Общественные организации региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные организации региона



 

Всякое действие рождает противодействие, и откровенно антирусская политика Ющенко привела к появлению сильной оппозиции. Не был исключением и Донбасс, где наиболее активные оппозиционеры

  объединились   в рамках
  избирательного блока «Народная
  оппозиция». В эту политическую
  силувошли практически все
  участники антиоранжевых акций
  2005 года, а еѐ лидером и знаменем
  стала экс-депутат Наталия Витренко,
  возглавлявшая   прогрессивно-
  социалистическую партию (ПСПУ).
  На выборах   года
  «Народная оппозиция» пройти в
  парламент не смогла, однако в
  некоторых районах Донецкой
  области получила до двадцати
Активисты «Донбасской Руси». Фото автора процентов голосов, став второй по
             

 

 

174 Черногорец Роченович появился в Донецке в середине девяностых годов и вскоре превратился в настоящего патриота Донбасса. Активный, ироничный и обаятельный, он легко находил контакт с самыми разными людьми - от журналистов и до авторитетных бизнесменов и политиков. Его внезапная смерть в 2013 году стала трагедией для многих дончан. Помяни Господь его душу.


численности депутатов местных советов силой в регионе и уступив только Партии регионов. Это был неплохой результат, который мог стать трамплином для дальнейших успехов. Но по непонятным причинам госпожа Витренко вскоре начала «чистку рядов», исключая как предателей и изменников из своей партии наиболее активных и перспективных местных руководителей. Там, где не удавалось снять руководителя, распускалась вся первичная организация. Например, в Донецке из 4 человек (Андрей Силюн, Юрий Шаталов, Наталья Билоцерковская, Владислав Филимонов), бывших с 2004 по 2007 г. секретарями горкома партии, все четверо были исключены из партии, обвинены в измене и т.д. А ведь каждый из них вложил немало сил в раскрутку ПСПУ, но когда становилось понятно, что эти люди не марионетки, а талантливые личности, чья популярность росла и могла составить конкуренцию самой Витренко, та находила способ избавиться от них. Первых трех удалось выкинуть без особых проблем, но чтобы убрать Филимонова, пришлось распускать с нарушением собственного устава всю донецкую партийную организацию. Полторы сотни партийцев были исключены одним махом. Вскоре ПСПУ из ведущей силы в уличной политике выродилась в малочисленную секту, не имеющую никакого существенного влияния на общество.

 

Ушедшие из рядов «народной оппозиции» активисты и примкнувшие к ним единомышленники создали в 2007 году общественную организацию «Донбасская Русь», а 25 января 2008 года в Донецком областном совете была создана одноименная депутатская группа под руководством Наталии Билоцерковской. В следующем месяце в Куйбышевском районном в городе Донецке совете было принято решение о создании межфракционной депутатской группы «Донбасская Русь». На несколько лет «Донбасская Русь» стала самой активной и многочисленной антиоранжевой прорусской организацией Донбасса. Еѐ члены проводили митинги и выставки, конкурсы школьных сочинений и музыкальные концерты. Вдобавок «Донбасская Русь» была единственной из числа русских организаций Донецкой области, которая смогла наладить регулярный выпуск собственной газеты, тираж некоторых номеров которой достигал 50 000 экземпляров.

 

  Вот как вспоминают об этом сами  
  активисты: «С одной стороны, громких  
  «побед» вроде бы и нет, все действия были  
  локальными: тут отстояли от закрытия школу,  
  там провели несколько конкурсов для детей,  
  создали библиотеку и выпускаем газету… но с  
  другой стороны, организация возникла во  
  времена правления патологического русофоба  
  Ющенко. Тогда адепты пещерного  
  украинского национализма вели наступление  
  по всем фронтам. Устраивались провокации  
Агитационный пикет «Донбасской против России, переписывалась история,  
изменялась учебная программа в школах и  
Руси» ВУЗах, украинизировалось все, до чего они  

могли дотянуться. Казалось, еще чуть-чуть - и они сумеют изуродовать нашу страну, загнав ее в прокрустово ложе западенского национализма. И естественно, что понимая опасность этого, мы взяли на себя функцию защитников Русского мира, неотъемлемой частью которого является и Украина. Без какой-либо поддержки извне, под постоянным наблюдением спецслужб и их добровольных помощников из числа националистов мы проводили десятки мероприятий различной направленности: были и острые уличные акции, и культурные мероприятия, и научные конференции, и спортивные состязания. В общем, на всех фронтах информационной войны мы сдерживали так называемых «свидомых украинцев». Так что

