Формы и методы проведения занятий по огп в подразделении. В процессе обучения руководители групп определяют наиболее целесообразные формы и методы занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы проведения занятий по огп в подразделении. В процессе обучения руководители групп определяют наиболее целесообразные формы и методы занятий.



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Военная кафедра

Щипков В.А.

 

ОБЩЕСТВЕННО-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА

 

(Учебно-методическое пособие)

 

Москва 2017

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Военная кафедра

 

Щипков В.А.

Кандидат философских наук, доцент

ОБЩЕСТВЕННО-

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА

 

(Учебно-методическое пособие)

 

 

В авторской редакции.

 

 

Обсуждено и рекомендовано к печати

на заседании кафедры

протокол № от 22 ноября 2016 г.

 

Москва 2017

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….... 5

 

Тема №1. Назначение, основные задачи и организация общественно-государственной подготовки. 5

1. Общественно-государственная подготовка - составная часть боевой учёбы в ВС РФ. 8

2. Организация и методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке в подразделении. 11

 

Тема №2. Россия в современном мире. 24

1. Современный мир и тенденции его развития. Роль России в современном геополитическом пространстве. 25

2. Пути повышения роли России в решении проблем мировой политики. 37

 

Тема № 3. Национальная безопасность Российской Федерации и пути её обеспечения. 48

1. Проблемы становления теории безопасности общества и государства………………………………………………………………………

2. Способы обеспечения безопасности Российской Федерации. Ошибка! Закладка не определена.............

 

Тема №4. Вооружённые Силы Российской Федерации, их состав, назначение и место в структуре государственных органов. 69

1. Основы создания и функционирования Вооружённых Сил РФ. 70

2. Назначение, состав, структура ВС РФ и их место в системе государственных органов. 74

 

Тема № 5. Военные реформы в истории России. Дни воинской славы российского государства. 85

1. Военных реформы в России в XVI-XX вв. и их значение для реформирования ВС РФ на современном этапе. 86

2. История доблести российского воинства и славы русского оружия (XII-XX вв.) 95

 

Тема № 6. Война как социально-политическое явление. 105

1. Происхождение, сущность и классификация войн…………….. Ошибка! Закладка не определена.

2. Пути предотвращения и искоренения войн из жизни общества. 117

 

Тема № 7. Военные аспекты международного права. 132

1. История становления и развития международного гуманитарного права. …………………………………………………………………………..133

2. Источники и содержание международного права в период вооруженных конфликтов. 140

 

Тема № 8. Военная служба в Российской Федерации. Правовой статус военнослужащих. 150

1. Военная служба как особый вид государственной службы и порядок её прохождения. 150

2.Правовой статус военнослужащих и гарантии его реализации. 162

 

Тема № 9. Организация воспитательной работы в подразделении. 173

1. Воспитательная работа в Вооружённых Сил РФ. ………………

2. Морально-психологическое обеспечение – составная часть воспитательной работы в Вооружённых Силах РФ. 185

Приложения

Сокращения……………………………………………………………………194

 

 

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие по «Общественно-государственной подготовке» (ОГП) подготовлено в соответствии с тематическим планом подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса и предназначено для оказания помощи студентам, изучающим данную учебную дисциплину на военной кафедре «Национального исследовательского университета Высшая школа экономики». Цель пособия – обеспечить студентов, изучающих ОГП, основным материалом по темам учебного плана.

Автор исходит из элементарной истины о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Смысл профессии офицера состоит в обеспечении военной безопасности Российской Федерации, а для осознанной её защиты нужно знать общество и государство, которое предстоит защищать. При этом нельзя забывать и того факта, что военнослужащие согласно статье 32 Конституции РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и в отправлении правосудия. Представляемые гражданам Российской Федерации Основным законом страны права предусматривают сознательное и активное участие в делах общества и государства, что также обусловливает необходимость достаточно высокого уровня знаний законов и тенденций развития общества. В процессе изучения ОГП студенты получат информацию о месте и роли России в современном мире, ознакомятся с проблемами обеспечения военной безопасности, изучат основные вехи истории Вооружённых Сил Российской Федерации, их состав и структуру, ознакомятся с основными требованиями к военной службе и организации воспитательной работы в подразделении.

