Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Гумбольдта о государстве и гражданском обществе
Представителем нового, более радикального направления в немецкой правовой и политической мысли того периода был Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Важнейшая правовая труд - "Опыт установления границ деятельности государства".
Общая позиция, с которой Гумбольдт рассматривал государство, - позиция гуманистического индивидуализма. Основная проблема его труда - человек, индивид, его отношения с государством. Главная задача, его мыслитель поставил в названной труда, - найти оптимальное место человека в государстве.
Ученый придерживался четкой дифференциации гражданского общества и государства. Критериями этой дифференциации выступали различия: между системой общественных институтов и учреждений, формируемых снизу, самими индивидами, государственными институтами; между естественным и общим правом и правом положительным, установленным государством, между человеком и гражданином. Проводя границу между обществом и государством, Гумбольдт не считал их равноценными величинами. На его взгляд, общество принципиально весомее от государства, а человек - нечто гораздо большее, чем гражданин, то есть член государственного союза. По этой же причине естественное и общее право должно быть единственной основой для позитивного права, руководящим принципом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового заключается в служении обществу. "Истинным объемом деятельности государства будет все то, что она в состоянии сделать для блага общества", - подчеркивал мыслитель. Но общество выступало в него не как абстракция, а как сумма конкретных индивидов; отсюда убеждение, что "...государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека". Государство, реализуя отведенную ей роль, в своей деятельности не должна преследовать иной цели, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности граждан. Он решительно не воспринимал идеи и факта заботы государства о положительном благе граждан, то есть об их материальное процветание и общественную карьеру, их нравственность, физическое здоровье, образ жизни и т.д. Диапазон активности государства следует резко ограничить. Это обусловлено тем, что объединение людей в едином социальном союзе порождает бесконечное разнообразие проявления человеческих сил и деятельности. При таких условиях развиваются богатства натуры и характер человека; формируется человек, наделенный внутренним достоинством и свободой. Государство же, воплощая в себе верховную власть, не воспринимает этой полифонии, многообразия, а потому стремится унифицировать сознание и поведение людей, возможное многообразие проявлений жизни человека, нации, общества.
Особенно значительную опасность для индивида и нации государство составляет тогда, когда начинает чрезмерно опекать людей, брать на себя миссию патернализма. Гумбольдт был убежден, что расчет граждан на заботу о них правителя, правительства или чиновника расслабляет их волю и энергию, отучает самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, преодолевать трудности. Постоянное ожидание помощи со стороны государства приводит, наконец, к бездеятельности человека. Страдает от этого и нравственность - ведь тот, кем часто и интенсивно руководят, легко жертвует остатками своей самостоятельности, впадая в апатию. Если каждый надеется на заботливую помощь государства относительно самого себя, то он, конечно, беспрекословно передаст ей заботу о судьбе своих сограждан. Это обстоятельство подрывает сострадания к ближнему и уменьшает настроенность людей к оказанию взаимной помощи. Общественная же помощь наиболее эффективной будет там, где у человека сильная сознание, что все зависит от нее. Согласно Гумбольдтом, что внушительный объем и более широкий диапазон действий государственной власти, то меньшую свободу имеют индивиды, их объединения. Владолюбні слуги государства, подчеркивал он, и в теории, и на практике игнорируют принцип: "Ничто так не способствует достижению зрелости для свободы, как сама свобода". Гумбольдт не отрицал ценности, важности и необходимости государства, но он стремился определить те пределы, в которых государство способствует развитию общества, каждого индивида в частности. В этом - несомненная ценность и заслуга научного наследия мыслителя.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.005 с.) |