Политико правовые аспекты доктрины ислама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико правовые аспекты доктрины ислама



Ислам - самая молодая мировая религия, возникла в VII в на территории Аравийского полуострова. Ее основателем считается пророк Мухаммед, который призвал отказаться от идолопоклонства и верить в одного Бога. Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Следовавшие за посланником Аллаха стали называть себя мусульмане (араб. «муслим» - «отдавший себя»), образовав общину верующих умму. Послания Пророку включали в себя не только религиозные догмы (в том числе предложение всем арабским племенам и правителям сопредельных стран принять Ислам), но и руководство к различным сферам жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные морально-правовые установления. После смерти Пророка при его первых преемниках ислам распространяется на всей территории Аравийского полуострова, охватив Северную Африку, Испанию, Египет, Ближний Восток, Иран, Среднюю Азию.

Особенности формирования мусульманских государств:

ислам дал ранее разрозненным арабским племенам единую веру, единую политическую организацию. Вместо угрозы исчезновения ислам не только сплотил арабов, но и позволил им распространить свое влияние на больших территориях;

содержавшиеся противоречия в новой религии - иерархия общества и равенство всех перед Богом - определили раскол в ней, большое количество в исламе течений и организаций.

Особенности политико-правовых воззрений.

Ислам - это единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры. Синтез религии, нравственности и права образовали понятие «Шариат» - «закон жизни».Мусульманское право не является синонимом шариата, это составляющий его правовой феномен, включающий в себя принципы и доктрины, отвечающие требованиям права.

Составными частями шариата являются акида (религиозно-этический элемент) и фикх (правовой элемент).

Шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и Сунны. Вследствие этого источниками мусульманского права являются:

Коран (от араб. «ал-куран» – «чтение вслух») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммедом. В Коране от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его как арабский судебник». Коран является первоосновой для разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье, обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему;

Сунна («образец», «пример») - Священное Предание ислама. Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела. В широком смысле – это свод обычаев, правил, традиционных установлений. Сунна выступает как образ для подражания, образ жизни, правила;

Вспомогательным элементом при формировании правовых норм выступает принцип иджтихада («усердие», «настойчивость», «поиск истины», «свобода усмотрения»). Это самостоятельное суждение авторитетных правоведов на основе толкований Корана и Сунны позволяет формулировать конкретные судебные решения и новые правила поведения. Принцип иджтихада содержит:

а) Иджму - согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;

б) Кийяс - толкование по аналогии, сочетающее откровение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной и Иджмой.

Кроме общепринятых элементов мусульманских правовых идей и воззрений существует понятие «Адат». Адат - это местные обычаи и правила поведения мусульман, уходящие своими корнями в домусульманскую эпоху (например, кровная месть - норма отсутствующая в шариате). Как правило, адат - явление сельской культуры, тогда как шариат - порождение городской культуры.

Синтез правовых норм, правосознания и поведения определили отличительные черты мусульманской политико-правовой мысли от политико-правовых идей средневековой Европы:

в отличие от средневековой Западной Европы, где политические и правовые представления развивались в борьбе светской и духовной власти, в странах Арабского Востока ислам рассматривался как социальная и духовная основа политики, государства и права. Поэтому, мусульманская политико-правовая доктрина обосновывает идею теократии - принцип превосходства духовной власти над светской, отождествление религии и права;

поскольку согласно Корану Аллах и его посланник определяют положение власти, ее задачи, в мусульманской доктрине вопросы о происхождении государства и права, о проблемах государственного устройства и формах власти потеряли свою актуальность и восстребованность. Все эти проблемы в какой-то степени имеют свое разрешение в священных книгах;

в отличие от других политико-правовых доктрин, в мусульманской, практически нет границ между «правом в книгах», «правом в жизни» и «правом юристов». Отсюда как следствие: внутренняя убежденность мусульман, незыблемость их правосознания (такое правосознание часто европейцами как фанатизм).

Таким образом:

религиозное правосознание придает мусульманской доктрине огромный авторитет и как следствие высокую эффективность (у мусульман нет поговорки «закон, что дышло»);

большое значение имеет принцип толкования мусульманского права (фетвы). Однако, никакое «личное» усмотрение не допускается. Право на это действие имеют только признанные авторитеты: мулла, муфтий, известные богословы и правоведы.

мусульманское право развивается путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом.

Политико-правовая доктрина ислама:

опирается на идею теократии. В ней присутствует идея о превосходстве духовной власти над светской;

источником светской власти является Бог. Коран подчеркивает богоустановленность светской власти. Светская власть выступает средством для реализации религиозных предписаний, правовых норм, изложенных в священных книгах.

Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм.

Эти религиозно – политические течения отличаются (помимо религиозно-догматических споров) по решению проблемы о принципах передачи власти:

Шииты источником мусульманского права считают Коран и некоторые части Сунны (ахбары), которые относятся к зятю Мухаммеда – Али. Считают, что власть должна передаваться по наследству внутри отмеченного Божиим попечительством рода - имаму. В соответствии с этим шииты признают законными халифами только четвертого Али и 12 его потомков – имамов. Власть этих халифов имеет божественный характер и передается по наследству;

Сунниты (преобладающее направление в исламе) источником мусульманского права считают Коран и Сунну. Считают, что власть должна принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее тому, кого она изберет (халиф).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.032 с.)