Особое внимание уделяется нормативно-правовой базе функционирования ВС РФ и организации военной службы. Студенты, обучающиеся на военной кафедре должны изучить положения Конституции РФ, касающиеся военной проблематики, федеральные законы «Об обороне», "О воинской обязанности и военной службе", «О статусе военнослужащих», «О безопасности», «О днях воинской славы и памятных датах России», другие законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты.

 

В ходе изучения учебной дисциплины студенты должны:

иметь представление о процессах и явлениях, происходящих в военном деле, об основах национальной и военной безопасности государства, об основах военного строительства в современной России,сущность и содержание морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации;

знать основные этапы истории России, еёроль и место в современном мире, актуальные проблемы военного строительства на современном этапе и место Вооружённых Сил Российской Федерации в структуре государственных институтов, историю славных побед российского воинства и русского оружия, дни воинской славы России, правовое положение и порядок прохождения военной службы, основные положения международного гуманитарного права, основы воспитания личного состава подразделения и порядок организации и методику проведения занятий по общественно-государственной подготовке;

уметь ориентироваться в современной военно-политической обстановке, давать оценку происходящим событиям в стране и в мире на основе получения сведений из средств массовой информации, других источников, работать с нормативно-правовыми актами и литературой по общественно-политической тематике, организовывать и проводить занятия по общественно-государственной подготовке.

Выполнить названные требования можно лишь при кропотливой самостоятельной работе студентов над рекомендованной литературой, публикациями печатных средств массовой информации. Важно использовать Интернет.

Предлагаемый материал также может использоваться преподавателями, проводящими занятия по ОГП и всеми, кто интересуется общественной проблематикой по соответствующим темам.

 

 


Тема № 1. Назначение, основные задачи и организация общественно-государственной подготовки.

 

 

1. Общественно-государственная подготовка - составная часть боевой учёбы в Вооружённых Силах РФ.

2. Организация и методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке в подразделении.

Методические рекомендации

На протяжении многовековой истории в России центрами воспитания и обучения подрастающего поколения были семья и церковь (РПЦ). Фактически этот процесс был вписан в канву реальной жизни. Собственно система обучения и воспитания стала формироваться Петром Великим в XVIII веке при абсолютном доминировании Русской Православной Церкви. Так продолжалось до 1917 года. Буржуазная Февральская революция законодательно отделила Церковь от государства, создала институт комиссаров, осуществлявший функции партийного контроля над деятельностью государственных органов. Обучение и воспитание стало сугубо светским. Данное нововведение впоследствии взяли на вооружение большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года. Они ввели форму гуманитарной подготовки для всех категорий военнослужащих (под названием «политические занятия»), которая просуществовала до крушения СССР и его Вооружённых Сил.

С созданием Вооружённых Сил новой России сложившаяся традиция гуманитарной подготовки была продолжена в несколько изменённом виде. «Политическая подготовка» получила название «Общественно-государственная подготовка» (ОГП). Это стало не только данью традиции, но и реализацией соответствующей нормы Конституции РФ. В Основном Законе страны определяется: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»[1]. Руководство ВС РФ реализует данную конституционную норму проведением единственной в Вооружённых Силах гуманитарной дисциплиной.

«Общественно-государственная подготовка» направлена на формирование патриота и надёжного защитника Отечества. В рамках этой дисциплины студенты изучат роль и место России в современном мире, основы ее военной политики и военного строительства, военные аспекты международного права, основы прохождения военной службы и правового статуса военнослужащих, основы воинского воспитания, организации общественно-государственной подготовки в подразделениях.

1. Общественно-государственная подготовка - составная часть боевой учёбы в ВС РФ.

Что же представляет собой общественно-государственная подготовка? На этот вопрос и призвана дать ответ вводная лекция.

Общественно-государственная подготовка организуется в соответствии с Руководством по организации общественно-государственной подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации, утвержденным приказом МО РФ № 170[2]. ОГП является одним из основных предметов боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевая подготовка – это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления для выполнения боевых задач и обеспечения боевых действий в соответствии с предназначением. Боевая подготовка является основным видом подготовки соединений и воинских частей Вооруженных Сил, проводится как в мирное, так и в военное время и составляет основное содержание деятельности командиров, (начальников) в мирное время.

