят о том, что шпиона-мусульманина, сообщающего кафирам тайны мусульман, следует наказать, посадить в тюрьму на длительный срок и т.п. но не следует его казнить. См. “аль-Харадж” 205, Абу Юсуфа.

 

Маликиты считают, что шпиона-мусульманина следует казнить по причине того вреда, который он нанес мусульманам и из-за распространения нечестия на земле. Но это неоднозначное мнение в их мазхабе, поскольку некоторые маликиты говорили, что шпиона-мусульманина не убивают, а некоторые говорили, что следует убить только в том случае, если он был осведомлен о греховности своего поступка. См. “Табсыратуль-ахкам” 2/177.

 

Также причину казни в маликитском мазхабе разъяснил аль-Къуртуби, который сам был маликитом: “Если мы говорим: «Шпион не становится по этой причине кафиром», тогда можно ли его убить в качестве наказания или нет? Относительно этого ученые разногласили. Малик, Ибн аль-Къасим и Ашхаб говорили, что это зависит от решения правителя мусульман. ‘Абдуль-Малик говорил, что если это (шпионаж) является натурой человека, то тогда его следует убить, так как он шпион! А Малик говорил, что шпиона следует казнить, и это правильное мнение, так как в его поступке есть вред для мусульман, а также в этом – распространение нечестия на земле. Что же касается мнения Ибн аль-Маджишуна (‘Абдуль-Малика), что казнить следует того, кто постоянно это делает, то причина этого в том, что Хатыб совершил подобное всего один раз”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 20/399.

 

Хафиз Ибн Касир также сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял оправдание Хатыба, когда узнал, что Хатыб сделал это по причине своего имущества и детей, которые находились у курайшитов”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/410.

 

Шафииты считали, что шпиона-мусульманина нельзя убивать, поскольку нет на дозволенность этого довода, и это было мнением имама аш-Шафи’и, о чем уже упоминалось.

 

Ханбалиты не пришли к единому мнению, поскольку у имама Ахмада в этом вопросе было два мнения, однако самым распространенным мнением у них является то, что шпиона-мусульманина не убивают. См. “Минхаджу-Сунна”6/174.

 

Даже те имамы, которые считали, что шпиона-мусульманина необходимо казнить, не делали причиной смертной казни вероотступничество, а упоминали такие причины как: «Распространение нечестия на земле», «Вред для мусульман» и т.п. и это мнение тех ханбалитов и маликитов, которые считали, что шпиона-мусульманина следует казнить! См. “Табсыратуль-ахкам” 2/177, “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 2/138.

 

аш-Ширази сказал: “Если кто-либо из мусульман шпионит для кафиров, то его не убивают, как на это указывает хадис, который передал ‘Али (т.е. хадис Хатыба)”. См. “аль-Мухаззаб” 2242.

 

Поступок Хатыба был именно шпионажем и известно, что он кафиром не стал, и по этой причине например, имам Абу Дауд назвал главу, в которой привел хадис Хатыба так: «Глава о положении шпиона, который является мусульманином». См. “Сунан Аби Дауд” 3/102.

 

И аль-Байхакъи назвал главу, в которой привел этот хадис так: «О мусульманине, который сообщает многобожникам тайны мусульман». См. “ас-Сунан аль-кубра” 9/146.

 

абу Любаба ибн аль-Мунзир. В хадисе от ‘Аиши об истории иудеев с племени Бану Къурайза, которые предали пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине во время битвы у Рва, сообщается, что после битвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил на переговоры к иудеям сподвижника Абу Любабу. Так вот, ‘Аиша рассказывала: “Когда они увидели Абу Любабу, мужчины подошли к нему, а женщины и дети стали плакать, и ему стало жалко их. Они спросили его: “О Абу Любаба, сдаться ли нам на милость Мухаммаду?” Он ответил: “Да”, и указал рукой себе на горло, желая дать им понять, что их ожидает смерть. Но он понял, что тем самым предает Аллаха и Его посланника, и сразу же оттуда ушел”. Ахмад 2/71, ат-Табари 11/121, аль-Байхакъи 4/18.

 

Это очень известная и длинная история, достоверность которой подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани, и ее основа приводится также у аль-Бухари. См. “Фатхуль-Бари” 11/43, “Маджма’у-ззауаид” 6/128.

 

И по поводу этого поступка Абу Любабы были ниспосланы слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и посланника!» (аль-Анфаль 8: 27).

 

О том, что этот аят был ниспослан по поводу Абу Любабы, передали Къатада, аз-Зухри, аль-Кальби, ‘Икрима, ас-Судди и др. См. “Тафсир ат-Табари” 11/122, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5/1687, “Тафсир аль-Къуртуби” 9/490, “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 7/90-92.

 

Но также упоминается и другая причина ниспослания этого аята, а это история о том, что некий лицемер написал Абу Суфьяну о том, что совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). См. “Тафсир ат-Табари” № 15936.

 

Однако хафиз Ибн Касир и ас-Суюты сказали относительно этого сообщения: “Это странное сообщение как со стороны иснада, так и смысла!” См. “Тафсир Ибн Касир” 2/421, “Асбабу-ннузуль” 522.

 

Это никак не может быть правильным, поскольку в аяте обращение идет к верующим, а в этом сообщении сказано, что писавший письма Абу Суфьяну был лицемером. По этой причине исследователь (мухакыкъ) ‘Абдур-Раззакъ аль-Махди также сказал, что это сообщение ложное (батыль).

