Постоянное участие и критическая оценка: «кровь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постоянное участие и критическая оценка: «кровь»



«Обеспечение участия гражданского общества в формулировании, реализации и контроле за соблюдением общеобразовательной стратегии».

«Создание четкой и ответственной системы руководства и управления в сфере образования».

«Эти планы... должны быть разработаны при помощи прозрачных и демократических процедур, с участием заинтересованных сторон, в особенности, народных представителей, общественных лидеров, родителей, учащихся, неправительственных организаций и гражданского общества". Дакарское Заявление о национальных планах действий, параграфы 3,4 и 9

«Организации инвалидов и родительские организации должны участвовать в процессе на всех уровнях».

Стандартные правила, Правило 6, параграф 3

Вопросы участия и демократии являются ключевыми в программе инклюзии. Для того, чтобы более адекватно реагировать и принимать различия, имеющиеся в современном обществе, нам требуются гибкость и совместные усилия, и это не роскошь, а жизненная необходимость. Для обеспечения жизнеспособности и развития инклюзивного образования необходимо найти ответы на следующие вопросы:

a. Кто? Какие группы будут участвовать?

b. Каким образом? Какие подходы, системы и мероприятия могут стимулировать участие?

c. Когда и в чем? Когда люди должны принимать участие, и в каких аспектах Инклюзивного образования?

а) Кто должен участвовать? Часто оценки ИО свидетельствуют о том, что трудности возникают, когда с некоторыми людьми «не проконсультировались», они «не чувствовали себя участниками», «не поняли» или «ничего не знали» о программе.

Поэтому следует придерживаться следующих шагов:

• Необходимо провести идентификацию ВСЕХ участников, проявивших определенную заинтересованность в ИО, и привлекать все такие группы к участию с самого начала. В эти группы могут входить:

· cами дети, в том числе не инвалиды, инвалиды, девочки и мальчики; · родители и члены семей. · общественные деятели; · учителя и другие школьные работники; · государственные служащие; · неправительственные организации, организации инвалидов и международные общественные организации; · специалисты в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и трудоустройства. «Когда я закончил колледж:, Я столкнулся с тем, что многие преподававшиеся мне теории не работали на практике.У меня не получалось, и у детей не получалось... Поэтому я испробовал различные методы... Я пришел к выводу, что в классе не хватало демократии. Нужно было, чтобы все могли учиться вместе... Я предложил детям высказать свое мнение... Многие высказанные ими идеи были великолепны... Я был потрясен...! Они выдвигали предложения и предлагали решения проблем». Пол^Мамба, учитель начальных классов из Замбии, БюллетеньEENET №5.

· Выявить любые особенно маргинальные, незащищенные или незаметные в местной культуре и социальном контексте группы людей (например, лица преклонного возраста, дети-инвалиды, испытывающие серьезные трудности с обучением).

· Привлечь к участию руководящих работников и лиц, контролирующих финансовые средства.

b) Как можно добиться участия? Существует множество методических материалов по привлечению к участию, часто именуемых «материалами по привлечению к участию в обучении». В некоторых странах в методических материалах и практических пособиях для учителей также уделяется много внимания привлечению к сотрудничеству. Из этих материалов можно почерпнуть множество идей. Однако, в конечном итоге, участие неотъемлемо связано с основными ценностями, принципами, местными условиями и культурной средой, и поэтому необходима совместная творческая разработка методики с учетом местных особенностей.

Ниже представлены уроки, извлеченные из практического применения данного подхода:

• Чтобы участие было реальным, а не формальным, необходима настоящая приверженность основным ценностям. Для этого потребуются серьезный самоанализ и понимание собственного поведения. «Методика проведения бесед с родителями очень полезна. Раньше, когда мы что-либо у них спрашивали, они неохотно говорили нам правду; мне нравится методика, позволяющая давать советы и рассказывать истории. Раньше мы даже не знали, как задавать вопросы...» Учитель, участвующий в совместном исследовательском проекте в Лесото

· Желание услышать, самокритичность и «признание ошибок».

· Необходимо осознавать и учитывать соотношение сил.

· Родители часто считают себя менее авторитетными, чем учителя, поэтому необходимо сделать их желанными гостями в школе, встречаться с ними дома и с вниманием прислушиваться к их пожеланиям.