Посредством боевой подготовки достигается высокий уровень боеготовности и боеспособности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивается требуемый уровень профессиональной выучки военнослужащих. Этим определяются роль и место боевой подготовки в общей системе подготовки Вооруженных Сил. Кроме того, на определение роли и места боевой подготовки в общей системе подготовки Вооруженных Сил в современных условиях влияет ряд важнейших взаимосвязанных факторов, повышающих ее роль, основными из которых являются: усиление угрозы возникновения локальных конфликтов и войн; возрастающая роль тактических действий войск (сил) группировками мирного времени в ходе локальных конфликтов и войн, что существенно повышает требования к уровню подготовки подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для действий с применением разнородных сил и средств; необходимость заблаговременной подготовки войск (сил) в составе объединенных, разноведомственных группировок к успешному решению боевых задач; повышение требований к совместной, межвидовой подготовке войск (сил) в системе боевой подготовки и организация подготовки войск (сил) в едином процессе боевой и оперативной подготовки; возрастание требований к подготовке всех категорий военнослужащих.

Боевая подготовка включает в себя:

- теоретическое изучение тактики и способов боевого применения войск;
- одиночную подготовку (обучение вновь прибывших солдат, матросов и курсантов в целях получения ими знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач в бою, при обращении с оружием и военной техникой, выполнении задач в повседневной деятельности);

- индивидуальную подготовку военнослужащих (совершенствование знаний, умений, профессиональных навыков и качеств, необходимых им для выполнения должностных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью);
- подготовку (слаживание) органов управления с отработкой вопросов взаимодействия, обеспечения и управления (в том числе с другими войсками, воинскими формированиями и органами);

- подготовку (слаживание) подразделений, воинских частей, соединений в мирное время для ведения боя (боевых действий), в том числе действий в составе оперативных, оперативно-стратегических группировок войск и выполнение других задач по предназначению;

- боевое слаживание подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для ведения боя (боевых действий) при переводе Вооруженных Сил РФ с мирного на военное положение.
Кроме того, подготовка офицеров тактического звена по вопросам тактики и боевого применения частей и подразделений, организации и методики проведения мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск осуществляется в системе военно-учебных заведений Министерства обороны и совершенствуется курсах повышения квалификации.

Назначение и основные задачи ОГП. Общественно-государственная подготовка является предметом боевой (командирской) подготовки войск (сил) во всех видах учебно-боевой деятельности, средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания (государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического) военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Целью общественно-государственной подготовки является разъяснение в войсках (силах) государственной политики в области обеспечения военной безопасности страны, формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.

Основные задачи общественно-государственной подготовки:

а) в области обучения личного состава:

- вооружать военнослужащих знаниямиоб истории Отечества, о традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах госу-дарственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;

- формировать у военнослужащих умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил;

- совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения, необходимые в практической деятельности военнослужащих.

б) в области воспитания военнослужащих:

- формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций ее вооруженных защитников;

- воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции и законам Российской Федерации, сознательное отношение к исполнению воинского долга, требований военной присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личную ответственность за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, выполнение поставленных задач;

- развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению учебно-боевых задач, повышению профессионального мастерства, формировать морально- психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке;

- формировать у военнослужащих (студентов) осознанную потребность в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчиненными.

Условием успешного решения всей совокупности поставленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация функционирования всех звеньев системы ОГП. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.

Особенности изучения ОГП на военной кафедре НИУ-ВШЭ. На изучение дисциплины для офицеров запаса отводится 36 часов учебного времени, а для сержантов и солдат запаса – от 12 до 24. Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта у офицеров и в форме контрольного занятия у сержантов и солдат.

Изучение дисциплины ОГП начинается темой «Россия в современном мире». Только глубоко усвоив роль и место нашего государства в решении глобальных общемировых задач, его влияние на ход и развитие мировых процессов, изучив и проанализировав современные опасности и угрозы Российской Федерации, можно приступить к изучению последующих проблем, связанных с правовыми основами безопасности государства и военного строительства в нашей стране. Несколько подробно о роли ОГП, организации и проведении занятий в войсках по этой дисциплине мы будем говорить в одной из тем программы.

Студенты должны иметь представление: об истории России и российской армии; о месте и роли армии в обеспечении национальной безопасности общества; о политическом, экономическом, военном положении в стране и в мире.

Студенты должны знать: правовые основы деятельности ВС РФ; основные направления развития военного дела; положения Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности; место ВС РФ в структуре госаппарата; понятие и положение правового статуса военнослужащих; основы психологии личности военнослужащих; формы и методы морально-психологического обеспечения боевых действий подразделения.

