ТОП 10:

ГЛАВА I. Феномен аграрной культуры античной Греции



 

Аграрная культура античной Греции с одной стороны и первое институциональное право в истории Европы с другой – это культурный феномен мирового значения. Стали хрестоматийными cлова Плиния Младшего о Греции: «Всегда помни, что эта та земля, которая дала нам право и прислала законы, не по праву победы, а по нашей просьбе». Это доказывает ее историческое наследие, постоянно напоминающее о возможности существования альтернативного государственного устройства, обладающего оптимально эффективными результатами жизнедеятельности людей. Лишь к XII – XIV векам н.э. западная Европа по валовому внутреннему продукту достигает уровня античности[2]. Влияние древних греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации, стало весьма значительным и плодотворным.

Неразрывна связь античного феномена со Средиземноморским теплым климатом, долинами, защищенными горами, удобными морскими бухтами с изрезанной береговой линией, гаванями, где почти нет приливов и отливов. Мореходство на Средиземном море зародилось в четвертом тысячелетии до н.э., с появлением неолитических поселений на Крите и на Кипре. Кикладская культура развивалась в начале бронзового века (3500-2000 годы до н.э.) на островном кольце в Эгейском море к юго-востоку от материка, ей наследовала минойская (2000-1470 годы до н.э.), с центром на о. Крит. Критяне создавали замечательные произведения искусства и вели комфортную жизнь, используя в городах усовершенствования, которые Европа вновь увидит лишь спустя тысячу лет. Главной особенностью этой культуры является наличие письменности, слогового письма А, не расшифрованного по сей день.

Критяне еще не достигли вершины в своем развитии, а на материке в таких центрах, как Афины, Тиринф, Пилос и Микены, уже поднималась новая позднебронзовая культура, получившая в современной науке название «микенская». Она многое переняла у «минойской», заняв впоследствии ее место, хотя и отличалась от нее по образу жизни. Более раннюю минойскую и микенскую культуры археологи причисляют к так называемым дворцовым культурам. Организация общества в них строилась вокруг грандиозных дворцовых комплексов, обитатели которых издавали законы и следили за их выполнением. Дворцовые комплексы микенского периода, возведенные на высоких обрывистых холмах и напоминавшие крепости, известны как акрополи. Между 1250 и 1190 годами до н.э микенская цивилизация погибла в необъяснимом катаклизме, вызванном совокупностью факторов, в числе которых как предполагает археология были гражданская война, революция и вторжение извне. Наиболее вероятно, что какое-то из этих событий совпало с резким ухудшением дел в экономике, например с голодом. Во всяком случае, микенская дворцовая система правления исчезла, большинство великих дворцовых комплексов оказались разрушенными или покинутыми, а многие из их уцелевших жителей устремились на периферию греческого мира – в прибрежные районы и на острова. Слоговое письмо Б, применявшееся только в дворцовых надписях, исчезло вместе с гибелью дворцовой системы.

На Грецию спустился «мрак», в котором она находилась в течение 300 лет. Невелико число произведений искусства относящейся к этой эпохе. Данные, полученные в результате археологических исследований керамики (материковой и островной Греции) дают возможность предположить резкое сокращение народонаселения и подсчитать количество выявленных обитаемых мест. Таким образом, установлено, что 320 поселений относящихся к XIII в до н.э., 130 поселений к XII в до н.э. и всего 40 - к XI в. до н.э[3]. К X в. до н.э. число жителей прежних микенских поселений сократилось на 80 процентов, многие области и острова полностью обезлюдили. Археологи не нашли в других странах ни одного греческого изделия, относящегося к столетию, последовавшим за исчезновением микенской культуры; на греческой территории также не найдено изделий чужеземного происхождения, относящихся к данному веку. Крайняя степень нищеты подтверждается либо снижением качества самых простых бытовых предметов, либо их скудостью и даже полным отсутствием. По всей материковой Греции в могилах того времени находят уже не металлические, а обсидиановые наконечники стрел. Костяные кольца, глиняные бусы, каменные, а не свинцовые ухваты – все найденные предметы буквально вопиют о жесткой нужде, как отдельного гражданина, так и общества в целом, свидетельствуя об отсутствии прежних, имевшихся в распоряжении материалов. Кроме того, Греция испытывала острый недостаток в обычных изделиях, необходимых в повседневном обиходе, например, не обнаружено даже светильников, и вполне вероятно, что «Темный век» был темным в самом прямом смысле этого слова.

