Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постоянное участие и критическая оценка: «кровь» ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
«Обеспечение участия гражданского общества в формулировании, реализации и контроле за соблюдением общеобразовательной стратегии». «Создание четкой и ответственной системы руководства и управления в сфере образования». «Эти планы... должны быть разработаны при помощи прозрачных и демократических процедур, с участием заинтересованных сторон, в особенности, народных представителей, общественных лидеров, родителей, учащихся, неправительственных организаций и гражданского общества". Дакарское Заявление о национальных планах действий, параграфы 3,4 и 9 «Организации инвалидов и родительские организации должны участвовать в процессе на всех уровнях». Стандартные правила, Правило 6, параграф 3 Вопросы участия и демократии являются ключевыми в программе инклюзии. Для того, чтобы более адекватно реагировать и принимать различия, имеющиеся в современном обществе, нам требуются гибкость и совместные усилия, и это не роскошь, а жизненная необходимость. Для обеспечения жизнеспособности и развития инклюзивного образования необходимо найти ответы на следующие вопросы: a. Кто? Какие группы будут участвовать? b. Каким образом? Какие подходы, системы и мероприятия могут стимулировать участие? c. Когда и в чем? Когда люди должны принимать участие, и в каких аспектах Инклюзивного образования? а) Кто должен участвовать? Часто оценки ИО свидетельствуют о том, что трудности возникают, когда с некоторыми людьми «не проконсультировались», они «не чувствовали себя участниками», «не поняли» или «ничего не знали» о программе. Поэтому следует придерживаться следующих шагов: • Необходимо провести идентификацию ВСЕХ участников, проявивших определенную заинтересованность в ИО, и привлекать все такие группы к участию с самого начала. В эти группы могут входить:
· Выявить любые особенно маргинальные, незащищенные или незаметные в местной культуре и социальном контексте группы людей (например, лица преклонного возраста, дети-инвалиды, испытывающие серьезные трудности с обучением).
· Привлечь к участию руководящих работников и лиц, контролирующих финансовые средства. b) Как можно добиться участия? Существует множество методических материалов по привлечению к участию, часто именуемых «материалами по привлечению к участию в обучении». В некоторых странах в методических материалах и практических пособиях для учителей также уделяется много внимания привлечению к сотрудничеству. Из этих материалов можно почерпнуть множество идей. Однако, в конечном итоге, участие неотъемлемо связано с основными ценностями, принципами, местными условиями и культурной средой, и поэтому необходима совместная творческая разработка методики с учетом местных особенностей. Ниже представлены уроки, извлеченные из практического применения данного подхода: • Чтобы участие было реальным, а не формальным, необходима настоящая приверженность основным ценностям. Для этого потребуются серьезный самоанализ и понимание собственного поведения. «Методика проведения бесед с родителями очень полезна. Раньше, когда мы что-либо у них спрашивали, они неохотно говорили нам правду; мне нравится методика, позволяющая давать советы и рассказывать истории. Раньше мы даже не знали, как задавать вопросы...» Учитель, участвующий в совместном исследовательском проекте в Лесото · Желание услышать, самокритичность и «признание ошибок». · Необходимо осознавать и учитывать соотношение сил.
· Родители часто считают себя менее авторитетными, чем учителя, поэтому необходимо сделать их желанными гостями в школе, встречаться с ними дома и с вниманием прислушиваться к их пожеланиям. · Местные традиции и представления нужно полностью уважать и использовать. · Необходимо развивать умение понимать других. Некоторые люди по своей природе хорошо владеют этой методикой, а некоторые нуждаются в обучении и практике. Например, большинству людей очень трудно реально услышать кого-нибудь, особенно если человеку трудно выразить свои взгляды, или если беседа ведется через переводчика. · Использовать как можно больше различных приемов в процессе обучения. Например, обмен мнениями, рисование, рассказы, составление графиков и диаграмм, ролевые игры, моделирование, кукольные представления, театр и т.д. с) Когда и в чем? Участие необходимо на всех этапах инклюзивного образования, в том числе при: · определении систем, процедур и показателей самого участия; · сборе исходных данных и технико-экономическом обосновании проектов; · выработке политики; · формулировании ценностей, убеждений и принципов; · определении факторов, затрудняющих инклюзию; · определении показателей успеха; · реализации программы на всех уровнях;. · разработке систем контроля и оценки. Основные составляющие надежной, адекватной и гибкой программы инклюзивного образования Скелет (Прочная основа) · Ценности и убеждения · Принципы · Показатели успеха Плоть(Реализация в местной культурной среде и контексте) · Ваша практическая ситуация · Ресурсы · Культурные факторы Кровь (Обеспечение активного, постоянного и эффективного участия всех основных групп) · Кто должен участвовать? · Каким образом они должны участвовать? · Когда и в чем? --------- Глобальные перспективы в инклюзивном образовании Жиль Ван ден Брюль, Отдел развития базового образования ЮНЕСКО, Париж В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу (диаграмма 1), приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины. Свернуть Диаграмма 1 Дети, не посещавшие школу в 2004 году Для достижения целей развития тысячелетия и целей ЮНЕСКО по обеспечению Образования для всех (таблица 1) и необходимо обратить внимание на наиболее отверженных. Таблица 1 Образование для всех в целях Дакара и целях развития тысячелетия
Реализации целей ОДВ и ЦРТ будет способствовать развитие инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении и уменьшение эксклюзивности в и из обучения. В самом сердце инклюзивного образования лежит право на образование.