 

в позорном провале пана Ющенко и его оранжевой команды на выборах 2010 года есть и наша заслуга. В 2010 году нами было принято решение вступить в партию «Русский блок»

 


(РБ). Областное отделение «Русского блока» существовало с 2002 года, однако находилось в «замороженном» состоянии, так как, имея формальную регистрацию, по сути была фантомом, не имеющим реальных членов. Активисты «Донбасской Руси» вступили в РБ, а новым руководителем областного отделения партии стала Наталия Билоцерковская. С этого времени можно говорить о создании унии из общественной и партийной организаций, так как активисты одной участвуют в акциях второй, и наоборот. Районные, городские и областная партийные организации были перерегистрированы в органах юстиции, были созданы многие отделения. Новым составом «Русского блока» в сентябре 2010 года было принято решение принять участие в выборах в местные советы 31 октября 2010 года. Несмотря на недостаток времени и финансов, были развернуты штабы, которые провели агитационную компанию в регионе. Острая нехватка средств стала причиной того, что многие районы были недостаточно охвачены агитацией, а полноценной рекламной компании в СМИ не было вообще. Кроме того, недостаток средств не позволил проконтролировать ход голосования и подсчет бюллетеней. Но, тем не менее, РБ поддержало больше двенадцати с половиной тысяч человек. Так что, учитывая ограниченность ресурсов и то, что «Русский Блок» еще за месяц до выборов был неизвестен избирателям, компанию стоит признать успешной. Тем более что в местные советы области прошло несколько представителей партии. Выборы показали востребованность русской идеологии в обществе».

 

Говоря о политических движениях региона, действовавших в оранжевую эпоху, стоит упомянуть организацию «Донецкая республика». Еѐ истоки нужно искать в донецком лагере сторонников Януковича, возникшем зимой 2004-05 года. Тогда противники Ющенко создали несколько общественных организаций, которые, пережив ряд преобразований, со временем превратились в «Донецкую республику».

 

Будучи крайне малочисленной, она, тем не менее, часто оказывалась в центре внимания украинских СМИ. Отчасти это объяснялось тем, что еѐ лидер Александр Цуркан

 

Актив «Донецкой республики» 2010 г. Фото автора


 
Александр Цуркан, создатель
организации «Донецкая
республика»

был смертельно болен, а потому абсолютно не боялся идти на конфликты и провокации, а также делать заявления на грани фола. То он объявлял начало сбора подписей за отделение Донецкой области от Украины, то заявлял о создании Донецкой республиканской армии, которая начнет борьбу за освобождение Донбасса... Именно тогда наложением двуглавого орла на перевернутый донбасский флаг возникло знамя современной Донецкой народной республики 2014 года.

 

Оранжевые СМИ нашли в этой организации удобный объект для разоблачения «врагов Украины» и сепаратистов. Благо, что поводов для подобных обвинений Цуркан давал с избытком. Издания, контролируемые Партией регионов, освещая акции республиканцев, сигнализировали Киеву: «Смотрите, не найдете компромисс с умеренной оппозицией в лице Януковича, придется иметь дело с такими вот радикалами». Дополнительную рекламу Донецкой республике сделал президент Ющенко, публично потребовавший от СБУ покончить с сепаратистами. Соответственно, Служба безопасности начала «борьбу» с активистами республики, что только способствовало еѐ раскрутке. В итоге, по решению суда регистрация общественной организации «Донецкая республика» была отменена, и она оказалась распущенной. Некоторое время еѐ активисты еще пытались устраивать пикеты и вести агитацию в интернете, но после смерти Цуркана организация надолго исчезла из политической жизни региона.