Но из этого «мрака» медленно поднимался еще один греческий мир, давший начало новой культуре, вспыхнувшей фейерверком искусств, философии и литературы. Она постепенно распространилась по всему Средиземноморью и, наконец, стала важнейшей составляющей всей западной цивилизации. Начиная с XI в. до н.э. Греция прошла в своем развитии несколько периодов, которые хронологически обозначаются в соответствии с характерным стилем росписи на керамических сосудах. Так называемый протогеометрический стиль вазописи характерен примерно для 1050 - 900 гг. до н.э., геометрический для 900 - 750 гг. до н.э., «ковровый» для 750 - 600 гг. до н.э.

Впоследствии, греки отправятся в другие страны, покорят моря, наладят торговлю и обустроят колонии повсюду, куда проникнут, впитают в собственный образ жизни все, что им придется по вкусу в чужих культурах, и придадут воспринятому нечто чисто греческое. В свою очередь, греческие купцы и колонисты принесут в чужие земли важнейшие элементы жизни метрополии: прежде всего, опыт городов-государств, или основную политическую структуру, созданной в Греции цивилизации, а также свой язык, литературу, философию и другие науки. Придет срок, и они превратят Средиземное море в «греческое озеро». В V в. до н.э. философ Платон сравнивал соотечественников с «муравьями или лягушками, собравшимися вокруг пруда».

По степени социально-экономического, политического и культурного развития выделяются 3 периода[4]:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства, расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период (V - IV вв.до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Для исследования аграрного развития древней Греции[5] обоснована целесообразность выделения также трех периодов:

1. Микенский период (1600 - 1100 года до н.э.);

2. Серединные века (1100 - 700 года до н.э.) между двумя эрами греческой истории между Микенским и Полисным периодами;

3. Полисный период (700 - 300 года до н.э.).

Различные эры греческой истории часто определяются как[6]:

1. Микенский период (1600 - 1200 года до н.э.);

2. Темные века (1200 - 700 года до н.э.);

3. Архаический период (700 - 480 года до н.э.);

4. Классический период (480 - 338 года до н.э.).

Могут встречаться иные определения периодов, например архаическую эпоху располагают между миграционной (XIII –XI вв. до н.э.) и классической эпохами, включающими три периода[7]:

1. Раннюю архаику (X - IX вв. до н.э.);

2. Среднюю архаику (VIII в. до н.э.);

3. Высокую или позднюю архаику (VII - VI вв. до н.э.).

 

 

Микенская цивилизация

Микенская культура была создана греками-ахейцами, вторгшимися с севера на Балканский полуостров в III - II тысячелетиях до н.э., продвигавшимися по территории Греции на юг, и уничтожавшими или ассимилировавшими коренное население. Микенская культура вначале испытывала на себе влияние минойской цивилизации бронзового века. Божества, религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды оружия, и линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита. Возникшие характерные особенности микенской культуры показывают, что она была преемственно связана с древнейшими культурами эпохи неолита и ранней бронзы, покоренными ею на этой территории.

Согласно археологическим раскопкам территория Аттики была населена во времена неолита (среднеэлладский период XX - XVII вв. до н.э.), микенская культура расположилась на территории Пелопоннеса, Центральной Греции (Аттики, Беотии, Фокиды), на значительной части Северной Фессалии и на многих островах Эгейского моря. На всей территории образовалась единообразная культура, представленная одинаковыми типами жилищ, погребений, керамики и др.

В Микенах, на северо-востоке Пелопоннеса, были обнаружены «шахтные гробницы», в которых было найдено множество предметов из золота, серебра, слоновой кости и других дорогих материалов. Гомер в «Илиаде» называл Микены «златообильными», а микенского царя Агамемнона – самым могущественным из всех ахейских вождей, принимавших участие в знаменитой Троянской войне. «Шахтные гробницы» датировались XVI в. до н.э., а Троянская война, по мнению археологов, проходила в XIII в. до н.э. и эта дата наиболее близка к традиционной дате Троянской войны у Геродота[8]. Ценности, обнаруженные в могилах («шахтные гробницы» «круга А»), показывают, что микенские цари были воинственными, свирепыми и жадными людьми.

