Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья



Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность — это деятельность, направленная на достижение определенной цели или целей. Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач. Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реабилитационной деятельности и выступает как необходимая, обязательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности. По существу, каждое действие специалиста по социальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект. Включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

 

Виды и методы реабилитации.

11.05.016

 

По медицинскому направлению:

· физиотерапия (ультразвук, магнитотерапия, лекарственный электрофорез, лазеротерапия, микрополяризация, электролечение;

· лечебная физкультура с применением надувных предметов, тренажера Гросса, лечебных костюмов, "Фаэтон";

· медицинский массаж;

· медикаментозная терапия;

· обследование и лечение в кабинете офтальмолога (проверка остроты зрения, рефракции и других зрительных функций; подбор очков; фотомагнитотерапия, лазеростимуляция сетчатки, лечение амблиопии: макулостимуляция, КЭМ-стимуляция, лечебные компьютерные программы и другое; цветоимпульсная терапия; ортоптическое лечение: синоптофор; диплотическое лечение: занятия с лечебными очками по различным методикам (по Волкову, Аветисову, Давшевскому).

Так же в реабилитации детей применяется следующие медицинское оборудование:

лечебно-диагностический аппарат "Стабилометрия" (позволяет исследовать функции организма, связанные с поддержанием равновесия, управлять восстановительным лечением и фиксировать динамику), комплексы функционального биоуправления по электрофизиологическим параметрам и микрополяризации зон головного и спинного мозга "Реамед М" (для коррекции нарушений двигательных функций), "Реамед А" (для коррекции нарушения зрения), тренажер для динамической коррекции функций опорно-двигательного аппарата ИННОВОЛК (позволяет развивать двигательные способности нижних конечностей).

Обследования и консультации проводят специалисты: педиатр, невролог, офтальмолог, психиатр, ортопед, физиотерапевт, врач ЛФК.

По психолого-педагогическому направлению:

· занятия в сенсорной комнате;

· коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, в том числе в компьютерном классе, проводятся занятия по логоритмике, используются методы арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия и куклотерапии, в т.ч.с использованием компьютерного логопедического комплекса "Речевой калейдоскоп", дисплея для слабовидящих "Visio book", устройство "Говорящая книга" (тифлофлешплеер);

· занятия по бытовой реабилитации, в т.ч. с использованием оборудования Adapt Ability;

· занятия по творческой реабилитации (работа с глиной, как метод педагогической коррекции: развитие творческих способностей, мышления, воображения, мелкой моторики).

Свои услуги предлагают специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя по труду.

По социокультурному направлению:

· организуются различные праздничные и развлекательные мероприятия, посещения театров, музеев, художественных выставок;

· работают творческие кружки по интересам для детей ("Чудо оригами", "В гостях у сказки", "Школа веселых наук")

Оказывается, консультативная помощь родителям по социально-правовым вопросам: права и льготы семей, воспитывающих ребенка-инвалида, образование детей, получение технических средств реабилитации и др.

Для родителей проводится " Школа для родителей " - обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченным возможностями, специальными знаниям и умениям для реабилитации детей в домашних условиях.

Для детей среднего и старшего школьного возраста с сохранным интеллектом проводится " Школа правовых знаний " - правовое просвещение детей и подростков с целью ознакомления детей и подростков с правами, закрепленными в российской и международном законодательстве; обучение приемам отстаивания своих прав; информирование детей о тех учреждениях, в которых они могут получить социально-правовую помощь.

Медиинская помощь инвалидам

Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.
Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ

 

В философском понимании независимая жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.

Все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако, эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.

Человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей!

Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью".

Понятие "независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь – это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. в социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования.

В философском понимании независимая жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.

Все мы зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако, эта взаимосвязь не лишает нас права выбора.

Если Вы не умеете шить, то Вы идете в магазин или ателье. Если у Вас нет времени или желания починить утюг, Вы идете в мастерскую. И опять Ваше решение зависит от Вашего желания и обстоятельств.

С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он сам мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.

Включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества.

Примерное Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов

ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
- Детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы;
- Разработка (на основе детализированной и конкретизированной индивидуальной программы реабилитации) планов и программ проведения реабилитации инвалидов в Центре;
- Проведение медицинской реабилитации;
- Организация и реализация мер по протезированию и отрезированию инвалидов;
- Осуществление профессиональной реабилитации инвалидов;
- Проведение социальной реабилитации инвалидов;
- Проведение комплексной психологической реабилитации;
- Динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов;
- Участие в организации подготовки и переподготовки кадров для отделений и кабинетов многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов;
- Оказание организационно-методической помощи самостоятельным отделениям и кабинетам многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов;
- Оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРА
В соответствии с перечисленными задачами Центр осуществляет следующие функции:
- уточнение реабилитационного потенциала;
- проведение восстановительной терапии;
- проведение реконструктивной хирургии;
- восстановление, улучшение или компенсация утраченных функций;
- логопедическое обучение;
- организация лечебной физкультуры;
- организация и реализация мер, связанных с протезированием инвалидов, обучение их навыкам пользования протезами;
- осуществление комплексной системы мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов для возвращения их в активную трудовую деятельность;
- определение и подбор для инвалидов соответствующих видов профессии, полностью отвечающих состоянию их здоровья;
- организация профессиональной ориентации и профотбора
инвалидов;
- организация профессионального обучения и переобучения инвалидов;
- организация профессионально-производственной адаптации инвалидов;
- обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности и навыкам активного поведения на рынке труда;
- организация социально-бытовой адаптации инвалидов;
- осуществление мер по социалыю-средовой ориентации инвалидов;
- реализация мер по адаптации семьи к проблемам инвалидов;
- информирование инвалидов о реабилитационных услугах, которые оказываются им безвозмездно или за плату;
- обучение инвалидов пользованию специальными изделиями и техническими средствами, облегчающими их труд и быт;
- привлечение инвалидов к занятиям любительским или профессиональным спортом;
- проведение психотерапевтических и психологических мероприятий;
- научное обеспечение и анализ опыта организации работы органов и учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации и протезирования инвалидов и разработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- организация информационной и консультативной помощи по правовым, медицинским и другим вопросам, касающихся реабилитации инвалидов.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одним из приоритетных направлений исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все более активно занимает интеграция. В целях достижения нового качества образования создан проект современной модели «Российское образование 2020г.», который предполагает вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Исходя из требований современной жизни в России и проблем интегрированного обучения, которые затрагивают интересы и потребности самих учащихся со специальными нуждами и их родителей, вытекает необходимость существенного обновления содержания обучения.