Цель инклюзивного образования - поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении девочек и женщин, малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих школу. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие. Инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных учащихся, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся Развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзивное образование основано на принципе доступности для всех учащихся, находящихся в невыгодном положении, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование, таким образом, — это сдвиг с теорий, постулатов, правил и моделей, касающихся исключительно инвалидов, к инклюзивной системе образования не только для инвалидов. Это все больший сдвиг к подходу, основанному на интересах ребенка/учащегося. Изменения здесь происходят на трех уровнях: · установок (отношений); · образовательной политики/стратегии; · в классе. Инклюзия это добавленная стоимость: · учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям; · это процесс; · он способствует разнообразию; · он продвигает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства. Инклюзия является полезной для всех: n для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в учении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами. Для всех детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт; n возросшая толерантность, пониженная дискриминация ведут к более миролюбивому обществу;
n это значит, что школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика; такая включенность сама по себе выгодна школе, учителям и всем учащимся; n по определению инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц; n инклюзивное образование предполагает непрерывный поток услуг. Развитие инклюзивного образования затрагивает: · подходы, сферы деятельности и содержание; · государственную политику; · систему, связи и развитие; · учащихся и учителей. Развитие инклюзивного образования предполагает комплексный и целостный подход: · Стратегии подготовки и повышения квалификации учителей и администрации. · Централизованные ресурсные центры и социально-ориентированные программы. · Вовлечение родителей как ресурса. · Мульти-ведомственное сотрудничество и развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на местном уровне. · Управление на школьном уровне. · Планы в сфере инклюзивного образования. · Планы ОДВ/глобального партнерства. · Распознавание проблем и вмешательство на ранних стадиях с целью улучшения и обеспечения доступа к школе. · Документальную фиксацию наглядных примеров/эпизодов прогрессивного опыта. Важная роль отводиться подготовке педагогических и управленческих кадров: · подготовка учителей является основой инклюзивного образования; · роль инспекторов, руководителей школ, обучающего персонала также немаловажна; · эпизодичное обучение не является эффективным; · учителям нужна постоянная поддержка; · учителя могут стать источником перемен. Активное участие в управлении школой является показателем развития инклюзивного образования. При этом важно: · Участвуют ли «особенные» дети/их родители в управлении школой. · Есть ли там учителя-инвалиды либо учителя из других групп-меньшинств. · Вовлечены ли эти люди в принятие решений и имеют ли они влияние в своих общинах. Созданы и продолжают укрепляться международно-правовые основы, поддерживающие развитие инклюзивного образования. Международная правовая структура в поддержку инклюзии включает в себя следующие составляющие: В 2007 году принята Конвенция ООН о защите прав инвалидов, являющаяся 1-ой конвенцией о правах человека в 21ом веке. Конвенция включает статью по системе инклюзивного обучения (статья 24): «Страны-участницы признают право инвалидов на образование. Осознавая это право без дискриминации на основе равных возможностей, страны-участницы обязуются применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.». 117 государств уже подписали эту Конвенцию и 7 уже ее ратифицировали. Образование рассматривается как средство и основа расширения прав человека, т.е. каждый человек имеет право на образовании, в образовании и способен расширить свои права через образование (таблица 2). Доказано, что образование положительно влияет на экономическое развитие как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Образование также имеет возможность влиять на социальное развитие через, например, улучшение состояния здоровья. Образование рассматривается как центральный процесс на пути строительства социального капитала и социального единства.