О воинственных наклонностях свидетельствовали: во-первых, большое количество оружия в их гробницах; во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину обремененные добычей. Находка вавилонской печати свидетельствовала о существовании торговых связей с Ближним Востоком. В Микенах, в XVII в. до н.э., существовало примитивное государство, с правлением обособленного от основной массы населения царского рода.

Расцветом Микенской Греции считается период с XV по XIII вв. до н.э., в который она была процветающей страной с многочисленным населением. Центрами были дворцы в Микенах, Тиринфе, в Пилосе (Пелопоннес), в Афинах, Фивах.

Микенское время это расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, сосуды, украшения. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры. В меньшем объеме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда, глиняные сосуды изготавливались по металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника (предположительно, что источником богатства Микен являлась разработка месторождения меди). Золото и серебро применялись для изготовления украшений, были дорогими и использовались в быту только богатыми слоями населения. Микенская Греция также была знакома и с железом, использовавшимся только для предметов роскоши, таких как железные кольца, подвески, пуговицы и музыкальные инструменты (в Тиринфе, во время раскопок была обнаружена железная арфа). Только в конце позднеэлладского или микенского периода (XVI - XII вв. до н.э.) была освоена техника плавления железа по образцу плавки меди, при низких температурах (в своей работе, Ю.В. Андреев указывает на очень высокий процент содержания железа в шлаках микенского периода).

Главной отраслью, несомненно, являлось земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. Раскопки домов, названных археологами домами «торговца оливковым маслом» и «торговца вином», вблизи Микенского акрополя свидетельствовали о развитии масличных культур и виноделия. В доме «торговца оливковым маслом» было найдено 39 табличек с надписями, в которых учитывался приход и расход оливкового масла[9].

Разводился крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Производительность труда в сельском хозяйстве была высока из-за значительного роста населения, на что также указывают и косвенные данные, такие как использование большего числа людей на крупных стройках и развитие ремесел.

Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог требовали новых орудий производства, микенские строители использовали несколько видов долот, сверл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков. Крупные размеры микенских построек говорят о высоких знаниях строителей, трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню. Громадные каменные блоки весом в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на десяток километров. Камни вначале обрабатывались тяжелыми молотами, и только затем обрезались бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов, установка водосточных труб требовали сложных расчетов. Характерно единообразие точно выработанных приемов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры. Дворцы представляли собой образцы фортификационных сооружений. Мощные стены цитаделей были сооружены из каменных глыб без связующего материала и свидетельствовали о высоком инженерном искусстве ахейских зодчих. Необработанные глыбы известняка (цитадель в Тиринфе, территория Арголиды), достигавшие 12 тонн, образовывали наружные стены крепости толщиной 4,5 метров и высотой до 7,5 метров. В некоторых местах внутри стен были сделаны сводчатые галереи с казематами для хранения оружия и запасов продовольствия, при толщине стен до 17 метров. Подход к главным воротам цитадели был устроен так, чтобы приближавшийся противник был вынужден повернуться к защитникам крепости правым боком, не прикрытым щитом. Внутри крепости враг мог остановиться перед внутренней оборонительной стеной, защищавшей основную ее часть в виде акрополя с царским дворцом. Чтобы добраться до дворца, нужно было преодолеть узкий проход между наружной и внутренней стенами, разделенный на два отсека двумя деревянными воротами. Здесь враг попадал под перекрестный огонь метательного оружия, обрушиваемый на него со всех сторон защитниками крепости. В северной части (нижний город) был устроен подземный ход, ведший к тщательно скрываемому источнику в 20 метрах от стен крепости, чтобы осажденные обитатели цитадели не страдали от недостатка воды.