· Местные традиции и представления нужно полностью уважать и использовать.

· Необходимо развивать умение понимать других. Некоторые люди по своей природе хорошо владеют этой методикой, а некоторые нуждаются в обучении и практике. Например, большинству людей очень трудно реально услышать кого-нибудь, особенно если человеку трудно выразить свои взгляды, или если беседа ведется через переводчика.

· Использовать как можно больше различных приемов в процессе обучения. Например, обмен мнениями, рисование, рассказы, составление графиков и диаграмм, ролевые игры, моделирование, кукольные представления, театр и т.д.

с) Когда и в чем? Участие необходимо на всех этапах инклюзивного образования, в том числе при:

· определении систем, процедур и показателей самого участия;

· сборе исходных данных и технико-экономическом обосновании проектов;

· выработке политики;

· формулировании ценностей, убеждений и принципов;

· определении факторов, затрудняющих инклюзию;

· определении показателей успеха;

· реализации программы на всех уровнях;.

· разработке систем контроля и оценки.

Основные составляющие надежной, адекватной и гибкой программы инклюзивного образования

Скелет (Прочная основа)

· Ценности и убеждения

· Принципы

· Показатели успеха

Плоть(Реализация в местной культурной среде и контексте)

· Ваша практическая ситуация

· Ресурсы

· Культурные факторы

Кровь (Обеспечение активного, постоянного и эффективного участия всех основных групп)

· Кто должен участвовать?

· Каким образом они должны участвовать?

· Когда и в чем?

---------
Заимствовано с сайта: http://school.msk.ort.ru/

Глобальные перспективы в инклюзивном образовании

Жиль Ван ден Брюль, Отдел развития базового образования ЮНЕСКО, Париж

В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу (диаграмма 1), приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины.

Свернуть

Диаграмма 1

Дети, не посещавшие школу в 2004 году

Для достижения целей развития тысячелетия и целей ЮНЕСКО по обеспечению Образования для всех (таблица 1) и необходимо обратить внимание на наиболее отверженных.

Таблица 1

Образование для всех в целях Дакара и целях развития тысячелетия

 

Цели Образования для всех (ОДВ) Цели развития тысячелетия (ЦРТ)
1. Расширять и совершенствовать всестороннее развитие и обучение ребенка с раннего детства 2. Всеобщее начальное образование к 2015 году 3. Обучающие и развивающие программы для молодежи и взрослых 4. Повышение уровня грамотности среди взрослого населения на 50% к 2015 5. Равенство полов к 2005 и половое равноправие к 2015 Улучшение качества образования 1. Искоренить крайнюю нищету и голод 2. Достичь всеобщего начального образования 3. Продвигать равноправие полов и оказывать поддержку женщинам 4. Снизить детскую смертность, а также достичь другие цели, касающиеся здравоохранения  

Реализации целей ОДВ и ЦРТ будет способствовать развитие инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении и уменьшение эксклюзивности в и из обучения. В самом сердце инклюзивного образования лежит право на образование.

Цель инклюзивного образования - поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении девочек и женщин, малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих школу.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных учащихся, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся

Развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзивное образование основано на принципе доступности для всех учащихся, находящихся в невыгодном положении, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование, таким образом, — это сдвиг с теорий, постулатов, правил и моделей, касающихся исключительно инвалидов, к инклюзивной системе образования не только для инвалидов. Это все больший сдвиг к подходу, основанному на интересах ребенка/учащегося. Изменения здесь происходят на трех уровнях:

· установок (отношений);

· образовательной политики/стратегии;

· в классе.

Инклюзия это добавленная стоимость:

· учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;

· это процесс;

· он способствует разнообразию;

· он продвигает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства.

Инклюзия является полезной для всех:

n для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в учении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами. Для всех детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт;

n возросшая толерантность, пониженная дискриминация ведут к более миролюбивому обществу;

n это значит, что школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика; такая включенность сама по себе выгодна школе, учителям и всем учащимся;

n по определению инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц;

n инклюзивное образование предполагает непрерывный поток услуг.

Развитие инклюзивного образования затрагивает:

· подходы, сферы деятельности и содержание;

· государственную политику;

· систему, связи и развитие;

· учащихся и учителей.