Разработка новой идеологии в специальном образовании предусматривает:

- формирование многовариативной образовательной системы;

- переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования всем детям с ОВЗ;

- создание эффективной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Трудности в переходе к интеграции связаны с [5, с. 18]:

- чрезвычайно динамичной социокультурной ситуацией не только в регионах, но и в стране в целом;

- несоответствием традиционных технологий управления современным процессам развития в сфере образования и других общественных сферах.

Несмотря на все проблемы и сложности, следует констатировать, что процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение в России набирает обороты. В разных регионах страны развиваются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной (коррекционной) и массовой школы, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - живая самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, вступающая в отношения с другими системами, нуждается для достижения состояния интеграции с ними в особых условиях удовлетворения своих образовательных и психологических потребностей: специально организованном учебном процессе с коррекционной направленностью в обучении и психологической коррекции индивидуальных особенностей; в выявлении и развитии имеющихся способностей каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности и общения (физическая культура и спорт, детское творчество, художественная самодеятельность, общественно полезная деятельность и др.) [2, c. 471].

В основе технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущение своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся, образцы для своего роста и развития, в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные неуспешные классы. Данная многокомпонентная модель социально - образовательной интеграции разносторонне изучена, апробирована и реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 73 г. Челябинска, Челябинской области, Россия [4, с. 10-17].

Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья» [5, с. 41-43].

Необходимым и обязательным условием интегрированного обучения детей является налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной; творческой; спортивно-оздоровительной; рекреационной во внеурочное время.

По мнению директора российского института коррекционной педагогики, Н.Н. Малофеева: «Каждый ребёнок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать своё право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь». Он также обращает внимание на необходимость реализации разноуровневых моделей интеграции [3, с. 476].

Интегрирование детей с ОВЗ в общеобразовательные учебные учреждения стало неотвратимым фактом, который получает всё большее распространение в мире, в том числе и в России. Процесс интегрирования стал потребностью детей и семьи, в которой он проживает, являясь своеобразным социальным заказом общества и государства.

Интеграция детей с ОВЗ в сообщество своих ровесников, имеющих норму развития – это закономерный этап развития специального образования, обусловленный качеством отношения общества и государства к детям с ОВЗ, признанием их прав на обучение в сообществе своих ровесников.

Положительные стороны интегрированного обучения [1]:

· в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;

· успешнее формируется учебная мотивация;

· адекватнее формируется самооценка;

· позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;

· учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;

· позволяет получать равные возможности для обучения.

Таким образом, реализация интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

20.Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства

Реабилитация — это восстановление здоровья, функцио­нального состояния и трудоспособности, нарушенных болез­нями, травмами или физическими, химическими и социальны­ми факторами.

Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым про­цессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болез­ней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направ­ленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболе­вании физической, психической, профессиональной, социаль­ной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинская, физическая, психологическая, профессиональная (трудовая) и социально-экономическая.

Первое и основное направление реабилитации (медицин­ской и физической) — восстановление здоровья больного по­средством комплексного использования различных средств, на­правленных на максимальное восстановление нарушенных фи­зиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместитель­ных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррек­цию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выпол­нению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменив­шейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает во­просы трудоустройства, профессионального обучения и пере­обучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, что­бы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реа­билитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико­биологические последствия болезней, заключающиеся в откло­нениях от нормального морфофункционального статуса; 2) сни­жение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоров­ление больного после перенесенного заболевания и его реаби­литация — совсем не одно и то же, так как помимо восстанов­ления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, кол­лективе.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как орто­педия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая куль­тура. Вначале использовался термин «восстановительное лече­ние», и в это понятие входило использование медицинских ле­чебных методов, но впоследствии, особенно после второй ми­ровой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицин­ских, ее решение включало целый ряд психологических, соци­альных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» при­шел термин «реабилитация». Концепция реабилитации боль­ных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ве­дущих к нетрудоспособности, отдельные направления медици­ны не в состоянии ему противостоять и решение этой пробле­мы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работни­ков различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохране­ния деятельность, более связанную с социальным обеспечени­ем. В последующие годы все большее число лечебных учреж­дений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реа­билитации организационно сложилась в структуру реабилита­ционных центров, специализированных по профилю заболева­ний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организова­ны, это могут быть стационарные, санаторные или поликли­нические реабилитационные центры. Расширение сети таких учреждений обусловлено еще и экономическими соображения­ми. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать пробле­му восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще мож­но восстановить здоровье больного до максимально возможно­го уровня его физической, психологической и социально-эко­номической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позво­лить себе увеличивать число инвалидов и социально зависи­мых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохране- ним. И.Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркива­ется, что целью лечения больного является не только сохране­ние его жизни, но и способности к независимому существова­нию. Отсюда следует целенаправленный характер всей систе­мы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилита­ция заняла прочное место среди ведущих медико-социальных направлений, разрабатываемых во всем мире. Научные иссле­дования воздействия средств реабилитации отчетливо показа­ли, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.058 с.)