Среди дворцовых построек хорошо сохранился «дворец Нестора», которым согласно Гомеру, правил старый и мудрый царь Пилоса, один из главных участников похода на Трою. Основные помещения дворца расположены на одной оси и образуют замкнутый прямоугольный комплекс. Для того, чтобы проникнуть внутрь комплекса, было необходимо последовательно миновать входной портик, небольшой внутренний двор, еще один портик, вестибюль, из которого посетитель попадал в обширный прямоугольный мегарон (зал), составлявший неотъемлемую и важную часть дворца. В центре зала был устроен большой круглый очаг, дым от которого выходил через отверстие в потолке. Вокруг очага стояли четыре деревянные колонны, поддерживавшие перекрытие. Стены были расписаны фресками. В мегароне царь Пилоса пировал со своими гостями, устраивал официальные приемы и аудиенции. Снаружи к мегарону примыкали два длинных коридора. В них выходили двери многочисленных кладовых, где было найдено несколько тысяч сосудов для хранения и перевозки масла и других продуктов. Возможно, экспортировали оливковое масло, которое высоко ценилось в соседних с Грецией странах. Во «дворце Нестора» имелись ванные комнаты, водопровод и канализационные стоки. В небольшой комнате вблизи от главного входа хранился дворцовый архив, насчитывавший свыше 1000 глиняных табличек, исписанных знаками линейного слогового письма.

К числу архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат царские усыпальницы - «толосы» или «купольные гробницы». «Толосы» располагались недалеко от дворцов и цитаделей, служа местом последнего упокоения членов царствующей династии, заменив более ранние шахтные могилы. Самый большой из микенских «толосов» находился в Микенах. Сама гробница скрыта внутри искусственного насыпного кургана. Для того чтобы попасть в нее, нужно было пройти через длинный, облицованный камнем дромос (коридор), ведущий в глубь кургана. Вход в гробницу перекрывался двумя огромными каменными блоками (один из них весит 120 тонн). Внутренняя камера представляла монументальное, круглое в плане помещение с высоким (около 13,5 метров) ульевидным сводом. Стены и свод гробницы были выложены из великолепно отесанных каменных плит и были украшены бронзовыми позолоченными розетками. С главной камерой соединялась боковая камера несколько меньших размеров, прямоугольная, по всей вероятности, здесь помещалось царское погребение, разграбленное еще в древности. Сооружение таких грандиозных построек, как гробница и цитадель было бы невозможно без применения подневольного труда, чтобы справиться с такой задачей, необходимо было, во-первых, наличие большого количества дешевой рабочей силы, во-вторых, достаточно развитый государственный аппарат, способный организовать эту силу.

Внутренняя структура ахейского государства стала более понятной после прочтения в 1952 г. англичанином М. Вептрисом табличек из пилосского архива. Как оказалось, эти документы были составлены на архаическом ахейском диалекте греческого языка, на котором говорило население микенской Греции в XX в. до н.э. Прочитанные таблички представляют собой «бухгалтерские» записи, которые из года в год велись во дворце. Эти лаконичные записи заключают в себе ценнейшую историческую информацию и позволяют судить об экономике дворцовых государств микенской эпохи, их социальном и политическом устройстве; о том, что в это время в Греции уже существовало рабство, труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства.

Среди документов архива немало места занимают списки рабочих дворцового хозяйства: столько-то женщин-рабынь, их профессии (упоминаются молольщицы зерна, прядильщицы, швеи, банщицы), столько-то при них детей: мальчиков и девочек, какие продукты они получали и где работали. Их численность могла доходить до ста с лишним человек, общее же число женщин и детей по архивным данным составляла около 1300 человек. Встречаются, но не более десяти человек в каждой группе, рабы-мужчины.[10]

Наряду с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются «божьи рабы или рабыни», которые обычно арендовали землю небольшими участками у общины или у частных лиц. Можно заключить, что своей земли у них не было, следовательно, они не были полноправными членами общины, хотя не были и рабами в собственном значении этого слова. Сам термин «божий раб» указывает на то, что представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались покровительством храмовой администрации.

Значительная часть документов пилосского архива была посвящена учету труда ремесленников самых различных профессий: кузнецов, каменщиков, портных, плотников, горшечников, оружейников, золотых дел мастеров и парфюмеров. За свою работу ремесленники получали из дворцовой казны ячмень и другие продукты. Неявка на работу отмечалась в особых документах. Некоторые ремесленники упоминались среди многочисленных чиновников, состоявших на государственной службе.

Другую категорию ремесленников составляли свободные общинники, для которых работа при дворе была временной государственной повинностью, но не лишала их личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все члены общины. Частное хозяйство в микенском государстве находилось в податной зависимости от «государственного сектора».