 

Так вот, в истории, произошедшей с Абу Любабой, содержится ясное указание на то, что он оказал помощь кафирам, поскольку предупредил их о том, что ожидает их. Ведь узнав о том, что их все равно ожидает смерть, иудеи могли принять решение продолжать сопротивляться или выйти в бой, что могло привести к потерям среди мусульман.

 

Один из самых известных имамов ханафитского мазхаба – имама ас-Сарахси, который говорил: “Если мусульманин будет выдавать тайны мусульман мушрикам, то он не выходит из-за этого из Ислама! И довод у нас на это хадис Хатыба ибн Аби Бальта’а, относительно которого был ниспослан аят: «О вы которые уверовали, не берите Моего врага и вашего себе в приближенные друзья!» И Аллах, несмотря на поступок Хатыба назвал его верующим. Также доводом этому служит хадис Абу Любабы ибн аль-Мунзира, относительно которого Аллах ниспослал аят: «О вы которые уверовали, не предавайте Аллаха и Его посланника!» И его история о том, что он предупредил племя Бану Къурайза, известна, и вместе с этим Аллах назвал его верующим. Поэтому нам стало известно, что подобное не выводит из Ислама!” См. “аль-Мабсут” 10/71.

 

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Наказание казнью, если невозможно достичь пользы без этого, является вопросом иджтихада, как например, казнь шпиона-мусульманина, относительно которого среди ученых есть два известных мнения”. См. “Минхаджу-Сунна” 6/174.

 

Удивительно то, что обе группы ученых опирались на историю Хатыба в этом вопросе. Имам аль-Хаттаби в «Шарх Сунан Аби Дауд» относительно хадиса о Хатыбе говорил: “В этом хадисе далиль на то, что шпиона-мусульманина не убивают!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/275.

 

Имам Ибн аль-Джаузи в комментарии к хадису Хатыба сказал: “В этом хадисе указание на то, что шпиона-мусульманина не убивают!” См. “Кашф аль-мушкиль” 132-133.

 

А шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Этот хадис довод в пользу тех, кто считает дозволенным убийство шпиона, поскольку он не является участником битвы при Бадре, а что касается казни Хатыба, то это не было сделано по причине его участия в Бадре!” См. “Бадаи’уль-фауаид” 4/128.

 

Таким образом, одни ученые считали, что казнить шпиона-мусульманина дозволено, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) не возразил на слова ‘Умара, предлагавшего казнить Хатыба, а помешало это сделать только то, что он был участник битвы при Бадре, однако у того, кто будет после, нет такого препятствия как участие в Бадре, а следовательно его можно казнить.

 

Другие же ученые и их большинство, считали, что история Хатыба указывает на то, что шпиона-мусульманина не казнят по шариату, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) этого не приказал и более того, запретил! А упоминание участия в Бадре указывает на то, что Аллах простил Хатыбу именно его грех.

 

Более того, некоторые имамы указывали на то, что есть иджма’ относительно того, что шпиона-мусульманина не казнят. Хафиз Ибн Хаджар писал: “Передал ат-Тахауи единогласное мнение (иджма’) относительно того, что шпиона-мусульманина не дозволено убивать! А шафииты и большинство сказали, что следует увещевать и прощать, если совершивший подобное из числа хороших людей. Также говорил и аль-Ауза’и”. См. “Фатхуль-Бари” 12/310.

 

Имам Ибн Батталь сказал: “Что касается тех, кто сказал об убийстве шпиона-мусульманина, тот пошел в противоречие этому хадису (Хатыба) и мнению ученых, поэтому нет силы у этих слов! Имам ат-Тахауи говорил: «Не было разногласия в том, что если мусульманин совершит подобное, то его кровь не становится дозволенной!» И ат-Тахауи не принял мнение маликитов и других поздних поколений из-за их противоречия этому хадису!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 5/164.

 

Что же касается наилучшего мнения в этом вопросе, то это возвращается на усмотрение правителя мусульман, если он посчитает, что оказавший помощь кафирам заслуживает казни для урока другим и т.п., то его казнят. Если же он посчитает, что этого делать не следует, так как он оступился и сам является хорошим мусульманином, то его не трогают, а просто увещевают! И это одно из мнений имама Малика и его выбрал шейх Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-ма’ад” 3/423.

 

Однако нет разногласия в том, что казнить шпиона-мусульманина может только правитель мусульман! Аш-Ширази говорил: “Не применяет наказание (хадд) для свободных людей (не рабов, так как хозяин имел право сам наказывать своего раба, кроме наказания смертью) никто, кроме правителя мусульман, или же того, кому правитель это поручил! Никто не совершал наказания во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме как с его дозволения. И никто не делал этого во времена халифов, кроме как с их позволения!” См. “аль-Мухаззаб” 2269.

 

Ан-Науауи в комментарии к хадису Хатыба сказал: “В этом хадисе указание на то, что шпионство не выводит человека из Ислама! А также в нем указание на то, что никто не имеет права совершать наказание (хадд) и убивать того, кого необходимо убить, кроме как с разрешения правителя мусульман!” См. “Шарх Сахих Муслим” 7/539.

 

Аль-Къуртуби сказал: “Нет разногласий в том, что за преступление воздаяние равным (къисас) и установление наказаний (хадд) совершает только правитель”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/245-246.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.026 с.)