ТОП 10:

Исторические и археологические свидетельства



Небольшие государства Классического периода (490-323 гг. до н.э) никогда не имели бюрократического менталитета или централизованной администрации, которая создавала бы детальные отчеты переписи и налоговые реестры. В Классический период границы политики были малы, уровень налогообложения минимален, и отчеты были не нужны; отметим только единовременно выплачиваемую сумму каждым сельским поселением полису. Иногда полис составлял регистры (или реестры)[276] в которых сельские поселения составляли списки домашних хозяйств на главу семьи – мужчину.

Наибольшее количество материала для исследования относиться к судопроизводству и судебным слушаниям из Афин, суду присяжных. Земля, собственность и наследование тревожили каждого землевладельца, и были источниками постоянного спора. Эти споры фиксировались на 2 главных документах: судебные речи и публично опубликованные законы, обычно вытесанные на камне. Судебные речи были предназначены для того, чтобы убедить судей в пользу автора речи, но они показывали ситуацию только одной стороны, и не давали точной картины «домашнего хозяйства». И только случайно упомянутое наследование, и распоряжение собственностью дает представление о составе и функционировании домашнего хозяйства.

Документальные свидетельства дошли до нас в трудах Гесиода, Ксенофонта, Феофраста, Аристотеля, Платона и др. Но Платон делал предпочтение маленьким отдельным семьям в Законах, исключая возможность проникнуться общей социальной действительностью. Труды, были ориентированы больше на политическую, а не на социальную сферу. К другим документальным источникам можно отнести литература. В таких литературных шедеврах, как Афинские трагедии и комедии, семья твердо стояла в центре мира, с мифическим прошлым, с характерами, большими, чем жизнь, для которой они были предназначены, дразнящие общество и пародирующие действительность. В любом случае, социальная действительность была представлена через линзу искажения.

Остается археологический материал, который обеспечивает последнее свидетельство древности. По ранним археологическим раскопкам исследователи не делали оценку населения, домашнего состава и функции выкопанных зданий, не обращали внимания на людей, населявших их.

Один из факторов, определяющих цикл развития семьи – мужской и женский брачный возраст, смертность, рождение и длина интервала между рождениями, уровень детской смертности и место жительства детей после брака. Возраст, с которого мужчины и женщины впервые вступали в брак, был очень важен для формирования структуры семьи, поскольку брачный возраст, – одна из особенностей общества, и может измениться достаточно быстро от разнообразных причин.

Например, если собственность передается в результате смерти главы дома, в этом случае сыновьям, вероятно, придется жениться позже, поскольку в данный момент что они испытывают недостаток в необходимых средствах для собственного домашнего хозяйства, или же необходимо предоставить приданное сестрам. В этом случае они будут вступать в брак в более позднем возрасте, демонстрируя, что они люди чести. Кроме того, в случае смерти отца сыновья не могли жениться, пока их мать не выходила благополучно замуж, если же она пожелала вступить в повторный брак. Это отодвигало бы брачный возраст сыновей все далее и далее. В древней Греции было рекомендовано мужчине жениться в возрасте 30 лет.[277] Но это не было обязательным и четким правилом. Просто ожидалось, что мужчина, если он был старшим сыном, взял бы невесту или после смерти его отца или когда отец был готов передать ведение хозяйством по старости. Итак, среднестатистический греческий мужчина, конечно, все же женился бы где-нибудь между возрастом в 25-30 лет, при совокупности положительных факторов.

В некоторых источниках можно найти свидетельство того, что брачный возраст для девушек, наступал примерно в 14 лет.[278] В Критском кодексе предписывалось, что девочка могла бы быть выдана замуж в возрасте 12 лет, в случае если она была сиротой (при отсутствии братьев) и носительницей права наследования. Эта практика слишком ранних браков для девочек была характерна только для высшего сословия Афин. В последнее время считается, что брачный возраст для девочек обычно начинался в 16 – 19 лет.[279]

Информация о демографической структуре, продолжительности жизни и смертности в Греции, была получена на основании детальной экспертизы скелетного материала.[280] Средний возраст для взрослых мужчин в Классический период мог составлять 45 лет; для женщин 36.2 года. Результаты для Афин в том же Классическом периоде - для женщин 47 лет; для мужчин - 49.7 лет. Вероятно предположение, что средний возраст смерти для мужчин был 40 лет, а для женщин приблизительно 38 лет.[281] Женская смертность в течение главных лет деторождения понижала продолжительность жизни женщин. Единственное исследование по детской смертности произведенное[282] на археологических образцах скелетов (Классического периода) показывает, что среднестатистическая женщина могла родить 4.3 и 3.6 ребенка. Если приблизительно 1.6 и 2.0 умирали в младенчестве, а выживали 2.7 и 1.6, то соотношение смертности младенцев 500 и 700 на 1000 взрослых[283]

 

Семья

Простое семейное домашнее хозяйство состояло из одной женатой пары, или женатой пары с ребенком, вдовами или вдовцами с ребенком.

Домашнее хозяйство расширенной семьи состояло из супружеской пары и одного или более родственников (кроме собственных детей). Такие родственники состояли из родителей супруга (супруги), родных братьев, или кузенов.

Многочисленная семья состояла из двух или более супружеских семей, связанных родством или браком или иного вида свойством.