Особое положение среди ремесленников, работающих на дворец, занимали кузнецы, освобожденные от обязательных для всего населения поставок льна. Все кузнецы, проживающие на территории государства, находились под надзором администрации. Необходимый им для работы металл они получали из казны вместе с заданием, часто использовался труд рабов.

К категории ремесленников, не работающих при дворе, принадлежали гончары, создававшие предметы широкого потребления и наличие больших запасов посуды. Гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до огромных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготавливались тонкие, поверхность ваз полировалась, обжиг был высококачественным.

Из документов архива, дворцовое хозяйство микенской эпохи вырисовывается перед нами как мощная, разветвленная экономическая система, охватывавшая практически все общество.

Государство монополизировало важнейшие отрасли ремесленного производства и установило строжайший контроль над распределением и потреблением сырья, прежде всего металла. Ни один килограмм бронзы, ни один наконечник копья или стрелы не ускользал от взора дворцовой бюрократии. Весь металл, находившийся в распоряжении государства и в частных хозяйствах, взвешивался, учитывался и фиксировался писцами дворцового архива на глиняных табличках.

В дворцовой канцелярии в табличках записаны были многочисленные чиновники, ведавших работами и наблюдавших за выполнением повинностей.

Вся территория (из архива табличек) была разбита на 16 податных округов, во главе стояли наместники-коретеры, которые отвечали за исправное поступление налогов в дворцовую казну в виде металла, золота и бронзы, различных сельскохозяйственных продуктов.

В подчинении у коретера находились должностные лица низшего ранга – басилеи, управлявшие отдельными поселениями. Басилеи осуществляли надзор за производством, за работой кузнецов, состоявших на государственной службе.

Коретеры и басилеи находились под контролем центральной власти, дворец рассылал во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Во главе государства стоял человек, именуемый ванака[11] («господин», «повелитель», «царь»). В документах нет политических функций и прав ванаки, но он занимал привилегированное положение. Принадлежавший царю земельный надел (τέμενος) в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц. В его распоряжении находилась многочисленная челядь, в табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Также, среди чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет («воевода», «военачальник»), осуществлявший командование над вооруженными силами Пилосского царства.

В надписях упоминались и другие должностные лица, а в круг высшей знати, составлявшей ближайшее окружение царя, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства, во-вторых, высшие военные чины, предводители отрядов боевых колесниц. Земледельцы и ремесленники были политически бесправны и не принимали никакого участия в управлении государством.

Каждый из микенских дворцов был окружен мощными оборонительными сооружениями, что свидетельствовало о непрерывной вражде двух государств Микен и Тиринфа, деливших между собой плодородную Аргосскую равнину.

Раскопки микенского дворца в Фивах показали, что город был сожжен и разрушен в XIV в. до н.э. Греческие предания рассказывают о кровавых усобицах ахейских владык: как семь царей Артоса вмешались в борьбу между сыновьями фиванского царя Эдипа, пошли походом на Фивы, богатейший из городов Центральной Греции (Беотии), и после ряда неудачных попыток взяли и разрушили его.

Еще примерами таких совместных военных действий может служить знаменитая Троянская война, описанная Гомером в поэме «Илиада», в которой принимали участие все основные области ахейской Греции – от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге, где предводителем всего войска был избран микенский царь Агамемнон. Война ахейцев против Трои была, возможно, одним из наиболее значительных проявлений военной и колонизационной экспансии в Малой Азии и Восточном Средиземноморье.

В XV в. до н.э. Крит был колонизован ахейцами и стал основным плацдармом для продвижения на восток и юг, и микенские греки перехватили торговую инициативу из рук минойцев.

В XIV - XIII вв. до н.э. многочисленные ахейские поселения (на это указывают большие скопления микенской керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, и примыкающих к ним островах Родос и Кипр, на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Успешно совмещая торговлю с пиратством, ахейцы вскоре стали заметной политической силой в этой районе древнего мира.

В XIII - XII вв. до н.э. ахейские отряды принимали участие в колонизации «народов моря». Об этих событиях повествовалось в египетских надписях, где и упоминались народы акайвашаи данауна (у Гомера ахайваи данава соответствовали греческим ахейцам).

