Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межотраслевые связи науки административно-процессуального права
Характер связей административно-процессуального права с иными отраслями российского права неодинаков как по масштабам, так и по содержанию. 1. Административно-процессуальное право тесно связано с государственным (конституционным) правом. Право административно-процессуальное, положение которого находит свое закрепление в нормах Конституции РФ. Ведущее положение государственного права в системе российского права обеспечивается и в своем роде «охраняется», с одной стороны, существованием своих «собственных» государственно-процессуальных норм, а с другой, — усилиями всех трех процессуальных отраслей российского права — гражданского процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального. Вот некоторые конкретные данные о положениях Конституции РФ, имеющих отношение к административно-процессуальному праву. а) Закрепление КРФ принципа разделения властей (ст. 10), среди которых важная роль отведена исполнительной власти. Постоянная и многопланования управленческая деятельность самой многочисленной системы государственных органов — органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ представляет собой, как отмечалось, один из элементов предмета административно-процессуального права. б) Широкие права и свободы граждан РФ, а также их обязанности, закрепленные КРФ, во многом реализуются с помощью административно-процессуальных норм, регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан, а также их жалоб органами исполнительной власти, предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами. в) Принципиальное значение имеет указание КРФ (п. «к» ст. 72), согласно которой к ведению РФ и субъектов РФ отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. г) Глава 6 Конституции РФ, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», другие законодательные акты закрепляют основы правового статуса органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ — Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, главные направления деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т. д. Административно-процессуальные нормы имеют самое непосредственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях.
д) Конституция РФ (п.«т» ст.71), ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ», от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в РФ» и др. создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности. 2. Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отражены в ГК РФ. Так, например, в соответствии с п. З ст. 2 ГК «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой... гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Согласно п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. П. 2 ст. 11 ГК устанавливает, что «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд...» В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (Межотраслевой институт) В соответствии со ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным.
Заметный удельный вес в совместном регулировании двух названных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права. 3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права. Так, например, с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Министерством финансов Российской Федерации посредством одноименного административного производства. В соответствии с п.27 ст.6 Положения о нем Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг, а также лицензирует деятельность страховых организаций (п.31 Положения). В области финансового права с помощью административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как это установлено ст.39 ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг». Административно-процессуальные нормы в соответствии с ФЗ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируют порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. АПРОЦН регулируют также порядок привлечения к административной ответственности виновных руководителей государственных органов и органов местного самоуправления за совершение ими правонарушений, предусмотренных статьями 289-306 Бюджетного кодекса РФ. 4. Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с российским трудовым правом по нескольким направлениям. Прежде всего, это участие в регулировании государственно-служебных отношений, осуществляемом как ТК РФ, так и ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и другими актами. В этом плане есть основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определенные административные производства, например, по делам о поощрениях, по рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о рассмотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.д. Одной из ключевых областей взаимодействия трудового и административно-процессуального права является охрана труда. 5. Административно-процессуальные нормы участвуют в регулировании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права. Так, например, ст. 3 Семейного кодекса РФ устанавливает, что «защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства». Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах. Как известно, семейное законодательство предусматривает основания для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры. С помощью административно-процессуальных норм разрешаются и иные вопросы, регулируемые нормами семейного права, например, регистрация ребенка в органах записи актов гражданского состояния, изменение имени или присвоенной ему фамилии с разрешения органов опеки и попечительства. Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с рядом материальных отраслей российского права.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.007 с.) |