Таблица 2 Право на образование, в образовании и через образование Для достижения целей инклюзивного образования ЮНЕСКО разработана программу Flagship, задачами которой являются: · Установление открытых партнерских отношений · Определение четких целей и задач · Определение, оказание содействия и осуществление деятельности в поддержку этих целей · Содействие мониторингу ОДВ (напр. ОГМ) Партнерами программы Flagship являются: · МАР; · местные и международные организации инвалидов; · Юнисеф; · Международный банк; · ВОЗ; · МОТ; · Юнеско; · университеты Финляндии; · независимые эксперты. Программа Flagship предполагает: · борьбу с дискриминацией и устранение барьеров на пути к учению и участию; · продвижение более широкого понятия образования, с тем чтобы включить в него жизненно важные навыки и учение на протяжении всей жизни; · фокусирование денежных средств и деятельности на нуждах инвалидов на пути к достижению целей ОДВ. Стратегическими направлениями развития инклюзивного образования являются: · Развитие инклюзивной политики в сфере образования. · Планомерное развитие сотрудничества и совместных инициатив. · Создание Интернет-форума Знаний. · Выпуск статистических данных и показателей. · Развитие образования учителей. Программа международной деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования включает в себя: · Разработку нормативных документов по инклюзии. · Разработку гибких учебных планов. · Сотрудничество с Международным бюро просвещения (МБП) в организации международной конференции по образованию. · Проведение региональных встреч по программе Flagship. · Встречи за круглым столом с докладчиком ООН по праву на образование (Май 2007) · Совместный меморандум МОТ и ВТО по общественным организациям реабилитации инвалидов · Поддержку региональных конференций и учебных семинаров · Распространение публикаций ЮНЕСКО · Сотрудничество с Активной образовательной сетью (EENET) при подготовке публикаций, налаживание связей · Взаимодействие с Межведомственной сетью по образованию в чрезвычайных ситуациях (INEE) в проекте “Реконструкция ради инклюзии” Инициирован Интернет-форум Знаний, являющийся независимой платформой, где можно поделиться информацией, материалами, опытом. На форуме размещаются публикации новостей по текущим вопросам, ссылки на существующие информационные ресурсы и базы данных, материалы, разработанные и присланные партнерами, опыт стран-партнеров (www.inclusionflagship.net). Основные идеи инклюзивного образования заключаются в следующем: · это экономически разумно; · нет готовых рецептов, подходящих всем, все зависит от ситуации; · мы говорим о включении ВСЕХ детей; · есть хороший опыт, но его должно быть больше; · ничего не происходит за ночь – осуществлять задуманное, последовательно продвигаясь вперед; · мы не достигнем целей ОДВ, если будем продолжать действовать по старинке; · образование является не услугой, а правом. --------- Специфика профориентационной и профконсультационной работы в системе инклюзивного образования Ананьева Е.В., методист СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие» В период реформирования системы образования в целом и специального образования в частности особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения и социально-бытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В сфере образования в настоящее время активно поддерживается и продвигается форма инклюзивного образования. Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с ОВЗ учиться вместе с обычными детьми. Свернуть Как отмечает В.Р. Шмидт: «Инклюзия в образовании — всего лишь ступенька инклюзии в общество. Эффективность инклюзии прямо зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют образовательные учреждения и социальные институты». Существование школ с установкой на инклюзию позволяет каждому школьнику ощутить принадлежность к сообществу. Важным же критерием интеграции подростков с ОВЗ в обществе является выбор профессиональной деятельности. Ориентация на определенный вид деятельности и выбор профессии приобретает более широкое значение, выступая в качестве одной из сторон ориентации социальной — на вхождение в определенный социальный класс, слой, социальную группу общества. Кроме того, профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, в самоутверждении и самореализации. Большинство подростков с ОВЗ неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу, так как: 1. не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда, 2. не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; 3. не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью; то есть профессия для них выступает как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого. 4. не в полной мере учитывают ограничения своих психофизических возможностей. Затруднения в профессиональном самоопределении влияет на выбор жизненного пути, что в целом отражается на «вхождении» подростков с ОВЗ в общество. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, подростку с ОВЗ нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую своим возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается обычным детям и тем более сложно идет процесс социально-трудовой адаптации детей с недостатками в развитии. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психофизиологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Как правило, с возрастом интересы ребенка из аморфных, неопределенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Но это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же настолько многообразны, что трудно отделить главные, стержневые от побочных, временных. Основой для адекватного профессионального выбора подростка с ОВЗ является формирование познавательных интересов, профессиональной склонности личности и конечно же, учет возможностей здоровья. Профориентационная работа не должна сводиться только к выбору профессии, необходимо уделить внимание развитию способности к самопознанию, самосовершенствованию, и рефлексии каждого подростка. Выбор формы работы со школьниками с ОВЗ психолог должен осуществлять с учетом основных принципов инклюзивного образования: создание условий для реализации права ребенка на общение и возможность быть услышанным, оказание поддержки со стороны окружающих. Наиболее оптимальной формой работы, соответствующей данным принципам, является интерактивное обучение, которое предполагает активное взаимодействие каждого участника учебного процесса. К такой форме работы относят тренинги, организацию дискуссий, психологические игры. При этом они могут быть использованы в комплексе: так тренинговое занятие может проводиться с элементами дискуссии. В рамках совершенствования деятельности по поддержке профессионального определения молодежи и учащихся с ОВЗ в системе образования можно предложить следующие направления деятельности:
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.065 с.) |