За последние десятилетия XIII в. до н.э. в Микенах, Тиринфе, Афинах стали восстанавливаться старые и возводиться новые укрепления, а также и на Истме (узком перешейке, связывающим Среднюю Грецию с Пелопоннесом), чтобы оградить микенские государства на юге Балканского полуострова от опасности, надвигающейся с севера. На фреске пилосского дворца художник изобразил кровопролитное сражение, в котором, с одной стороны, ахейские воины в панцирях и характерных рогатых шлемах, с другой – варвары, одетые в звериные шкуры, с длинными распущенными волосами. По всей видимости, это были те люди, которых боялись и ненавидели обитатели микенских дворцов, против которых они возводили все новые и новые укрепления. Археология показывает, что в непосредственной близости от основных очагов микенской цивилизации, на севере и северо-западе Балканского полуострова (в областях, именовавшихся в древности Македонией и Эпиром), шла совсем иная жизнь, весьма далекая от роскоши и великолепия ахейских дворцов. Здесь обитали племена, стоявшие на низком уровне развития, и не вышедшие из стадии родоплеменного строя, с грубой лепной керамикой и примитивными глиняными идолами, сопровождавшими погребения в этих районах. Следует, заметить, что при всей своей отсталости племена Македонии и Эпира были уже знакомы с употреблением металла и их оружие в техническом отношении, не уступало оружию микенской культуры.

В конце XIII в. до н.э. племенной мир всего северобалканского региона в силу каких-то неизвестных нам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен, говоривших на различных диалектах греческого языка и народности фракийско-иллирийского происхождения, снялись с обжитых мест и устремились на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции, Пелопоннеса и в Малую Азию. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. Погиб в огне пожара пилосский дворец, серьезно пострадали, хотя и не были захвачены, крепости Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Археологические раскопки свидетельствуют о стремительном упадке ремесла, торговли, сокращения численности населения в районах пострадавших от вторжения. В XIII в. до н.э. пережившие катастрофу ахейские цитадели были окончательно разрушены и были навсегда покинуты своими обитателями.

Только в Афинах (из археологических раскопок) в XIII - XII вв. до н.э. идет интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 метров ниже уровня акрополя. Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой было вторжение племен дорийцев. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, в самом конце XII в. до н.э. Вплоть до конца XII в. до н.э. отдельные островки микенской культуры продолжали существовать вперемежку с вновь основанными поселениями пришельцев. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII в. до н.э., когда микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

Таким образом, в XIII - XII вв. до н.э. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого уже никогда не смогла подняться. Последовавший за этой катастрофой быстрый распад крупнейших микенских государств объясняется не столько силой натиска северных племен, вооруженных оружием из железа и подорванной мощью микенского общества вследствие длительной Троянской войны, сколько непрочностью их собственной внутренней структуры, в основе которой лежали, систематическая эксплуатация и угнетение коренного населения немногочисленной дворцовой элитой. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестко эксплуатируемых рабов и безземельных.

В этот период была массовая миграция с территории балканской Греции на восток, в Малую Азию и на близлежащие острова, возможно из-за недостатка продовольствия. В колонизационном движении принимали участие уцелевшие остатки ахейского населения Пелопоннеса, Средней и Северной Греции (именуются теперь ионийцами и эолийцами) и дорийские новопоселенцы.

Результатом колонизации было образование на западном побережье Малой Азии, на островах Лесбос, Хиос, Самос, Родос множества новых поселений, из которых самыми крупными были эолийская Смирна, ионийские города Колофон, Эфес, Милет, дорийский Галикарнас[12].

Уничтожение микенской аристократии привело к родоплеменной структуре, в которой остались некоторые производственные навыки и технические приспособления. К ним относятся гончарный круг, сравнительно высокая техника обработки металла, корабли с парусами, культура выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация с ее формами социально-экономических отношений, административно-бюрократической системой с письменностью, иерархией, налогами, государственными учреждениями и юридическими процедурами, с религиозно-идеологическими представлениями прекратила свое существование. На всей территории на долгое время утвердился первобытнообщинный строй. Произошел резкий упадок ремесла и торговли, массовое бегство квалифицированных ремесленников, работавших только на нужды дворца, произошел разрыв торговых морских путей. Произошло исчезновение линейного слогового письма как результат крушения бюрократической системы управления, ее пользователя.