Студенты должны уметь: организовывать личную жизнь с учётом предстоящей возможной службы по своему предназначению; воспитывать своих подчинённых; определять морально-психологическое состояние личного состава;проводить занятия по ОГП и другим дисциплинам боевой подготовки.

 

2. Организация и методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке в подразделении.

Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах, являются приказ Министра обороны РФ 2005 г. № 170 “Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации”, указания и методические рекомендации начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ, типовые учебные планы ОГП личного состава Вооруженных Сил РФ на очередной учебный год.

Типовые учебные планы ОГП разрабатываются Главным управлением по работе с личным составом ВС РФ на каждый учебный год. В них определяются темы, обязательные для изучения всеми категориями военнослужащих, а также время и формы проведения занятий.

Органами по работе с личным составом видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, военных округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей указанные планы дополняются и конкретизируются с учетом специфики решаемых задач, обстановки в районах дислокации частей и подразделений, уровня подготовки военнослужащих, степени психологических и физических нагрузок на личный состав и других факторов.

Общее руководство общественно-государственной подготовкой в части возложено на командира части и подразделения. Они несут ответственность за планирование, методическое и материальное обеспечение ОГП, осуществляет комплектование учебных групп ОГП, подбор и расстановку их руководителей, организуют и проводят их обучение, обобщают и распространяют передовой опыт, направляют деятельность культурно-просветительных учреждений.

Занятия по ОГП в части организуются на основе приказа командира в соответствии с календарными учебными планами:

для солдат (матросов) - в системе боевой подготовки;

для офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) - как правило, в системе командирской подготовки.

По наиболее сложным и актуальным вопросам государственного и военного строительства целесообразно приглашение представителей органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, преподавателей военных и гражданских учебных заведений, других специалистов.

С офицерским составом части занятия по ОГП проводятся лекционно-семинарским методом, как правило, в дни командирской подготовки из расчета 4-6 учебных часов в месяц. Наряду с семинарами в офицерских группах рекомендуется использовать дискуссии, круглые столы и другие, оправдавшие себя, активные формы занятий, обращая особое внимание на качество их подготовки и проведения.

Занятия с прапорщиками (мичманами) проводятся лекционно-семинарским методом еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части. Прапорщики (мичманы), находящиеся на офицерских должностях, могут заниматься в группах офицеров. Главная особенность самостоятельной работы прапорщиков состоит в том, что она может проводиться в служебное время.

Занятия по ОГП с солдатами, сержантами (старшинами)проходящими службу по призыву, проводятся в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы (в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки личного состава, сложности изучаемого материала и условий несения службы). В частях, где боевая подготовка солдат, сержантов (старшин), проходящих службу по контракту, организована в отдельных группах, занятия по ОГП с ними проводятся по специальным учебным планам. При необходимости планы могут корректироваться решением командира части с учетом предшествующей подготовки обучаемых.

Занятия по ОГП с военнослужащими - женщинами организуются из расчета 2 часа в неделю в составе групп, соответствующих их воинским должностям, или в отдельных группах по учебным планам для прапорщиков (мичманов).

С гражданским персоналом занятия проводятся не менее 2-х часов в месяц по планам командиров воинских частей путем изучения социально-политических, экономических, правовых и других вопросов с учетом специфики выполняемых задач и уровня подготовки слушателей.

В ходе учений, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также в отрыве от пунктов постоянной дислокации, занятия проводятся в зависимости от конкретной обстановки, но не менее одного часа в неделю, методом рассказа-беседы по очередным темам ОГП, или по специальным учебным планам, разрабатываемым органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск или объединений, войска (силы) которых выполняют указанные задачи.

От плановых занятий по ОГП в составе учебных групп решением командира части могут освобождаться военнослужащие, заочно обучающиеся в вузах.

Основные документы по организации ОГП, разрабатываемые в части:

1. Приказ об организации ОГП на учебный год. В приказе определяются:

- задачи ОГП на учебный год (с учетом указаний начальника ГУВР ВС РФ по организации ОГП на очередной учебный год и задач, стоящих перед воинской частью);

- состав учебных групп, их руководители (заместители руководителя) и помощники;

- время и место проведения занятий по ОГП;

- состав внештатной лекторской группы для проведения лекций в масштабе подразделения, части по наиболее сложным темам;

- дни и время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ОГП, а также должностные лица, отвечающие за их проведение;

- порядок выделения руководителям учебных групп ОГП служебного времени для подготовки к занятиям;

- офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по ОГП.

