Лекция. Деловая коммуникация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Деловая коммуникация.



Лекция. Деловая коммуникация.

Понятие и виды деловых коммуникаций

Понятие и функции коммуникации

В самом общем виде, коммуникация – это обмен информацией между людьми, посредством использования общей системы символов (знаков). Слово коммуникация происходит от латинского “communis”, что означает «общество», «община», «общий» и родственно таким словам, как «коммуна», «коммунальный». Термин «коммуникация» (от лат. сommunicarte – общее, объединяющее, совместное)

Коммуникация или общение – это процесс достижения общего понимания. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Психологи вкла дывают в этот термин более широкое содержание: не просто передачу инфор мации, а еще и особенности поведения людей при передаче информации. Именно поэтому в условиях профессиональной деятельности коммуника тивно-информационная сторона делового общения – это процесс, в ходе которого работник, группа или организация передает какой-либо вид информации другому работнику, группе или организации. Следовательно, в условиях делового общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Основная цель коммуникационного процесса – обеспечить правильность понимания информации.

4 базовых элемента коммуникационного процесса:

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. 2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал, средство передачи информации. 4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Представлено еще несколько определений понятия «коммуникация».

Определения понятия «коммуникация»

Г.Гербнер - Социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений

А.П.Панфилова - Специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания

И.А.Ричардс Феномен «когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом»

А.Г. Самохвалова Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга

 

Существует три функции общения:

1. Информационная, заключающаяся в передаче и приеме информации как некоего сообщения, в котором имеют место два элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека. Изменение этих составляющих существенно влияет на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и приятия.

2. Регулятивная, направленная на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

3. Аффективная, представляющая собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), и в непроизвольном воздействии. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание поделиться информацией, выговориться, излить душу и т.п.

Коммуникационный процесс и его этапы

Виды деловых коммуникаций

Деловые коммуникации рассматриваются как вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирует в какой-либо социальной сфере для решения определенных задач. В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется по-разному: профессиональным, служебным, должностным, уставным.

Если сравнить деловые коммуникации и повседневные, то можно выявить следующие различия (табл. 1.2).

Отличие деловых коммуникаций от повседневных:

Повседневные коммуникации: Происходят, чаще всего стихийно, без заранее сформулированной цели. Отличаются большим разнообразием обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) Свободно используются разнообразные вербальные и невербальные средства общения. Носят в основном информативно- эмоциональный характер и не связаны с необходимостью принятия какого-либо решения.

Деловые коммуникации: Планируются заранее и направлены на реализацию поставленных целей. Число обсуждаемых тем ограничено поставленной целью. Проводится контроль за применяемыми средствами общения, за их соответствием нормам и правилам этикета. Носят делово характер, предполагают анализ различных позиций, точек зрения и совместный поиск оптимального решения поставленной проблемы.

Деловые коммуникации выполняют следующие функции: • обмена информацией; • познания сотрудниками организации друг друга и налаживания взаи- моотношений; 4 Деловые коммуникации • обеспечения самореализации и самовыражения; • организации деятельности; • влияния (воздействия) на других людей.

Для деловых коммуникаций характерны следующие признаки: · деловые коммуникации строго целенаправленны; · регламентированы нормативными документами (положениями, приказами, уставами, распоряжениями и т.д.); · носят функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, церемоний, принятых процедур; · иерархичны, что отражается в необходимости соблюдения субординации в отношениях между начальником и подчиненными; · реализуются в определенных формах общения; связаны с использованием профессиональной лексики; · атрибутивны, т.е. общение происходит в специальных помещениях, с соответствующей средой, мебелью, оргтехникой, освещением и пр.

Деловые коммуникации могут быть классифицированы по ряду признаков (табл.1.3).

Виды деловых коммуникаций:

Признак классификации: по субъекту и средствам коммуникаций:

Виды коммуникаций:

- Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий

- Межличностные.

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий. Незаменимы когда, необходимо обменяться информацией с собеседниками удаленными друг от друга, передать большой объем информации, предоставить информацию одновременно большому количеству людей и т.д.

Межличностные коммуникации осуществляются между людьми в ситуациях «лицом к лицу», при непосредственном контакте с помощью словесных и несловесных форм.

Лекция. Деловая коммуникация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.007 с.)