 

Гомеровский период

Переселение дорийцев, и связанные с ними этнические передвижения в Эгейском бассейне в основном закончились в XI в. до н.э. Они вызвали большие изменения в составе населения многих областей вокруг Эгейского моря и являлись крупным последним переселением племен в этом районе.[13]

В результате переселения дорийцев Пелопоннес был захвачен, независимость удалось сохранить только населению горной Аркадии (центр полуострова). Почти одновременно дорийцы захватили всю южную часть Эгейского бассейна: большая часть Крита, острова Кифера, Родос, Книд, основав несколько поселений в юго-западной части Малой Азии. Крит потерял свое ведущее положение и не играл больше значительной роли в последующей истории древней Греции. Для острова была характерна пестрота этнического состава населения; Гомер отмечает, что «разные слышатся там языки». Вытесненные дорийцами ионийцы и частично ахейцы укрылись в Аттике; и в Аттике также нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопонесса. Впоследствии жители Аттики гордились тем, что они являлись исконными жителями своей родины, и только они смогли отразить нашествие дорийцев.

Вместе с прежним населением (ионийцами и пеласгами) в X в. до н.э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. Из Аттики возобновилась колонизация Малой Азии, получившей название Ионии, здесь возникли поселения Милет, Колофон, Эфес, сыгравшие в дальнейшем большую роль в развитии ранней греческой культуры, а также поселения на островах Самос и Хиос. По словам Геродота, Иония находилась в таком климате, «благодатнее которого мы не знаем ни в какой другой стране». В X в. до н.э. началась колонизация эолийцами острова Лесбоса и северо-западной части Малой Азии, и стала носить название Эолиды. Гомеровские поэмы были написаны на границе Эолиды и Ионии. Большое количество керамики микенской эпохи найдено на археологических раскопках, украшенной геометрическим орнаментом, но почти отсутствует греческая посуда конца XI – начала X вв. до н.э.

В Гомеровский период на смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляемая община свободных земледельцев, объединяя функции земледельца, воина, торговца и морского разбойника.[14] Эпоха гомеровского периода не была ознаменована сколько-нибудь заметными выдающимися успехами, и характерна ограниченной стратификацией, отсутствием упорядоченной налоговой системы, организацией общинной самообороны. Гомеровский эпос, как источник по истории этого периода, хронологически находится за его пределами.

Важнейшим достижением этого периода считается широкое распространение железа и его применение в повседневной жизни. Железо, применяемое ранее, для изготовления украшений, колец и браслетов, стали использовать для изготовления оружия: мечей, кинжалов, наконечников стрел и копий (об этом говорят данные, полученные в археологических раскопках погребений XI в. до н.э. в Помпейоне, Аттика). По всей Греции распространился обычай захоронения с железными мечами. В гробнице во Врокастро на Крите обнаружены топор, долото и оружие из железа (1200 - 950 гг. до н.э.). В Афинах, в погребении найдены железные изделия второй половины X в. до н.э.: длинный меч, два наконечника копья, два ножа, широкий топор или долото, тесло, удила с зубцами, узкий резец, кусок засова, возможно, принадлежавших афинскому кузнецу. В находках, датируемых IX в. до н.э. железные предметы встречаются еще чаще. Первые переселенцы из Греции в Ионию, уже владели техникой плавки железа.

Данные археологии подтверждают, что ремесло уже начало отделяться от земледелия. В поэмах упоминаются кузнецы, золотых дел мастера, кожевники, гончары, плотники и другие ремесленники. В X в. до н.э. кузнечное ремесло было довольно развитым, как показывает погребение из Афин. Кузнецы пользовались молотом, наковальней, воздуходувными мехами, клещами, весами.[15] Из других орудий ремесленного труда были известны топоры, сверла, гончарный круг, ткацкий станок. Весь известный по археологическим находкам набор инструментов микенского времени упоминается в гомеровских поэмах. Общественное положение ремесленников было довольно высоким, они были лично свободными людьми и пользовались повсеместным почетом. Описывая искусно сделанную вещь, поэт называет имя мастера, изготовившего ее. Знанием ремесла гордятся и басилеи. В использовании металлов ремесленники намного превзошли, уровень микенского времени, литье металла производилось при помощи форм, а более крупные предметы склепывались молотком на деревянном шаблоне.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.024 с.)