 

Существует версия, что в то время «Донецкая республика» являлась одним из

 

проектов Партии Регионов, призванным взять на себя ответственность за те акции, причастность к которым лидеры парламентской партии не хотели афишировать. После того как Цуркан по состоянию

здоровья не смог вести политическую деятельность, а Янукович стал президентом (а донецким политикам больше не нужно было подогревать недовольство населения украинской властью), активность «Донецкой республики» резко снизилась. Более того, еѐ активисты устроили

 

в интернете выяснение отношений, обвиняя друг друга в провокаторстве и работе на СБУ, что оттолкнуло от нее многих сторонников. Однако новый лидер организации Андрей Пургин сумел собрать вокруг себя нескольких активистов, которые продолжили пропаганду своих идей в

 

интернете.Одновременнореспубликанцы

принялисьустанавливатьконтактыс

 

представителямиразличныхроссийских

 

патриотических организаций от ультраправых до евразийцев, представляя себя как наиболее последовательную прорусскую силу региона и нещадно поливая грязью другие прорусские организации Донбасса, которые рассматривали как

 

конкурентов.

 

Весной 2013 года «Донецкая республика» смогла провести первую после долгого перерыва громкую уличную акцию, попытавшись сорвать встречу донецких блоггеров с американским послом.

 

Подводя итог, можно сказать что «Донбасская Русь» и «Донецкая республика» в этот период были наиболее активными организациями, имевшими схожую символику и совпадающие взгляды по многим вопросам. Однако были и значительные различия. Так, «Донбасская Русь» специализировалась в большей мере на информационно-аналитической, юридической и просветительской работе, активно проводила различные

 


образовательные проекты, выпускала тематические книги и массовые печатные издания.

 

«Донецкая республика» больше прославилась своими эпатажными уличными акциями.

 

Кроме того, идеология «Донбасской Руси» основывалась на идее единства Русского Мира, органичной частью которого является Донбасс. Республиканцы же отличались большей донбассоцентриченостью и акцентировали внимание на необходимости ухода региона из-под киевской власти.

 

После отставки Ющенко общественная активность в Донбассе снизилась, большинство антиоранжевых организаций, выполнив свои функции, де-факто перестали существовать. Уличная политика в виде разнообразных митингов и маршей устарела, так что Донбасс снова погрузился в политическую летаргию.

 

***

 

Разумеется, в начале двадцать первого века Донбасс жил не только политикой. Несмотря на то, что Донецк не является столицей, сюда прилетало немало известных людей. Например, в 2005 году город посетила американская делегация, в составе которой был будущий президент США Барак Обама. Заморские гости находились на Украине в рамках официального визита и

курировали процесс разоружения государства. Тогда за американские деньги шло активное уничтожение

Обама в Донецке. Фото Сергея Ваганова остатков советской военной
  промышленности и вооружений. В

 

Донецке сенаторы Обама и Лугард проинспектировали Казенный завод химических изделий, где шла утилизация мин и снарядов, оставшихся от советской армии.

 

6 мая 2011 года, когда верующие Донецка праздновали 60-летие митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, в шахтерскую столицу прилетел святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

 

В спортивной жизни конец двухтысячных годов стал для Донбасса знаковым, так как футбольный клуб «Шахтер» в 2009 году сумел завоевать кубок УЕФА, а в Донецке в этом же году был открыт новый стадион этого клуба - «Донбасс-Арена». Работы по строительству Арены шли три года и обошлись в четыреста миллионов долларов. На тот момент равных донецкому стадиону спортивных сооружений на Украине просто не было.

 

Не удивительно, что роскошный стадион сразу же стал городской достопримечательностью. Торжественное открытие стадиона состоялось 29 августа в День шахтѐра и День города Донецка.

 

Организаторы постарались на славу, устроив шоу, которое еще долго вспоминалось в городе. Полторы тысячи человек на сцене

 

создавали живые картины, перед собравшимися пели звезды отечественной и мировой эстрады, включая американскую звезду Бейонсе (Beyoncе), которая ради выступления в Донецке прервала свой концертный тур. В следующем году «Шахтер» еще раз порадовал своих

болельщиков став чемпионом Украины. Донбасс-Арена. Фото автора  
Логичным следствием успехов  
   
         

Шахтера и строительства «Донбасс-Арены» было то, что Донецк стал одним из городов, принимавших европейский чемпионат по футболу 2012 года. Проведение Евро-2012, помимо своего спортивного значения, привело и к серьезным инфраструктурным изменениям в Донецке. Был построен новый терминал аэропорта, расширено здание железнодорожного вокзала, возведены новые гостиницы, реконструированы многие коммунальные объекты и дорожные развязки, обновлены улицы и бульвары. Были закуплены десятки новых комфортабельных автобусов и троллейбусов, которые основательно обновили парк общественного транспорта. Миллионы гривен живительным дождем пролились на Донбасс, развивая его экономику.