Развитие инклюзивного образования предполагает комплексный и целостный подход:

· Стратегии подготовки и повышения квалификации учителей и администрации.

· Централизованные ресурсные центры и социально-ориентированные программы.

· Вовлечение родителей как ресурса.

· Мульти-ведомственное сотрудничество и развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на местном уровне.

· Управление на школьном уровне.

· Планы в сфере инклюзивного образования.

· Планы ОДВ/глобального партнерства.

· Распознавание проблем и вмешательство на ранних стадиях с целью улучшения и обеспечения доступа к школе.

· Документальную фиксацию наглядных примеров/эпизодов прогрессивного опыта.

Важная роль отводиться подготовке педагогических и управленческих кадров:

· подготовка учителей является основой инклюзивного образования;

· роль инспекторов, руководителей школ, обучающего персонала также немаловажна;

· эпизодичное обучение не является эффективным;

· учителям нужна постоянная поддержка;

· учителя могут стать источником перемен.

Активное участие в управлении школой является показателем развития инклюзивного образования. При этом важно:

· Участвуют ли «особенные» дети/их родители в управлении школой.

· Есть ли там учителя-инвалиды либо учителя из других групп-меньшинств.

· Вовлечены ли эти люди в принятие решений и имеют ли они влияние в своих общинах.

Созданы и продолжают укрепляться международно-правовые основы, поддерживающие развитие инклюзивного образования.

Международная правовая структура в поддержку инклюзии включает в себя следующие составляющие:

В 2007 году принята Конвенция ООН о защите прав инвалидов, являющаяся 1-ой конвенцией о правах человека в 21ом веке. Конвенция включает статью по системе инклюзивного обучения (статья 24): «Страны-участницы признают право инвалидов на образование. Осознавая это право без дискриминации на основе равных возможностей, страны-участницы обязуются применять инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.». 117 государств уже подписали эту Конвенцию и 7 уже ее ратифицировали.

Образование рассматривается как средство и основа расширения прав человека, т.е. каждый человек имеет право на образовании, в образовании и способен расширить свои права через образование (таблица 2). Доказано, что образование положительно влияет на экономическое развитие как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Образование также имеет возможность влиять на социальное развитие через, например, улучшение состояния здоровья. Образование рассматривается как центральный процесс на пути строительства социального капитала и социального единства.

Таблица 2

Право на образование, в образовании и через образование

Для достижения целей инклюзивного образования ЮНЕСКО разработана программу Flagship, задачами которой являются:

· Установление открытых партнерских отношений

· Определение четких целей и задач

· Определение, оказание содействия и осуществление деятельности в поддержку этих целей

· Содействие мониторингу ОДВ (напр. ОГМ)

Партнерами программы Flagship являются:

· МАР;

· местные и международные организации инвалидов;

· Юнисеф;

· Международный банк;

· ВОЗ;

· МОТ;

· Юнеско;

· университеты Финляндии;

· независимые эксперты.

Программа Flagship предполагает:

· борьбу с дискриминацией и устранение барьеров на пути к учению и участию;

· продвижение более широкого понятия образования, с тем чтобы включить в него жизненно важные навыки и учение на протяжении всей жизни;

· фокусирование денежных средств и деятельности на нуждах инвалидов на пути к достижению целей ОДВ.

Стратегическими направлениями развития инклюзивного образования являются:

· Развитие инклюзивной политики в сфере образования.

· Планомерное развитие сотрудничества и совместных инициатив.

· Создание Интернет-форума Знаний.

· Выпуск статистических данных и показателей.

· Развитие образования учителей.

Программа международной деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования включает в себя:

· Разработку нормативных документов по инклюзии.

· Разработку гибких учебных планов.

· Сотрудничество с Международным бюро просвещения (МБП) в организации международной конференции по образованию.

· Проведение региональных встреч по программе Flagship.