Афинские семьи всегда были относительно маленькими, такое заключение можно вывести из судебных речей и работ философов. Это и мнение историков, что простая супружеская семья была преобладающей формой. Исключением являлись расширенные домашние хозяйства Приама и Нестора в Илиаде и Одиссее.[284]

Если использовать судебные речи как источник более точных генеалогических данных, можно увидеть, что далеко не все члены домашнего хозяйства обычно упоминались. Женщины недостаточно были представлены в источниках: в судебных речах 67 % от общего количества упомянутых людей составляют мужчины; в 19 случаях представлены все члены домашнего хозяйства, дочери превосходят численностью сыновей в пропорции 54 % к 46 %.[285]

Примеры судебных заседаний иллюстрировали ситуации, которые вероятнее всего были обычны.

1. Мантитеос, сын Мантия, принес два иска против двух сводных братьев. Речи, написанных для него оратором Демосфеном[286] содержат яркое описание его семьи. Мать Мантитеоса была дочерью Полиарата и сестрой 3 братьев – Матноксена, Батилла и Периандра. В первом браке она жила с Клеоном, сыном Клеомедона, родив ему 3 дочерей и сына. После смерти Клеона, она вернулась в отчий дом, оставив детей на воспитание у родственников мужа. Но, во время ее замужества, отец умер, и братья, обеспечив ее вновь приданным, выдают ее замуж за Мантия, которому она родила 2 мальчиков, (один умирает в младенчестве).

Для Мантия это был тоже второй брак. Первая супруга Мантия, Плангона, была им изгнана и после развода, вместе с сыном вернулась в отчий дом, состоящий из отца, матери и 3 братьев. Отец умирает. Умирает вторая супруга, и Мантий возобновляет отношения с первой супругой Плангоной, но не признает своих двух (!) сыновей. После длительной тяжбы он все-таки признает отцовство, но прежде этого, женит Мантитеоса, несмотря на его ранний возраст - 18 лет, после чего Мантитеос, его супруга и дочь продолжают жить в доме отца до его смерти.

После смерти отца, Мантитеос принимает своих сводных братьев и делит с ними наследство. Этот очаровательный рассказ продолжается дальше, но нас интересуют домашние хозяйства.

Домашнее хозяйство матери Мантитеоса. После смерти отца остается семья, состоявшая из 2 взрослых сыновей (братьев, женатых или не женатых) и одного подростка. После ее повторного брака с Мантиасом, в семье первого супруга остались 4 маленьких ребенка, увеличивая количество членов семьи до 8 и охватывая 3 поколения. Отметим отсутствие отдельной семейной пары.

Домашнее хозяйство семьи Плангоны. Причина ее развода с Мантиасом состояла в политическом позоре и финансовом крахе ее отца. После развода семья состояла из отца с матерью, самой Плангоны и ее старшего сына (впоследствии родится еще один) и ее 3 братьев (о которых больше ничего не известно). Известно, что Плангоне в то время было не более 30 лет, и она была старше своих братьев.

Домашнее хозяйство Мантитеоса - в ранние года его жизни семья состояла из него самого, его младшего брата, умершего в младенчестве и его родителей. Но такое состояние быстро изменилось, после смерти его матери семья стала состоять из самого Мантитеоса и его отца. Затем семья увеличивается с приходом в дом невесты и рождением ребенка.

Классическая ситуация расширения семьи по вертикали: супружеская пара, потомство плюс овдовевший родитель. В течение нескольких лет умирает отец, и Мантитеос разрешает 2 сводным братьям жить в его доме, старший из них Бойотий, не намного старше его самого и не состоит в браке, младший еще подросток. Итак, супружеская пара с ребенком, взрослым и подросток - в общей сложности трое взрослых, двое детей и неизвестным количеством рабов.

Это классические отношения «обычной» греческой семьи, содержавшие сложную смесь близких и отдаленных родственных связей; семей, разбитых разводом или смертью, проживающих в своих домашних хозяйствах.

Это также показывает, что каждая семья сознательно стремилась произвести расширенное или многократное домашнее хозяйство, но только приблизительно 30 % когда-нибудь были в состоянии достичь этого. В результате такого «демографического ограничения» происходит формирование объединенных домашних хозяйств, прежде всего на территории, где арендное земледелие было доминирующей формой сельского землевладения. Потенциальное расширение по вертикали остается стабильным, но недолгим, и лишь в том случае, когда еще живы бабушки и дедушки.

 

Вдовы

Учитывая брачный возраст и возраст смерти для мужчин и женщин можно сказать, мужчины жили немного дольше, нежели женщины, но в случае если женщина пережила суровость условий рождения ребенка, была вероятность того, что она осталась бы вдовой.[287]

В древней Греции вдовы были заметны и положение в обществе было сложным: если они были богаты, то владели властью; в случае же обеднения находились среди самых уязвимых членов общества. В своих торжественных речах греческий оратор Изей говорил, что 35 процентов женщин однажды были вдовами. Возможно, что вдовы жили с сыновьями,[288] в конце концов первейшая обязанность детей беспокоиться о родителях «в возрасте».[289] И для Феофраст, отказ от беспокойства и помощи овдовевшей матери являлся признаком полного морального банкротства.[290] 65 процентов вдов не выходили повторно замуж, но в случае наличия малолетних детей или их полного отсутствия, на женщину могло осуществляться сильное давление с целью повторной выдачи замуж. Из-за большого количества вдов и их тенденции продолжать жить с сыном, происходило значительное вертикальное расширение семей в древней Греции.

Учитывая и то обстоятельство, что родные братья также женились и оставались в большинстве случаев жить в отчем доме, семьи расширялись горизонтально, такие «объединенные» семьи встречались довольно часто.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.006 с.)