 

В результате донецкая часть чемпионата прошла на высшем уровне и, кстати, по результатам смс-голосования 94% болельщиков признали лучшим стадионом чемпионата именно донецкую арену175.

 

В 2010 году в Донбассе помимо футбола появился еще один знаковый вид спорта – хоккей. Существовавший уже достаточно давно, но не блиставший достижениями хоккейный клуб «Донбасс» был куплен Борисом Колесниковым и обрел новую жизнь. Были приглашены новые тренеры, привлечены талантливые игроки, построена нужная база. Дворец спорта «Дружба» был обустроен по последнему слову техники для проведения хоккейных матчей. Уже спустя год донецкая команда впервые за свою историю стала чемпионом страны, а затем «Донбасс» очень достойно участвовал в играх Континентальной хоккейной лиги. В начале 2013 года в Донецке началось строительство нового спортивного комплекса «Кальмиус Арена», призванного стать лучшей ледовой ареной страны.

 

Донецкая молодежь выбирает спорт. Участники «русской пробежки» отжимаются у мемориала Освободителям Донбасса. 2012г. Фото автора

 

Даже несмотря на ухудшение экономической ситуации, наступившей на Украине из-за некомпетентности президента Ющенко, ошибок его правительства и мирового кризиса, Донецк продолжал развиваться. Например, в один год с Донбасс-Ареной в городе

 

175 http://ura.dn.ua/25.09.2012/129958.html


появился дельфинарий, клубный дом «Гауди» и шикарный бизнес-центр «Столичный», а рядом с мэрией был установлен памятник генералу Ватутину. Причем деньги на бюст советского полководца были собраны путем добровольных пожертвований среди дончан, которые таким образом демонстрировали свое несогласие с проводимой Киевом политикой по переписыванию истории. В 2010 году в городе было начато строительство собственного аквапарка. Так что недаром Донецк в 2010 году занял первое место в рейтинге «Лучший региональный город по уровню социально-экономического развития».

 

В следующем году в Донецке появилась конная скульптура святого князя Александра Невского, установленная рядом с новым небоскребом «Северный» на Шахтерской площади.

 

 

Помимо серьезных тем, волновали жителей региона и курьезы. Например, в 2007 году в Мариуполе от хозяина убежал крокодил по кличке «Годзила» поиски которого стали ответственной задачей для сотрудников МЧС и развлечением для отдыхающих. Несколько месяцев рептилия провела на воле, но 28 ноября ее все-таки выловили. Правда, спустя несколько дней он умер, но зато через год в Мариуполе появился памятник крокодилу, установленный недалеко от одного из местных кафе.

 


Сакральный Донбасс

 

В Двадцатые-тридцатые годы в Донбассе, как и по всей стране, велась богоборческая компания. Храмы закрывались или уничтожались, священники арестовывались и ссылались. Во время войны верующим стало немного полегче. Во-первых, немцы на оккупированных территориях позволяли восстанавливать культовые сооружения и проводить богослужения, во-вторых, и советское государство прекратило свою борьбе против Церкви. В итоге за 1941-1948 годы в Сталинской области было зарегистрировано 235 приходов Русской православной церкви, а в областном центре до 1948 г. действовало 13 религиозных православных общин.

 

Однако постепенно стараниями властей количество общин стало уменьшаться. Сначала упразднялись малочисленные общины, не имевшие собственных храмов. Их имущество передавалось в соседние крупные приходы, которые зачастую располагались на большом расстоянии. Затем под разными предлогами ликвидировались и крупные общины. Особенно сложными были отношения церкви и государства во времена правления Хрущева, что позволяет некоторым исследователям говорить о гонениях на верующих в этот период. В итоге к началу 1988 года в Донецкой области действовало всего 82 церкви и молитвенных дома, а в миллионном Донецке осталось только 5 храмов, которые находились в удаленных от центра районах города176. Лишь после падения коммунистической власти началось возрождение религиозной жизни в Донбассе. В начале двадцать первого века в Донецкой области было уже две с половиной сотни православных приходов. Так что можно сказать, что тут начался ренессанс духовности.

