Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико правовые аспекты доктрины ислама
Ислам - самая молодая мировая религия, возникла в VII в на территории Аравийского полуострова. Ее основателем считается пророк Мухаммед, который призвал отказаться от идолопоклонства и верить в одного Бога. Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Следовавшие за посланником Аллаха стали называть себя мусульмане (араб. «муслим» - «отдавший себя»), образовав общину верующих умму. Послания Пророку включали в себя не только религиозные догмы (в том числе предложение всем арабским племенам и правителям сопредельных стран принять Ислам), но и руководство к различным сферам жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные морально-правовые установления. После смерти Пророка при его первых преемниках ислам распространяется на всей территории Аравийского полуострова, охватив Северную Африку, Испанию, Египет, Ближний Восток, Иран, Среднюю Азию. Особенности формирования мусульманских государств: ислам дал ранее разрозненным арабским племенам единую веру, единую политическую организацию. Вместо угрозы исчезновения ислам не только сплотил арабов, но и позволил им распространить свое влияние на больших территориях; содержавшиеся противоречия в новой религии - иерархия общества и равенство всех перед Богом - определили раскол в ней, большое количество в исламе течений и организаций. Особенности политико-правовых воззрений. Ислам - это единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры. Синтез религии, нравственности и права образовали понятие «Шариат» - «закон жизни».Мусульманское право не является синонимом шариата, это составляющий его правовой феномен, включающий в себя принципы и доктрины, отвечающие требованиям права. Составными частями шариата являются акида (религиозно-этический элемент) и фикх (правовой элемент). Шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и Сунны. Вследствие этого источниками мусульманского права являются: Коран (от араб. «ал-куран» – «чтение вслух») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммедом. В Коране от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его как арабский судебник». Коран является первоосновой для разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье, обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему;
Сунна («образец», «пример») - Священное Предание ислама. Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела. В широком смысле – это свод обычаев, правил, традиционных установлений. Сунна выступает как образ для подражания, образ жизни, правила; Вспомогательным элементом при формировании правовых норм выступает принцип иджтихада («усердие», «настойчивость», «поиск истины», «свобода усмотрения»). Это самостоятельное суждение авторитетных правоведов на основе толкований Корана и Сунны позволяет формулировать конкретные судебные решения и новые правила поведения. Принцип иджтихада содержит: а) Иджму - согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного; б) Кийяс - толкование по аналогии, сочетающее откровение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной и Иджмой. Кроме общепринятых элементов мусульманских правовых идей и воззрений существует понятие «Адат». Адат - это местные обычаи и правила поведения мусульман, уходящие своими корнями в домусульманскую эпоху (например, кровная месть - норма отсутствующая в шариате). Как правило, адат - явление сельской культуры, тогда как шариат - порождение городской культуры. Синтез правовых норм, правосознания и поведения определили отличительные черты мусульманской политико-правовой мысли от политико-правовых идей средневековой Европы: в отличие от средневековой Западной Европы, где политические и правовые представления развивались в борьбе светской и духовной власти, в странах Арабского Востока ислам рассматривался как социальная и духовная основа политики, государства и права. Поэтому, мусульманская политико-правовая доктрина обосновывает идею теократии - принцип превосходства духовной власти над светской, отождествление религии и права;
поскольку согласно Корану Аллах и его посланник определяют положение власти, ее задачи, в мусульманской доктрине вопросы о происхождении государства и права, о проблемах государственного устройства и формах власти потеряли свою актуальность и восстребованность. Все эти проблемы в какой-то степени имеют свое разрешение в священных книгах; в отличие от других политико-правовых доктрин, в мусульманской, практически нет границ между «правом в книгах», «правом в жизни» и «правом юристов». Отсюда как следствие: внутренняя убежденность мусульман, незыблемость их правосознания (такое правосознание часто европейцами как фанатизм). Таким образом: религиозное правосознание придает мусульманской доктрине огромный авторитет и как следствие высокую эффективность (у мусульман нет поговорки «закон, что дышло»); большое значение имеет принцип толкования мусульманского права (фетвы). Однако, никакое «личное» усмотрение не допускается. Право на это действие имеют только признанные авторитеты: мулла, муфтий, известные богословы и правоведы. мусульманское право развивается путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом. Политико-правовая доктрина ислама: опирается на идею теократии. В ней присутствует идея о превосходстве духовной власти над светской; источником светской власти является Бог. Коран подчеркивает богоустановленность светской власти. Светская власть выступает средством для реализации религиозных предписаний, правовых норм, изложенных в священных книгах. Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм. Эти религиозно – политические течения отличаются (помимо религиозно-догматических споров) по решению проблемы о принципах передачи власти: Шииты источником мусульманского права считают Коран и некоторые части Сунны (ахбары), которые относятся к зятю Мухаммеда – Али. Считают, что власть должна передаваться по наследству внутри отмеченного Божиим попечительством рода - имаму. В соответствии с этим шииты признают законными халифами только четвертого Али и 12 его потомков – имамов. Власть этих халифов имеет божественный характер и передается по наследству; Сунниты (преобладающее направление в исламе) источником мусульманского права считают Коран и Сунну. Считают, что власть должна принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее тому, кого она изберет (халиф).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.032 с.) |