К приказу прилагаются календарные учебные планы ОГП для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала части.

2. Планы проведения ежемесячных инструктивно-методических занятий с руководителями групп ОГП.

3. График проведения показных занятий для руководителей групп ОГП.

4. График контроля и участия руководящего состава бригады в проведении занятий по ОГП в подразделениях (разрабатывается ежемесячно).

5. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля занятий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также приказы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП личного состава, издаваемые в течение учебного года.

В подразделении должны быть следующие документы:

1. Выписка из приказа командира части об организации ОГП на учебный год и календарные учебные планы занятий по ОГП со всеми категориями личного состава подразделения.

2. Расписание занятий на неделю, составленное командиром роты и утвержденное командиром части.

3. Раздел ОГП в журнале боевой подготовки.

4. График проведения открытых уроков (взаимных посещений занятий) руководителями групп.

5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты) проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым темам.

Основные требования к учебно-материальной базе занятий по ОГП в подразделении, учебной группе.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации, указаниями начальника Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, а также сложившейся в войсках практикой организация ОГП с личным составом по призыву обеспечивается материально, в частности, каждый военнослужащий получает определённое количество тетрадей, ручек и учебное пособие. На учебную группу выделяется две карты (политическая карта мира и карта Российской Федерации); соответствующие наглядные пособия на каждую тему, указки (для руководителя группы и слушателя); классную доску (по возможности); журнал боевой (командирской) подготовки для учета проводимых занятий, посещаемости и успеваемости слушателей (в группах гражданского персонала – журнал учета посещаемости); комплект учебных пособий по ОГП, учтенных в библиотеке части, и подборку литературы, соответствующей основным разделам учебного плана.

Руководителю группы необходимо иметь: тетрадь для конспектов лекций (рассказа), планов проведения самостоятельной подготовки, семинара (беседы); тетрадь для самостоятельной работы, в которой ведутся записи на инструктивно-методических занятиях, учебных сборах, выписки из законодательных и нормативных актов, периодической печати, подборки интересных высказываний, фактов, примеров по основным темам учебного плана и т.д.

В каждой роте (батарее) иметь: телевизор, радиоприемник, подшивки газет и журналов, карты России и мира (по 2 - на комнату досуга и каждую учебную группу), видеомагнитофон (по возможности), видеотеку с учебными видеофильмами (в войсках имеются выпуски видеокассет по тематике пособия “На службе Отечеству”), комплекты диапозитивов (по возможности), библиотечку с подборкой учебной и художественной литературы по тематике календарного плана.

Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой части, в основном в составе подразделений. При этом не допускается создание малочисленных групп (менее 10 человек) и групп с числом слушателей более 25-30 человек. Как показывает практика, группы солдат при наличии полного штата личного состава создаются, как правило, по взводам и им равным подразделениям. Группы сержантов (старшин) - по ротам или батальонам (им равным).Группы прапорщиков (мичманов) и офицеров - по батальонам (им равным) или в масштабе части. Если учебные группы формируются из нескольких мелких структурных подразделений и служб, то в приказе командира части их состав определяется персонально. Для проведения занятий отводятся лучшие помещения в части, подразделении.

Качество занятий по общественно-государственной подготовке всецело зависит от руководителей учебных групп по ОГП. Ими назначаются командиры (начальники), их заместители, начальники служб и другие, наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении офицеры (прапорщики), склонные к информационно-воспитательной работе.

Одной из форм организации ОГП является подготовка руководителей групп, их заместителей и помощников.

Руководитель группы ОГП должен отвечать следующим требованиям:

знать:

- требования руководящих документов по организации ОГП в войсках (силах);

- структуру, содержание и методику проведения занятий в основных формах общественно-государственной подготовки;

- текущие события в стране, за рубежом, в Вооруженных Силах, регионе дислокации, положение дел в части (подразделении);

- индивидуальный уровень интеллектуального развития, способности и особенности жизненного опыта личного состава учебной группы;

- состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.