 

Лавра

 

Святогорский пещерный монастырь, расположенный на берегу Северского Донца, известен всем жителям Донбасса и по праву считается важнейшим религиозным центром региона. Однако до сих пор никто не знает, когда в меловых скалах были вырублены первые пещеры и поселились первые монахи. Разброс мнений по дате создания монастыря колоссален. Традиционно считалось, что монастырь появился в XIV или XV веках, однако недавно местные краеведы высказали версию, что впервые христианские подвижники появились тут гораздо раньше - в VIII веке во времена иконоборческой ереси, когда из Византии бежали представители православного духовенства177. Затем на несколько веков пещеры были заброшены, а затем уже в средневековье тут снова появились русские православные монахи.

 

Кроме того, есть версия, что основателями обители были киево-печерские монахи, спасшиеся от разгрома Киева во время татарского нашествия, или афонские монахи, покинувшие родину после Флорентийской унии 1439 года.

 

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землѐй, однако о существовании местности с названием «Святые горы» упомянул еще в 1526 году австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих записках. Значит, к тому времени в Донбассе существовал духовный центр, достаточно известный и почитаемый в обществе, чтобы само место, где он находится, считалось святым.

 

В шестнадцатом веке Святогорский монастырь, как и многие другие русские обители, помимо сакрального значения, имел и военное, будучи укрепленным пунктом на границах с татарскими землями.

 

В 1679 и в 1737 году монастырь разоряли крымские татары, а в 1739 году из-за эпидемии Святые горы остались практически без обитателей. Однако спустя несколько

 

 

176http://infodon.org.ua/stalino/140

177 Благодаря археологическим исследованиям известно, что в бассейнах Дона и Северского Донца в домонгольское время как минимум часть жителей исповедовала христианство.


десятилетий монастырь оправился от разорения и стал образовательным центром, так как

 

в нем началось преподавание различных наук. После присоединения Крыма монастырь утратил оборонительное значение, зато превратился в крупный экономический и миссионерский центр.

 

В 1787 году по приказу императрицы монастырь был упразднен, а его церкви стали приходскими. Затем бывшие земельные владения обители были пожалованы князю Григорию Потемкину. Несмотря на прекращение работы монастыря, сюда по-прежнему направлялись паломники, чтобы поклониться чудотворным иконам Богородицы и святого Николая Мирликийского. Лишь в 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потѐмкиной монастырь был восстановлен под названием Святогорская Успенская пустынь. Здесь был введен устав по примеру знаменитой Глинской пустыни, а настоятелем был назначен преподобный Арсений (Митрофанов), служивший ранее в Глинской пустыни. К концу девятнадцатого века монастырь стал одним из крупнейших в России и насчитывал около 600 монахов, которые жили в пяти скитах. Церковные службы совершались в восьми храмах. Помимо наземных сооружений значительная часть монастыря располагалась в пещерах, вырубленных в меловой горе. Тут в своих кельях селились подвижники, отрекавшиеся от мирской жизни. Монастырь имел собственные мастерские, мельницы и торговые лавки, что позволяло не только покрывать потребности обители, но и оказывать милостыню нуждающимся и содержать несколько окрестных школ и училище.

 

Со всей страны в монастырь стали приезжать паломники, среди которых были и августейшие особы. Так, летом 1861 года Святогорскую обитель посетили император Александр II и императрица Мария Александровна с детьми. Не остался монастырь незамеченным и людьми творческими. Так, в Святогорье происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле», Фѐдор Тютчев посвящает ему стихотворение «Святые горы», Иван Бунин описывает монастырь в рассказе «Святые горы», а Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы».

 

Во время Первой мировой войны сюда переселилась братия Почаевской Лавры и был открыт госпиталь для воинов императорской армии. После революции и Гражданской войны новые власти закрыли монастырь, в зданиях которого создали санаторий - I Всеукраинский дом отдыха трудящихся. Лишь в 1992 году монастырь был возрожден. Тут поселился монах-священник и четверо послушников из Донецка. От государства они получили бывший Свято-Успенский собор, в свое время превращенный в кинотеатр, а потом заброшенный. Спустя три года началось восстановление зданий обители.