· Встречи за круглым столом с докладчиком ООН по праву на образование (Май 2007)

· Совместный меморандум МОТ и ВТО по общественным организациям реабилитации инвалидов

· Поддержку региональных конференций и учебных семинаров

· Распространение публикаций ЮНЕСКО

· Сотрудничество с Активной образовательной сетью (EENET) при подготовке публикаций, налаживание связей

· Взаимодействие с Межведомственной сетью по образованию в чрезвычайных ситуациях (INEE) в проекте “Реконструкция ради инклюзии”

Инициирован Интернет-форум Знаний, являющийся независимой платформой, где можно поделиться информацией, материалами, опытом. На форуме размещаются публикации новостей по текущим вопросам, ссылки на существующие информационные ресурсы и базы данных, материалы, разработанные и присланные партнерами, опыт стран-партнеров (www.inclusionflagship.net).

Основные идеи инклюзивного образования заключаются в следующем:

· это экономически разумно;

· нет готовых рецептов, подходящих всем, все зависит от ситуации;

· мы говорим о включении ВСЕХ детей;

· есть хороший опыт, но его должно быть больше;

· ничего не происходит за ночь – осуществлять задуманное, последовательно продвигаясь вперед;

· мы не достигнем целей ОДВ, если будем продолжать действовать по старинке;

· образование является не услугой, а правом.

---------
Заимствовано с сайта: http://mp.minsk.edu.by/

Специфика профориентационной и профконсультационной работы в системе инклюзивного образования

Ананьева Е.В., методист СП «Донское» ЦПМСС «Взаимодействие»

В период реформирования системы образования в целом и специального образования в частности особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения и социально-бытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В сфере образования в настоящее время активно поддерживается и продвигается форма инклюзивного образования. Инклюзивным (включающим) образованием сейчас называют возможность детей с ОВЗ учиться вместе с обычными детьми.

Свернуть

Как отмечает В.Р. Шмидт: «Инклюзия в образовании — всего лишь ступенька инклюзии в общество. Эффективность инклюзии прямо зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют образовательные учреждения и социальные институты».

Существование школ с установкой на инклюзию позволяет каждому школьнику ощутить принадлежность к сообществу. Важным же критерием интеграции подростков с ОВЗ в обществе является выбор профессиональной деятельности. Ориентация на определенный вид деятельности и выбор профессии приобретает более широкое значение, выступая в качестве одной из сторон ориентации социальной — на вхождение в определенный социальный класс, слой, социальную группу общества. Кроме того, профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, в самоутверждении и самореализации.

Большинство подростков с ОВЗ неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу, так как:

1. не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда,

2. не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности;

3. не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью; то есть профессия для них выступает как средство для достижения желаемого образа жизни, а не как существенная часть его самого.

4. не в полной мере учитывают ограничения своих психофизических возможностей.

Затруднения в профессиональном самоопределении влияет на выбор жизненного пути, что в целом отражается на «вхождении» подростков с ОВЗ в общество.

Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, подростку с ОВЗ нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую своим возможностям жизненную перспективу. Это нелегко дается обычным детям и тем более сложно идет процесс социально-трудовой адаптации детей с недостатками в развитии.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психофизиологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Как правило, с возрастом интересы ребенка из аморфных, неопределенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности. Но это происходит не всегда. Иногда и в подростковом и в юношеском возрасте интересы и склонности выражены мало, иногда же настолько многообразны, что трудно отделить главные, стержневые от побочных, временных.

Основой для адекватного профессионального выбора подростка с ОВЗ является формирование познавательных интересов, профессиональной склонности личности и конечно же, учет возможностей здоровья. Профориентационная работа не должна сводиться только к выбору профессии, необходимо уделить внимание развитию способности к самопознанию, самосовершенствованию, и рефлексии каждого подростка.

Выбор формы работы со школьниками с ОВЗ психолог должен осуществлять с учетом основных принципов инклюзивного образования: создание условий для реализации права ребенка на общение и возможность быть услышанным, оказание поддержки со стороны окружающих. Наиболее оптимальной формой работы, соответствующей данным принципам, является интерактивное обучение, которое предполагает активное взаимодействие каждого участника учебного процесса. К такой форме работы относят тренинги, организацию дискуссий, психологические игры. При этом они могут быть использованы в комплексе: так тренинговое занятие может проводиться с элементами дискуссии.

В рамках совершенствования деятельности по поддержке профессионального определения молодежи и учащихся с ОВЗ в системе образования можно предложить следующие направления деятельности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.065 с.)