уметь:

- самостоятельно приобретать и аккумулировать военно-исторические, психолого-педагогические и правовые знания, совершенствовать методические навыки их применения в интересах реализации обучающих и воспитательных задач каждой темы ОГП;

- обосновывать и аргументировано отстаивать позиции и интересы Российского государства и его Вооруженных Сил;

- устанавливать контакт и осуществлять правильное взаимодействие с аудиторией, создавать на занятиях обстановку деловитости, творчества, ответственного отношения к выполнению поставленных задач;

обладать:

- высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентностью;

- коммуникабельностью, умением уважать и способностью убеждать людей словом и личным примером, принципиальностью, выдержкой и тактом;

- деловым и моральным авторитетом, опытом и склонностью к работе с личным составом.

Руководитель группы несет персональную ответственность за организацию, качество, эффективность проведения занятий и их результаты. Он обязан проводить занятия на высоком теоретическом и организационно-методическом уровне, подбирать себе помощника и повседневно, в ходе подготовки и проведения занятий, обучать его основным формам и методам работы с группой, знать индивидуальные особенности, уровень образования, социальный опыт и ценностные ориентации личного состава, использовать их в целях сплочения коллектива и учитывать при построении плана занятий, информировать командование подразделения и части о настроениях в учебной группе и поднимаемых в ходе занятий вопросах, требующих разрешения, настойчиво совершенствовать формы и методы проведения занятий по ОГП, овладевать новыми методиками, активно участвовать в учебных сборах и инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучать и использовать в работе с группой передовой опыт проведения занятий лучшими методистами части и т.п.

Основными формами подготовки руководителей групп ОГП являются:

- 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого учебного года;

- ежемесячные 2 - 3- часовые инструктивно-методические занятия.

Но основой подготовки руководителя группы является самостоятельная работа над тематическим материалом. Весь процесс подготовки и проведения учебного занятия неимоверно труден, поэтому требует, как желания заниматься этой деятельностью и определённого природного дарования, так и большого количества времени.

Одновременно с руководителем группы для выполнения его обязанностей в случае убытия в командировку, отпуск и т.п. осуществляется подбор заместителя руководителя учебной группы, который также назначается приказом по части. Обычно заместителем определяется один из офицеров данного подразделения (или управления части), в основное время занимающийся в составе слушателей другой группы.

Кроме заместителя руководителя группы назначаются помощники руководителей. Они подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями.

Обучение помощника руководителя группыосуществляетруководитель группы, который повседневно направляет деятельность своего помощника, обучает его умению выполнять свои обязанности.Командир роты периодически организует с помощниками руководителей групп инструктажи, консультации по сложным вопросам и темам занятий.

В целях повышения авторитета, ответственности и качества подготовки помощников руководителей групп в учебных воинских частях (подразделениях) один раз в учебном году с ними проводятся итоговые семинары (контрольные занятия) по пройденным темам. Кроме того, при необходимости, но, как правило, не реже одного-двух раз за учебный год, с помощниками руководителей групп в части могут проводиться семинары по наиболее сложным темам и методические занятия, в ходе которых читаются лекции, организуются экскурсии, проводится обмен опытом организации самостоятельной подготовки, работы с отстающими и пропустившими занятия, использования наглядных пособий и технических средств.

В Вооружённых Силах нашей страны выработаны конкретные требования к качеству проведения занятий по боевой подготовке военнослужащих. Руководитель занятия обязательно должен иметь учебный материал, который должны усвоить обучаемые. Такой материал готовится или в виде текста лекции, или план-конспекта. Эти документы являются основанием готовности руководителя группы к проведению занятия.

Начинающий руководитель группы ОГП должен иметь текст лекции. Лекционный материал должен быть подготовлен за несколько дней до занятия. После чего составить план чтения лекции, в котором выделяется материал, который необходимо дать под запись слушателям или разъяснить устно. Определяется методика проведения занятия и готовится демонстрационный материал.

Руководители групп ОГП, имеющие опыт проведения занятий, могут готовить план-конспект лекционного занятия.

Структура лекции (плана-конспекта лекции или рассказа),как правило, состоит из 3-х частей: вступления, основной части и заключения. Любой вид (форма) материала должна быть подписана автором и утверждена непосредственным командиром (начальником).

Руководитель группы ОГП и его помощник при подготовке к занятиям используют возможности военных учреждений культуры: клуб; телецентры; радиоузлы; библиотека воинских частей.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите критерии оценки современного мира.

2. Назовите противоречия современного мира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.12 с.)