 

24 августа 1995 года был канонизирован Иоанн Затворник (Иван Крюков), который в девятнадцатом веке был экономом и духовником монастыря, а затем принял схиму и на 17 лет ушел в затвор. Появление святогорского святого помогло восстановлению обители, так как снова сюда потянулись паломники и меценаты. Постепенно монахам возвращались древние строения, к 2003 году санаторий был упразднен, и монахи вернули себе всю территорию обители. За двухтысячные годы монастырь, как птица Феникс, восстал из пепла и превратился в признанный духовный центр Донбасса. Более того, в 2004 году он получил статус лавры, тем самым став третьим монастырем на Украине, имеющим такой статус.

 

В 2008 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви были канонизированы шестнадцать монахов, трудившихся в разные времена в Святых горах.

 

Никольское

 

Иногда в жизни человека наступает такой момент, когда хочется сбросить с себя груз суеты и соприкоснуться с чем-то неподвластным мирской мишуре. В такие моменты раньше отправлялись в паломничества. В годы Советской власти всякое проявление духовности старательно вытравливалось апологетами «единственно верного учения Маркса-Ленина». Еще живы люди, помнящие обещания Хрущева показать «последнего

 


попа». Да только забыли товарищи революционеры, что Бог поругаем не бывает! И вот мы видим, как в небытие уходят богоборцы, а над Русью вновь плывет колокольный благовест. И опять потянулся народ в храмы, осознав, что не хлебом единым мы живы. Хорошо, когда есть возможность отправиться в паломничество в такие святые места, как Афон или Дивеево, но все же не всем это по силам. У кого времени не хватает или сил, кому финансы пока не позволяют… Но есть и у нас в Донбассе настоящие жемчужины, которые доступны каждому. О Святогорской Лавре долго говорить не надо, а вот о монастыре в селе Никольское знают, наверное, не все. А ведь всего за час-полтора автобус может перенести любого дончанина из удушающих объятий городской суеты в настоящий рай.

 

Река делит село на две части. До революции на противоположных берегах стояли два села, основанных выходцами из центральной России. Впоследствии они слились воедино. В 1912-1913 годах крестьяне возвели два каменных храма, посвященные святым Василию и Николаю Чудотворцу. Соответственно, и села носили названия Васильевка и Никольское. Как и повсюду на Руси, на украшение храмов крестьяне не поскупились. Но годы большевистской власти поставили шедевры зодчества на грань уничтожения. Фаянсовый иконостас был разбит комсомольцами в 1934 году, все ценное разграблено. Когда в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году в Никольское прибыл служить отец Зосима, его встретило полное запустение. Вокруг Свято-Васильевского храма был замусоренный пустырь. Крыша зияла дырами, а в зимние месяцы внутренние стены покрывались ледяной коркой в палец толщиной. Всѐ то великолепие, которое мы сегодня наблюдаем, создано буквально за считанные годы стараниями схиархимандрита Зосимы.

 

С его прибытием храм получил новую жизнь. И не только собор в Никольском был возрожден стараниями батюшки. При его участии и помощи было построено или возрождено в Донбассе около десятка храмов. Старец всегда стремился к возрождению древних традиций православной культуры. Так, по его инициативе и при личном участии в 1997 году возрождена традиция освящения водохранилища на Карловке на праздник Крещения Господня с массовым купанием в проруби.

 

Старец всегда находил нужные слова, умел говорить с каждым, будь то ребенок или старик, простой работяга или профессор, на «его языке». И поэтому в Никольское за советом приезжали люди со всей страны. Многие получали от отца Зосимы ответы на волнующие их вопросы, по его молитве отступали болезни. В смутное время истории нашего отечества старец из Никольского стал нравственной опорой для тысяч дончан. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправлялись в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели.

 

Ведущая в монастырь дорожка приводит нас к Святым вратам, которые и не ворота в нашем понимании, а целый двухэтажный комплекс, где нашлось место даже церкви с колокольней. Такие надвратные храмы встречали путников еще во времена Киевской Руси. Чуть дальше стоит поклонный крест, установленный в память о посещении монастыря святейшим Патриархом Кириллом.

 

Древнейшей постройкой монастыря является Васильевский храм. Благодатной стариной веет от его камней. Словно оказываешься в овеянных легендами городах Золотого кольца, а не на донецкой земле. В храме находится значительное количество святынь. Это и частицы мощей святых, и чудотворные иконы, и дивной красоты настенная роспись. Не зря говорят, что стоя в храме, одной ногой находишься на небесах. Но в Васильевском храме и для земной истории нашлось место. Входя в него и идя к алтарю, молящийся словно заново переживает историю мира. Святые и мученики первого века, встречающие у дверей, будто бы готовят к вступлению в наш кровавый двадцатый век. Перед глазами разворачивается более чем вековая история родной страны. Вот в окружении семьи стоит последний император. Вот, словно желая благословить пришедших, с иконы смотрят живые глаза праведного Иоанна Кронштадтского. Судьба

 


 
Отец Зосима

царя-мученика известна всем, а вот об иконе Иоанна Кронштадтского стоит сказать пару слов. Она была написана на холсте еще до революции, а в советское время, когда еѐ хозяйку-монахиню расстреливали, одна из пуль попала в образ, окропив его кровью.

 

Тут же находится и камень с Соловецких островов, ставших Голгофой для тысяч русских людей. Но не только столетия назад совершались подвиги мученичества за веру. Примером может послужить вставленная в икону Иоанна Воина по благословению отца Зосимы фотография Евгения Родионова, принявшего смерть от рук боевиков в Чечне за отказ снять крест.

 

Так что не оскудевает земля Русская героями. Когда после молитвы человек уже собирается покинуть храм, его взгляд падает на картину страшного суда, написанную

 

более чем реалистично и расположенную над выходом. Изображение отрезвляет, заставляет задуматься. Тем более, что изображения некоторых из грешников знакомы гражданам Украины. Речь идет о преданном анафеме раскольнике Денисенко, более известном как Филарет. Согласно канонам православной церкви, грех, какой совершил этот лжепастырь, не смывается, поэтому и закончит он свои дни как Иуда Искариот. Сейчас почти никто не помнит, что отец Зосима в самый разгар

церковной смуты, спровоцированной

тогдашним предстоятелем Украинской

 

Православной Церкви митрополитом Филаретом (Денисенко), был одним из немногих, кто твердо и бескомпромиссно отстаивал единство Церкви и обличал Филарета. Батюшка открыто заявлял, что Филарету захотелось стать Патриархом - именно поэтому он и пошел на раскол. Нередко во время своих проповедей отец Зосима обличал тех, кого считал врагами Церкви. Особенно доставалось от него филаретовцам, автокефалистам и сектантам. Случалось, батюшка ругал и нерадивых православных попов. Он вообще был достаточно прямолинейным, поэтому и нажил себе немало недоброжелателей. Многие взгляды старца расценивали как «неполиткорректные»,

 

не вписывающиеся в современные политические реалии.

 

Первоначально схиархимандрит Зосима направлял всех желавших принять постриг,

 

в уже существующие монастыри. В 1998 году батюшка с острой почечной недостаточностью попал в реанимацию. В этом тяжѐлом состоянии он пережил то, что принято называть «клинической смертью». Как вспоминал сам старец, он видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение. После возвращения из потустороннего мира отец Зосима принялся за создание монастыря.

 

Монастырь постоянно строится, и недавно в нем был возведен Успенский собор, по архитектуре повторяющий одноименный храм Московского Кремля. Храм потрясает своими размерами: его высота почти шестьдесят метров, а золотые купола словно маяк в хорошую погоду видны почти за тридцать километров. Как и во многих русских соборах в здании Успенского действуют два храма: верхний и нижний. Для удобства прихожан вокруг собора сделана крытая галерея с лавочками, где можно посидеть в ожидании богослужения. Рядом с собором расположена усыпальница старца. Глядя, как к ней

 


цепочкой подходят люди, понимаешь, что к отцу Зосиме народная тропа не зарастает. Каждый год 29 августа, в годовщину его кончины, в обитель съезжаются тысячи духовных чад батюшки. Трудно поверить, что отца Зосимы нет с нами. Многие духовные чада старца видели его во сне. Как и при жизни, он наставляет, вразумляет, утешает. Самый главный урок, который батюшка преподал своей пастве, это то, что наибольшая радость – это радость жить с Богом, радость, которую не отнимут ни скорби, ни страдания, ни смерть. Он учил этому и своей жизнью, учил и своей смертью.

 

Отец Зосима оставил своим чадам духовное завещание, в котором говориться: «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю. И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

 

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

 

Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.09 с.)